Программа кружка "Занимательная логика"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Перед школьным возрастом у детей начинает закладываться понятийное, словесно – логическое мышление. Поэтому для его освоения, роста уровня интеллектуального развития, творчества необходимо: • формировать у детей умения находить и использовать неявные свойства объектов для достижения определённых целей; • формировать умение видеть корень проблемы, осознавать те или иные существующие противоречия и парадоксы в обычных, казалось бы, явлениях; • формировать и развивать основные операции мышления; • развивать у детей способность выдвигать идеи и проверять их истинность на практике; • формировать у детей умения не только выдвигать идеи, но и тщательно и детально разрабатывать их. Цель программы – развитие логического мышления, внимания, памяти детей, через развивающие игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занимательная логика23.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 176

Программа кружка «Занимательная логика»

(подготовительная группа 6-7 лет)

Срок реализации 1 год

Составитель

 Солодовникова Т.В.

Воронеж – 2022

Оглавление
Ι. Пояснительная записка. ....................................................................................
1.1. Актуальность программы ............................................................................3
1.2. Цель и задачи программы. ...........................................................................3
1.3. Ожидаемые результаты и способы их проверки. ......................................4
ІІ. Тематический план программы. ......................................................................5
 

Ι. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность программы.

   Логика – наука о законах и формах мышления; ход рассуждений и
умозаключений; разумность, внутренняя закономерность чего-нибудь. Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причём наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.

  Уже пред школьным возрастом у детей начинает закладываться
понятийное, словесно – логическое мышление. Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:

1) элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;

2) активность, раскованность мышления, позволяющаяся в
продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;

3) организованность и целенаправленность, проявляющаяся в
ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.

      Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта
детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. К моменту поступления в школу дошкольники должны обладать элементарными навыками и умениями в рассуждениях, пробовать делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности, овладеть способами познания предметов и окружающего мира.

   Поэтому для развития мышления, роста уровня интеллектуального
развития, творчества необходимо:

 формировать у детей умения находить и использовать неявные
свойства объектов для достижения определённых целей;
 формировать умение видеть корень проблемы, осознавать те или иные существующие противоречия и парадоксы в обычных, казалось бы, явлениях;
 формировать и развивать основные операции мышления;
 развивать у детей способность выдвигать идеи и проверять их
истинность на практике;

 формировать у детей умения не только выдвигать идеи, но и тщательно и детально разрабатывать их.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель  программы – развитие логического мышления, внимания, памяти детей, через развивающие игры и упражнения.

Задачи:

- формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- оказать помощь в развитии у детей школьно-значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух. Кроме того, программа занятий направлена на развитие у дошкольника самостоятельности, мелкой моторики рук, творческого мышления, чувства цвета.

- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию;

- развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь.

- развивать воображение и творческие способности.

Принципы построения программы:

1) доступность материала, соответствие возрастным особенностям детей;
2) систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
3) личностно – ориентированный подход к детям;

4) изучение интересов и потребностей детей;

5) практическое участие и наглядное оформление;

6) творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
  Ведущая деятельность на занятии – игровая, продуктивная.
Направленность программы: развивающая. Отличительной особенностью программы является развитие всех мыслительных операций. Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа решения логических задач. Занятия включают разные виды логических игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, игры малой подвижности, с опорой на вербальную и невербальную систему. Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

   В занятии включена продуктивная деятельность. Занятия с
бумагой способствуют развитию мелкой моторики, развитию фантазии и творчества, внимания. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Форма организации познавательного процесса может быть различной, в зависимости от поставленных задач, по выбору педагога:

-самостоятельная деятельность детей;

-совместная деятельность;

-практикумы;

-игры;
-упражнения и т.д.

Методы и формы решения поставленных задач

Занятия по логике делятся на несколько видов:

1. Занятия по формированию представлений, умений и навыков. На
этих занятиях детально разбираются понятия, определения признаков предметов.

2. Закрепляющие занятия. Предполагают повтор пройденного материала. Некоторые задания выполняются вместе с педагогом, некоторые в группах. И в том, и в другом случае опора делается на полученные знания детей.

3. Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки должны уметь выполнить знакомые или аналогичные задания.

   На занятиях по логике, ни одно задание или упражнение не выполняется как механическое запоминание терминов, понятий и т.д. Все занятия проводятся в игровой форме, в ходе которых дети получают необходимые знания, умения, вооружаются навыками работы с логическим материалом. Педагог активно вовлекает детей в процесс поиска истины, предоставляет возможность самим детям методом проб находить решение и ответ на поставленный перед ними вопрос, что вызывает большой интерес к занятиям.

1.3. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

   В ходе реализации программы:

- ребенок владеет основными логическими операциями;

- выполняет инструкции педагога;

- умеет устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

- умеет объединять и распределять предметы по группам;

- свободно оперирует обобщающими понятиями;

- умеет делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;

- может находить закономерности в явлениях, умеет их описывать;

- ориентируется в пространстве и на листе бумаги;

- может при помощи суждений делать умозаключения;

- имеет достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний;

- умеет работать в паре и микрогруппе;

- умеет запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать;

- заинтересован в результатах своей работы.

Изучение результативности реализации программы.

Для изучения результативности реализации программы проводится исследование уровня развития логического мышления и его операций, для чего применяются следующие методики:

1. «Невербальная классификация».

2. «Последовательные картинки».

3. «Исключение лишнего».

4. «Размести фигуры».

5. «Обобщающее слово».

Итоговые формы учёта и контроля. Мониторинг: входящий (сентябрь), промежуточный (январь) и итоговый (май) уровня усвоения операций логического мышления.

Критерии оценки

3 балла - проявляет осознанность, активность, самостоятельность, целенаправленность.

2 балла - проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.

1 балл - проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.

II. Календарно – тематическое планирование работы с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)

С е н т я б р ь

· Развитие внимания и наблюдательности.
· Формирование представления о символическом изображении вещей.
· Формирование умения рассуждать.

О к т я б р ь

· Развитие конструктивных способностей.
· Умение строить упорядоченные ряды по выбранному признаку.
 Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.
· Формирование умения находить основание для сравнения.

Н о я б р ь

 Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
· Развитие умения ориентироваться в пространстве.
· Формирование представления о символическом изображении вещей.
· Развитие речи, мышления

Д е к а б р ь

· Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам.
· Развитие пространственных представлений.
· Развитие умения действовать согласно алгоритму.
· Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.

Я н в а р ь

· Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания.
 Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
 Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
· Формировать умение описывать определённое понятие.

Ф е в р а л ь

· Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и».
· Развитие внимания, умения анализировать и сравнивать объекты по самостоятельно выделенным свойствам.
Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
· Формирование умения устанавливать логические связи.

М а р т

· Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта).
· Развитие умения разбивать множества на классы, производить логические операции.
· Развитие умения сравнивать.

А п р е л ь

· Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии.
· Упражнение в сравнении чисел, выявлении их отношений, классификации.
· Формирование умения кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов.
· Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.

М а й

· Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления.
 Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
· Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по ЛОГИКЕ с детьми дошкольного возраста 5 – 6 лет

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спу...

Рабочая программа "Занимательная логика"

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления...

Развитие интеллектуальных способностей детей 6-7 лет посредством развивающей программы «Ступеньки логики» в соответствии ФГОС

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новы...

Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика.Блоки Дьенеша»

Дополнительная общеразвивающая программа    «Цветная логика. Блоки Дьенеша»  Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принцип...

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир логики»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое....

Программа "Занимательная логика"

Развитие внимания, памяти и мышления в единстве с творческим воображением....