Картотека. Летние прогулки
картотека (подготовительная группа) по теме

Морозова Надежда Валерьевна

В данном комплекте представлен материал для развивающих прогулок с детьми, который даст возможность взрослым - воспитателям, педагогам, родителям и т. д. сделать прогулки интересными, полезными, развивающими и оздоровительными. Все прогулки тематически разбиты по временам года.   Тематическая беседа, которую взрослый может проводить с детьми во время прогулки, и подвижная игра.В детских садах прогулки запланированы, но от этого они не становятся скучными. Для воспитателей прогулка - это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и т. п. В режиме дня ДОУ выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.  В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале организовать свободную игровую деятельность, провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью (трудовая, игровая, индивидуальная работа с ребенком, наблюдение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnie_progulki.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Цели развивающих прогулок

  • Расширять кругозор детей;
  • научить использовать полученные знания в играх, в рисовании;
  • научить делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями;
  • развивать творческую фантазию и воображение;
  • развивать память, внимание, речь детей,
  • поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой природы;
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;
  • прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней;
  • формировать желание стать другом и защитником природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать активность, коллективизм, настойчивость в достижении
    поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр;
  • совершенствовать основные виды движений.

«РАДУГА»

Цель прогулки

Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Развивать интерес к природе. Расширять словарный запас детей, учить подбирать синонимы.

Ход прогулки

Белый свет Солнца составлен из цветов радуги. Когда солнечный свет пробирается через атмосферу, он рассеивается с разной силой и яркостью. Сильнее и заметнее всего рассеиваете! его голубая составляющая, и нам, людям, небо кажется голубым.

Свет состоит из семи цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зеленого, голубого, синен и фиолетового.

Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такое сочетание слов: каждый охотников  желает знать, где сидит фазан.

Первая буква каждого слова подскажет название цветов, которые и составляют радугу: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Радугу мы видим при слепом, или грибном, дождике или сразу после него. Слепым называю дождь, во время которого светит солнце. Капли дождя разлагают свет на составляющие его цвета. А грибным он называется, потому что замечено, что после такого дождика в лесу появляется много грибов.

Игра на прогулке. «В цветы»

Выбирается водящий. Из оставшихся участников формируются две равные группы. Одна группа сидит на корточках в кругу, игроки из другой группы стоят у них за спинами. Водящего ходит за кругом и спрашивает у игрока, который стоит: «Сколько у тебя цветов?» Тот называв
число. Какое число названо, столько раз оба они обегают круг, но бегут при этом в разных на правлениях. Кто быстрее вернется на прежнее место, касается сидящего игрока и встает позади него, а опоздавший становится водящим.

Сидящие на корточках могут по договоренности меняться местами состоящими.

«Насекомые летом»

Цель прогулки

Закреплять знания детей об изменениях в летний период. Расширять знания детей о насекомых. Работать над развитием связной речи. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать творческую активность.

Ход беседы

Когда раскрываются цветки, шмели, осы, пчелы, мухи, бабочки и жуки наполняют сады, лес и луга. С раннего утра копошатся они в цветках, отыскивая пыльцу и сладкий сок -  нектар.

Среди порхающих над цветущим лугом бабочек есть очень красивые: павлиний глаз, траурница, адмирал, махаон и др.

На растениях -  дреме, хлопушке, табаке, у которых цветки закрыты днем, а раскрываются и пахнут только вечером, можно встретить ночных бабочек. Дрема выделяет нектар только перед дождем, лишь тогда на ее цветках и сидят эти насекомые.

В июне на пасеках стоит гул: начинают роиться пчелы.

В саду, на огороде, в лесу и поле можно найти много божьих коровок. Этого круглого красного жучка с семью черными точечками на верхней стороне в народе называют «солнышком) оберегают его, так как он очищает культурные растения от тлей. Защитой от врагов жучку служит неприятно пахнущая, горькая кровь, которую он выделяет, когда его сдавливают.

На лугу после сенокоса появляются слепни, оводы, мухи-жигалки. Последние имеют остры хоботок, которым они прокалывают кожу, больно «кусаясь».

В жаркие июльские дни громко стрекочут кузнечики. У них длинные усы, две пары крыльев и длинные задние ноги, которые помогают им делать большие прыжки. Стрекочет только самец. На левом его надкрылье находится поперечная жилка с мелким зубчатым краем, а на правом -  перепонка с вздутыми краями. Кузнечик, как смычком по струне, трет зазубренном жилкой по краю вздутой перепонки, что и вызывает звук.

«Жара»

Цель прогулки

Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Развивать интерес к природе. Расширять словарный запас детей, учить подбирать синонимы.

Ход беседы

Сегодня очень жарко. И причина такой жары — наше солнце. Именно оно согревает нашу землю своими горячими лучами. А кто из вас знает, что такое солнце? Это громадный шар состоящий из раскаленных газов - главным образом из водорода. Температура на его поверхности - почти 5500 градусов по Цельсию. А в центре  -  около 15 000 000 градусов.

А для чего нам нужно солнце? Дело в том, что без него наша планета была бы мертвым, холодным камнем. На Земле было бы всегда темно. Свет и тепло наша планета получает имени
от Солнца. Солнце поддерживает жизнь на Земле. Ни растения, ни грибы, ни насекомые, но животные, ни птицы, ни люди не могут жить и развиваться без света и тепла.

Но когда слишком много солнца, то наступает жара. Вода быстро испаряется. Реки и озер становятся мелкими. Ручьи и пруды пересыхают. Земля трескается. Растения сохнут и гибну Наступает засуха. От этого страдает все живое на Земле.

Игра на прогулке. «Пчелы»

Играющие выбирают «цветок», затем делятся на «сторожей» и «пчел». Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг цветка и поют:

Пчелки яровые, крылья золотые,

Что вы сидите, в поле не летите?

Летите за горы высокие, за леса зеленые -

На кругленький лужок, на лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, поднимая и опуская руки, мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа, не сумевшие уберечь цветок, разбегаются. Пчелы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.

«Ромашки»

Цель прогулки

Закреплять знания об изменениях в летний период. Расширять знания о цветах родного края. Работать над развитием связной и диалогической речи. Воспитывать любовь к родной природе

Ход беседы

О Педагог приводит детей к тому месту на участке, где растут ромашки. Это могут быть как декоративные, так и полевые цветы.

Как называются эти цветы? А вы знаете, что назвали этот цветок ромашкой сравнительно недавно? В старину на Руси его называли пупавкой, потому что над белыми лепестками возвышался желтый пупок. А когда в России стали известны западные рецепты приготовления лекарственных отваров из растений, тогда и прочли русские люди название растения «романов трава», «романов цвет».

Ромашка известна всем своими лечебными свойствами. Чай из ромашки успокоит, снимает воспаление. И он очень вкусный, особенно с медом.

Есть о ромашке и легенда. Ромашки схожи по форме с зонтиками, и по легенде, они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, зонтику укроется под ромашкой либо сорвет ее и шагает, поднимая цветок над головой. Дождь стучи
по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

Игра на прогулке. «Ловишка и бабочки»

Выбирается водящий. Он - ловишка. Остальные — бабочки. Ловишке дается обруч, и он о: ходит в условленное место. По сигналу «Бабочки, летите!» все бабочки «разлетаются» по площадке. По сигналу «Лови!» ловишка ловит бабочек, накидывая на них обруч.

Тот, кто попался в обруч, сам становится ловишкой. В момент, когда ловишка уводит пойманную бабочку, ведущий говорит: «Бабочки сели на цветы!» Бабочки приседают. По сигнал «Бабочки, летите!» все бабочки снова разлетаются.

«Облака»

Цель прогулки

Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Развивать интерес к неживой природе. Расширять словарный запас детей, учить подбирать анонимы.

Ход беседы

Обратите внимание детей на плывущие в небе облака.

Знаете ли вы, как образуются облака?

Если дети будут затрудняться с ответом, напомните наблюдения за высыхающими лужами, кипящим чайником. Подведите к самостоятельному умозаключению: облака — это водяной пар.

В энциклопедии написано: «Облака образуются из водяного пара. Когда солнце светит и моря и реки, вода в них нагревается и испаряется. Пар с теплым воздухом поднимается в небе. Там он охлаждается, и из крохотных водяных капелек образуются миллионы капель побольше
Они настолько легки, что могут парить в воздухе. Это и есть облака. Став большими и тяжелыми, капли падают на землю — тогда идет дождь».

Давайте пофантазируйте: на что похожи проплывающие по небу облака?

А в какое время дня чаще всего появляются облака?

Предложите детям подумать, почему облака в основном появляются днем. Если дети будут затрудняться с ответом, задайте дополнительные вопросы.

В какое время дня солнце светит сильнее: утром, днем или вечером?

Когда же сильнее испаряется влага, содержащаяся в воздухе?

Почему же облака появляются чаще днем?

«Липа»

Цель прогулки

Расширять представления и знания детей о деревьях и кустарниках, об их значении в нашей жизни. Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Познакомит детей с лекарственными свойствами липового цвета. Расширять кругозор. Развивать память
внимание, речь. Дать детям понятие о роли растений в жизни человека.

Ход беседы

Сегодня мы поговорим о липе. Понаблюдайте когда-нибудь за тем, как распускаются у не почки. Из почек появляются не только молодые светло-зеленые, еще полупрозрачные листки, но и нечто другое -  крупные чешуйки розоватого или белого цветов. Они похожи на не
большие яркие цветки и придают веткам нарядный вид. Это украшение -  не что иное, как прилистники. У основания каждого листа их всегда два. Однако позднее, через неделю - другу  когда листья полностью развернутся, никаких чешуек на ветвях уже не заметно- прилистник быстро опадают. На земле под деревьями липы, особенно где-нибудь в старом парке, в липовой аллее, можно видеть множество таких чешуек — они опали с деревьев. Если не знаешь каково их происхождение, удивишься, откуда взялся столь странный «мусор». Липа как бы торопится поскорее избавиться от своих прилистников, сбросить их. Теперь они дереву больше не нужны.

Пчелы обожают липовый цвет. Они собирают пыльцу с липового цвета и делают душисты мед. Липовый мед очень полезный и невероятно вкусный.

Игра на прогулке. «У кого больше?»

По всему игровому полю разбросаны разные предметы (кегли, кубики, мячики, игрушки. Дети бегают, стараясь не задевать предметы и не натыкаться друг на друга. По сигналу ведущего  «Собирай!» начинают быстро собирать предметы. Побеждает тот, кто сумеет собрать наибольшее число предметов.

«Калина»

Цель прогулки

Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Расширять представления и знания детей о деревьях и кустарниках, об их значении в нашей жизни. Прививать любовь к природ родного края, бережного отношения к ней. Познакомить детей с лекарственными свойствам калины. Расширять кругозор. Развивать память, внимание, речь. Дать детям понятие о рол растений в жизни человека.

Ход беседы

Дважды в году калина бывает настоящей красавицей -  в начале лета и глубокой осенью. В июне ее цветы напоминают кудри. Еще калину сравнивают с невестой: вся ее крона покрыта белыми цветами. Пчелы прилетают к ней целыми семьями. Вокруг калины все стороны разносится жужжание трудолюбивых пчел.

Но особенно хорош куст калины осенью, в конце октября. Когда все деревья сбрасывает листву, на фоне черных веток выделяются ярко-красные гроздья ее сочных ягод. Исконная обитательница русского леса не только славится красотой, но и приносит пользу для здоровья.

Мало того что калина спасает от многих недомоганий, у нее еще и вкус приятный. Едят калину, и свежую, и пареную, вроде каши, и мармелад из нее делают, и вкусный кисель готовят.

Игра на прогулке «Баба Яга»

Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы - швабр;

Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке — швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанции передать ступу и метлу следующему.

«Крапива»

Цель прогулки

Закреплять знания детей об изменениях в летний период. Расширять знания детей о лекарственных растениях. Работать над развитием памяти, мышления. Воспитывать любовь к родной природе, к традициям родного народа. Развивать творческую активность.

Ход беседы

На планете множество лекарственных растений, но настоящим лидером можно назвать, пожалуй, одно — крапиву. Это поистине уникальная трава, где только она не используется человеком! Так, в прошлом, из лубяных волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В XIX веке европейцы процеживали через крапивное сито мед и просеивали муку.

Наши предки широко применяли крапиву в магических обрядах. Считалось, что коврики сплетенные из этого растения, способны защитить их жилище от злобных незваных гостей и на время лишить их темной колдовской силы. Кроме того, активно использовались и крапивные
веники - ими выметалась порча из жилища. Для тех же целей росла крапива во дворе -  редко кто вырубал. Изготавливались из нее и всевозможные обереги. Мало кто знает, что Тульской области есть небольшой городок  Крапивна, первые летописные строки о которой относятся еще к концу XIV века.

Вот как почитали это растение древние русичи!

Игра на прогулке «Жмурки с цветами»

Выбрав удобную для игры лужайку, каждый из играющих срывает на ней какой-нибудь цветок. Затем ведущий, у которого глаза завязаны, становится посреди лужайки, а другие по очереди подносят ему свои цветы. Он имеет право поднести этот цветок к носу, понюхать его
в крайнем случае осторожно его ощупать и затем угадать, какой это цветок, и назвать его.

Если он угадал, то тот, кому принадлежал цветок, становится жмуркой.

«Куда исчезают лужи?»

Цель прогулки

Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Развивать интерес к природе. Расширять словарный запас детей, учить подбирать синонимы.

Ход беседы

О Эту прогулку имеет смысл проводить после недавно прошедшего дождя.

О Педагог обращает внимание детей на быстрое высыхание луж.

Куда исчезают лужи? (Ответы детей.)

Нужно с помощью наводящих вопросов подвести детей к выводу, что солнце сильно греет, вода в луже превращается в пар, который поднимается вверх.

Можно провести опыт: на горячий асфальт или на лист жести налить из леечки немного воды. Через не
сколько минут эта маленькая лужица испарится.

Давайте попробуем с вами придумать сказочную историю про маленькие капельки, которые путешествуют: то они в туче, то в дожде, то на земле, то превращаются в пар.

Лужи как маленькие моря, всегда манят к себе исследователей и путешественников. Он хранят в себе много маленьких тайн и огромных неприятностей. А как вы думаете, каких же приятностей? (Ответы детей.) В лужах много болезнетворных микробов. Грязная вода опасна всегда. Кроме того, в луже можно промочить ноги. А мокрые ноги — к ангине дороги. Так сток ли играть в луже?

Игра на прогулке. «Увертки»

Двое становятся друг против друга на довольно большом расстоянии, третий стоит между ними. Двое перебрасываются мячом, и, неожиданно для третьего, кто-либо из них бросает него мяч. Если он промахнется, то меняется со средним местами. Средний должен внимательно следить за мячом и увертываться от удара.

«Насекомые летом-2»

Цель прогулки

Закреплять знания детей об изменениях в летний период. Расширять знания детей о насекомых. Работать над развитием связной речи. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать творческую активность.

Ход беседы

На лесных дорожках и на опушке леса, где цветет иван-да-марья, можно встретить муравье! которые тащат семена этого цветка. Около муравейника можно найти чистотел. Семена его снабженные гребешком, муравьи перетаскивают к гнезду. Объедая гребешки, они оставляют
семена, которые здесь и прорастают. Муравьи перетаскивают и траву, кусочки хвои, мух, жуков, небольших гусениц. На растениях около муравейника встречаются божьи коровки, которые охотятся за тлями. Тлей муравьи затаскивают к себе и «доят», слизывая выделяемую им
сладкую жидкость.

Муравьи истребляют много вредных насекомых, поэтому муравейники нужно оберегать.

В теплые летние вечера в траве и кустах можно заметить зеленовато-голубые «огоньки» - это светится конец брюшка у бескрылых самок жука-светляка. Он живет в сырых местах.

На растениях и палках, погруженных в воду, живут червеобразные красные личинки комар; толкунчика -  мотыль. Это лучший корм для рыбок в аквариуме.

На подводных растениях можно найти личинок стрекозы. У них большие глаза, зачатки крыльев на спине и длинное брюшко. Нижняя губа личинки вытянута и на конце образует подобие клещей, которыми она хватает добычу — мелких водных животных. В спокойном состоянии губа сложена и прикрывает «лицо». Перед последней линькой личинка стрекозы вылезает из воды и прикрепляется к стеблям трав.

Недалеко от воды летают стрекозы: у зарослей камыша и осоки порхают синие красотки В траве встречаются малоподвижные небольшие стрекозы. Самые крупные — коромысло - не порхают: взмахнув несколько раз крыльями, они планируют в воздухе, хватая на лету добычу-
мелких насекомых.

«Гром»

Цель прогулки

Формирование реалистических представлений об окружающей нас природе. Расширял представления и знания детей о явлениях природы весной. Развивать речь, активизировал внимание, наблюдательность и память.

Ход беседы

Эту прогулку желательно провести после летней грозы.

Посмотрите, даже дома и дороги стали ярче после грозы. Почему воздух такой свежий. (Недавно прошел летний дождь.) А чем он сопровождался? (Громом и молниями.) Какая природа после дождя? А вам нравится гром? Почему не нравится? (Он пугает.) Да, раскаты грома появляются внезапно. Они то где-то далеко, то вдруг раздаются совсем рядом. Гром похож на удар в огромный барабан.

Педагог предлагает вспомнить мультфильм про котенка по имени Гав, как они со щенком на крыше дружно
боялись грома.
 Кто из вас знает, как нужно правильно вести себя во время грозы?  то может случиться, если человек неправильно поведет себя во время непогоды?

Нужно остерегаться грозы. Если непогода застала вас на улице, то вы должны вспомнить во чему вас учили, и действовать грамотно. Если гроза сопровождается частыми молниями, то лучше закрыть зонт и идти без него. Молнии могут попасть в зонт как в громоотвод. Во врем
грозы нельзя прятаться под одиноко стоящим деревом. Нельзя пользоваться мобильным телфоном во время грозы. А если вы дома, то не стойте у окна. Это опасно.

Игра на прогулке «Рак пятится назад»

Дети выстраиваются в одну шеренгу спиной к финишу. По сигналу ведущего встают на четвереньки и стартуют задом наперед. Во время движения оглядываться не разрешается. Побеждает игрок, достигший финиша первым.

«Одуванчик»

Цель прогулки

Расширять знания детей о цветах. Работать над развитием связной речи. Воспитывать любовь к родной природе. Развивать творческую активность.

Ход беседы

О Педагог читает детям стихотворение Л. Квитко и обсуждает его.

Какое по настроению это стихотворение? Почему вы так решили? А вам бы хотелось увидеть  одуванчик, поговорить и поиграть с ним?

О На прогулку выходит мальчик в костюме одуванчика.

Мы очень рады видеть тебя, дорогой Одуванчик.

Одуванчик. Я недавно расцвел, к детям в гости пришел.

И хочу сказать вам я: не нужно рвать меня, друзья.

Педагог. Да, дети нередко рвут одуванчики целыми охапками и бросают. А одуванчик - это лекарственное растение. Кто пьет чай из корня одуванчика, тот реже болеет.

Одуванчик. А какой из меня вкусный салат!

Педагог. И очень полезный. Листья моют, выдерживают в соленой воде или обдают кипя- ком. Тогда из них уходит горечь.

Одуванчик. А вы когда-нибудь ели одуванчиковый мед?

Педагог. Цветы одуванчика варят в сахарном сиропе несколько минут. Мед янтарного цвета. Кажется, в нем тысячи солнечных лучей!

Одуванчик. А еще меня очень любят бабочки и пчелы.

Педагог. Насекомые прилетают к одуванчику, чтобы полакомиться сладким нектаром.

Одуванчик. Так что, ребята, будете меня рвать и бросать?

Дети. Нет. Мы теперь знаем, какой ты бесценный друг и помощник.

Педагог. Одуванчик, поиграй с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летние прогулки

Чем заняться с ребенком летом? Несколько идей приятного совместного времяпровождения....

Летние прогулки

Какое же замечательное время года летоЛето нетолько время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей....

летние прогулки

картотека прогулок на июнь...

Методические рекомендации на тему:" Особенности проведения летней прогулки в ДОУ"

Уважаемые педагоги, я предлагаю Вам методические рекомендации по проведению летней прогулки в ДОУ...

Конспект летней прогулки Тема: "Мир удивительных цветов"

Конспект летней прогулкиТема: "Мир удивительных цветов"Подготовила: Воспитатель Детского дома - интерната №24Могильченко О.А...

Картотека подвижных игр на летней прогулке в средней группе

В наш век научно-технического прогресса значительно снизилась двигательная активность детей.   Активные игры оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. Подвижные игры на свежем...

Конспект летней прогулки в детском саду Летняя прогулка в разновозрастной группе №1 (5 – 7л). Изучаем деревья и кустарники

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Квасниковка».Энгельсского района Саратовской области      Конспект летней прогулки в детск...