Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Занимательная логика"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Рабочая программа кружка « Занимательная логика » направлена на овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий в игровой форме познавательной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Образовательный центр «Протон»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная логика»
Автор – составитель:
Горященко С.В.
Категория воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень реализации программы: базовый
Москва 2020 – 2021 уч. г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.
Развитие логического мышления ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.
Развитие логики детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника.
Достичь этого можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение.
Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать дошкольникам свои знания и умения.
Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий дошкольникам расширять свои знания в области познавательного развития. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.
В разработанных играх и упражнениях у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических операций дети тренируют внимание, память, восприятие.
Направленность программы – техническая.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Новизна данной Программы состоит в том, что особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Цель программы – Развитие логического мышления, речь и смекалку у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные | Активизировать познавательный интерес; Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.) Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи, формировать индивидуальные творческие способности личности. |
Развивающие | Развитие логического мышления ребёнка. Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников, развитие памяти, внимания, творческого воображения |
Воспитательные | Воспитание у детей интереса к занимательным играм, формирование умения работы в коллективе. Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции. |
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ состоят в том, что
деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Возраст обучающихся, для которых предназначена дополнительная общеразвивающая программа – 5-7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 32 часа в год.
Формы обучения и режим занятий
Данная программа реализовывается в очной форме обучения.
Формы занятий – групповая.
Тип занятий – комбинированный.
Формы проведения занятий:
- занятие-игра;
- занятие-путешествие;
- занятие – развлечение.
- деловая игра;
- творческая мастерская
- занятие - фантазия
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты, способы определения их результативности.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением
Желание заниматься развитием логического мышления через игру.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Предметные результаты
арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
желание заниматься математической деятельностью.
Личностный результат:
- начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе развития логического мышления;
- проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми;
- умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к их мнению;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- опираясь делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения материала по программе являются формирование универсальных учебных действий.
Дети научатся:
• устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
• строить логическую цепь рассуждений;
• выдвигать гипотезы;
• составлять задачи-шутки, магические квадраты;
• читать графическую информацию;
• анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
• различать существенные и несущественные признаки.
• уважение к товарищам и их мнению;
• понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
• умение слушать друг друга.
• постановке учебных задач занятия;
• оценке своих достижений;
• действовать по плану.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- ребёнок сможет описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
По итогам обучения дети должны знать:
• числа от 0 до 20 и их графическое изображение;
• порядковый счет от 1 до 20;
• числа-соседи;
Способы определения результативности
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
1.Педагогическое наблюдение.
2.Педагогический анализ результатов: тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся в викторинах, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
Виды контроля:
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их математических способностей | Беседа, опрос. |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения воспитанниками учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа. |
Промежуточный или рубежный контроль | ||
По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, полугодия. | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Опрос, контрольное занятие. |
В конце учебного года или курса обучения | ||
В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Открытое занятие. |
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ – открытое занятие для родителей.
Система оценивания предметных результатов:
Итоговый контроль результатов обучения обучающихся
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
Теоретическая подготовка обучающихся | ||||
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | - минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); | 1 | Наблюдение |
- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); | 5 | |||
- максимальный уровень (обучающийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 10 | |||
Владение специальной терминологией по тематике программы | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | - минимальный уровень (обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины); | 1 | Собеседование |
- средний уровень (обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой); | 5 | |||
- максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). | 10 | |||
Практическая подготовка обучающихся | ||||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно- тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | - минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); | 1 | Демонстрация выполненной практической работы, дегустация блюд |
- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); | 5 | |||
- максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 10 | |||
Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) | Креативность в выполнении заданий | -начальный (элементарный) уровень развития креативности (обучающийся выполнил проект, выполнив простейшие практические задания педагога); | 1 | Демонстрация выполненной практической работы |
- репродуктивный уровень (проект выполнен в основном на основе практических работ); | 5 | |||
- творческий уровень (проект выполнен с максимально возможными улучшениями на основе пройденного материала). | 10 |
Форма оценивания: зачет (набрано более 20 баллов) /незачет (набрано менее 20 баллов).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации и контроля |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Мониторинг. | 2ч | Опрос, индивидуальные задания. |
2. | Знакомство с логическими заданиями | 6ч | Игровые задания. |
3. | Решение ребусов | 5ч | Игровые задания. |
4. | Ознакомление с чтением и составлением цифровых и буквенных шифров | 3ч | Игровые задания |
5. | Ориентировка во времени и пространстве | 6ч | Игровые задания |
6. | Решение логических задач | 5ч | Индивидуальная работа. |
Содержание дополнительной общеразвивающей программы.
1.Правила техники безопасности.
Знакомство детей с правилами безопасного поведения во время занятия.
2.Логические задания.
На основе игры и игровых упражнений, знакомить с логическими заданиями, закреплять понимание отношений между вопросом и ответом.
3.Решение ребусов.
Познакомить с основными компонентами ребусов, упражнять в составлении и решение простых ребусов.
4. Ознакомление с чтением и составлением цифровых и буквенных шифров.
В разделе чтения и составления шифров закрепляю представления о шифрах и их свойствах, развиваю умение читать и составлять шифры по определённым правилам.
6.Ориентировка во времени
В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
7.Логические задачи
В данный раздел подобраны игры, игровые упражнения и ситуации, которые развивают у детей мыслительную активность.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 11 | Мониторинг | 1 | Инструктаж по технике безопасности. «Знакомство с логическими задачами» | Уч. кабинет | Индивидуальные задания. Опрос. |
2 | 11 | Игра – путешествие. Мониторинг. | 1 | «Путешествие в страну Логики» | Уч. кабинет | Индивидуальные Задания. Опрос. |
3 | 11 | Квест - игра | 1 | «Соберем книжку» | Уч. кабинет | Игровые задания |
3 | 11 | Дидактическая игра | 1 | «Какое слово спряталось?» | ||
5 | 12 | Дидактическая игра | 1 | «Четвертый лишний» | Уч. кабинет | Игровые задания |
6 | 12 | Занятие - игра | 1 | Д.И. «Куда спрятался Динозаврик?» | Уч. кабинет | Игровые и практические задания |
7 | 12 | Занятие - путешествие | 1 | «Путешествие на Северный полюс» | Уч. кабинет | Игровые задания |
8 | 12 | Творческая мастерская | 1 | «Волшебная снежинка» | Уч. кабинет | Практические задания. |
9 | 01 | Дидактическая игра | 1 | «Украсим елку» | Уч. кабинет | Групповые задания |
10 | 01. | Деловая игра | 1 | «Бывает – не бывает» | Уч. кабинет | Групповые задания |
12 | 01. | Дидактическая игра | 1 | «Нарисуй по описанию» | Уч. кабинет | Игровые занятия |
13 | 02. | Дидактическая игра | 1 | «Сходства и различия» | Уч. кабинет | Практические задания. Индивидуальная работа. |
14 | 02. | Занятие - сюрприз | 1 | «Путешествие в сказку | Уч. кабинет | Игровые задания. |
15 | 02. | Деловая игра | 1 | «Моя семья» | Уч. кабинет | Практические задания |
16 | 03. | Квест – игра | 1 | «Проделки Бабы – Яги» | Уч. кабинет | Практические задания. |
17 | 03. | Занятие – развлечение | 1 | «Мы веселые Всезнайки» | Уч. кабинет | Игровые задания |
18 | 03 | Деловая игра | 1 | «Необычное в обычном» | Уч. кабинет | Игровые задания |
19 | 03. | Дидактическая игра | 1 | «Что? Зачем и почему?» | Уч. кабинет | Игровые задания |
20 | 03. | Занятие - путешествие | 1 | «Космическое путешествие» | Уч. кабинет | Практические задания. |
21 | 04. | Дидактическая игра | 1 | «Собери слова» | Уч. кабинет | Игровые задания |
22 | 04. | Занятие- соревнование | 1 | «Решаем и составляем ребусы» | Уч. кабинет | Практические задания. |
23 | 04. | Деловая игра | 1 | «Реши задачи»» | Уч. кабинет | Игровые задания |
24 | 05. | Дидактическая игра | 1 | «Составь слова по картинкам» | Уч. кабинет | Игровые задания |
25 | 05. | Дидактическая игра | 1 | «Помоги Незнайке» | Уч. кабинет | Игровые задания |
26 | 05. | Квест - игра | 1 | «Черный ящик» | Уч. кабинет | Игровые задания |
27 | 05. | Деловая игра | 1 | «Умники и умницы»» | Уч. кабинет | Практические задания |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Среди методов, используемых на занятиях по программе «Занимательная логика», используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать с наглядным и раздаточным материалом, пользоваться тетрадью и др.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет. Так как в этом возрасте продолжает совершенствоваться речь, мышление сопровождается освоением мыслительных средств, развивается образное мышление. Дети данного возраста обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития, что в результате правильно организованной деятельности позволит в дальнейшее успешно учиться в школе.
Основными принципами программы являются:
- умственного развития дошкольника.
- индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребенка, так и педагога;
- индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект.
- Особенности проведения занятий:
- теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
- для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применяются рефлексивные интерактивные упражнения;
- практические задания составляются так, чтобы время на их выполнение не превышало 20 минут.
Материально-технические условия реализации программы:
Перечень оборудования кабинета: классная доска, телевизор, столы и стулья для обучающихся, стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: дидактические игры, счетные палочки, алфавит, линейки, цифровой ряд, печатные тетради, цветные карандаши, простой карандаш.
Используемая литература:
«Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону2014г.
«Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд. «Учитель» Волгоград2014г.
«Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г.
«Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.
«Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г.
Комплексные занятия М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ,изд. «Учитель» Волгоград 2010г.
«Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г
« «Логические задачки» О.А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г.
«Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова Москва ООО «Глобус»
«Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2011г.
«Электронные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика.Блоки Дьенеша»
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика. Блоки Дьенеша» Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принцип...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-99558-1449292956.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Логика для малышей»
В течение последних 5 лет в своем ДОУ веду кружок "Логика для малышей". Современные требования ФГОС ДО обязывают всю образовательную деятельность выстраивать в соответствии с современн...
Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика. Блоки Дьенеша»
Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 4- 5 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-699957-1579626280.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
Дополнительная общеразвивающая программа«ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-913981-1491499928.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»
Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-913981-1491499928.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)
Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная логика»
Программа направлена для детей среднего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных процессов посредством развивающих игр от 4 до 5 лет. Эти развивающие игры позволяют детям овладе...