ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе программы «Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаевой, а также использовались технологии авторской программы по экологическому воспитанию Соломенниковой О.А. Экологическое воспитание в детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЛА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 86 города Орла»
302001, г. Орёл, ул.Красина,5
тел. 74-45-55, факс 74-53-89
Рассмотрено и принято на педагогическом совете № ___ «____»___________201___г. Протокол педсовета № ____ | Утверждаю: Руководитель ДОУ ________________ (ФИО) Приказ № _________ от «_____» ________________201___г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Возраст детей: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года
составитель:
Карпухина Н.С., воспитатель
Орел-2018
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Содержание программы | 7 |
3. | Учебный план | 8 |
4. | Методическое сопровождение программы | 35 |
5. | Организация работы по программе | 37 |
6. | Методическое обеспечение реализации программы | 38 |
1. Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
С безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Направленность программы
Данная программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабочая программа составлена на основе программы «Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаевой, а также использовались технологии авторской программы по экологическому воспитанию Соломенниковой О.А. Экологическое воспитание в детском саду.
Актуальность программы
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Цель программы
Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.
Задачи программы
- Формирование у дошкольников осознано правильного, гуманного отношения к природе;
- накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии;
- формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе, правильного поведения и общения;
- воспитание потребности в созидании и творчестве;
- создание условий для полноценного экологического воспитания;
- воспитание любви к природе через прямое общение с ней;
- повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.
Этапы экологического воспитания
1 этап (с 4 до 5 лет)
- интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать;
- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них;
- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде.
2 этап (с 5 до 6 лет)
- соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке; - выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;
- способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
- доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
3 этап (с 6 до 7 лет)
- умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи;
- осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает;
- обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);
- отношение к человеку, как к естественному объекту природы;
- познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека;
- экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе
Отличительные особенности программы
Особенностью данной программы заключается работа совместной деятельности педагога с детьми в разных формах: экологических наблюдениях, опытно-экспериментальной деятельности, беседах, экологических играх, чтении художественной литературы экологического содержания, работы в экологических тетрадях, включении фольклора и труда в повседневную жизнь детей. Непрерывная образовательная деятельность построена на совместном творчестве педагога и ребёнка и представлена в форме игровых проблемных ситуаций, экологических путешествий, викторин, клубов знатоков природы и т.д.
Адресат программы
Программа составлена для детей в возрасте 4 - 7 лет. Данная программа разработана для детей общеразвивающих групп. Программа может быть адаптирована для других категорий детей с учетом их особенностей и образовательных потребностей.
Характеристика особенностей развития детей от 4 до 7 лет
Средняя группа (от 4-5 лет)
Дети средней группы сензитивны к разным видам предметной деятельности, и в первую очередь к игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Дети 4-5 лет любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная, опирается на их опыт и знакомые образы. В целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.
Старшая группа (от 5-6 лет)
Возраст 5 - 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5 - 6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Подготовительная группа (6-7 лет)
В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.
Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
От 4 до 5 лет:
1. Ребёнок проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни, испытывает радость от общения с животными и растениями – как знакомыми, так и новыми для него.
2. Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями со взрослыми, сверстниками, стремится отразить их в продуктивной деятельности: лепит, создает поделки из природного материала, рисует животных и растения простыми способами, раскрашивает контурные изображения.
3. С удовольствием включается в поисково – исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослыми, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия.
4. Откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями в уголке природы, охотно вместе с воспитателем, оказывает посильную помощь растениям, животным.
Различает и правильно называет растения и животных. Может рассказать о них.
5. Эмоционально откликается на красоту природы, проявляет сочувствие попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь.
От 5 до 6 лет:
1. У ребёнка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде. Старается придерживаться их в своей деятельности.
2. Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, осуществления наблюдения, экспериментирования без поддержки взрослого.
3. Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг объектов. С удовольствием, по собственной инициативе, общается с живыми существами, наблюдает за проявлениями их жизни.
4. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
5. Отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
От 6 до 7 лет:
- Гуманно-ценностное отношение детей к природе становится более устойчивым. Дети стараются самостоятельно придерживаться правил поведения в природе не только по отношению к привычным обитателем уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной природной среде.
- Дети обращают внимание на поведение малышей и сверстников в природе: советуют, как поступить, помочь живому, высказывают замечания, если их поведение вредит растениям и животным.
- Интересуются изучением природного мира, высказывают догадки, размышляют о причинах природных явлений, организуют и осуществляют познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
- Отличаются широтой кругозора, хорошо ориентируются в природных объектах, интересно и с увлечением рассказывают о них, делятся впечатлениями.
- Самостоятельно ухаживают за растениями уголка природы, ответственно относятся к труду. Владеют трудовыми умениями, достигая качественных результатов.
Формы педагогической диагностики
Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий.
Результаты фиксации освоения программы
В ходе реализации программы предусмотрено проведение промежуточного и итогового контроля. В конце каждого образовательного года проводятся отчетные мероприятия (открытые занятия, праздники, викторины и др.).
2. Содержание программы
Программа представляет собой целостную систему экологических знаний, включает шесть основных тем:
1. «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»
2. «Многообразие растений и их связь со средой обитания».
3. «Многообразие животных и их связь со средой обитания».
4. «Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания».
5. «Жизнь растений и животных в сообществе».
6. «Взаимодействие человека с природой».
3. Учебный план
Средняя группа
Месяц № | Тема | Педагогические задачи | Форма работы | |
Сентябрь | 4 | Диагностика | Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. | |
Октябрь | 1 | «Что нам осень принесла?» | Закрепить представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
| Познавательная викторина «Весёлый урожай» |
2 | «Лес – многоэтажный дом» | Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это «многоэтажный дом», в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор; показать многоярусность леса; выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека; дать детям представления о леснике – человеке, который заботится о лесе : бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды; развивать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, правильное поведение; воспитывать интерес к природе, умение видеть его красоту, желание сохранять все живое. | Образовательная ситуация с использованием ИКТ. «Этажи леса» | |
3 | «У медведя во бору грибы, ягоды беру» | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) | Экологическое путешествие | |
4 | Прохождение Экологической тропы. | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | Экологическая тропа. | |
Ноябрь | 1 | Знакомство с декоративными птицами. | Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами. | Экскурсия в «Зимний сад» детского сада |
2 | Подводное царство | Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | Наблюдения за аквариумными рыбками, рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей. Продуктивная деятельность. | |
3 | Осенние посиделки. Беседа о домашних животных. | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.
| Эвристическая беседа. | |
4 | Скоро зима! «Зимовье зверей» | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | Просмотр обучающего видеофильма. | |
Декабрь | 1 | «Воздух-невидимка»
| Обнаружение воздуха в окружающем пространстве, и выявление его свойства – невидимости: прозрачность, не имеет запаха, не имеет определенной формы. Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Развивать формы мышления: умение сравнивать, анализировать, обобщать. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе. Воспитывать бережное отношение к воздуху. | «Лаборатория удивительных наук» (опыты-эксперименты) |
2 | «Знакомство со свойствами снега и льда» | Познакомить детей со свойствами снега и льда. Знакомить со способами превращения снега из одного состояния в другое. Активизировать словарь детей, учить правильно называть наблюдаемые явления. Развивать умение детей анализировать, сравнивать и делать выводы. Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение. Воспитывать познавательный интерес к природным явлениям. | «Лаборатория удивительных наук» (опыты-эксперименты) | |
3 | «Волшебница-вода» | Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой; Развивать у детей представление о воде, познакомить со свойствами и состоянием воды. Дать представление о влиянии воды на всё живое; Поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать своё мнение, развитие связной речи и обогащение словаря детей; Развитие любознательности, наблюдательности, умении анализировать, объяснять, рассуждать; Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность; Закладывать основы культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде. | «Лаборатория удивительных наук» (опыты-эксперименты) | |
4 | «Елочка-красавица всем ребятам нравиться» | Формировать представления о лиственных и хвойных деревьях, их пользе для окружающего мира, разнообразии. Развивать познавательный интерес к хвойным деревьям; Развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы; Развивать речь детей, обогащать их словарь. Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к деревьям, любовь к родной природе; воспитывать любознательность. | Обучающая ситуация | |
Январь | Зимние каникулы | |||
2 | «Зимующие птицы» | Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц. Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. | Обучающая ситуация | |
3 | Дежурство в уголке природы | Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями. Развивать общие познавательные способности (наблюдать, описывать, сравнивать. Воспитывать отношение к растениям, как к живым существам. | Обучающая ситуация | |
Февраль | 1 | В гости к деду Природоведу (Экологическая тропа зимой). | Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. | Экологическая тропа зимой |
2 | Какие разные птицы (сравнительный рассказ) | Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в зимний период. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Воспитывать чувство любви к родной природе. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Воспитывать любознательность, сочувствие. Развивать интерес к жизни птиц. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей. Развивать речь детей, обогащать их словарь. Учить понимать образный смысл загадок. | Сравнительный рассказ по мнемотаблице. | |
3 | Посещение зоопарка Беседа о диких экзотических животных (лев, тигр, слон, обезьяны и др.) | Учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенностями питания и познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке. Закреплять в активном словаре названия животных. Познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», понятием «хищник». Развивать внимание в процессе выполнения заданий; Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание картин; Развитие мышления и мелкой моторики в процессе заданий «Собери картину», «Дорисуй недостающий элемент». Воспитывать интерес к миру животных и любовь к животным. | Интегрированное занятие | |
4 | «Огород на подоконнике» | Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике; Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, горох, бобы, цветы); Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Развивать познавательные и творческие способности. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям. Получить положительные эмоции от полученных результатов. | Экологический проект | |
Март | 1 | «Комнатные растения» | Дать понятие «комнатное растение». Закрепить знания об основных частях растений (стебель, корень, лист), их разнообразие, о необходимости ухода за растениями. Закрепить знания названий растений, способы ухода за ним. Воспитывать любовь к растительному миру, умение видеть красивое, желание ухаживать за растениями. | Наблюдения за комнатными растениями в уголке природы. |
2 | «Весна идет!» | Учить устанавливать причинно - следственные связи; продолжать учить составлять предложение на основе мнемотаблиц; обогащать словарный запас; учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения; закреплять умение воспринимать образ весны в музыке, стихах, рисунках, создавать нужный пейзаж; обогащать речь детей существительными, прилагательными; совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях; активизировать словарь за счёт слов (март, апрель, май, проталины, капель, подснежник, почки, ледоход, ручейки, перелётные птицы); развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание; развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; развивать эстетическое восприятие красоты природы; расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе; способствовать формированию интереса детей к природе; воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе; воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы; доставить детям радость и удовлетворение от занятия. | Интегрированное занятие | |
3 | «День Земли!» | Развивать представление о жизни на Земле и условиях для развития растений, животных и людей (воздух, вода, пища,); воспитывать чувство гордости за свою планету; побуждать желание сделать для Земли что-либо приятное. | Экологический досуг | |
4 | В гости к хозяйке луга | Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки. | Обучающая ситуация | |
Апрель | 1 | «Свойства песка и глины» | Дать представления детям о свойствах глины и песка – впитываемость, систематизировать элементарные знания о свойствах песка (сыпучий, состоит из песчинок, хорошо впитывает воду); глины (состоит из частичек, плохо впитывает воду). Закрепить правила обращения с веществами во время экспериментирования. Развивать мышление: предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как», «почему»; учить делать выводы; продолжать развивать речь ребенка: активизировать словарь прилагательными характеризующими свойства и качества глины (влажная, мягкая, липкая); песка (влажный, сухой, сыпучий). | «Лаборатория удивительных наук» (опыты-эксперименты) |
2 | Деревья и кустарники на участке д/ с (экскурсия-беседа) | Формировать представление о деревьях и кустарниках, как об объектах живой природы. Закреплять знаний о деревьях родного края. Учить анализировать объекты природы (деревья, кустарники), выделять существенные признаки (корень, ствол, ветви, листья). Расширять словарный запас детей, развивать воображение, мышление, память, любознательность детей. Воспитание бережного отношения к природе. | Экскурсия-беседа по д/саду | |
3 | «Экологическая тропа весной» | Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | Прохождение экологической тропы | |
4 | Советы Айболита (обобщающая беседа) | Способствовать формированию основ здорового образа жизни: -закрепить знания о пользе витаминов; -закреплять культурно-гигиенические навыки; -формировать привычку заниматься физкультурой. | Обобщающая беседа | |
Май | Диагностика | Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. |
Учебный план
Старшая группа
Месяц № | Тема | Педагогические задачи | Форма работы | |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. | |
2 | «Что нас окружает» (целевая прогулка) | Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты созданные человеком и природой; расширять представление о взаимосвязи человека с природой, о влиянии человека на природу. | Целевая прогулка | |
3 | «Лесное путешествие» | Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление о среде обитания животных и растений; развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, память связную речь, умение анализировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к природе. | Интегрированное занятие | |
4 | «Волшебница осень» | Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений. Формирование экологической культуры; воспитывать бережное отношение к природе. | Прохождение квеста «По тропинкам осени» | |
Октябрь | 1 | «Во саду ли, в огороде» | Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, их сходства и различия. Развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать. | «Лаборатория удивительных наук» «Экспериментирование с овощами и фруктами» |
2 | Что мы знаем о животных? | Сформировать понятие «домашние и дикие животные»: уточнить знания об образе жизни, повадках. Устанавливать причинно-следственные связи жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать интерес у детей к жизни животных. | Познавательная викторина | |
3 | Какие бывают птицы? | Формировать и обогащать знания детей о перелётных и зимующих птицах (среда обитания, потребности, приспособление к среде, сезонным изменениям среды); развивать познавательный интерес к природе, воспитывать заботливое отношение к пернатым друзьям. | Эвристическая беседа | |
4 | Наши помощники-органы чувства. | Познакомить детей с органами чувства человека – глаза, уши, нос, язык, кожа. Сформировать знания детей об их роли при восприятии человеком окружающего мира. Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Обучающая ситуация. | |
Ноябрь | 1 | Чем люди отличаются друг от друга? | Формировать представления детей о том, что все люди разные, не похожие друг на друга. Учить выделять признаки различия и сходства людей. Развивать интерес детей к познанию особенности людей. Воспитывать дружеские отношения друг к другу. | Обучающая ситуация |
2 | Труд людей осенью | Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом летом, делать вывода о направленности труда и его значении. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им. | Беседа по картинам | |
3 | «Что из чего сделано» | Расширение и закрепление представлений о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы (бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса, резина). Познакомить детей с новым материалом - пластмассой, и ее свойствами. Учить выделять свойства материалов: мягкость - твердость, гладкость - шероховатость, прочность - гибкость и т.д. Привлечь детей к участию в экспериментальной деятельности. Упражнять в умении проводить несложные опыты с предметами, сделанными из разных материалов, на основе этого делать выводы. | «Лаборатория удивительных наук» (опыты, эксперименты) | |
4 | «Обитатели водного мира» | Развивать и обобщать представления о мире воды (реках, морях, океанах); расширять знания об обитателях водного мира. | Краткосрочный проект. | |
Декабрь кабрь | 1 | «Зима, полна серебра» | Учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родной природе. | Экологическая экскурсия. |
2 | «Русский лес. Этажи леса» | Закреплять знания детей о понятии «лес»; знакомить с разновидностями лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, лесных ягодах, как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Формировать понятие «этажи леса». | Просмотр обучающего фильма | |
3 | «Если хочешь быть здоров» | Обобщить и систематизировать знания детей о культурно-гигиенических навыках, правилах питания, их влиянии на здоровье человека. Познакомить детей с гриппом - вирусным заболеванием, дать знания о лечении и профилактике гриппа. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Расширять представления о том, что полезно и вредно для организма. | Интегрированное занятие | |
4 | «Елочная игрушка» | Знакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное. Формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала. Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув. Развивать внимание, любознательность, умение обследовать предметы, восприятие, память, связную речь, наблюдательность, мышление. Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла. Воспитывать уважение к труду взрослых. | «Лаборатория удивительных наук» «Знакомство детей со свойствами стекла» | |
Январь | 2 | Дежурство в уголке природы | Закреплять знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы. Уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания о инвентаре для работы. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, продолжать прививать необходимые навыки по уходу за ними. Продолжать учить планировать совместную работу. Прививать интерес, развивать любознательность, желание ухаживать за растениями уголка природы. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. | Практическая деятельность в уголке природы |
3 | «Живая и неживая природа» | Расширить знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость. | Интегрированное занятие | |
4 | «Путешествие на Северный полюс» | Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего Севера, формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов, средой их обитания, развивать у детей способность наблюдать, описывать, развивать интерес к опытной деятельности, способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения. Воспитывать бережное отношение к животным | Обучающая ситуация с использованием ИК технологий | |
Февраль | 1 | «Корабль пустыни» | Познакомить детей с животном и растительном мире пустыни. Познакомить с жителем пустыни – верблюдом. Развивать воображение, связную речь, фантазию. Воспитывать экологическую культуру, умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая их, культуру общения и поведения во время проведения опытов. | Показ презентации «Пустыня» Практическая деятельность в «Лаборатории удивительных наук» |
2 | «Путешествие в царство комнатных растений» | Продолжать обучать детей описывать комнатные растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; Развивать речь, мышление: поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Закрепить названия комнатных растений и их существенных признаках (корнях, листьях, стеблях, цветках). | Познавательная сказка «Зелёный Ёжик» | |
3 | «Прошла зима холодная» | Обобщение представлений детей о зиме, как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям; о погодных условиях в зимнее время; формированию эмоционально - эстетического отношения к зимним явлениям природы; обобщению представлений о зимних забавах детей, труде взрослых, об одежде; воспитывать заботу о своём здоровье. | Обобщающая викторина | |
Март | 1 | Знакомство детей с почвой | Познакомить детей со свойствами почвы; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира; вызывать радость открытий, полученных из опытов. | «Лаборатория удивительных наук» (опыты) |
2 | «Эти удивительные камни» | Познакомить детей со свойствами камней, знакомство с тем, как человек использует камни; развивать исследовательские навыки, совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов, содействовать формированию интереса к неживой природе (камням); познакомить с одним из камней (янтарь), вызвать интерес к коллекционированию. | Исследовательская деятельность в «Лаборатории удивительных наук» | |
3 | «Человек – часть живой природы» | На основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек – часть природы. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Развивать умение рассуждать и доказывать к какой группе относится объект, используя схему признаков живого. Развивать умение работать в группе, парами. Закрепить такие понятия как «полезные» и «вредные» продукты. Расширять и активизировать словарь детей. Воспитывать желание беречь все живое. | Исследовательская деятельность в «Лаборатории удивительных наук» | |
4 | Земля-наш общий дом! | Формировать представление о планете Земля и жизни людей на планете, прививать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей. Расширять знания детей о многообразии народов, населяющих нашу планету. Познакомить с глобусом и картой, формировать умение ориентироваться на глобусе и карте. Формировать бережное отношение к нашей планете; воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность, развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать что-то новое о населении нашей планеты; расширять активный словарь детей; развивать творческие способности детей, фантазию, воображение. | Обучающая ситуация | |
Апрель | 1 | «Земля -кормилица» | Расширять знания детей о хлебе: процессе выращивания (кто его выращивает, и люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процессе изготовления хлеба и хлебопродуктов. Дать представления о том, как выращивали хлеб в старину. Развивать умение называть последовательность выращивания хлеба – пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям вырастившим его и к земле – кормилице. | Обучающий фильм |
2 | «Таинственный мир насекомых» | Расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием. Показать пользу насекомых, развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность. | Познавательное занятие - беседа | |
3 | «Первоцветы» | Знакомить детей с первыми весенними цветами, их названиями, с особенностями строения стебля, цветков, листьев. Развивать наблюдательность – умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сошел снег. Учить устанавливать причинно-следственные связи (растет лучше, где больше тепла, влаги, света). Прививать бережное отношение к первоцветам. | Наблюдение за растениями на участке, сбор гербария. | |
4 | Экскурсия в плодовый сад в период цветения | Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. | Познавательная экскурсия | |
Май | 1 | «Чудеса природы – волшебные явления» | Закрепить знания детей о различных природных явлениях. Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе. | Интегрированное занятие |
2 | «Как человек охраняет природу» | Дать представления о том, что наша планета Земля – в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Формировать обобщенное представление о целях создания и предназначения заповедников и Красной книги, об охране природы, закреплять правила поведения в лесу. Развивать кругозор детей, наблюдательность и любознательность. Развивать связную речь, зрительную память, внимание, общую моторику, координацию движений. | Просмотр познавательного видеоролика «Национальный парк и заповедники России». Рассматривание фотоматериалов и беседа о Красной книге России. | |
3 | «Будь другом природы» | Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношения к природе. Уточнять знания детей о взаимосвязи между объектами природы, а также отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в лесу). Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе. | Экологическое развлечение «Юный эколог» | |
4 | Диагностика | Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. |
Учебный план
Подготовительная группа
Месяц № | Тема | Педагогические задачи | Форма работы | |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. | |
2 | «Планета Земля в опасности!» | Дать представление о том, что планета Земля - это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Познакомить с названиями материков и океанов. Воспитывать любовь к природе, формировать потребность защищать и оберегать ее. Продемонстрировать детям роль человека в сохранении и разрушении экосистем. Поощрять умение решать проблемные ситуации, анализировать, устанавливать частные и общие связи. | Обучающая ситуация | |
3 | «Простые и ценные камни в природе» | Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире неживой природы на примере камней. Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, по берегам рек и морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают и с острыми углами. Морские камни – всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны. Камни тяжёлые, очень твёрдые и прочные, поэтому их используют при строительстве зданий, мостов, дорог и других сооружений. Дать детям первое представление о поделочных камнях. | Интегрированное занятие | |
4 | «Что человек делает из глины?» | Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой – дымковской, филимоновской. | Познавательное занятие | |
Октябрь | 1 | «Сравнение песка, глины и камней» | Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их. | «Лаборатория удивительных наук» «опыты, эксперименты» |
2 | «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения» | Формировать у детей любознательность и наблюдательность при рассматривании комнатных растений, формировать представления о дифференцированных потребностях во влаге на примере бальзамина и традесканции. Формировать позитивное эмоциональное отношение к миру живой природы при проведении опытов. Побуждать детей к самостоятельному получению новых знаний. Учить детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на основе этого относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым. | «Лаборатория удивительных наук» «опыты, эксперименты» | |
3 | «Где у саксаула листья?» | Дать детям первоначальное представление о пустыне как большом пространстве земли, песчаном или каменистом, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. В пустыне мало растительности, там растут только засухоустойчивые растения: дерево саксаул, колючие кустарники. Обозначить закон природы: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют, как дома. | Обучающий фильм | |
4 | «Растет ли у нас саксаул?» | Дети обходят территорию детского сада и осматривают деревья, отыскивая среди них саксаул. Воспитатель время от времени провоцирует их: «Вот голое дерево- это наверное, саксаул!». Дети должны узнать дерево (по коре, плодам, веткам) и доказать, что это не саксаул. Дети объясняют, что ель- это не саксаул, у нее не колючки, а иголки. Воспитатель предлагает всем ребятам день- другой подумать, почему же листья со всех деревьев опали, а хвоя на ели и сосне осталась. В конце прогулки все вместе делают вывод: на участке нет саксаула и быть не может, так как это дерево приспособлено жить в пустыне. | Целевая прогулка | |
Ноябрь | 1 | «Слепые землекопы» | Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота. Расширять знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни. | Обучающая ситуация |
2 | «Беседа об осени» | Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года (заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.); растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края). Учить по значкам и рисункам календаря описывать события природы. | Беседа по картинам + работа с календарём природы | |
3 | «Через добрые дела можно стать юным экологом» | Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах. Что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог- это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни. | Познавательная беседа | |
4 | «Чем ель не похожа на другие деревья?», «Как различить ель, сосну и лиственницу?» | Объяснить детям об особенностях ели. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху короткие, молодые, внизу длинные, старые, широкие. На ели висят продолговатые шишки, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель- хвойное дерево. | Наблюдение на прогулке | |
Декабрь кабрь | 1 | «Чем лесная ель отличается от игрушечной елки?» | На улице живая ель: у нее в земле корень, который в теплое время года всасывает воду и питательные вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняются иголки- старые опадают, новые отрастают. Каждую весну и лето ель растет, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее. Ель живая, о ней надо заботиться: стряхивать тяжелый снег с ее лап, поливать в засуху. Игрушечная елка маленькая и неживая, с ней можно играть. | Сравнительный анализ «Чем лесная ель отличается от игрушечной елки?» |
2 | «Беседа о лесе» | Уточнять и расширять представление детей о лесе. (В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, рысь, куница), животные, которые питаются растениями или насекомыми (лось, заяц, белка, лесная мышь, еж, лягушка, ящерица), лесные птицы (сорока, соловей, сова, синица, дятел, клест), насекомые (муравьи, жуки, гусеницы, комары). Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные. Смешанные – в них растут лиственные и хвойные деревья. Бывают березовые, дубовые рощи, сосновый бор, тайга. Лес по разному выглядит в разное время года. Он всегда красив, поэтому многие художники любят рисовать лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах. | Эвристическая беседа | |
3 | «Сохраним елку – красавицу наших лесов!» | Познакомить с плакатом, как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение ёлок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу. | Изготовление плакатов «Сохраним елку – красавицу наших лесов!» | |
4 | «Как себя чувствует сломанная елка? Ель–очень полезное и красивое дерево» | Ель, у которой сломана верхушка, становится уродливой, но остаётся живой и продолжает расти. Боковые ветви превращаются в верхушку, их может быть несколько. Такая елочка не так стройна, как другие ели. Ей надо сочувствовать. | Беседа | |
Январь | 2 | «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. (Солнце- это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты- твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем идет Венера, потом наша Земля, далее Марс и другие планеты. Каждая планета вращается вокруг солнца по своей орбите. Орбита- это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник- это планета Луна, которая вращается вокруг Земли.) | Познавательный фильм. |
3 | «Снег – он какой? Можно ли сделать грязную воду чистой?» | Расширить представления о свойствах снега. Показать, что цвет снега зависит от чистоты, Продолжать учить детей устанавливать зависимость свойств снега от температуры воздуха. Учить делать выводы. Расширить словарь за счет описательных прилагательных. Учить преобразовывать объекты, совершая пробные поисковые действия. Продолжать учить рассуждать в процессе практических действий, оформляя свои мысли в полные предложения. Учить делать выводы грамотно. | Циклические наблюдения «Лаборатории удивительных наук» (опыт) | |
4 | «Что такое пар и когда его можно увидеть?» | Познакомить детей с паром - одним из состояний воды. Продолжать учить детей делать выводы на основе сравнения, выделяя существенные признаки. Продолжать учить устанавливать зависимость свойств пара от его взаимодействия с другими объектами. Развивать интерес к окружающему миру. | «Лаборатории удивительных наук» (опыты) | |
Февраль | 1 | «Земля – живая планета» | Уточнить представление детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. | Викторина-конкурс |
2 | «Цепочки в лесу» | Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных. Которые не могут жить друг без друга | Познавательный рассказ | |
3 | Наблюдение за луком | Уточнить представления детей о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если создать благоприятные условия, то есть посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. Зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нем много витаминов. Чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях. | Циклические наблюдения | |
Март | 1 | «Сравнение домашних и диких животных» | Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких – они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях). | Сравнительный анализ |
2 | «Кто главный в лесу?» | Уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представления о леснике. | Обучающая ситуация | |
3 | «Что мы знаем о птицах?» | Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. | Занятие-беседа | |
4 | «День земли» | Уточнить представления детей о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура). Показать, что в разных местах, условия разные: есть территории, где жить легко (плодородные земли, лесистые местности, умеренная погода), но есть горы (каменистые территории), песчаные и каменистые пустыни, очень холодные и очень жаркие места, где жить трудно; человек, растения и животные приспособились жить почти везде. Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. Пробуждать желание сделать приятное для Земли – сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке. | Развлечения | |
Апрель | 1 | «Зеленая служба» Айболита – весенний уход за комнатными растениями» | Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения; их можно узнать по внешним признакам. | Практическая деятельность в уголке природы |
2 | «Как обнаружить воздух в помещении?», «Воздух есть во всех предметах» | Познакомить детей с воздухом и его свойствами. Показать детям, как обнаружить воздух в помещении; дать понятие, что воздух есть во всех предметах и материалах. Познакомить с тем, что воздух можно надувать. | «Лаборатории удивительных наук» (опыты) | |
3 | Экологический поход | Показать детям пробуждающуюся природу – первоцветы, набухающие почки, цветущие деревья и кустарники, развертывающиеся листья. Связать состояние растений, их рост с нарастающими благоприятными условиями: увеличением дня (количества света), тепла, изобилием влаги; уточнить представления об охраняемых растениях. Развивать наблюдательность, интерес к различным явлениям природы, умение замечать их изменения. Развивать эстетическое восприятие природы, умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать ее. Воспитывать желание практическими делами охранять и беречь лес, учить соблюдать правила поведения в лесу. Учить быть участником похода: помогать другим, делиться едой, питьем, впечатлениями, соблюдать общие походные правила, мыть руки в походных условиях. | Экологический поход «Юные экологи» | |
4 | «Мой родной край: Заповедные места и памятники природы» | Познакомить детей с одним-двумя заповедниками, памятниками природы своей местности. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах. | Обучающая ситуация | |
Май | 1 | «Возле нас есть река, озеро, пруд, ручей» | Дать детям представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных (рыб, раков, мелких рачков, улиток и др.), приспособившихся к жизни в воде. Рыбы и другие животные имеют гладкое, обтекаемое тело, которое помогает им легко передвигаться, хорошо плавать; они находят пищу в воде, там же растет их потомство. Водные растения могут расти только в реке (пруду), им нужно много воды. Дать представление о том, что на берегу растут растения (травы, деревья), которым требуется много влаги; живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой (улитки, лягушки, стрекозы, комары); все они зависят друг от друга и образуют одну цепочку. Упражнять детей в соблюдении правил поведения на природе. | Обучающая ситуация |
2 | «Море бывает в беде» | Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные. | Обучающая ситуация | |
3 | Посвящения в юные экологи | Экологический праздник | ||
4 | Диагностика | Данная диагностика является основой для проверки уровня развития детей в области экологического воспитания в детском саду. |
План работы с родителями в средней группе
Месяц | Тема | Форма работы |
Сентябрь | «Экологическая культура ребёнка» | Анкета «Экологическое воспитание детей в семье». Круглый стол: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей». |
Октябрь | «Дары осени» | Участие в семейной выставке выставки. |
Ноябрь | «Животный мир природы» | Консультация: «Правила безопасного общения ребёнка с домашними животными»; Семейная выставка: творческий портрет «Наш четвероногий друг». |
Декабрь | «Детское экспериментирование в природе»; Экологическая акция «Не рубите ёлочки». | Практикум для родителей; Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья». |
Январь | Акция «Поможем птицам!» | Изготовление кормушек. |
Февраль | «Природа и человек» | Организация фотовыставки семейных фотографий «Природа и мы»; Домашнее задание: составить правила для ребёнка «Как вести себя на природе». |
Март | «День Земли!» | Совместный досуг с детьми. |
Апрель | «Мир природы в детских играх» | Семинар-практикум: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе». |
Май | «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада» - итоговое родительское собрание. | Круглый стол – «Совместная деятельность детского сада и семьи по экологическому образованию детей» |
План работы с родителями в старшей группе
Месяц | Тема | Форма работы |
Сентябрь | «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» | Консультация |
Октябрь | «Дары природы» «Наблюдения в природе осенью» | Выставка-овощи и фрукты выращенные родителями. Рекомендации |
Ноябрь | «День экологической культуры» | День открытых дверей |
Декабрь | «Ёлочка-красавица»
| Семейная выставка поделок |
Январь | «Покормите птиц зимой» | Экологическая акция |
Февраль | «Твой дом - твоё здоровье»
| Экологическая газета |
Март | «Знатоки природы» | Совместный досуг родителей и детей посвящённый празднику «День Земли» |
Апрель | «Через книгу-в мир природы» | Книжная выставка |
Май | «Как прекрасен этот мир, посмотри….» | Круглый стол |
План работы с родителями в подготовительной группе
Месяц | Тема | Форма работы |
Сентябрь | «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» | Участие в фотовыставке |
Октябрь | «Чудеса на грядке» «Все живое – пер красно!». | Участие в конкурсе поделок из овощей Консультация |
Ноябрь | «Синичкины именины» (подкормка птиц зимой) | Листовки |
Декабрь | «Как сделать новогоднюю игрушку своими руками?» | Мастер-класс |
Январь | «Экологические игры» «Уголок природы дома» | Консультация Рекомендация |
Февраль | «Огород на подоконнике» | Консультация |
Март | «Учимся наблюдать за природой» | Консультация |
Апрель | «Подари красоту детям» | Совместное озеленение участка группы |
Май | Отчет об образовательном процессе по экологическому воспитанию детей за год. | Открытое занятие |
4. Методы и приемы реализации программы
Наглядные методы:
экскурсии, целевые прогулки;
наблюдения;
показ сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
загадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми и родителями наглядных пособий.
Направления реализации программы:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление – изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)
Формы организации образовательного процесса.
Программой предусматриваются групповые занятия с детьми одного возраста (4-5 лет; 5-6 лет и 6-7 лет).
Формы организации занятия
Занятия могут проводиться в форме бесед, чтения литературных произведений с последующим обсуждением, игры, конкурса, открытого занятия, творческой мастерской, тематических вечеров, и т.д.
Алгоритм занятия
Алгоритм занятия
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (Например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.). Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Алгоритм занятия может меняться, в зависимости от основной цели занятия, возраста, степени усвоения материала.
Педагогические технологии
Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровье сберегающие технологии.
Дидактические материалы
Демонстрационный материал, гербарий, макеты времён года, лыпбук по экологии, иллюстрации картин художников на заданную тему, литературные произведения для чтения, музыкальный материал для прослушивания, видео и аудиоматериал.
5. Организация работы по программе
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 3 года.
Режим занятий, их продолжительность и периодичность.
Год обучения | Количество детей в подгруппе | Количество занятий в течение учебного года | Количество занятий в неделю | Длительность одного занятия |
первый | 10-15 | 36 | 1 | 20 мин. |
второй | 10-15 | 36 | 1 | 25мин. |
третий | 10-15 | 36 | 1 | 30 мин. |
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся по подгруппам (10-15 чел.) и индивидуально с детьми одного возраста:
- средняя группа (4-5 лет);
- старшая группа (5-6 лет);
- подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимает участие: воспитатель.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение программы:
- дидактические игры;
- природный уголок;
- мольберт;
- инструменты для проведения опытов и экспериментов (лупы, воронки, лейки, трубочки, палочки, воздушные шарики, инструменты по уходу за растениями и т.д.)
- природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.)
- дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.)
Информационное обеспечение
Использование ИКТ технологий.
Социальное партнерство
1. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Совместная деятельность позволяет родителям активно включаться в деятельность детского сада, выступать в качестве активного субъекта педагогического процесса.
Формы взаимодействия с родителями:
- родительские собрания;
- календарь интересных дат - досуги, праздники, викторины;
- беседы, консультации;
- анкетирование, памятки и листовки;
- проведение «Дня открытых дверей»;
- домашнее задание - участие в выставках, выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек, макетов по экологии «Времена года».
6. Методическое обеспечение
Список используемой литературы
- С.Н. Николаева «Парциальная программа» «Юный эколог» 3-7лет: М Мозаика-Синтез 2016г.
- С.Н. Николаева Система работы в средней группе дет.сада 4-5лет М.: Мозаика-синтез 2016г.
- С.Н. Николаева Система работы в старшей группе дет.сада 5-6лет М.: Мозаика-синтез 2016г.
- С.Н. Николаева Система работы в подготовительной группе дет.сада 6-7лет М.: Мозаика-синтез 2016г.
- О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа М.: Мозаика-синтез 2016г.
- О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа М.: Мозаика-синтез 2016г.
- О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа М.: Мозаика-синтез 2016г.
- Т.М. Бондаренко. Методическое пособие «Прогулки в детском саду» Москва 2006г.
- О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2009г.
- С.Н. Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2009г.
- Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки», Москва 2010г.
- Т.А. Шорыгина «Птицы какие они?», Москва 2010.г
- Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
- Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
- Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
- Н.В. Нищева познавательно-исследовательская деятельность. Опыты, эксперименты, игры.-Детство-Пресс 2015г.
- Е.А. Мартынова И.М. Сучкова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей4-7лет-Издательство «Учитель»2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности "Юный эколог"
Кружковая деятельность для детей средней группы...
Образовательная программа. Познавательная направленность «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (старший дошкольный возраст)
Данная программа способствует воспитанию гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе. Формирует представления о самоценн...
Дополнительная Общеобразовательная Программа Социально-педагогической направленности "Юные экологи"
Программа отражает образовательные потребности воспитанников и ихродителей (законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка социально – педагогической направленности "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"
laquo;Юный эколог» — это рабочая программа, которая имеет эколого-биологическую направленность. Она составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:Федеральный закон от 29...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог».
quot;Юный эколог"...
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог ЮГРЫ»
Программа кружка «Юный эколог Югры» рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на вс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...