Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности "АБВГДейка"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА»,
ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
(ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА», ФИЛИАЛ ДЕТСКОГО САДА «СВЕТЛЯЧОК»)
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогический совет Директор Детского сада «Золушка»,
протокол № филиал Детского сада «Светлячок»
от « »_________2021 ______________В.А. Сихвардт
« »_________ 2021 г.
Дополнительная
общеразвивающая программа
познавательной направленности
«АБВГДейка»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок освоения программы: 1 год
Объем программы: 68 часов
Автор-составитель:
Карелина Елена Ивановна,
воспитатель высшей квалификационной
категории
г. Заводоуковск, 2021
Содержание
- Пояснительная записка…………………………. 3
- Цель, задачи………………………………………4
- Формы организации деятельности
дошкольников…………………………………… 5
- Годовой календарный график………………….. 6
- Содержание программы………………………… 6
- Организационно-педагогические условия
реализации программы…………………………. 7
- Планируемые результаты………………………. 7
- Оценочные и методические материалы……….. 8
- Учебно-тематический план………………….... 10
- Список литературы………………………..… 13
Пояснительная записка.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Идея обучения детей грамоте в детском саду возникла давно. Академией педагогических наук СССР проводилась большая исследовательская работа по обучению детей 5-6 лет, психологами и педагогами — экспериментальная работа по обучению грамоте. На основе исследований таких ученых, как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой и Ю.И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А.И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.
Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Цель программы: создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.
Задачи:
обучающие:
- формирование грамматического строя устной речи;
- овладение непосредственно механизмом чтения;
- развитие речевого слуха (фонетического и фонематического).
- обогащение словарного запаса, активизация его в свободных высказываниях.
развивающие:
- развитие высоты, силы, темпа и громкости речи.
- совершенствование элементарных графических умений.
- развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения).
- развитие мелкой моторики.
воспитательные:
- формирование коммуникативных умений и навыков.
- формирование произвольного поведения.
Принципы:
- От простого – к сложному.
- Доступность содержания программы.
- Систематичность и последовательность учебного материала.
- Наглядность.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
- Дифференцированное обучение.
- Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.
- Соблюдение преемственности программного материала между детским садом и школой.
Формы организации деятельности дошкольников:
- индивидуальная;
- работа в парах;
- групповая;
- коллективная.
Во время занятий необходимо использовать различные виды деятельности дошкольников: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, творческую.
Это позволит создать условия для поддержки детской инициативы, эмоционального комфорта воспитанников.
Планируемое количество детей – 12-15 человек.
Продолжительность занятий – до 30 минут,2 раза в неделю.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- игровые;
- поисковые;
- исследовательские.
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | 01. 09. 2021г. – 31. 08. 2022г. |
Продолжительность учебного процесса | 45 недель |
Режим работы | 2 раза в неделю во второй половине дня |
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни |
Педагогическая диагностика | 01. 09. 2021г. – 26. 09. 2021г. 01. 05. 2022г. – 25. 05. 2022г. |
Количество занятий | 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в год |
Содержание программы
Программа рассчитана на возраст детей 6-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Содержание программы разработано таким образом, чтобы осуществлялась преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.
Занятия предложены в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку детей.
Виды работ:
- знакомство с буквой и звуком;
- характеристика звука;
- изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные):
- чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов;
- выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией);
- моделирование;
- обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;
- работа над лексическим значением слов;
- слушание стихотворений, сказок;
- выполнение заданий на классификацию;
- игры со словами (разгадывание загадок, шуток, ребусов, шарад, составление рифм, чтение слов в разных направлениях, разными способами,
составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте);
- пальчиковые игры;
- работа с деформированными текстами;
- анализ и синтез графических букв;
- подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты)
- работа с книгой.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов 72.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-6-7 лет). При реализации дополнительной общеразвивающей программы по подготовке детей к школе требования к умениям и навыкам детей не предъявляются. Итоговые мероприятия по реализации программы будут: открытые занятия для родителей, детский праздник.
Планируемые результаты.
К концу года старшие дошкольники должны уметь:
- составлять предложения;
- членить предложения на слова;
- соотносить буквы и звуки;
- называть звуки и слоги в словах;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове;
- проводить звуковой анализ слова;
- владеть основами плавного слогового чтения;
- пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;
- проявлять активность, самостоятельность;
- обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;
- правильно держать ручку, карандаш;
- классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.
Оценочные и методические материалы
Диагностика воспитанников проводится 2 раза в год.
Р а з д е л 1. Фонетика
- Дифференцирование гласных и согласных звуков.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки, а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
- Выделение гласного звука в начале слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.
Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
- Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.
М а т е р и а л для анализа: мак - [м],[а],[к]; кит - [к],[и],[т].
П р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.
Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
- Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.
М а т е р и а л для анализа:
нос – нёс; мал – мял; вол – вёл; белка – балка
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
- Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.
М а т е р и а л для анализа:
балка – палка; быль – пыль; вата – фата; дом – том
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
6. Звуковой анализ слов.
М а т е р и а л для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса.
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
Р а з д е л 2. Грамматический строй языка.
1.Составление рассказа по сюжетной картинке.
О б о р у д о в а н и е: сюжетные картинки.
Воспитатель предлагает ребёнку ряд сюжетных картинок. Ребёнок выбирает одну из них. Воспитатель предлагает ему составить рассказ по этой картинке и с помощью вопросов выявляет уровень развития грамматического строя речи.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный рассказ – 3 балла;
-рассказ с ошибками – 2 балла;
-рассказ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие рассказа – 0 баллов.
2. Структура предложения. Слова, называющие действия, предметы, признаки; короткие слова (предлоги) .
О б о р у д о в а н и е: фишки слов; обозначение точки; схема предложения.
Воспитатель из составленного ребёнком рассказа выбирает предложение и предлагает «записать» его (построить схему). Ребёнок составляет схему предложения, объясняя значение каждого слова.
Н а п р и м е р: «Дети играли на красивой поляне».
Р е б ё н о к. Первое слово – дети – отвечает на вопрос «кто?», значит, это слово- предмет, обозначим его условной фишкой.
Второе слово – играют. Дети что делают? Это слово-действие, обозначаем его условной фишкой и т.д. В конце предложения ставим точку.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
Учебно - тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Месяц |
1. | Знакомство с буквами А а, звуком (а) | 1 | Октябрь |
2. | Знакомство с буквами У у, звуком (у) | 1 | |
3. | Знакомство с буквами О о, звуком (о) | 1 | |
4. | Закрепление изученных букв. | 1 | |
5. | Знакомство с буквами М м, звуками (м), (м,) | 1 | |
6. | Закрепление. | 1 | |
7. | Знакомство с буквами С с, звуками (с), (с,) | 1 | |
8. | Закрепление изученных букв. КВН | 1 | |
9. | Составление слов. Моделирование. Игры со словами. | 1 | Ноябрь |
10. | Знакомство с буквами Х х, звуками (х), (х,) | 2 | |
11. | Знакомство с буквами Р р, звуками (р), (р,) | 1 | |
12. | Игры с буквами и словами. | 1 | |
13. | Знакомство с буквами Ш ш, звуком (ш). | 2 | |
14. | Знакомство с буквой ы, звуком (ы) | 1 | |
15. | Знакомство с буквами Л л, звуками (л), (л,). Сравнение артикуляции при произношении звуков (л) и (р). | 2 | Декабрь |
16. | Знакомство с буквами Н н, звуками (н), (н,). | 1 | |
17. | Игры с буквами и звуками. | 1 | |
18. | Знакомство с буквами К к, звуками (к), (к,). | 2 | |
19. | Знакомство с буквами Т т, звуками (т), (т,). | 1 | |
20. | Составление слов. Моделирование. Игры со словами. | 1 | |
21. | Знакомство с буквами И и, звуком (и). | 1 | Январь |
22. | Знакомство с буквами П п, звуками (п), (п,). | 2 | |
23. | Знакомство с буквами З з, звуками (з), (з,). Сравнительный анализ звуков (з) и (с) по глухости - звонкости. | 2 | |
24. | Знакомство с буквами Й й, звуком (й). | 1 | |
25. | Знакомство с буквами Г г, звуками (г), (г,). Сравнительный анализ звуков (г) и (к). | 2 | Февраль |
26. | Знакомство с буквами В в, звуками (в), (в,). Игры с буквами и словами. | 2 | |
27. | Знакомство с буквами Д д, звуками (д), (д,). Сравнительный анализ звуков (д) и (т). | 2 | |
28. | Знакомство с буквами Б б, звуками (б), (б,). Составление слов. Моделирование. | 2 | |
29. | Знакомство с буквами Ж ж, звуком (ж). | 2 | Март |
30. | Сравнительный анализ звуков (ж), (ш). (з). | 1 | |
31. | Знакомство с буквами Е е. Обозначение звука после согласного. | 1 | |
32. | Знакомство с буквой Ь. Ь в конце слова. | 1 | |
33. | Составление слов. Ь в середине слова. Моделирование. | 1 | |
34. | Знакомство с буквами Я я. Обозначение звука после согласного. | 2 | |
35. | Знакомство с буквами Ю ю. Обозначение звука после согласного. | 2 | Апрель |
36. | Знакомство с буквами Ё ё. Обозначение звука после согласного. | 2 | |
37. | Сравнительный анализ букв Е и Ё. Звуков, которые они обозначают после согласных. Моделирование. | 1 | |
38. | Знакомство с буквами Ч ч, звуками (ч). | 2 | |
39. | Разгадывание кроссвордов. Викторина. | 1 | |
40. | Игры с буквами и звуками. Сравнительный анализ звуков (ч), (с), (ш). | 1 | Май |
41. | Знакомство с буквами Э э, звуком (э). | 2 | |
42. | Знакомство с буквами Ц ц, звуками (ц). | 1 | |
43. | Знакомство с буквами Ф ф, звуками (ф), (ф,). Составление слов. Моделирование. | 2 | |
44. | Знакомство с буквой Ъ. | 1 | |
45. | КВН | 1 |
Источники информации:
- Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
- Волика В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
- Выготский Л.С. Развитие устной речи. М., 1996.
- Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс., 1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 1998.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
- Шаехова Р.К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Логика для малышей»
В течение последних 5 лет в своем ДОУ веду кружок "Логика для малышей". Современные требования ФГОС ДО обязывают всю образовательную деятельность выстраивать в соответствии с современн...
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно- исследовательской деятельности «Почемучки»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности "Юный эколог"
Кружковая деятельность для детей средней группы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Данная программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабоч...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...
Дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Маленькие художники»
Программа направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования...
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-конструктивной направленности «Волшебный квадратик»
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения....