«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
материал (старшая группа) на тему

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовская область

                

Доклад

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»

         

         

                                       

                                                                  Воспитатель:

                                                                  Перегудова Е.В.

                           

Котовск

2017 г.

    Слайд 2 Одним из направлений формирования интеллектуального потенциала детей в нашем МБДОУ детский сад №14 «Красная шапочка» стало логико-математическое развитие дошкольников. Проблемы математического образования в России названы в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Этим же документом обозначены задачи развития математического образования в РФ.

     Слайд 3 В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет организация образовательного пространства естественно-математической направленности. Это способствует  оттачиванию ума у дошкольников, развивает гибкость мышления, учит логике. Для обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

     Слайд 4 В процессе поиска путей решения проблемы интеллектуального развития дошкольников в ДОУ была организована дополнительная образовательная услуга естественно-математической направленности «Занимательная логика», руководителем которой я являюсь.       

     Слайд 5 Зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…» 
    Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. 

            Слайд 6   Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
        Через специальные игры и упражнения можно сформировать  умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности, реализую рабочую программу кружка «Занимательная логика».  

     Слайд 7 Цель программы: создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи программы:

  • обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям
  • учить детей ориентироваться в пространстве
  • развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать
  • воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику

     Слайд 8 Программа рассчитана на детей 5-7 лет.

Программа предусматривает проведение кружковых  занятий в различной форме:

  • Индивидуальная самостоятельная работа детей.
  • Работа в парах.
  • Групповые формы работы.
  • Дифференцированная.
  • Фронтальная проверка и контроль.
  • Самооценка выполненной работы.
  • Дидактическая игра.
  • Соревнование.
  • Конкурсы.

            Слайд 9 Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого

    Приобщать ребенку к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника. Обучая дошкольников при помощи игры стремимся к тому чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения. В работе кружка больше используются задачи-шутки, загадки, считалки ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания, задачи на развитие логического мышления, а также  такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам.

           Слайд 10 Основными методами используемыми на занятиях кружка, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практически метод, позволяющим дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая.

В рамках кружка была создана большая картотека игр:

     Слайд 11 

Логические игры:

  • Упражнение «Мой любимый фрукт»
  • Упражнение «Наблюдательность
  • Упражнение «Ладошки»
  • Упражнение «Муха»
  • Упражнение «Самый внимательный»
  • Упражнение "Сравнение понятий"
  • Упражнение "Родо-видовые отношения"
  • Упражнение "Разведчик"
  • Упражнение "Понятия по порядку"  
  • Загадки – шутки и т.д

     Слайд 12

Игры на внимание:

Зрительное внимание

  • Игра «Вспомни, как было»
  • Игра «Что с чем поменяли местами?»
  • Игра «Чего не стало?»
  • Игра «Что прибавилось?»
  • Игра «Запомни — назови — положи»
  • Игра «Чего не хватает?»

Слуховое внимание

  • Игра «Отгадай предмет по звуку»
  • Игра «Тихо — громко»
  • Игра «Отгадай, кто это?»
  • Игра «Холодно — горячо»

     Слайд 13 

Игры на развитие памяти

  • Игра «Запомни — положи»
  • Игра «Что пропало?»
  • Игра «Что изменилось?»
  • Игра «Что добавилось?»
  • Игра «Что стало по-другому?»
  • Игра «Чем отличаются?» и т.д.

   

 Слайд 14

 Семантические игры

  • Игры со словами-антонимами
  • Игры-противоречия
  • Игры грамматики
  • Игры-мостики
  • Игры анти-грамматики

     Слайд 15

 Проблемные ситуации

Игры со спичками, палочками.

e41976446fa9a1be99a2

     Слайд 16

    К концу обучения по программе  кружка «Занимательная логика» у детей сформировано:

•        умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие

•        умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)

•        произвольная память

•        мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

•        творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.

•        интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

     Слайд 17

 Дети умеют:

1.        выделять самое существенное в предметах;

2.        видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;

3.        пользоваться различными схемами и планами;

4.        рассуждать,

5.        делать умозаключения в соответствии с законами логики.

 Использование специально отобранного материала и методов работы с ним помогает и позволяет  детям успешно подготовиться к обучению в школе.

     Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГТ в работе кружка "Занимательная логика". Комплексно-тематическое планирование по теме "День знаний. Школа"

Комплексно – тематическое планирование представляет собой работу кружка  «Занимательная логика», проводимой на 1-ой неделе сентября по лексической теме «День знаний. Школа». Интеграция обра...

Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации.

Организация образовательного пространства дошкольной образовательной организации в соответствие с ФГОС....

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Занимательная логика"

Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Рабочая программа кружка  « Занимательная логика » направлена на  овладение детьми дошкольного возрас...

Программа кружка "Занимательная логика"

Программа содержит  пояснительную записку, содержание работы по темам, календарно-учебный график, методическое обеспечение. Интересна для педагогов дополнительного образования....

Программа кружка "Занимательная логика"

Перед школьным возрастом у детей начинает закладываться понятийное, словесно – логическое мышление. Поэтому для его освоения, роста уровня интеллектуального развития, творчества необходимо: • формир...