Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Занимательная логика"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Горященко Светлана Владимировна

Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Рабочая программа кружка  « Занимательная логика » направлена на  овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему  занятий в игровой форме познавательной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logika_programma.docx69.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Образовательный центр «Протон»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная логика»

                                                                                           

                                                                                           Автор – составитель:

Горященко С.В.

Категория воспитанников: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень реализации программы: базовый

                                   

                                            Москва 2020 – 2021 уч. г.

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.

Развитие логического мышления ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Развитие логики детей является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника.

Достичь этого можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение.

Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать дошкольникам свои знания и умения.

Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий дошкольникам расширять свои знания в области познавательного развития. Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников.

В разработанных играх и упражнениях у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических операций дети тренируют внимание, память, восприятие.

Направленность программы – техническая.

Уровень освоения программы – ознакомительный.

Новизна данной Программы состоит в том, что  особое внимание обращено на развитие логического мышления у дошкольников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Данная программа построена так, что большую часть материала дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают, разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

Цель программы – Развитие логического мышления, речь и смекалку у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

Образовательные

 Активизировать познавательный интерес;

Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)

Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи, формировать индивидуальные творческие способности личности.

Развивающие

Развитие логического мышления ребёнка.

Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников, развитие памяти, внимания, творческого воображения

Воспитательные

Воспитание у детей интереса к занимательным играм, формирование умения работы в коллективе. Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ состоят в том, что

деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Возраст обучающихся, для которых предназначена дополнительная общеразвивающая программа – 5-7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. 

Программа рассчитана на 1 год обучения – 32 часа в год.

Формы обучения и режим занятий 

Данная программа реализовывается в очной форме обучения.

Формы занятий – групповая.

Тип занятий – комбинированный.

 Формы проведения занятий:

  • занятие-игра;
  • занятие-путешествие;
  • занятие – развлечение.
  • деловая игра;
  • творческая мастерская
  • занятие - фантазия

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты, способы определения их результативности.

 Ожидаемые результаты  соотнесены  с  задачами и содержанием программы:

Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением

Желание заниматься развитием логического мышления через игру.

Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

Умение детей работать в парах, микрогруппах;

Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

2. Развитие памяти.

3. Развитие восприятия.

4. Развитие воображения.

5. Развитие мышления.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

    Предметные результаты

арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;

  произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;

  основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

  творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

  навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

  желание заниматься математической деятельностью.

Личностный результат:

  • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе развития логического мышления;
  • проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
  • освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми;
  • умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
  • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к их мнению;
  •  определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • опираясь делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

Метапредметными результатами изучения материала по программе являются формирование универсальных учебных действий.

Дети научатся:

• устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

• строить логическую цепь рассуждений;

• выдвигать гипотезы;

• составлять задачи-шутки, магические квадраты;

• читать графическую информацию;

• анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

• различать существенные и несущественные признаки.

• уважение к товарищам и их мнению;

• понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

• умение слушать друг друга.

• постановке учебных задач занятия;

• оценке своих достижений;

• действовать по плану.

Предметными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

- ребёнок сможет описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

 - сравнивать между собой предметы, явления;

 - обобщать, делать несложные выводы;

 - классифицировать явления, предметы;

 - определять последовательность событий;

 - судить о противоположных явлениях;

 - давать определения тем или иным понятиям;

По итогам обучения дети должны знать:

• числа от 0 до 20 и их графическое изображение;

• порядковый счет от 1 до 20;

• числа-соседи;

Способы определения результативности

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

1.Педагогическое наблюдение.

  2.Педагогический анализ результатов: тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся в викторинах, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.

                                       Виды контроля:

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входной контроль 

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их  математических способностей

Беседа, опрос.

Текущий контроль 

В         течение         всего

учебного года

Определение степени усвоения воспитанниками учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое         наблюдение, опрос, самостоятельная работа.  

Промежуточный или рубежный контроль 

По окончании изучения темы или раздела. В конце         месяца, полугодия.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала.

Определение результатов обучения.  

Опрос, контрольное занятие.

В конце учебного года или курса обучения

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Открытое занятие.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ – открытое занятие для родителей.

Система оценивания предметных результатов: 

Итоговый контроль результатов обучения обучающихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

Теоретическая подготовка обучающихся

Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

- минимальный уровень (обучающийся овладел менее

чем ½ объема знаний, предусмотренных

программой);

1

Наблюдение

- средний уровень (объем усвоенных знаний

составляет более ½);

5

- максимальный уровень (обучающийся освоил

практически весь объем знаний, предусмотренных

программой за конкретный период).

10

Владение специальной

терминологией по

тематике программы

Осмысленность и

правильность

использования

специальной

терминологии

- минимальный уровень (обучающийся, как правило,

избегает употреблять специальные термины);

1

Собеседование

- средний уровень (обучающийся сочетает специальную

терминологию с бытовой);

5

- максимальный уровень (специальные термины

употребляет осознанно и в полном соответствии с

их содержанием).

10

Практическая подготовка обучающихся

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным

разделам учебно-

тематического плана

программы)

Соответствие

практических умений и

навыков программным

требованиям

- минимальный уровень (обучающийся овладел менее

чем ½ предусмотренных умений и навыков);

1

Демонстрация выполненной практической работы,  дегустация блюд

- средний уровень (объем усвоенных умений и

навыков составляет более ½);

5

- максимальный уровень (обучающийся овладел

практически всеми умениями и навыками,

предусмотренными программой за конкретный

период).

10

Творческие навыки

(творческое отношение к

делу и умение воплотить его

в готовом продукте)

Креативность в

выполнении заданий

-начальный (элементарный) уровень развития

креативности (обучающийся выполнил проект, выполнив

простейшие практические задания педагога);

1

Демонстрация

выполненной практической работы

- репродуктивный уровень (проект выполнен в основном на основе практических работ);

5

- творческий уровень (проект выполнен с максимально возможными улучшениями на основе пройденного материала).

10

Форма оценивания: зачет (набрано более 20 баллов) /незачет (набрано менее 20 баллов).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование темы

Количество часов

Форма аттестации и контроля

1.

Инструктаж по технике безопасности. Мониторинг.

Опрос, индивидуальные задания.

2.

Знакомство с логическими заданиями

            6ч

Игровые задания.

3.

Решение ребусов

            5ч  

Игровые задания.

4.

Ознакомление с чтением и составлением цифровых и буквенных шифров

            3ч

Игровые задания

5.

Ориентировка во времени и пространстве

            6ч

Игровые задания

6.

Решение логических задач

            5ч

Индивидуальная работа.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

1.Правила техники безопасности.

Знакомство детей с правилами безопасного поведения во время занятия.

2.Логические задания.

На основе игры и игровых упражнений,   знакомить с логическими заданиями, закреплять понимание отношений между вопросом и ответом.

3.Решение ребусов.

Познакомить с основными компонентами ребусов, упражнять в составлении и решение простых ребусов.

4. Ознакомление с чтением и составлением цифровых и буквенных шифров.

В разделе чтения и составления шифров закрепляю представления о шифрах и их свойствах, развиваю умение читать и составлять шифры по определённым правилам.

6.Ориентировка во времени

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

7.Логические задачи

В данный раздел подобраны игры, игровые упражнения и ситуации, которые развивают  у детей мыслительную активность.

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

1

11

Мониторинг

1

  Инструктаж по технике безопасности.

«Знакомство с логическими задачами»

Уч. кабинет

Индивидуальные задания.

Опрос.

2

11

Игра – путешествие.

Мониторинг.

1

«Путешествие в страну Логики»

Уч. кабинет

Индивидуальные

Задания. Опрос.

3

11

Квест - игра

1

«Соберем книжку»

Уч. кабинет

Игровые задания

3

11

Дидактическая игра

1

«Какое слово спряталось?»

5

12

Дидактическая игра

1

 «Четвертый лишний»

Уч. кабинет

Игровые задания

6

12

Занятие - игра

1

Д.И. «Куда спрятался Динозаврик?»

Уч. кабинет

Игровые и практические задания

7

12

Занятие - путешествие

1

 «Путешествие на Северный полюс»

Уч. кабинет

Игровые задания

8

12

Творческая

мастерская

1

«Волшебная снежинка»

Уч. кабинет

Практические задания.

9

01

Дидактическая игра

1

 «Украсим елку»

Уч. кабинет

Групповые задания

10

01.

Деловая игра

1

«Бывает – не бывает»

Уч. кабинет

Групповые задания

12

01.

Дидактическая игра

1

«Нарисуй по описанию»

Уч. кабинет

Игровые занятия

13

02.

Дидактическая игра

1

 «Сходства и различия»

Уч. кабинет

Практические задания. Индивидуальная работа.

14

02.

Занятие - сюрприз

1

«Путешествие в сказку

Уч. кабинет

Игровые задания.

15

02.

Деловая игра

1

 «Моя семья»

Уч. кабинет

Практические

задания

16

03.

Квест – игра

1

«Проделки Бабы – Яги»

Уч. кабинет

Практические задания.

17

03.

Занятие – развлечение

1

 «Мы веселые Всезнайки»

Уч. кабинет

Игровые задания

18

03

Деловая игра

1

«Необычное в обычном»

Уч. кабинет

Игровые задания

19

03.

Дидактическая игра

1

«Что? Зачем и почему?»

Уч. кабинет

Игровые задания

20

03.

Занятие - путешествие

1

«Космическое путешествие»

Уч. кабинет

Практические задания.

21

04.

Дидактическая  игра

1

«Собери слова»

Уч. кабинет

Игровые задания

22

04.

Занятие- соревнование

1

«Решаем и составляем ребусы»

Уч. кабинет

Практические задания.

23

04.

Деловая игра

1

«Реши задачи»»

Уч. кабинет

Игровые задания

24

05.

Дидактическая игра

1

 «Составь слова по картинкам»

Уч. кабинет

Игровые задания

25

05.

Дидактическая игра

1

 «Помоги Незнайке»

Уч. кабинет

Игровые задания

26

05.

Квест - игра

1

«Черный ящик»

Уч. кабинет

Игровые задания

27

05.

Деловая игра

1

 «Умники и умницы»»

Уч. кабинет

Практические задания

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Среди методов, используемых на занятиях по программе «Занимательная логика», используются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать с наглядным и раздаточным материалом, пользоваться тетрадью и др.

Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.

Программа рассчитана на детей в возрасте 5-7 лет. Так как в этом возрасте продолжает совершенствоваться речь, мышление сопровождается освоением мыслительных средств, развивается образное мышление. Дети данного возраста обладают высоким уровнем познавательного и личностного развития, что в результате правильно организованной деятельности позволит в дальнейшее успешно учиться в школе.

Основными принципами программы являются:

  • умственного развития дошкольника.
  • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребенка, так и педагога;
  • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные   способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект.

  • Особенности проведения занятий:
  • теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
  • для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применяются рефлексивные интерактивные упражнения;
  • практические задания составляются так, чтобы время на их выполнение не превышало 20 минут.

Материально-технические условия реализации программы:

Перечень оборудования кабинета: классная доска, телевизор,  столы и стулья для обучающихся, стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: дидактические игры, счетные палочки, алфавит, линейки, цифровой ряд, печатные тетради, цветные карандаши, простой карандаш.

Используемая литература:

«Развиваем логику» Александр Лекомцев, изд. «Феникс» Ростов- на- Дону2014г.

«Математическое развитие детей 4-7 лет» Л.В. Колесникова, изд. «Учитель» Волгоград2014г.

 «Всё по полочкам» А.В. Горячев, Н.В. Ключ, изд. ООО «Баласс» Москва 2004г.

«Логические игры для дошкольников» изд. ООО «Ранок» Харьков 2010г.

«Развитие пространственного мышления и речи» изд. ООО «Хатрер-пресс» Москва 2013г.

Комплексные занятия М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ,изд. «Учитель» Волгоград 2010г.

 «Конспекты занятий по математике» Волчкова В.Н., Степанова Н.В., изд. ТЦ «Учитель» Воронеж 2009г

« «Логические задачки» О.А. Реуцкая. изд. «Феникс» Ростов –на-Дону 2012г.

«Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова Москва ООО «Глобус»

«Большая книга заданий и упражнений для детей» изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП» Москва 2011г.

«Электронные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика.Блоки Дьенеша»

Дополнительная общеразвивающая программа    «Цветная логика. Блоки Дьенеша»  Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принцип...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Логика для малышей»

В течение последних 5 лет в своем ДОУ веду кружок "Логика для малышей". Современные требования ФГОС ДО обязывают всю образовательную  деятельность выстраивать в соответствии с современн...

Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика. Блоки Дьенеша»

Дополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 4- 5 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа «ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Дополнительная общеразвивающая программа«ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»...

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»

Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)

Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная логика»

Программа направлена для детей среднего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных процессов посредством развивающих игр от 4 до 5 лет. Эти развивающие игры позволяют детям овладе...