Консультация для педагогов дошкольного учреждения
консультация (старшая группа) на тему

Калинина Ирина Викторовна

Использование современных методов в обучении детей рассказыванию с целью овладения ими речью, как средством общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов дошкольного учреждения.

Использование современных методов в обучении детей рассказыванию с целью овладения ими речью, как средством общения.

В процессе  обучения введены модели разнообразных видов: предметные, предметно-схематические, схематические; приёмы обучения детей действиям замещения и самостоятельного построения моделей связного высказывания различной структуры. Обучение осуществлялось поэтапно.

На первом этапе проводила  занятия, игры и упражнения, подготавливающие детей к построению описательных и повествовательных монологов с использованием моделей. Дошкольники овладели способами замещения реальных компонентов объекта условными обозначениями. У детей развилась наблюдательность, обогатилась  лексика.

Так, на примере хорошо знакомых детям сказок «Репка», «Заюшкина избушка» - детей учила подбирать условные заместители к персонажам, строить модель сказки по ходу ее изложения. В качестве символов – заместителей использовали геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. У ребят развилось умение самостоятельно, связно и последовательно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, сохраняя народные обороты речи и совершенствуя интонационную выразительность.

В играх «Угадай-ка», «Выбери персонажей» - закрепляла навыки действий замещения. Дети по условным обозначениям персонажей сказок отгадывали, из какой они сказки, а по названию литературного произведения определяли главных героев, подбирали к ним условные заместители, а затем с их помощью разыгрывали сказку.

В дидактических играх: «На что похоже? », «Найди такого же цвета», «Из каких частей состоит? » - дети научились соотносить условные наглядные обозначения с реальными признаками, качествами предметов.

При рассматривании объектов использовала сенсорно – графическую схему, которая помогала определять способы обследования предмета и закреплять результаты в наглядном виде.

В играх «Что я вижу? », «Что я слышу? » и др. с использованием сенсорных карт -  упражняла детей  в выделении признаков предмета с разных позиций источников восприятия.

На втором этапе обучения  формировала  у детей представления о структуре описательного и повествовательного текста, учила  составлять монологи с опорой на готовую и самостоятельно составленную модель, соблюдая последовательность, логичность, связность изложения, используя разнообразные лексические и интонационные средства выразительности.

Так, на занятиях по пересказу сказок «Лиса и козёл», «Колосок» - сначала у детей закрепляла умение отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки, а затем учила самостоятельно пересказывать сказку с опорой на готовую модель.

В игре – фантазирование по сказке «Лиса и козёл», дети придумывали новых героев, подбирали к ним условные заместители, строили модель и учились придумывать разные концовки к сказке.

В качестве наглядного плана, отражающего структурные элементы и связи повествования,  использовала   картинно-схематическую модель. Сначала детей обучала  конструированию таких моделей на готовых, известных текстах: «Лисичка – сестричка и серый волк», «Хаврошечка», затем учила  воспринимать, анализировать и пересказывать новые тексты на основе построения наглядной модели (Пересказ венгерской сказки «Два жадных медвежонка»).

Дети, опираясь на модель легче воспроизводили сказку без пропусков и повторений, сохраняя некоторые литературные обороты речи.

При обучении детей описанию игрушек, натуральных предметов и объектов- использовала  схематические модели.

С их помощью развивала  у детей умение выделять и называть объект описания, составлять описание путем перечисления признаков, свойств и качеств объекта в определенной последовательности; формировала  действия по использованию готовой модели.

Использовала  модели не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух объектов.

На последующих занятиях детей учила  составлять модель описательного рассказа  и пользоваться ею. Так, при описании времён года  использовала  предметно – схематическую модель. В качестве элементов модели служили предметные картинки с изображением: солнца, неба, земли, деревьев, людей, зверей, птиц. Карточки по одной выставлялись на наборном полотне - схеме, коллективно обсуждали  их значение, отбирали  содержание, определялась последовательность изложения. Сначала детям предлагался образец рассказа составленного совместно, а затем каждый ребёнок самостоятельно составлял связный, последовательный рассказ по модели.

При обучении детей составлению повествовательного рассказа по сюжетной картине использовала  предметную модель, элементами которой выступали картинки – фрагменты значимых объектов картины. Сначала детей учила  выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, устанавливать взаимосвязь между ними, а затем объединять их в единый сюжет.

На следующем этапе обучения у дошкольников развивала  умение  творческого рассказывания используя сначала готовые модели: предметные, картинно – схематические, схематические. Ребятам предлагала  конкретные персонажи в определённом месте, а они уже должны были наделить элементы модели смысловыми качествами, действиями и самостоятельно составить связное высказывание, соблюдая композицию и выразительность изложения.

Затем, детей учила  самостоятельно строить и использовать модели при сочинении сказок, рассказов и различных историй на предложенную или самостоятельно выбранную тему. Дети сочиняли свои сказки, «записывали» их с помощью символов в план - рамках, а потом рассказывали интересно, связно, последовательно и логично.

Наблюдения показали: Использование современных методов в обучении детей рассказыванию заметно облегчает процесс овладения детьми умениями строить описательные и повествовательные тексты. Наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными и последовательными :

- Обогатилось содержание детских монологов,

- представления о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое,

- выявилось умение использовать разнообразные средства лексической и интонационной выразительности.

                                                                            Составила воспитатель первой квалификационной категории :

                                                                                              Калинина И. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных учреждений "Значение «Логических блоков Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников."

Использование в работе логических блоков Дьениша. В консультации приведен пример разнообразных игр с логическими блоками, которые позволяют развивать логическое мышление, воображение память....

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Закаливание в ДОУ»

Приоритетным направлением любого дошкольного учреждение является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.   Закаливание естественными факторами природы - солнцем, воздухом и водой сл...

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Общение – актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов....

Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Создание условий для художественно эстетического развития детей в детском саду»

Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей....

Консультация для педагогов дошкольных учреждений «Дидактические игры на экологическую тематику в детском саду»

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности....

Консультация для педагогов дошкольных учреждений

laquo;Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей»...

Консультация для педагогов дошкольного учреждения на тему: «Адаптация ребенка при переходе из семьи в дошкольную организацию»

Для ребенка младенческого и раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужими» людьми и непривычными отнош...