Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Логика для малышей»
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Червякова Лидия Михайловна

В течение последних 5 лет в своем ДОУ веду кружок "Логика для малышей". Современные требования ФГОС ДО обязывают всю образовательную  деятельность выстраивать в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми обществом к дошкольному образованию. В сентябре 2017 года оформила свою первую дополнительную общеразвивающую программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop._obrazovaniya_chervyakova_l.m.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска

1

 

Дополнительная  

общеразвивающая программа познавательной направленности

«Логика для малышей»

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска

г. Канск, 2017 г.

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ №50  

«Журавушка» г. Канска

___________    О.В. Воробьева

«___»________________2017 г.

                                                                

                                                                 

         Согласовано:                                                                                                Рассмотрено:

         Председатель Родительского                                                                                на Педагогическом совете

         комитета МБДОУ №50 «Журавушка»                                                               МБДОУ №50   «Журавушка»      

         г. Канска ___________/И.Е. Макеева                                                                  г. Канска        

         «___»_______________ 2017 г.                                                                     «___»______________ 2017 г.

                                                                                                                                                                                                                                               

I.

Целевой раздел.

Пояснительная записка

5-6

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

6-7

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

7-8

1.3.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей старшего возраста

9-12

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

12-13

II.

Содержательный раздел  Программы.

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

13-14

2.2.

Способы и направления поддержки детской инициативы

14-15

2.3.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

15

III.

Организационный раздел.

3.1.

Материально-технического обеспечения Программы

16

3.2.

Распорядок  дня

16

3.3.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

17

3.4

Методическое обеспечение  Программы

17-18

IV.

Дополнительный раздел.

4.1.

Краткая презентация программы

18-19

Приложение

20-24


Целевой раздел

Пояснительная записка

Обоснование для разработки Программы

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012г., №273-ФЗ.

2. Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Министерства образования и науки РФ, от 17.10.2013г., №1155.

3. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования(утверждены постановлением Правительства РФ, от 05.07.2001г. № 505.

4. Постановление администрации г. Канска №482 от 05.04.2012г. «О тарифах   на платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями».

5. Устав  МБДОУ №50, утвержден постановлением администрации города Канска, от 05.06.2014г., №822.

6. Положение о платных образовательных услугах в МБДОУ № 50.

7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13).

8. Конвенция о правах ребенка.

Основные разработчики Программы:   воспитатель Червякова Лидия Михайловна

Современному обществу нужны  люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Человек, способный предложить нетрадиционный подход к той или иной проблеме, намного привлекательнее для современного работодателя, чем инертный, но исполнительный работник. Поэтому уже с детства в ребенке необходимо формировать способность  развивать оригинальность мышления. Кроме того программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно. Эти   факторы указывают на то, что проблема познавательного развития важна сегодня, как никогда.

Программа кружка в условиях дополнительного образования детей в ДОУ  ориентирована на обучение детей старшего возраста развитию логического мышления,  рассчитана на 1 год. Состав кружка «Логика для малышей» формируется с учётом желания детей и родителей. Наполняемость группы на занятиях – 20 детей.

Возрастная группа

Количество учебных  занятий

        Продолжительность занятия

В неделю

В месяц

В год

Старшая

1

4

32

20-25 минут

1.1    Цели и задачи реализации Программы

Цель  программы: создание условий  для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • целенаправленно  развивать познавательные процессы, включающие в себя умение:

- наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;

- строить простейшие гипотезы, проверять их,  иллюстрировать примерами, проводить;

- классифицировать объекты, (группы объектов), понятий по заданному принципу;

  • развивать способности к проведению простейших обобщений, умение использовать полученные знания в новых условиях;
  • развивать мыслительные операции;
  • развивать наглядно - образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
  • научить слушать и выполнять работу самостоятельно.

1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для интеллектуального развития воспитанников с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, вначале дети выполняют простые логические задания с красочными иллюстрациями, затем дошкольникам предлагаются карточки-схемы, после чего ребята решают словесно - логические задачи, на более сложном уровне - воспитанники исправляют ошибки сверстников. Обучаясь по данной программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне.

Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.

В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и творческий компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий: игротренинги, физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и напряжения, развивают мелкую моторику.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий, положительная оценка взрослого человека имеют значимость для них самих и для общества.

Формы реализации программы:

Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы и приёмы реализации программы:

Для качественного развития логического мышления предусмотрено:

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве.

Среди методов используются такие как: беседа, объяснение, игра, выставки, праздники; а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия.

К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока и в конце года.

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике: интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с обучающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании наглядно – образного логического мышления.

Применяются такие методы как фонетическая зарядка, игры с  настольно – печатным материалом, чистоговорки, языколомки, словесные игры, анализ и синтез предметов, пальчиковая гимнастика, загадки, работа с раздаточным материалом, работа с рабочими тетрадями «Развиваем творческие способности: для детей 4-6 лет» и «Солнечные ступеньки».

1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики,

в том числе характеристики особенностей развития детей старшего возраста.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

 Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

 Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры и показатели эффективности освоения

программы дополнительного образования «Логика для мышей»

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Создание собственной загадки или задачи каждым обучающимся своего оригинального логического мышления продукта будет являться его личным успехом. А главным критерием оценки ребёнка будет моральное удовлетворение от собственного достижения.

К концу года дети должны знать и уметь:

Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора.

Выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только с помощью указки, но и по зрительному восприятию.

Знать особенности логических и математических задач, решать их.

Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.

Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления (словесно – логические, математические, геометрические, конструктивные)

Обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета.

Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.

Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по расположению, по назначению.

Легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы.

II.Содержательный раздел Программы

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Связь с  образовательными областями

«Социально-коммуникативное развитие»:

Поддерживать в детях мотивацию к познанию, созиданию, общению, игре; формировать установку на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения; формировать умение отвечать на вопросы и задавать их; развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность:

 «Познавательное развитие»: 

Познавательное развитие, помимо развития интересов детей, любознательности  и познавательной мотивации, предполагает формирование познавательных действий и представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира — форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,

пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

На занятиях по логике дошкольники учатся упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире (делая акцент на ближайшее непосредственное окружение); развивают  самостоятельную познавательную активность;

обогащают знания и представления о мире человека; расширяют  представление о целевых связях (зачем? для чего? для кого?) на примерах предметов и материалов рукотворного мира; получают мотивацию на становление учебной деятельности через рассказы о важности учения для успешности во взрослой жизни

 «Речевое развитие»:

Формирование умения отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении, в ролевых диалогах); упражнение в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы; развитие возможностей детей в связном выражении своих мыслей; развитие способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками путём формирования активной коммуникативной позиции с использованием элементарных правил ведения диалога; обогащение активного словаря;  развитие смысловой стороны речи (знакомство с антонимами и  синонимами, знакомство со значениями слов, с их многозначностью); способствование формированию связной речи детей; обучение детей осмысливать образные выражения и фразеологические обороты (мороз щиплет нос, весна на носу, водить за нос, как белка в колесе, всё в руках горит и т. п.);

 «Художественно-эстетическое развитие»:

На занятиях с целью создания ярких, конкретных, эмоциональных впечатлений и представлений применяются образцы произведений изобразительного и музыкального искусства, герои произведений сказок, детских рассказов, фольклорные произведения.  Наглядные методы обучения помогают дошкольникам легче воспринимать материал.

 «Физическое развитие»:  

Проведение физминуток в ходе занятия с целью  поддержания и развития потребности детей в разнообразной самостоятельной двигательной активности.

2.2.Способы и направления поддержки детской инициативы.

-развитие умений сочинять несложные загадки и небылицы, составлять логические задачи с использованием наглядного материала;

-формирование умений выполнять логические упражнения в разных вариантах, с использованием усложняющих элементов, зная правильный алгоритм решения этой задачи, импровизировать в работе с настольно-печатными материалами, лабиринтами.

-развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные решения в выполнении заданий, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Мероприятия

Дата

Ответственный

Анкетирование  родителей с целью выявления уровня желания посещать кружок «Логика для малышей»

Сентябрь

Старший воспитатель, воспитатель

Родительские собрания по ознакомлению родителей с

работой  кружка «Логика для малышей»

Октябрь

Воспитатель

Проведение тематических праздников на уровне ДОО

В течение года

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители

Распространение информационных материалов: папка - передвижка, памятки, буклеты

В течение года

Воспитатель


III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Для успешной реализации данной Программы имеются:

Технические средства обучения

1. Экран

2. Проектор

3. Компьютер

4. Колонки

3.2. Распорядок дня

Работа кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми:

- продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада;

- объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН 2.4.1.3049-13.

- проведением кружка во вторую половину дня.

Программой предусмотрены следующие формы занятий:

- групповые;

- индивидуальные.

Режим занятий:

1 раз в неделю не более 20-25 минут, во вторую половину дня после дневного сна.

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Деятельность кружка осуществляется в группе ДОУ. Для проведения занятий имеются столы, стулья, магнитная  доска, настольно-печатный материал, специальные развивающие пособия (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Колумбово яйцо, Танграм, Монгольская игра и т.д.), ТСО.

3.4. Методическое обеспечение  Программы

  1. Бортникова Е. Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 5-6 лет): Тетрадь.- Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2014 .- 32 с.: ил.
  2. Гаврина С.Е. и др. Мышление: Подготовка к школе. Тесты. 6-7 лет- М.: Росмэн.- 2012.- 79 с.: ил. (Школа для дошколят).
  3. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет: Опорные конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий.- М.: Акалис, 1996.- 126 с.: ил. – Серия «Опыт работы практического педагога».
  4. Логика: Задания на развитие логического мышления: Для детей 4-5 лет.- Сыктывкар: ООО «ВК «Дакота».- 16 с.: ил.- Серия «Папка дошкольника».
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада.- 2-е изд., доработанное.- М.: Просвещение, 1990.-94 с.: ил.
  6. Пройди лабиринты: Задания на зрительное восприятие и мелкую моторику рук.-Сыктывкар: ООО «ВК «Дакота».- 16 с.: ил.- Серия «Папка дошкольника».
  7. Развиваем творческие способности: Часть 1.- Сыктывкар: ООО «ВК «Дакота».- 32 с.: ил.- Серия «Рабочие тетради дошкольника».
  8. Развиваем творческие способности: Часть 2.- Сыктывкар: ООО «ВК «Дакота».- 32 с.: ил.- Серия «Рабочие тетради дошкольника».
  9. Систематизация.- Киров: ОАО «Дом печати «Вятка». – 32 с.: ил. – Серия «Умный малыш»
  10. Солнечные ступеньки. Развиваем творческие способности. Часть 1. Тетрадь для рисования.- Киров, 2008.- 32 с.
  11. Солнечные ступеньки. Развиваем творческие способности. Часть 2. Тетрадь для рисования.- Киров, 2008.- 32 с.
  12. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия, 2000.- 158 с.: ил.
  13. Умозаключения.- Киров: ОАО «Дом печати «Вятка». – 32 с.: ил. – Серия «Умный малыш».

Интернет-ресурс

Сайт «Учительский портал «Учителя.com» http://uchitelya.com/pedagogika/87064-dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnaya-programma-logika-dlya-doshkolnikov.html

                                                                                IV. Дополнительный раздел.

4.1.         Краткая презентация программы.

     

  В МБДОУ №50 разработана и утверждена Дополнительная  общеразвивающая программа познавательной направленности «Логика для малышей» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)

Программа направлена на создание условий развития ребенка открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

       Главная цель программы: создание условий для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

        Программа ориентирована на детей  старшего дошкольного возраста.   Организуются занятия в соответствии с перспективным планом работы кружка «Логика для малышей».

( Приложение №1)

           Занятия ведет воспитатель МБДОУ № 50 «Журавушка» Червякова Лидия Михайловна, образование - средне-специальное, высшая квалификационная категория.  

           Состав кружка формируется с учётом желания детей и родителей.


Приложение №1

Тематический план работы кружка «Логика для малышей»

Старший возраст

Тематический блок

Количество часов

Содержание тематического блока

1

Определение и выделение существенных признаков

3

Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина - является предметом, а зеленая - это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша.

Существенные (основные) признаки предмета – это цвет, форма, размер.

Несущественные признаки: запах, материал, где растет, как используется человеком, использование в пище, вкус, живое-неживое и т.д.

2

Сравнение

3

Сравнение – мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Умение сравнивать  повышает уровень произвольного внимания, зрительного восприятия и памяти, усидчивость дошкольника.

Сравнение предметов по форме и цвету

Сравнение предметов по размеру и массе

Сравнение предметов по скорости движения

Сравнение предметов по расположению.

Сравнение предметов по назначению

3

Классификация предметов

2

Классификация – распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеют свое место. Очень важен выбор основания классификации. Умение классифицировать

Классификация по существенным признакам (основная)

Классификация по несущественным признакам (вспомогательная)

Классификация предметов по назначению

4

Знакомство с противоположными понятиями

3

Знакомство с противоположными понятиями (несовместивыми понятиями)

Умение определять, различать и правильно применять противоположности развивает речь, внимание, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления

Понятия: «большой-маленький», «толстый-тонкий», «длинный-короткий», «узкий-широкий», «высокий-низкий», «правый-левый», «открытый-закрытый», «тяжелый-легкий», «горячий-холодный», «твердый-мягкий» и т.д.

5

Знакомство с родовыми и видовыми понятиями

4

Знакомство с видовыми и родовыми понятиями

Видовые понятия это предметы одного вида с несущественными различиями, например: стул, табурет, кресло.

Родовые понятия - предметы разных видов, но объединенные одним назначением (посуда, транспорт, мебель и т. д.)

Рассматривание 3-4 видов, выделение известных признаков

Работа над понятием (определение существенного признака, обобщение группы из 3-4 видов и введение слова обобщения (выделяем, что одинаковое, что различное у всех видов и делаем вывод)

Деление предметов на подгруппы по разным признакам (например, одежда девочек, одежда мальчиков)

Беседа с использованием наглядности в виде картинок, натуральных предметов, моделей. При рассматривании предметов формирование умения выделять все общие признаки и среди них – существенные для обобщения предметов в группы.

6

Развитие умения выявлять нелогичные ситуации.

2

Развитие умения выявлять нелогичные ситуации – моделирование ситуации, в которой прослеживается несоответствие явлений,  нарушение в логике событий, неправильная последовательность иллюстраций и т.д.

Умение выявлять и разгадывать нелогичные ситуации развивает память ребёнка и  мышление, воображение и внимательность, формирует умение отличать реальное от выдуманного, дошкольник учится строить умозаключения. Детская игра в нелепицы  — это фактически проверка того, прочно ли усвоил ребёнок внешний облик предметов, признаки явлений, последовательность связей между ними.

Разгадывание небылиц

Разгадывание задачек-шуток

Дидактические игры

7

Определение количественных и качественных признаков

5

Определение количественных и качественных признаков

Качественные признаки – это те признаки, которые можно описать. Например, светлые волосы у куклы, мягкая шерсть у кошки…

Количественные признаки – их можно определить измерением. Например, 2 машинки, 5 конфет, легкий шарик и тяжелый слон

Метод наложения и метод приложения

8

Изучение времени и пространства

5

Изучение времени и пространства

Пространственное мышление – способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами.

Соотнесение предметов по форме и размеру, подбор деталей или фрагментов, подходящих друг к другу или к предложенному образцу.

Формирование навыка пространственного мышления развивает у дошкольника произвольное внимание и зрительное восприятие.

Знакомство с различными конструкторами, мозаикой, строительным материалом, пазлами и головоломками.

Знакомство и закрепление понятий: «слева-справа», «больше-меньше», «выше-ниже», «вперед-назад», «вверху-внизу», «впереди-сзади»

Ориентировка во времени – знакомство дошкольников с элементарным представлением о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности, всех дней недели, месяцев, времен года.

Знакомство с понятиями: утро, день, вечер, ночь, сутки, дни недели.

Установление последовательности различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определение того, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра

Знакомство и закрепление понятий: «раньше-позже», «сначала-потом»

9

Развитие умения разгадывать ребусы

3

Развитие умения разгадывать ребусы

Ребус - это загадка, головоломка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания.

Умение разгадывать ребусы способствует: развитию мышления, тренирует сообразительность, логику, интуицию, смекалку, помогают расширить кругозор, запомнить новые слова, предметы,  тренируют зрительную память.

Объяснение правил разгадывания ребуса

Ребусы в виде картинок и иллюстраций.

Ребусы-слова.

Математические ребусы.

10

Закономерность

2

Закономерность – установление связей между предметами и явлениями, основанных на действии определенных законов.

Умение устанавливать закономерности развивает логическое и абстрактное мышление , словарный запас, умение объяснять то или иное решение при определении и выявлении закономерностей.

Закономерность «Было-стало»

Закономерность в графических объектах, рисунках

Закономерность в расположении фигур,  предметов

Закономерности по видам «Чередование», «Увеличение», «Уменьшение», «Изменение», «Комбинирование»

Всего

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие художники»

Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности "АБВГДейка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23448183","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Логика – очень важный навык для человека, поэтому с дошкольного возраста  важно развивать в детях логическое мышление. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютер...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Подготовка к школе»

Дополнительная общеразвивающая программапознавательной направленности«Подготовка к школе»...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей 5-7 лет «Подготовка к школе»

Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей 5-7 лет «Подготовка к школе»...