Дополнительная общеразвивающая программа «ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
рабочая программа по математике (младшая группа)

Чиркова Елена Юрьевна
Дополнительная общеразвивающая программа
«ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chirkova_programma_logika_dlya_malyshey.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Принято на заседании                                                        УТВЕРЖДЕНА

педагогического совета                                                      приказом МАДОУ

Протокол №                                                                         «Верхнекетский детский сад»

от                                                                                           от                                         №

                                                                                                                  директор МАДОУ «Верхнекетский

                                                                                               детский сад________МЛ.Березкина

   

Дополнительная общеразвивающая программа

«ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

естественнонаучной направленности

Возраст обучающихся:3-4 года

Срок реализации: 1 год.

                                                                       Автор-составитель:

                                                                                    Чиркова Е.Ю., воспитатель

   

Белый Яр - 2019

  1. Пояснительная записка.

    Как писал Корней Чуковский, дети дошкольного возраста от двух до пяти лет осваивают все грамматические формы родного языка и логические конструкции, ему свойственные. Трехлетний возраст - это период, когда процесс познания в самом разгаре, и наша основная цель- подготовить почву для этого процесса.

    Логика - наука, которая учит думать размышлять находить в рассуждении правильный ответ, способствует развитию интеллекта. Именно логика делает детей смышлеными, понимающими содержание текста, умеющими осмыслить полученную информацию.

    Актуальность программы «Логика для малышей» заключается в развитии логического мышления посредством выполнения различных словесных и логических заданий, опирающихся на жизненный и образовательный опыт юных исследователей. Для этого в программе представлены задания с непривычными формулировками. Выполняя их, дети делают самостоятельные умозаключения или вступают в диалог с педагогом. Именно на это нас ориентирует ФГОС ДО.

     Данная программа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку, использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям.

Программа разработана в соответствии

со следующими нормативно-правовыми документами:

-Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013г. №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;

-Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13);

-Постановлением Администрации Верхнекетского района от 14.07.2011г№757 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных учреждений, оказываемые им сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного муниципального задания»;

-Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.

    2. Цель программы «Логика для малышей»: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления, активизации познавательной деятельности у дошкольников. 

    3.Задачи: 

  • Формировать умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов.
  • Развивать пространственное мышление на основе конструктивного характера; умение ориентироваться на листе бумаги, творческое воображение, чувство цвета и формы, а также мелкую моторику рук.
  • Развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста, их пространственные представления, сообразительность, умение анализировать сложную форму и воссоздание ее из частей.
  • Формировать позитивное отношение к освоению логики.

  Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 3-4 года. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия в группе младшего дошкольного возраста 15 минут.      

  1. Ведение в игровую ситуацию.

2 мин.

  1. Актуализация и затруднения в игровой ситуации

3 мин.

  1. Открытие детьми нового знания

8 мин.

  1. Эмоциональная устойчивость на успех

2 мин.

Ожидаемые результаты:

  • Выделение свойств предметов, нахождение сходств и различий предметов по внешним признакам.
  • Сравнение, классифицирование, обобщение, систематизация предметов окружающей действительности.
  • Ориентирование в пространстве.
  • Сопоставление части и целого для предметов и действий;
  • Расстановка событий в правильной последовательности;
  • Описание простого порядка действий для достижения заданной цели;
  • Нахождение ошибок в неправильной последовательности простых действий;
  • Проведение аналогий между разными предметами;
  • Запоминание, воспроизведение усвоенного материала, доказывание,

            рассуждение.

  • Проявление доброжелательного отношения к сверстнику,предложение помощи по необходимости.

4.Календарный учебный график.

Наименование

оказываемой

услуги

Группа

Форма

органи

зации

Учебный год

Учеб-

ных

недель

Количе

ство часов

в

неделю

всего

1.

«Логика для малышей»

младшая

группа

           групповая      

Начало

учебного

года

окончание

учебного

года

28

1

28

5.Учебно-тематический план

(младшая группа)

Месяц

                 Тема

Количество часов

Дата

Октябрь

Вводная ООД «Умный мышонок пришел в гости к ребятам»

1

«Чем различаются гномы?», «Выше-ниже», «Вверх-вниз»

1

«Хитрое зеркало»,

 «Большой-маленький», «Выше-ниже».

1

«Зайцы и бабочки», «Низкий-высокий», «Быстрее-медленнее»

1

Ноябрь

«Широкий-узкий», «Выбери ответ», «Кто раньше проедет мостик?»

1

«Выше-ниже», «Каких попугаев больше?», «Какие диски видны?»

1

«Какая машина едет в одну сторону с автобусами?», «Близко-далеко», «Поровну».

1

«Выбери цветок с такими же лепестками», «Друг за другом», «Домик в котором никто не живет».

1

Декабрь

«Найди середину», «Найди ошибку художника», «Задом на перед».

1

«Больше-меньше», «Друг за другом», «Найди одинаковые портреты».

1

«Чем отличается рыбка от предыдущей?», «Расставь солдатиков по порядку».

1

Январь

«Большой, средний, маленький», «Найди одинаковые портреты», «Выбери одинаковые цветы».

1

«Найди одинаковые фонари», «Куда идет Свинка?», «В каком кузове машины кубиков больше?».

1

«Помоги клоуну выбрать башенку», «Расставь свечи в подсвечники», «Определи к какому грибу идет олень».

1

«Найди отличия», «Высоко-низко», «Найди такую же башню».

1

Февраль

«Определи в какую сторону несут кубики?», «Найди одинаковые портреты», «Каких кубиков больше?».

1

«Выше-ниже», «Какие диски видны?», «В какую сторону идут грибники?».

1

«Поменяй местами», «Найди одинаковые мячики», «Найди отличия».

1

«Лучник», «Высоко-низко», «Каких грибов больше?».

1

Март

«Соедини одинаковые пазлы», «Ближе-дальше», «Больше-меньше».

1

«Найди одинаковые портреты», «Кто выше?», «Найди такую же башню».

1

«Ближе-дальше», «Ширина и высота», «Поменяй местами».

1

«Найди общее», «Сравни рамки картин», «Какие диски видны?».

1

Апрель

«Каких рыбок больше?», «Помоги почтальону разложить письма», «Расставь свечи в подсвечники».

         1

«Кто выше?», «Поменяй местами»,

«Найди отличия».

1

«Хитрое зеркало»,

 «Большой-маленький», «Чего больше?».

1

Познавательно-развлекательная игра

«Умники и умницы».

1

Методическое обеспечение

№ п/п

Тема

Форма проведения

Программные задачи

Методы и приемы организации

Материал

1

Вводная  «Умный мышонок пришел в гости к ребятам»

Игровые упражнения

Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.

 Развивать у детей всех видов мышления:

-наглядно-действенного;

-наглядно-образного;

-словесно-логического.

Наглядный, показ, наблюдение.

Цветные карандаши  рабочая тетрадь.

2

«Чем различаются гномы?», «Выше-ниже», «Вверх-вниз»

Игра –занятие

Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, используя дидактические игры.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

Цветные карандаши деревян-ный конструк-тор, набор машинок, рабочая тетрадь.

3

«Хитрое зеркало»,

 «Большой-маленький», «Выше-ниже».

Игра –занятие

Развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать у детей умение рассуждать, доказывать.

Наглядный, устный. Игровые – упражнения.

Цветные карандаши  мягкие игрушки, рабочая тетрадь.

4

«Зайцы и бабочки», «Низкий-высокий», «Быстрее-медленнее»

Дидактические упражнения

Развивать у детей младшего дошкольного возраста воображение, умение фантазировать. Развивать качество творческого мышления.

Наглядный, словесный

Цветные карандаши мягкие игрушки, рабочая тетрадь.

5

«Широкий-узкий», «Выбери ответ», «Кто раньше проедет мостик?»

Игра-занятие

Развивать различные виды памяти: сенсорную (зрительную, слуховую, моторную, образную, словесно – логическую).

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

Цветные карандашинабор солдати-ков, набор фруктов и овощей, конструк-тор, рабочая тетрадь.

6

«Выше-ниже», «Каких попугаев больше?», «Какие диски видны?»

Игра-занятие

Формировать у младших дошкольников внимание, развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания, используя дидактические игры.

Наглядный, словесный.

Цветные карандашипирамидкирабочая тетрадь.

7

«Какая машина едет в одну сторону с автобусами?», «Близко-далеко», «Поровну».

Дидактические упражнения

Развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать у детей умение рассуждать, доказывать.

Практический словесное объяснение показ, наблюде-

ние

Цветные карандашинабор машинок,  конструк-тор, рабочая тетрадь.

8

«Выбери цветок с такими же лепестками», «Друг за другом», «Домик в котором никто не живет».

Игра-занятие

Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность.

Словесные, наглядные.

Цветные карандаши карточки для д/игр. рабочая тетрадь.

9

«Найди середину», «Найди ошибку художника», «Задом на перед».

Познава-

тельная игра

Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

Цветные карандашинабор солдати-ков, набор машинок, рабочая тетрадь.

10

«Больше-меньше», «Друг за другом», «Найди одинаковые портреты».

Дидактические упражнения.

Продолжать повышать уровень произвольного внимания младших дошкольников, используя дидактическую игру.

Практические и игровые.

Цветные карандашикарточки для д/игр, рабочая тетрадь.

11

«Высокий-низкий», «Столько же…», «Холодный-горячий».

Игра-занятие

Продолжать обучать детей логическим операциям. Развивать у детей умение рассуждать, доказывать.

Словесные, наглядные, игровые.

Цветные карандашикарточки для д/игр, рабочая тетрадь.

12

«Чем отличается рыбка от предыдущей?» «Расставь солдатиков по порядку».

Игра-занятие

Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность.

Словесные, наглядные.

Цветные карандашикарточки для д/игр, деревян-ные кубики, рабочая тетрадь.

13

«Большой, средний, маленький», «Найди одинаковые портреты», «Выбери одинаковые цветы».

Дидактические игры

Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

Словесные, наглядные, игровые.

Цветные карандашикарточки для д/игр, деревян-ные кубики, пирамидки рабочая тетрадь.

14

«Найди одинаковые фонари», «Куда идет Свинка?», «В каком кузове машины кубиков больше?».

Игра-занятие

Продолжать повышать уровень произвольного внимания старших дошкольников, используя дидактическую игру.

Словесные, наглядные, игровые.

Цветные карандашикарточки для д/игр,    

деревян-ные кубики рабочая тетрадь.

15

«Помоги клоуну выбрать башенку», «Расставь свечи в подсвечники», «Определи к какому грибу идет олень».

Игра-занятие

Продолжать развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать у детей умение рассуждать, доказывать, учить детей ориентироваться в пространстве.

Игровые, словесные, наглядные.

Цветные карандаши    

деревян-ные кубики, набор машинок, рабочая тетрадь.

16

«Найди отличия», «Высоко-низко», «Найди такую же башню».

Дидактические игры

Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

Цветные карандашикарточки для д/игр, деревян-ные кубики, рабочая тетрадь.

17

«Определи в какую сторону несут кубики?», «Найди одинаковые портреты», «Каких кубиков больше?».

Игровые упражнения 

Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

Словесные, наглядные, игровые.

Цветные карандашидеревян-ные кубики, рабочая тетрадь.

18

«Выше-ниже», «Какие диски видны?», «В какую сторону идут грибники?».

Игра-занятие

Продолжать повышать уровень произвольного внимания младших дошкольников, используя дидактическую игру. Развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания у детей.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

Цветные карандашикарточки для д/игр, рабочая тетрадь.

19

«Поменяй местами», «Найди одинаковые мячики», «Найди отличия».

Игра-занятие

Продолжать развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать у детей умение рассуждать, доказывать, воспитывать стремление к определению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Словесные, наглядные, практические и игровые.

Цветные карандашидеревян-ные кубики, рабочая тетрадь.

20

«Лучник», «Высоко-низко», «Каких грибов больше?».

Игра-занятие

Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность.

Игровые, наглядные, словесные.

Цветные карандашикарточки для д/игр, рабочая тетрадь.

21

«Соедини одинаковые пазлы», «Ближе-дальше», «Больше-меньше».

Игровые упражнения

Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

Цветные карандашиматрешки, рабочая тетрадь.

22

«Найди одинаковые портреты», «Кто выше?», «Найди такую же башню».

Игровые упражнения

Продолжать повышать уровень произвольного внимания младших дошкольников, используя игровые упражнения. Развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания у дошкольников.

Словесные, наглядные, игровые.

Цветные карандашидеревян-ные кубики, мягкие игрушки, рабочая тетрадь.

23

«Ближе-дальше», «Ширина и высота», «Поменяй местами».

Игра-занятие

Продолжать развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать у детей умение рассуждать, доказывать, воспитывать стремление к определению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Игровые, наглядные, словесные.

Цветные карандашидеревян-ные кубики, рабочая тетрадь.

24

«Найди общее», «Сравни рамки картин», «Какие диски видны?».

Игра-занятие

Развивать качество творческого мышления, точность, оригинальность.

Словесные, наглядные, игровые.

Цветные карандашипирамидки  игрушки животных,рабочая тетрадь.

25

«Каких рыбок больше?», «Помоги почтальону разложить письма», «Расставь свечи в подсвечники».

Игровые упражнения

Формировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние

Цветные карандаши

набор рыбок, карточки для д/игр, рабочая тетрадь.

26

«Кто выше?», «Поменяй местами»,

«Найди отличия».

Игра-занятие

Продолжать повышать уровень произвольного внимания младших дошкольников, используя игровые упражнения. Развивать устойчивость, концентрацию, распределение внимания у детей.

Словесные, наглядные, игровые.

Цветные карандашидеревян-ные кубики, рабочая тетрадь.

27

«Хитрое зеркало»,

 «Большой-маленький», «Чего больше?».

Игровые упражнения

Продолжать развивать у детей младшего дошкольного возраста операции словесно логического мышления;

Развивать у детей умение рассуждать, доказывать, воспитывать стремление к определению трудностей, уверенности в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Игровые, Наглядные, словесные.

Цветные карандашидеревян-ные кубики,

Набор грибов, рабочая тетрадь.

28

Познавательно-развлека-тельная игра

«Умники и умницы».

Викторина

Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное

мышление, логическое мышление.

Способствовать развитию познавательных интересов и потребностей детей.

Словесное объяснение показ, наблюде-

ние.

деревян-ные кубики, пирамидкикарточки для д/игр набор машинок.

Список литературы:

1. А. Бостельман «Математика в любое время!» под ред. Н.А. Воробьёва изд. Национальное образование / Москва 2016 г.

2. Л. В. Михайлова-Свирская «Математика повсюду» изд. Национальное образование / Москва 2015 г.

3. А.В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников» Москва 2013 г.

4. А.В. Белошистая «Математическое развитие дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций» Москва 2004 г.

5. М.В.Беденко «Развивающие задания. Логика: тетрадь для занятий с детьми 3-4 лет» Москва, изд. ВАКО, 2018 г.