Консультация «Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста» Чернова Е.С.
консультация на тему

Главная цель дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraeved.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация
«Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росиночка» г.Тамбова Чернова Е.С.

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца”.
 К.Паустовский 

Главная цель дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край. В процессе работы решаются следующие задачи:

- привитие детям коммуникативных навыков в процессе коллективного труда и творчества;

- знакомство с окружающей природой и закономерностями её развития; формирование бережного отношения к природе;

- развитие продуктивной и репродуктивной речи детей в процессе составления описательных рассказов, монологической и диалогической речи;

- знакомство с памятными местами нашего города и предоставление возможности детям узнать много нового о сегодняшнем дне родного края;

- знакомство с известными историческими событиями, научить детей понимать их взаимосвязь.

Краеведение — изучение определенного края, местности, её истории, археологии, биологии. Это познавательная для детей любого возраста область. Новые впечатления, новые знания, новые исследования наталкивают ребёнка на какие-то свои детские умозаключения, которые остаются в памяти надолго.

Экскурсия — посещение достопримечательностей, музеев — помогает закрепить пройденный материал и уже никогда его не забыть, ведь впечатления остаются на всю жизнь. Но прежде чем отправиться на такую экскурсию следует провести подготовительную работу (1 этап): дать ребятам представление о различных объектах— памятниках истории и культуры, зданиях, природных объектах, местах знаменитых событий и т.д. Дети с большим интересом слушают рассказ воспитателя, и с ещё большим нетерпением ждут краеведческую экскурсию. Сама экскурсия — это 2 этап.

Во время экскурсии необходимо удерживать внимание детей, чтобы после её окончания провести беседу (3 этап): это будут детские непосредственные впечатления от экскурсии, какие-то наблюдения. После беседы для закрепления материала (4 этап) с детьми можно заняться творчеством - рисунки, аппликации, лепку, поделки из природного материала, рассказ о путешествии, либо экологическую сказку с картинками. Фантазии нет предела.

Чем старше дети, тем дольше может длиться экскурсия:

средние группы — тематические прогулки в соседний лесопарк в пределах микрорайона;

старшие группы — посещение музеев с выездом в центр города;

подготовительные группы — посещение музеев и памятников природы в других районах города.

Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспитания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обществе. Прямой контакт с достопримечательностями города формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, археологии, архитектуры, природы. Дети начинают осознавать понятие «уникальности» своего родного края. Ребята, любуясь красотой природы, пополняют лексический запас слов, развивают чувство вкуса, обогащают эмоциональную сферу. У дошкольников расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия. Дети придумывают больше творческих игр, которые воплощают в саду и дома.

Творческие работы свидетельствуют о первых ростках любви к малой Родине, о постепенном укреплении нравственно-патриотических основ, таких важных для взросления ребёнка! Краеведческие экскурсии помогают правильно воспитывать детей, и дают надежду на то, что следующие поколения будут бережно относиться не только к своему краю, но и ко всему окружающему миру. Каждый воспитатель в силе привить любовь к родному краю детским сердечкам, и помогут начать это нелегкое дело дидактические игры по краеведению.

 

Дидактические игры по краеведению «Изучаем Тамбовский край» 

Реки Тамбова, Тамбовской области

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о реках.

Материалы: картинки с изображением водных объектов, мяч.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч поочередно каждому ребенку, а дети говорят название водного объекта. (Например, реки Цна,  Студенец, Ворона, Ира, Лесной Тамбов и т.д.)

 

 

Как избежать неприятностей на природе.

Дидактическая задача: закрепить правила поведения в лесу, на водоёмах. Материалы: картинки с изображением опасных ситуаций на природе.

Ход игры: Воспитатель раздает картинки изображением опасных ситуаций на природе, а дети поочередно объясняют ситуацию, чего нельзя делать, и как надо было поступить.

 

Знакомьтесь, родной край.

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о родном крае.

Материалы: фотографии с видами Тамбова, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.

Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.

Покажи и назови памятники природы.

Дидактическая задача: закрепить знания о природных памятниках, имеющих культурную и историческую ценность

(Дуб-патриарх (возраст свыше 400 лет), растущий в парке кардиологического санатория.

Озеро Ильмень Лежит в пойме реки Вороны, в трех км западнее села Чернавки в Уваровском районе. Площадь около 150 га.Озеро имеет форму эллипса, вытянутого с севера наюг на 1,3 км, с запада на восток - на 1,2 км. Берега низкие, топкие, местами заболоченные. Дно илистое. Преобладают глубины 50-60 см. наибольшаяя глубина 2 м. Ильмень питается водами р.Чернавки, атмосферными осадками и грунтовыми водами.Берега с северо-востока покрыты широколиственными лесами, а с запада - лугами и кустарниками. Озеро - место нереста и обитания щуки, карася, окуня, плотвы; богато отложениями озерного ила - сапропеля.Озеро отнесено к памятникам природы.  

Тамбовский (Татарский) вал В трёх областях Черноземья – Белгородской, Воронежской и Тамбовской - сохраняется земляной вал, прозванный в народе Татарским. К XVII веку Российское государство раздвинуло свои южные границы. Русские люди селились на землях лесостепного Подонья, но освоению богатейших чернозёмных массивов южнорусских степей мешали крымские татары. Чтобы закрыть им путь в центральные районы государства, в первой половине XVII века решено было строить защитную Белгородскую черту. Из укреплений Белгородской черты на Тамбовщине сохранился в ряде мест земляной вал с одним или даже двумя рвами с "татарской" стороны. В пределах Тамбовщины различают: Малый Тамбовский вал – от села Кузьмино-Гать на реке Цне до шоссе Тамбов - Воронеж, Большой Тамбовский вал – до реки Челновой, и Козловский вал – от Челновой до Польного Воронежа. Из 72 километров Тамбовского вала сегодня уцелело 12 - 15. Наиболее рельефно выдаются остатки вала у сёл Заворонежское, Никифоровка, Сабурово, Челнаво-Покровское, Кузьмино-Гать и вблизи Тамбова. Уцелевшие остатки Тамбовского вала покрыты разнотравно-луговой растительностью. Из 114 видов травянистых растений 100 видов обычно произрастают в степях, пустынях и полупустынях. Татарский вал подлежит охране как памятник природы и истории.

Историко-мемориальное урочище Мемориальная посадка сосны в форме пятилучевой звезды. Находится на землях совхоза « Пахотно-Угловский » в Бондарском районе. Площадь - 5,0 га. Землепользователь-совхоз «Пахотно-Угловский». На песках совхоза «Пахотно-Угловский» Кривополянским лесничеством Бондарского лесокомбината в октябре - ноябре 1967 года была произведена мемориальная посадка сосны обыкновенной в форме пятиугольной звезды в честь 50-летия Великого Октября. Посадки сосны хорошо прижились, сейчас им насчитывается 9 лет. Звезда очень хорошо просматривается с самолёта. Посадки имеют огромное воспитательное значение, тем более , что посадка и уход за ними производились членами школьного лесничества Кривополянской школы.

Питомник имени И.В.Мичурина Расположен на левом берегу реки Лесной Воронеж, примерно в полутора километрах от города Мичуринска. Площадь–170 га. Землепользователь – Центральная генетическая лаборатория имени И.В.Мичурина. Основной питомник имени И.В.Мичурина и, в особенности маточное отделение, - это своеобразный садово-парковый памятник, музей под открытым небом. Здесь рядом можно увидеть многие виды растений , хотя в естественных условиях они произрастают за тысячи километров в совершенно различны климатических поясах и зонах. Основой питомник- хранилище бесценного генотипического фонда, созданных И.В.Мичуриным гибридных растений. Половина из них представляют отдалённые гибриды, полученные скрещиванием растений неродственных и географически отдалённых видов - неиссякаемый источник новых сортов .Этот генофонд успешно используется в селекционной работе учениками и последователями знаменитого учёного. Мотивы отнесения природного объекта к памятникам природы- большая научная, культурная и эстетическая ценность , уникальность этого ботанического памятника природы.

Знаменский парк культуры и отдыха. Находится в районном центре, посёлке городского типа Знаменка, при Знаменской средней школе. Площадь - 5,9 га. Землепользователь - коммунальный отдел. Заложен в 19 веке на усадьбе Кариан – Загряжское, впоследствии Знаменка, в бывшем имени помещиков Загряжских. Парк дошёл до нас примерно в такой же конфигурации и площади, что и в первоначальном виде. Однако его качественный и количественный состав резко изменился. Деревья сильно пострадали в 20-е годы т.е. во времена бандитизма, а также от неблагоприятно сложившихся климатических условий. Состояние насаждений удовлетворительное, но требуется систематический уход. Почвы лесные темноцветные с ореховатой структурой. Сохранилось более 800 древесно-кустарниковых пород , в том числе: дуб черешчатый, липа мелколистная, липа круглолистная, вяз гладкий или обыкновенный, берёза бородавчатая, берёза пушистая, различные виды роз, клён остролистный и многие другие. Парк имеет большое научное, познавательное и эстетическое значение , важна его оздоровительная роль, т.к. виды растений, представленные здесь, исключительно фитонцидоносные. Является очагом для распространения пород высокоценных в хозяйственном и декоративном отношении.

Новотомниковский парк Расположен в селе Новотомниково в Моршанском районе. Площадь - 15,0 га. Новотомниковский парк - старейший в Тамбовской области. Заложен в 18 веке на бывшей усадьбе графа Воронцова-Дашкова. Парк раскинулся на месте бывшей дубовой рощи, свидетельство тому- могучие дубы почти 200-летнего возраста. Почвы лесные темноцветные, черноземовидные. Парк заложен в регулярном стиле. Сохранилось много видов местных древесно-кустарниковых пород: дуб черешчатый, береза бородавчатая, береза пушистая, липа мелколистная и крупнолистная, бузина красная и т. д. Сохранились растения, завезенные из других природных зон и флористических областей: тополь белый, ива белая, лиственница сибирская и лиственница европейская, Кедр(сибирская сосна),ель обыкновенная, ель Энгельмана, несколько видов сирени. В парке сохранились постройки бывшей усадьбы, представляющие историческую архитектурную ценность. Парк имеет большое научное, познавательное и эстетическое значение, а также оздоровительное, т.к. виды растений, представленные здесь, исключительно фитонцидоносные. Является очагом для распространения высокоценных пород в хозяйственном и декоративном отношении. Велика его историко-архитектурная ценность.

Парк музея-усадьбы С.В. Рахманинова – филиала областного краеведческого музея Находится в селе Ивановка в Уваровском районе. Площадь - 8,0 га. Парк примыкает к глубокому оврагу, идущему с юга на север. Запруженный в двух местах ,овраг образовал два пруда - хозяйственный и барский. Ещё один овраг, меньший по площади, тянется посредине парка с запада на восток. Он также запружен и образует небольшой пруд - Сажалка. Недалеко от этого места располагается беседка - любимое место отдыха С.В.Рахманинова. Усадьба состоит из трёх частей: верхний и нижний сады и собственно парка, где произрастают рахманиновские вишни, яблони и груши. Усадьба в основных очертаниях восстановлена. Вокруг флигеля С.В. Рахманинова растут: дуб черешчатый, клён остролистный, ясень. Слева от входа в усадьбу располагается берёзовая аллея, справа – сирень , розы. По днищу оврага растут шесть деревьев ветлы, посаженные лично С.В.Рахманиновым. Много старых клёнов, лип, ясеней , сиреней, акации, бузины, жимолости, шиповника сохранилось по всему парку. В нём отчётливо проглядываются четыре аллеи: кленовая, тополевая, берёзовая , красная т.е. состоящая из краснолесья. Парк имеет большое научное, познавательное и эстетическое значение. Историческая ценность памятника природы заключается в том , что он является свидетелем пребывания на Тамбовщине великого русского композитора С.В.Рахманинова. Находясь в условиях лесостепи, насаждения играют почво- и полезащитную роль.)

Материалы: изображения памятников природы.

Ход игры: Дети выбирают памятники природы из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по  районам .

Назови памятники архитектуры.

Дидактическая задача: закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники писателям, врачам, выдающимся людям, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).

Материалы: изображения памятников архитектуры, карта .  

Ход игры: Дети выбирают памятники, созданные человеком, из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по  районам .

 

Красный огонек.

Дидактическая задача: закрепить знания о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

Материалы: Красные книги растений и животных.

Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира те растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.

 

Моя улица.

Дидактическая задача: закрепить знания о современных и старых названиях улиц.

Материалы: старые фотографии города Тамбова.

Ход игры: Дети на карте города находят свою улицу и подписывают её название, затем в скобках пишут старое название.

 

Узнай птицу по оперению.

Дидактическая задача: закрепить знания о птицах Тамбовского края.

Материалы: карточки с изображением разных птиц.

Ход игры: Дети выбирают птиц, обитающих на территории Тамбовского края.

 

Тамбовский областной краеведческий музей предлагает

Стационарные экспозиции (0+):

1 «Памятники усадебной культуры Тамбовского края 19-н.20вв.»

2  «Тамбовский край в 18- 19вв.»

3  «Легенды и предания Тамбовского края»

4  «Природы заповедный край»

5  «Тамбовское крестьянство: будни и праздники»

Временные выставки:

«Здравствуй, необъятная страна!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация выездной экскурсии с детьми дошкольного возраста

Забота о детях всегда должна постоянно находиться в центре внимания всех взрослых. Защита жизни и здоровья детей в любых чрезвычайных ситуациях – одна из самых гуманных и самых важных зада...

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный вид перспективного планирования поможет Вам, если Вы работаете по теме " Практико-ориентированные проекты при формирование краеведческих знаний у дошкольников"  в своих регионах....

«Краеведческие маршруты для детей дошкольного возраста»

Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.Целью краеведческих маршрутов является - вос...

Подходы по организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Здоровье детей Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики в области образования. Особой значимостью в рамках реализации программы «Образование и здоровье» обла...