ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по окружающему миру

Федотова Анна Владимировна

В статье представлены цели и задачи краеведческой работы  с дошкольниками, в краткой форме описаны методы и формы краеведческой работы в ДОУ, а также организация работы с родителями по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kraevedenie.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Федотова А.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 156 «Волжаночка»,г. Ульяновск, Россия

E-mail: anechka23-10@mail.ru

Аннотация. В статье представлены цели и задачи краеведческой работы  с дошкольниками, в краткой форме описаны методы и формы краеведческой работы в ДОУ, а также организация работы с родителями по данному направлению.

Ключевые слова: краеведение в ДОУ, образовательный процесс, нравственно-патриотическое воспитание, сотрудничество с родителями.

Актуальность. Актуальность краеведческого образования заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста, так как воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, формирует нравственные качества, развивает бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием различных сфер личности — интеллектуальная сторона, нравственно-волевая и эмоциональная. Дети уже способны принимать и усваивать ценности общества из своего окружения. Поэтому важно начинать краеведческую работу уже с детского сада, в возрасте, когда дети активно социализируются и происходит их становление, как личностей.

Важное значение краеведческой деятельности в ДОУ для старших дошкольников в качестве значимого средства приобщения их к культурным традициям родного края, сложно переоценить. Ведь среди основных факторов для формирования историко-патриотического сознания детей можно уверенно назвать их знакомство с историей своего региона, города, посёлка. Актуальность развития интересов дошкольников в данной сфере обусловлена социальными запросами общества, поскольку чем более содержательными и  глубокими окажутся знания детей о своём крае, особенностях исторического развития, природе, культурных обычаях, тем более действенными они станут в процессе приобщения дошкольников к культуре своего края.[2]

Основным задачами нравственно-патриотического воспитания  являются:    

-формирование в ребёнке общечеловеческих, нравственных качеств;

-приобщение к истокам культуры, природе родного края; 

-воспитание эмоционально-действенного отношения.

Данные задачи реализуются через все образовательные области развития дошкольника.

Цель и задачи краеведческой работы в ДОУ

Цель – воспитание у детей любви к родному краю, знакомство с его историей, природой и культурой.

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие:

 -Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

-Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за неё, восхищение её красотой.

-Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

-Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

-Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

-Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию. [3]


         Формы краеведческой работы в ДОУ

Формы работы в этом направлении в ДОУ разнообразны: непосредственно образовательная деятельность,  беседы, викторины, прогулки, праздники, развлечения,  экскурсии, наблюдения, создание фотоальбомов, фотовыставок. 

Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной позиции:

‒ чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

‒ просмотр презентаций и видеофильмов о малой родине, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к детям, рассмотреть их в деталях, пережить чувства гордости и восхищения;

‒ рассматривание иллюстраций книг, слушание историй, рисование и конструирование;

‒ беседы о жизни малой родины, об архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций;

‒ использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, площади, памятника и даже макета детского сада);

‒ участие в играх «Город-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить);

‒ использование проектной деятельности, проблемных ситуаций и поисковых вопросов.

Данное содержание успешно интегрируется со всеми образовательными областями развития дошкольников.[3]

Взаимодействие с родителями воспитанников

Ознакомление дошкольников с родным городом  происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, консультативно – информационную работу.

Примерные формы сотрудничества:

-родительские собрания — «Влияние знаний о родном городе на игры детей», «Развитие инициативы и самостоятельности детей в познании истории родного города», «Читаем с детьми о родном крае»;

‒ консультации — «Так ли важен пример родителей в воспитании у детей любви к родному городу?», «Куда сходить с ребенком в выходной?»;

 ‒ семинары-практикумы, тренинги, деловые игры — «Познавательно-исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы края», «Игры в пути» (экология родного края, достопримечательности), «Назови лишнее»;

‒ устные журналы — «Как организовать ознакомление детей с родным городом?» (этапы), «Формирование интереса у детей к речевому творчеству»

‒ педагогические гостиные «Творим вместе!» (поделки из природного и бросового материала), «Мир на кончиках пальцев» (обследование объектов);

 ‒ встречи с интересными людьми (родителями — работниками важных городских предприятий, заводов, фабрик, представителей различных профессий, ветеранами Великой Отечественной Войны)[1]

Партнёрство педагогов и родителей в деятельности ДОУ (форма совместной деятельности педагогов и родителей: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, акции, выставки совместного творчества)

Примерная тематика мероприятий  в регионе Ульяновская область:
‒ открытые просмотры различных видов деятельности детей на «Дне открытых дверей»,

‒ совместные досуги и праздники — «Папа, мама, я — спортивная семья», «Весна в родном краю», «Мы живем в Поволжье», «Поклонимся великим тем годам»;

‒ проектная деятельность — «Ульяновск-город трудовой доблести», «Автозавод УАЗ», «Их имена носят наши улицы»

‒ викторины — «Знатоки Ульяновска», «О чем рассказала Красная книга»

‒ тематические вечера — «Люби и знай свой край»;

‒акции — «Кормушка для пичужки», «Весенняя неделя добра», «Сбережём цветы-первоцветы»;

‒ выставки совместного творчества — поделки из природного и бросового материала, овощей и фруктов, костюмов народов Поволжья, «Автомобили нашего Ульяновского  автомобильного завода», «Чем знаменит Ульяновский авиастроительный завод», «Любимые сладости фабрики «Волжанка»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Альмушева, Е. Н. Партнерское взаимодействие с родителями в процессе приобщения детей к познанию родного края / Е. Н. Альмушева, Е. М. Григорьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 31-33. —

2.Иванова, И. М. Краеведение в детском саду / И. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 6-8.

3.Федорова, А. Г. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ / А. Г. Федорова, Л. В. Чекмазова, Е. М. Леднева, А. К. Какуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 953-954. —


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Познавательная деятельность - деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир в многообразии его явлений, связей и отношений. Познает ребенок мир двумя формами: восприятием и мышлением...

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые...

Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

Использование современных форм краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста.

В современном ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Такому приобщ...