Дополнительная образовательная программа по ЛОГИКЕ с детьми дошкольного возраста 5 – 6 лет
рабочая программа на тему

БОРОДАЙ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения.

             Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx156.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ужурский детский сад № 2»

Дополнительная образовательная программа по ЛОГИКЕ

с детьми дошкольного возраста 5 – 6 лет

Разработчик программы: Бородай Ольга Владимировна,

 воспитатель I квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты.

  1. Структура программы.

  1. Календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

  1. Приложение 1. Конспекты непосредственно – образовательной деятельности  по сенсорному развитию для детей 3 – 5 лет.

  1. Приложение 2. Дидактические игры по логике  для детей 5-6 лет.

  1. Приложение 3.Тесты «Определение уровня умственного развития старших дошкольников».

  1. Список литературы.

Пояснительная записка.

         Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом. 

Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами побуждают у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения.

             Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей («Танграм», пазлы), на сериацию по различным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

Проблема.

Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры. Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления. Ощущения – это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (пример-яблоко).

Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.

Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства.

Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.

Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.

Цель: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.

Задачи:

-  Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.

-  Совершенствовать произвольное внимание, память.

-  Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.

-  Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

Ожидаемые результаты:  Интегративные качества  формируемые у ребёнка: осведомленный, любознательный, сообразительный, умеющий анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.

Структура программы.

Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста в течении одного года.

Возрастная группа: старшая.

Количество занятий: в месяц – 1; в год – 9.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия, например:

— Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.

— Основное содержание занятия – изучение нового материала.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

— Физ. минутка. Физ. минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

—Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.

— Развивающая игра. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

Режим занятий– 1 занятие в месяц, продолжительностью 30-35 минут.

        Календарно – тематическое планирование

Месяц

Тема и цели занятий

Сентябрь

Тема

«Математика-логика»

Цель

Закрепить счёт в пределах  десяти (прямой, обратный.);  Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить ориентироваться в пространстве, слева, справа, снизу, вверху, в середине; Упражнять в счёте в пределах десяти. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственное  представление. Совершенствовать двигательные навыки.

Октябрь

Тема

«Путешествие в лес»

Цель

Обогащение и углубление представлений детей о зимующих и перелетных птиц (особенностях строения месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения). Воспитывать у детей желание заботиться о зимующих птицах, создавать для них благоприятные условия. Учить детей выделять признаки понятий и сравнивать по содержанию. Познакомить детей с возможностью условного обозначения содержания понятий. Продолжать обучать детей самостоятельно устанавливать отношения между понятиями.

Ноябрь

Тема

«Путешествие в страну Логику»

Цель

Обобщить и закрепить знания детей; Развивать логическое мышление и связную речь у детей; Воспитывать умение слушать друг друга, доводить начатое дело до конца, отзывчивость.

Декабрь

Тема

«Одежда»

Цель

Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями; сравнение понятий по объемам; дополнение родового понятия видовым. Закрепление действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами. Развитие навыков сотрудничества детей друг с другом.

Январь

Тема

«Путешествие в Простоквашино»

Цель

Развивать логическое мышление детей.

Февраль

Тема

«Страна математики»

Цель

Продолжать знакомить детей с геометрической фигурой — круг; учить выделять из целого части, моделировать новую форму — полукруг; дать представление о диаметре, радиусе, циркуле; использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные фигуры.

Развивать интерес к математике; воображение, фантазию, зрительное восприятие, чувство формы, пропорций; логическое и пространственное мышление; умение анализировать и сопоставлять графические навыки. Воспитывать любовь к математике,  любознательность, волевые качества, умение доводить дело до конца, трудолюбие; расширять кругозор, словарный запас: полукруг, циркуль, диаметр, радиус; умение определять эмоциональное состояние человека.

Март

Тема

«В зоопарке»

Цель

Учить детей выполнять алгоритмические действия, соблюдая строгую последовательность, точность и порядок выполнения действий. Упражнять детей в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; в решении примеров на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Развивать умение декодировать информацию; разбивать множество по нескольким свойствам, производить логические операции “не”, “и”, “или”; ориентироваться на листе бумаги. Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, конструктивные умения детей.

Апрель

Тема

«Космическое путешествие»

Цель

Развивать логическое мышление у детей; Продолжать развивать умение проводить звуковой анализ  слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», «земля»); Упражнять в построение графической модели звуков в форме кругов Эйлера; Расширять представление о планетах солнечной системы и созвездиях; Воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и действия товарищей.

Май

Тема

«Поможем зайчатам»

Цель

Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей; тренировать у детей внимание, память, восприятие.

Итого:

         9

 

Приложение 1

Конспекты непосредственно – образовательной деятельности

Тема:  «Математика-логика»

Цели: Закрепить счёт в пределах  десяти (прямой, обратный.);  Закрепить знания детей о геометрических фигурах, учить ориентироваться в пространстве, слева, справа, снизу, вверху, в середине; Упражнять в счёте в пределах десяти. Развивать умение находить место числу в числовом ряде. Развивать внимание, мышление, память. Расширять пространственное  представление. Совершенствовать двигательные навыки.

Образовательные задачи: Учить считать в пределах десяти (прямой, обратный счёт.) Находить и называть геометрические фигуры, ориентируясь на своей карточке.

Развивающие: Называть (прямой счёт больше на единицу), затем (обратный счёт меньше на единицу.)

Речевые: Учить произносить слова физ. минутки внятно. Давать полный ответ на вопрос воспитателя.

Воспитательные: Воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу во время ответов не подсказывать и не перебивать.

Демонстрационный материал: Мяч, набор цифр до десяти, стулья с изображением геометрических фигур.

Раздаточный материал: Руль, билеты с геометрическими фигурами, на каждого ребёнка карточка с изображением геометрических фигур. Палочки Кюизенера.

Методические приёмы:

1. Игровая ситуация: «Путешествие в зоопарк».

2. Физ. минутка. По полянке мы идём (идут по кругу.)

И зверушек узнаём. Ну, скорее, «Раз, два, три!»

Быстро зверя покажи « дети замирают в позе зверя»

3. Игра « По порядку становись»

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Дети вместе с воспитателем встают в круг. Выбирается ведущий, который бросает мяч по очереди находящимся в кругу называет число от 1 до 10. Поймавший мяч должен назвать соседей указанного числа «прямой счёт больше на единицу», «обратный счёт меньше на единицу»

2. Ребята, мы с вами сейчас отправимся на автобусе "Путешествие в зоопарк", но прежде, чтобы занять место в автобусе, вы должны купить БИЛЕТ. Воспитатель раздаёт билеты с геометрическими фигурами. Дети находят стулья с такой же геометрической фигурой и садятся за столы.

3. Дети работают за столами. У каждого ребёнка карточки с изображением геометрических фигур. Ориентировка на листе.

- Как называется геометрическая фигура, расположенная в правом верхнем углу?

- Какого цвета?

- Как называется геометрическая фигура, расположенная в левом углу?

- Какого цвета?

- Найди синюю геометрическую фигуру;

- Как она называется?

- В каком углу она расположена?

- Назови геометрическую фигуру, расположенную в центре;

- Какого она цвета?

4. Физ. минутка.

На полянке мы идём «идут по кругу»

И зверушек узнаём.

Ну, скорее, «Раз, два, три!»

Быстро зверя покажи  « дети замирают в позе зверя»

Воспитатель показывает карточку с нарисованными кружочками.

- Прыгни зайчик, столько раз, сколько нарисовано у меня на карточке кругов.

- Кивни, слоник головой столько раз, сколько нарисовано у меня на карточке кругов.

- Топни мишка столько раз,  сколько нарисовано у меня на карточке кругов  и так далее.

Дети выполняют задание воспитателя.

5. А сейчас мы продолжим наше путешествие (работа за столами с палочками Кюизенера.)

- Постройте поезд из палочек Кюизенера из десяти вагончиков. Начинается поезд с большого вагончика и заканчивается маленьким.

- Сколько вагончиков всего у нашего поезда? (счёт до десяти прямой.)

- Скажи, какого цвета четвёртый вагончик?

- Скажи, какой по счёту жёлтый вагончик?

- Вагон,  какого цвета стоит шестым?

- Каким по порядку стоит чёрный вагончик?

- Какой цветом вагон левее  красного?

-А какой он по счёту? Посчитай.

6. Игра "По порядку, становись!"

Перед игрой можно посчитать, чтобы дети запомнили свою цифру « можно палочки взять в руки»

Воспитатель раздаёт детям палочки от одного до десяти, одну берёт себе. Под музыку дети бегают по группе в хаотическом порядке. По сигналу воспитателя становятся в ряд. Место в ряду соответствует месту числа (и размеру палочки.)" По порядку становись!"

Можно создать проблемную ситуацию: воспитатель может стать не на то место. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания «считают если что-то не правильно исправляют ошибку»

Дети, скажите, в какие игры мы с вами играли?  Что мы с вами повторили? А какая игра вам понравилась?

Почему она вам понравилась? Чему вы научились играя? Мне тоже понравилось с вами играть.

Тема:  «Одежда»

Цели: Освоение графического построения модели классификационных отношений между понятиями; сравнение понятий по объемам; дополнение родового понятия видовым. Закрепление действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами. Развитие навыков сотрудничества детей друг с другом.

Материал: Р. : Набор карточек с изображением зимней и летней одежды на каждую пару детей, круг Эйлера, маленькие круги (3-4 шт., дидактическая игра «Найди пару (одежда) », дидактическая игра «Что за чем? », карточки для работы в паре: «готовы отвечать», «вопрос».

Д. : Карточки с изображением зимней и летней одежды (3-4 шт., письмо, кукла «Сеяного-Рассеяного», фишки.

Ход занятия:

Дети в кругу с воспитателем. Воспитатель рассказывает детям о том, что к ним в сад пришло письмо из д/с «Елочка». Читает письмо, в котором говориться о том, что в их саду были соревнования между детьми старшей группы на тему «Кто из детей больше всех назовет слов, обозначающих разную одежду». Все дети справились с заданием, но необходимо определить, кто из детей назвал больше всех слов. У ребят возник спор. Воспитатель предлагает детям помочь разобраться, кто же из детей назвал больше всех слов: «Полина придумала больше слов, чем Костя, а Ваня придумал больше слов, чем Полина».

-Кто из детей победил? (ответы детей)

-Почему вы решили, что это Ваня?

-А кто из детей назвал меньше всех слов? (ответы детей)

-Ребята, а вы знаете, какая одежда бывает?

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди пару». Дети берут по одной карточке с изображением одежды (зимней или летней) и находят пару к этой одежде: шуба - варежки, пальто-шапка, шорты - футболка, брюки - рубашка, юбка-блузка. С помощью этой игры дети делятся на пары, объясняют, почему вместе встали, почему выбрали соответствующую пару. Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Стук в дверь. Приходит кукла изображающая «Сеянного – Рассеянного». Кукла неправильно одета, вперемешку летняя и зимняя одежда. Воспитатель предлагает рассмотреть гостя и оценить его. Как он выглядит?

-Как вы думаете, правильно ли одет наш гость?

-Почему вы считаете, что неправильно? (ответы детей)

-А мы сможем помочь нашему гостю? Давайте, ему объясним, как необходимо одеваться. Посмотрите на карточки и скажите, что на них изображено? (дети перечисляют виды одежды и дают общее название, изображенным на картинках предметам) .

-Можно ли эти карточки разделить на группы?

-Ребята, у вас на столе лежат карточки, разложите их на группы.

-Сколько получилось групп?

-Какие группы получились? (летняя и зимняя одежда)

-Ребята, а можем мы эти группы обозначить кружочками? Воспитатель предлагает детям построить модель. Сначала обозначаются понятия «зимняя одежда» и «летняя одежда», сравнивают по объёму. Дети при помощи кружков обозначают одежду.

-Почему вы выбрали два кружка? Что они обозначают? (воспитатель спрашивает две-три пары детей)

-Ребята, а мы можем объединить эти две группы в один большой круг? Почему?

-Что он будет обозначать? (Одежда)

-Какие виды одежды оказались в большом кругу? (летняя и зимняя)

-Молодцы!

Воспитатель приглашает детей на физкультурную паузу.

-А сейчас, ребята, давай те нашему гостю расскажем и покажем, какая одежда легкая, какая потеплее, и какая самая теплая. (Воспитатель предлагает детям игру «Что за чем) Дети выкладывают на карточках полоски разной длины для обозначения свойства одежды (легкая, теплее, жаркая и т. д.) . Например: короткая полоска к купальнику, средняя к платью, самая длинная к шубе. Взаимопроверка у доски.

Итог занятия:

-Что мы сегодня делали?

-Помогли мы нашему гостю узнать, как нужно правильно одеваться? Где какая одежда и когда ее нужно носить?

-Что было трудно и кому?

-Какая пара работала дружнее?

В конце итога занятия воспитатель поощряет детей фишками за работу при помощи самоанализа и анализа детей.

Тема: «Путешествие в страну Логику»

Цели: Обобщить и закрепить знания детей; Развивать логическое мышление и связную речь у детей; Воспитывать умение слушать друг друга, доводить начатое дело до конца, отзывчивость. 

Материал и оборудование: стулья с приклеенными номерками, карточки с примерами, вывески с названием остановок, карточки с заданиями, светофор, сундучок с конфетами, диск с песней, игрушки Незнайка, Знайка, Карандаш, Торопышка.

Ход:

  1. Оргмомент.

Дети стоят в кругу, держась за руки:

Мы сначала будем хлопать,

А потом мы будем топать,

А потом мы повернемся и друг другу улыбнемся.

(делают движения согласно словам)

Воспитатель: -Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: -Любим…

Воспитатель: -А хотите отправиться в путешествие?

Дети: -Да.

Воспитатель: -А давайте отправимся в увлекательное путешествие в страну Логику.

Дети: -Давайте.

     2. Основная часть.

Воспитатель: -Страна Логика находится очень-очень далеко и пешком туда дойти будет нелегко. А на чем мы поедем вы узнаете отгадав загадку:

Что за чудо –длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Дети: -автобус.

Воспитатель: -Правильно, молодцы! Посмотрите! А вот и наш автобус! Обращает внимание детей на выстроенные в два ряда друг за другом пронумерованные стулья.

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, у каждого места есть свой номер, поэтому садиться в автобус мы будем согласно билетам. Возьмите, пожалуйста, билеты. На них написаны примеры, которые вы должны решить, а получившийся ответ и будет номером вашего места в автобусе.

Дети решают примеры и садятся в автобус.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все решили примеры и заняли свои места. Ну а теперь в путь!

Звучит Песенка друзей: Мы едем, едем, едем...» Дети подпевают. Загорается красный свет у светофора.

Остановка №1.  «Неделька».

Все выходят из автобуса. Навстречу идет Незнайка.

Незнайка: -Здравствуйте, ребята, Куда путь держите?

Дети: –В страну Логику.

Незнайка: -Я тоже туда хотел попасть, но не получилось, потому что нужно было ответить на очень сложные вопросы, ответы на которые я не знаю. Так что у вас тоже ничего не получится.

Воспитатель: -А наши ребята все знают, поэтому смогут ответить на любые вопросы. Правда, ребята?

Дети: -Да.

Незнайка: -Не верю! Чем докажете?

Воспитатель: -Задавай свои вопросы.

Задание №1.

Незнайка показывает детям знак. В этом знаке зашифрованы дни недели.

Надо расшифровать дни недели, объяснить, почему так думаешь и назвать их по порядку.

После того, как дети выполнят задание, загорается зеленый свет у светофора. Незнайка хвалит детей. Все садятся в автобус и едут дальше. Незнайку берут с собой.

Загорается красный свет.

     Остановка №2. «Красочная»

Все выходят. Появляется Карандаш.

Карандаш: -Здравствуйте, ребята! Куда путь держите?

Дети: -В страну Логику.

Карандаш: -Ой! Это очень далеко! Я тоже хотел отправиться в эту страну, а никак не могу выполнить задание.

Дети предлагают Карандашу свою помощь.

Задание №2. 

Стоит забор, необходимо его раскрасить. Самую длинную доску красным цветом, самую короткую-желтым, доску, которая выше всех, кроме красной,-синим цветом, доску, которая ниже всех, кроме желтой,-зеленым цветом.

Дети выполняют задание, Карандаш их благодарит за помощь, хвалит. Загорается зеленый свет. Путешествие продолжается.

     Остановка №3 «Спортивная».

Появляется Торопышка. Он тоже не может попасть в страну Логику. Предлагает детям игру.

Задание №3

Игра «Будь внимательным».

Торопышка говорит детям слова и показывает движения. Дети должны делать то, что он говорит, но не повторять, то, что он показывает.

Будем руки поднимать,

А потом их опускать,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей…

Игра проводится два раза.

Торопышка: -Молодцы, ребята!

 Справились с заданием, не удалось, мне вас запутать.

Отправляются путешествовать дальше.

Торопышку берут с собой.

      Остановка №4. Станция «Загадочная».

Появляется Знайка. Он предлагает детям решить логические задачи:

  1. На березе росло 6 яблок.  Подул сильный ветер, 3 яблока упали.     Сколько яблок осталось висеть?
  1. На столе лежали три конфеты, одну разломили.                                      Сколько конфет лежит на столе?

Дети решают задачи, отправляются дальше.

Видят вывеску: «замок Королевы Логики».

 Появляется королева Логика.

королева Логика: –Дорогие ребята! Вы выполнили все задания и за это вас ждет награда, а какая вы должны угадать!

Задание №5. Игра «Да-нет».

Дети задают вопросы, а Логика отвечает лишь да или нет.

Дети: -Это съедобное?

Логика: -Да.

Дети: -Вкусное?

Логика: -Да.

Дети: -Сладкое?

Логика: -Да.

Дети: -Конфеты!

Логика открывает сундучок, там лежат конфеты.

  1.  Подведение итога.

Воспитатель: -Путешествию конец, кто все знает –молодец! А сейчас давайте сядем в автобус и вернемся в наш детский сад. А по пути вы расскажете о том, понравилось ли вам путешествие. Дети высказывают свое мнение.

Тема: "Путешествие в лес"

Цели: Обогащение и углубление представлений детей о зимующих и перелетных (особенностях строения месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения). Воспитывать у детей желание заботиться о зимующих птицах, создавать для них благоприятные условия. Учить детей выделять признаки понятий и сравнивать по содержанию. Познакомить детей с возможностью условного обозначения содержания понятий. Продолжать обучать детей самостоятельно устанавливать отношения между понятиями.

Материал:

•        перфокарты,

•        картина с изображением перелёта птиц,

•        элементы осеннего леса,

•        музыкальное сопровождение,

•        круги Эйлера,

•        знаки “все птицы”, “зимующие птицы”, “перелётные птицы”,

•        игра “Кто лишний”,

•        кроссворд,

•        тетради и карандаши для каждого ребёнка,

•        репродукции с изображением разных птиц.

Ход :

Приглашение детей в осенний лес на прогулку. (Звучит музыка леса с голосами птиц, пение птиц прекращается).

- Ребята, что произошло в нашем осеннем лесу? В нем не слышно совсем ничего, тишина, да шорох листвы. – Почему в лесу наступает такая тишина? Куда исчезли жители леса? Они все готовятся к зиме. Многие звери впадают в спячку. А что же произошло с птицами? Птицы улетели в теплые края. Почему? Какие птицы улетают в теплые края? журавли, гуси, утки. В теплые края от нас улетают ласточки, стрижи, скворцы, трясогузки, кукушки, цапли,

За это их называют перелётными. Ребята, а какие птицы улетают первыми и как они летят, я хочу вам сегодня рассказать. Эту историю мне поведал Лесовичок. Первыми улетают ласточки, стрижи, кукушки, трясогузки. Эти птицы питаются насекомыми и поэтому их называют насекомоядные. Последними от нас улетают водоплавающие: цапли, журавли, утки гуси. Они питаются живой пищей: рыбой, лягушками, их называют хищниками.

Во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Вот ласточки. Стрижи, трясогузки улетают небольшими стайками. Летят они ночью, чтобы меньше встречаться с опасностью, которая их ожидает. А вот гуси, утки, цапли, журавли могут лететь клином, шеренгой, дугой, линией.(Показ картинок). Эти птицы летят очень высоко в небе целый день и только с наступлением ночи опускаются на водоём, чтобы отдохнуть и покормиться. Очень долгий им предстоит им путь. Но впереди их ждет ласковое теплое солнце. А с наступление весны они опят вернутся в родные места, чтобы вывести птенцов.

Есть птицы, которые никуда не улетают, назовите их? (Воробей, голубь, сорока, ворона, дятел, синица, снегирь, клёст). Как вы думаете, легко ли зимующим птицам зимой? Как мы люди можем им помочь? Мы можем для птиц приготовить кормушки или организовать целую птичью столовую. Но мы должны помнить, что в холодный зимний период на кормушке всегда должен быть корм, иначе птица может погибнуть. Если мы будем подкармливать птиц, то им не страшен будет холод зимой. И они хорошо переживут холодную суровую зиму.

Мой дружок Лесовичок прислал нам сегодня очень интересную игру. Он хочет, чтобы мы определили чем питаются разные птицы.(Работа с перфокартами)

Валеологическая пауза:

- представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вы тянете руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложи на ладони, спрячь в них птенца, подыши, на него согревая своим ровным дыханием. Приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе. – Ну что ж, ребята, вы много интересного узнали от Лесовичка.

А сейчас мы сядем за стол и определим всех птиц, обозначив их кругами. А Лесовичок посидит и послушает. Здесь на фланелеграфе много разных птиц. Как вы думаете, каким кругом мы обозначим всех этих птиц? Правильно большим кругом. Вот у меня большой круг. И вы ребята у себя найдите большой круг. А вот этот знак обозначает “Все птицы”. Я его прикреплю сверху на кругу. Найдите – кА у себя такой знак. Что он означает? (2 – 3 ответа). Положите его тоже на круг сверху. А кто пойдет и разделит птиц на 2 группы: зимующих и перелетных ? Аня назови зимующих птиц. Молодец, а теперь давайте при помощи кругов обозначим зимующих и перелетных птиц. Каким кругом мы обозначим зимующих птиц? Правильно кругом поменьше. А перелетных? Вторым кругом поменьше. Ребята тоже у себя найдите круги поменьше и положите на большой круг. Так ли у всех получилось? Посмотри – кА, Аня. Молодец! А каким знаком можно обозначить зимующих птиц? Правильно, снежинкой. Помести знак на круг зимующих птиц. (*) И вы, ребята, найдите у себя знак “зимующие птицы”. Все ли правильно выполнили, так ли получилось как у Ани? Аня, а каким знаком обозначим перелетных птиц? Правильно, вот этим, как будто птичка летит ( ? ). Этот знак “перелётные птицы”.

Все ребята нашли знак “перелетные птицы” и поставили на круг “перелетные птицы”. А как разделить перелетных птиц на насекомоядные и хищников? С помощью, каких знаков? Правильно, маленький кружок с рыбой и жучком. Поместите их на круг “перелетные птицы”. (Все дети работают). А чем питаются зимующие птицы? (ответы). Молодцы ребята, хорошо поработали с кругами. Лесовичок тоже доволен.

Ой, ребята, а Лесовичок поиграть с вами хочет. Он приготовил вам картинки. Что - то я не пойму, для чего он их нам дал? (Ответы детей). Надо расставить картины по порядку: что сначала, что потом? Какая картина должна стоять первой? Кто поставит? (гнездо с яйцами). Каким знаком обозначим яйцо? (0). А что потом? (гнездо с птенцами и птица). Каким знаком обозначим птенца?   Птицу?   Хорошо мне объяснили, теперь всё понятно.

А сейчас давайте пододвинем карточку с окошечками со стрелочкой, нарисуем схему “как появляется птица”. Рисовать будем знаками.(Дети работают в своих карточках, схематически изображая “как появляется птица”.    ) 2 – ответа.

Молодцы, ребята!

Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес. Вы теперь много знаете о птицах, умеете определить перелетных птиц и зимующих. Я думаю, что вы придёте им на помощь, разместите возле своих домов и на участке прогимназии кормушки.

Тема:  "Космическое путешествие"

 развитие речи с элементами логики

 

Цели:

- продолжать развивать умение проводить звуковой анализ  слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, делить слова на слоги; подбирать однокоренные слова (к словам «звезда», «земля»);

- упражнять в построение графической модели звуков в форме кругов Эйлера;

- расширять представление о планетах солнечной системы и созвездиях;

- воспитывать умение сотрудничать на занятиях, адекватно оценивать свои действия и действия товарищей.

Словарная работа: уточнение и расширение словаря: звук – гласный, согласный; твердый, мягкий; слог, модель, солнечная система, планета, созвездия;  Нептун, Венера, Марс, Земля, Плутон, Уран, Сатурн, Рак, Лебедь, Пегас, Геркулес, Медведица.

Материал:

- демонстрационный: макет солнечной системы; панно с изображениями созвездий; два больших обруча, два средних, два маленьких;  квадраты красного, синего, серого, зеленого цветов;  длинная веревка; карта – схема «Марс» ; указка, фишки красного, синего, зеленого цветов; аудиозапись «Спейс»; мяч;

- раздаточный: картинки – схемы «Марс»; указки, пеналы с фишками тех же цветов.

Ход занятия

Дети стоят вокруг макета Солнечной системы, воспитатель читает стихотворение «Земля»:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похоже, нету!

Воспитатель:

- Отгадайте, про какую планету здесь говориться?

- Как можно назвать нас, живущих на планете Земля? (Земляне.)

- Какие слова можно придумать от слова «земля»? (Земляки, земляника, землетрясение, земелюшка, землекоп, земляной…)

Воспитатель: Ребята, давайте совершим небольшое путешествие в космос. Занимайте места в нашем космическом корабле. Пристегните ремни. Приготовьтесь к старту! 3…2…1… Пуск! (Звучит музыка «Спейс».)

- Посмотрите на небо в иллюминатор – что вы там видите? (Звезды, созвездия.)

- Какие слова можно придумать от слова «звезда»? (Звездочет, звездолет, звездочка, звездопад, звездное…)

- А теперь давайте назовем созвездия на нашем звездном небе и определим количество слогов в каждом слове. (Ле-бедь, О-рел, Дра-кон, Лев, Пе-гас, Гер-ку-лес, Мед-ве-ди-ца.)

Воспитатель: Ребята, наш корабль пролетает мимо планет, название которых начинается:  со звука «вь»; со звука «нь»; с «с»; с «м»; с «у». Назовите их. (Венера, Нептун, Сатурн, Марс, Уран.)

- Какие еще планеты вы знаете?

- Определите в названиях первый звук.

- Много неизведанных планет, много неоткрытых звезд, еще много загадок в жизни предстоит вам разгадать.  Но для этого надо… что? Учиться! Поэтому я предлагаю вернуться на Землю и продолжать подготовку к школе.

Физминутка: «У оленя дом большой …». После нее дети садятся в кружок на ковре.

Воспитатель:  Вспомним все, что мы знаем о звуках. (Построение модели с помощью кругов Эйлера.) Большой круг – это все звуки. Все звуки можно разделить на две группы. Какие?

Звуки гласные мы знаем,

Без труда их различаем.

Нет нигде для них преграды –

Петь мы эти звуки рады.

(Гласные звуки дети обозначают средним  кругом с красным квадратиком внутри.)

Воспитатель:

Кроме гласных есть другие.

Вы не знаете, какие? (Согласные.)

Много трудностей в пути

Предстоит им всем пройти»

Им преграды строят губы,

Щеки, язычок и зубы.

(Согласные звуки дети обозначают средним кругом с серым квадратиком внутри.)

Воспитатель:  На какие две группы, в свою очередь, делятся согласные звуки? (Мягкие и твердые.) Внутри квадрата с согласными два меньших кружка с синим и зеленым квадратиком.

Далее проводятся игры.

«Живая модель»

А) все звуки – хоровод детей. На полу из веревки круг. Девочки – гласные звуки – образуют внутри веревочного круга меньший круг.  Мальчики – согласные звуки – другой круг.  Затем мальчики образуют еще два круга поменьше – твердые и мягкие согласные.

Б) Работа за столами: выбор слова для анализа (разгадка):

Для звездочета я загадка,

И начинаюсь я на «М».

Но только я не шоколадка,

Хотя я тоже нравлюсь всем. (Марс)

Звуковой анализ слова «Марс». Один ребенок работает у доски, остальные за столами. Составление модели слова; проверка.

«Живые звуки»

Дети – «звуки» составляются слово «Марс», затем остальные дети дают детям – «звукам» задания типа: «Вокруг кругу подпрыгнуть на одной ножке 7 раз» и т.п. Далее дети располагаются на ковре.

«Назови пару»

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый звук, ребенок называет  парный мягкий  и возвращает мяч. И наоборот.

«Что чем (кто кем) может быть?»

Воспитатель называет предмет (мука) или живое существо (девочка) и бросает мяч ребенку. Ребенок говорит в ответ, чем этот предмет может стать(пирог, тесто, блин, сухарь и т.д.) или кем может стать девочка (мамой, сестрой, балериной и т.д.).

Подведение итогов занятия.

Тема: «Путешествие в Простоквашино»

Цель: Развивать логическое мышление детей.

Задачи: Закреплять пространственные представления, ориентацию на листе бумаги и в таблице.

Формировать навыки количественного и порядкового счёта, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда.

Развивать внимание, память, речь, творческие способности, мелкую моторику.

Повышать познавательный интерес, интерес к образовательной деятельности, мотивацию к обучению.

Ход:

1.Оргмомент.        

Здравствуйте ребята. Шла я к вам на занятие и встретила одного очень милого почтальона. Его фамилия Печкин. Вот он посылку вам передал и очень интересную историю рассказал.        

Посылка.

2.Ориентация на листе. Слева, справа.        

Однажды отправился Печкин к себе в деревню…как называется? (Простоквашино.)

Дорога была длинная. Давайте попробуем пройти её все вместе.

(Раздаю листы с картой.)

Ставьте карандаш на начало, будем чертить дорогу.

Шёл он сначала прямо, у цветка свернул направо, дошёл до ёлки и немного отдохнул. Потом повернул налево и дошёл до гриба, ещё раз повернул налево, но тут дороги разошлись. Подумал Печкин и повернул направо, ещё раз направо и оказался… где? (В Простоквашино.)

        

Листы с картой на каждого ребёнка.

3.Логика отрицания.        

На опушке деревни почтальон увидел дома. Он точно знал, что тот к кому он идёт, живёт не во 2 и не в 3 доме, и уж точно не в красном. Посмотрите, эти дома есть на ковре.Я сейчас ещё раз расскажу про дом, а вы соберётесь около нужного. Найдёте?

Печкин шёл не во 2 и не в третий дом, и не в красный. Какой? (…)

Дети садятся на ковре вокруг дома.

        

На ковре 4 больших дома.

4.Логика.        

Ребята, как вы думаете, к кому мог идти Печкин, каких героев сказки вы знаете? (…)

Постучал почтальон в дверь, а ему: «Кто там?»

Печкин представился и решил угадать, кто же  за дверью.

У тебя клюв есть? Нет.

А хвост есть? Да.

А копыта? Нет.

Ну теперь я знаю кто ты! Ребята кто там может быть? ( без клюва, без копыт, с хвостом-Матроскин или Шарик).

Придумайте вопрос, чтобы отгадать кто там? (Ты лаешь?Или…)

Дверь открылась, а там стоял Матроскин. Печкин зашёл в дом, а мы вернёмся на места и раскрасим нужный дом.        

Листы с домиками на каждого, цв.карандаши.

5.Порядковый счёт. Числовой ряд. Отношения между числами ряда.        

Молодцы, откладывайте листочки и случайте историю дальше.

Стал Печкин спрашивать, как дела у Матроскина и Шарика, и помирились ли они. Узнал, что они теперь загадки друг другу загадывают. Почтальон тоже решил поучавствовать. Давайте и мы ему поможем.

Я раздаю вам цифры, а вы должны построиться согласно номерам. (Дети выстраиваются по порядку.)

Ты каким встал? (Пятым.) Почему?(Циф.5)

Ты какой по счёту?( Второй.)Почему?(циф.2)

А теперь слушайте загадки и постарайтесь не ошибаться.

Юра, встань слева…..

…встань справа….

…встань между…..

…встань посередине….

Молодцы, все загадки отгадали, но теперь наши цифры перемешались. Давайте найдём им правильные места.

Кто первый? Второй?....

Ты какой? А ты какой?....

        

Карточки-цветы с цифрами в середине.

6.Дидактическая подвижная игра на внимание.        

А теперь давайте с нашими цветочками попрыгаем на полянке в Простоквашино. Вставайте врассыпную и кладите цветы рядом с собой. Я буду называть цвет, а тот у кого такой цветок – подпрыгивать и хлопать один раз. Только будьте внимательны и не ошибайтесь.

Молодцы, оставляйте цветы на полянке и возвращайтесь на места.

Собрать цветы с ковра.

7.Ориентация в таблице. Геометрические фигуры.        

Ребята, пока мы играли, Шарик отправился в тир пострелять из своего любимого ружья. Посмотрите, какая у него мишень.

(Вешаю таблицу.)

На что похожа мишень? (Таблица.) А пули? (Геом.фиг.)

Давайте поиграем вместе с Шариком. Я буду говорить куда стрелять, а вы приклеивать нужные фигуры.

…1 ряд 2 столбик…

3 ряд первый столбик…

Отлично! Скажите, как расположены фигуры? (По столбикам.) А в строках что повторяется? (Цвет.)

Молодцы, со всеми заданиями справились!

        

Таблица, клей, пули – геометрические фигуры.

8.Итог образовательной деятельности.

        

Вот так весело проводят время наши герои в Простоквашино! И мы с вами как-будто там побывали. А как много повторили – и цифры, и счёт, и фигуры, и подумали немного, и постреляли…ой, а про посылку-то я и забыла!

Открываю, раздаю сюрпризы Печкина.        

Посылка с гостинцами.

9.Рефлексия.        

Давайте в Простоквашино тоже посылку отправим, вот такие смешные рожицы. Если вам понравилось занятие, выбирайте радостный смайлик и кладите в посылку. Если не понравилось, то грустный, а если не знаете, то спокойный. Героям сказки будет приятно получить от вас посылку и придумать для вас в другой раз ещё много интересных игр.

Смайлики.

Тема: «Страна математики»

Цели:

1. Продолжать знакомить детей с геометрической фигурой — круг; учить выделять из целого части, моделировать новую форму — полукруг; дать представление о диаметре, радиусе, циркуле; использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные фигуры.

2. Развивать интерес к математике; воображение, фантазию, зрительное восприятие, чувство формы, пропорций; логическое и пространственное мышление; умение анализировать и сопоставлять графические навыки.

3. Воспитывать любовь к математике, любознательность, волевые качества, умение доводить дело до конца, трудолюбие; расширять кругозор, словарный запас: полукруг, циркуль, диаметр, радиус; умение определять эмоциональное состояние человека.

Демонстрационный материал: предметы круглой формы: крышки, блюдце, пуговицы большие и маленькие, монеты; дидактический материал к развивающим играм, часы будильник; циркуль, линейка, карандаши простые, фломастеры.

Раздаточный материал: предметы круглой формы на каждого ребенка; карандаши простые, фломастеры,1/2 альбомного листа; дидактический материал на каждого ребенка.

Музыкальное сопровождение — «Учат в школе» А.Пугачевой.

Ход занятия

Дети стоят в кругу, звучит музыка.

Входит воспитатель в костюме царицы Математики.

— Здравствуйте, ребята! Я царица математики, пришла познакомиться с вами. Вы хотите попасть в страну Математики?

Ответы детей.

— У меня есть волшебная палочка — 1,2,3 в математиков нас преврати! С нами отправится в путь мой друг будильник (пошли по кругу под музыку).

Посмотрите, что у меня в руках?

Ответы детей колесо

— Да, это колесо! А для чего оно нам нужно?

Ответы детей.

— как вы думаете на что похоже колесо? (ответы детей).

-Колесо похоже на круг. Мальчики и девочки, а как можно сделать круг?

Ответы детей.

— круг можно сделать из пальцев, вот так (соединяем большой и указательный палец). А теперь посмотрите друг на друга широко открыв глаза- похоже на круг? Откройте рот и скажите «О» получился круг. Вот так можно получить круг.

— Подойдите к столам. А ещё круг можно сделать при помощи циркуля. Послушайте загадку: «Сговорились две ноги делать дуги и круги». Повторите хором «циркуль». Как же сделать круг — одну ножку ставим на лист, а второй чертим круг. Это один способ, а другой способ такой. У вас на столах лежат предметы круглой формы. Возьмите один из них, положите на лист бумаги и обведите карандашом. Такие красивые круги получились. Да и колесо похоже на круг.

— Возьмите фломастеры и нарисуйте веселую рожицу. К примеру, такую (рисует рожицу)

Дети рисуют.

— Сейчас я вам раздам круги разных цветов, а себе возьму побольше. Перегнём круг пополам, так, чтобы 2 края его половинок совпали Получилась линия. Она делит круг на равные части и называется Диаметр. Повторите за мной — диаметр (хоровые и индивидуальные ответы)

Разогните круг и снова сложите пополам, но по другой линии, получился новый диаметр. Сколько бы мы не сгибали, все диаметры будут пересекаться в одной точке, называется она — центр круга. Половина диаметра это — радиус.

— Мальчики и девочки сделаем циркуль из пальцев, вот так чертим круг, вот это расстояние между пальцами называется радиусом.

Дети делают.

— если согнуть круг пополам, то получится полукруг. Что можно сделать, дорисовав из полукруга? (слайд полукруг, рисунки из полукруга).

Ответы детей.

Да, можно получить много разных предметов, например черепаху9веер,тортик, зонт, шляпка гриба и т.д.)

Звенит будильник.

— ребята наш будильник кажется хочет что-то сказать, ах,да он зовет нас отдохнуть.

Физминутка

Нарисуем круг руками. Вот левая рука — это радиус (левую руку в сторону), а вот правая рука — это тоже радиус (правую руку в сторону) и получился диаметр. Покружились и получился круг.

Руки в стороны, в кулачок!

Разжимай и на бочок!

Правой вверх, левой вверх

Сделаем большущий круг!

Дети стоят полукругом.

— в стране математики живет гном Знайка. Он прислал фотографии. Скажите какой Знайка на фотографиях? Здесь он какой? — радостный. А тут удивленный.Здесь испуганный, на этой фотографии рассерженный, а тут спокойный. Молодцы!

Дети делают мимическую гимнастику.

Ребята, Знайка нарисовал животных и растерял хвосты, забыл, где чей хвост, надо ему помочь. Хвост № 1 — бобра, 2- лисы, 3 — белки, 4- лося (дидактическая игра «Где чей хвост»). Молодцы, мальчики, умницы девочки! Все хвосты узнали.

На доске логическая цепочка.

— Ой круг потерялся! Интересно вы его найдете? Посмотрите на картинку где он?

Ответы детей.

— Круг мы нашли, а здесь его найдете? Назовите картинки, про которые можно сказать, что они похожи на круг.

Ответы детей. Показ картинок.

— А Знайка приготовил вам, ещё сюрприз. Помогите ему. Здесь предметов равное количество, но на каждой полочке потерян 1 предмет. Найдите его (игра «Найди предмет»)

Ответы детей.

— Круг дружит с треугольником и квадратом, все они живут в одном домике. Но кто ушел и его найти. Кого не хватает? Внимательно посмотрите, обратите внимание на цвет и форму. Так кого же нет?

Ответы детей

— Да, не хватает желтого треугольника.

— Молодцы! А у нас есть даже круглые поросята! Они похожи друг на друга, но чем то различаются, попробуйте найти отличия (показ картинки).

Работа детей

— Молодцы! Нашли все отличия!

— Давайте сделаем большой круг. Покажите мне радиус, диаметр. Круг нарисуем рукой. Вот сколько интересного мы узнали. Вам понравилось играть?

Сейчас я превращу вас снова в детей — 1,2,3- в детей нас преврати! Вот и оказались мы у нас в группе, а от меня вам небольшие подарочки — волчки. Они сделаны из круга, спички и пластилина.

А вам такое задание: найти как можно больше предметов из круга и сделать выставку работ.

А мне надо идти. До свиданья ребята! Спасибо!

Тема: Поможем зайчатам»

Цель: Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей; тренировать у детей внимание, память, восприятие.

Задачи:                                  

Обучающие: Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Упражнять детей в счете на слух.

Развивающие: Побуждать детей к называнию предметов и их признаков.

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные: Формировать у детей первоначальный интерес к познанию.

Развивать у детей внимание, мыслительные операции.

Воспитывать отзывчивость, желание помогать попавшим в беду.

Оборудование:

Демонстрационный материал: картина, 3 зайца разного размера, 3 круга, игрушка – заяц.

Раздаточный материал: геометрические фигуры разного размера, цвета, формы, счетные палочки, клей.

Использование отрывка из музыкального произведения П. И. Чайковского «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик».

Ход занятия:

Организационная игра:

          Придумано кем – то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро» солнцу и птицам,

«Доброе утро» улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Пусть «Доброе утро» длится до вечера.

 

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Владимировна, а тебя как зовут, а тебя?

-Вот мы и познакомились. Ребята, а вы любите играть? (ответы детей) Я тоже люблю.

-Когда я спешила к вам в детский сад, то встретила..., угадайте кого (загадка)

Быстро скачет по дорожке

 Прыг да скок

Белый маленький зверек,

От врагов уйдет он ловко,

Любит сочную морковку,

Кто же, это отвечай–ка.

Ну, конечно, это...(зайка).

 

 

    Он сидел под кустиком, трясся от холода, а в руках у него было письмо. Вот оно, давайте его прочитаем. Воспитатель раскрывает конверт и зачитывает письмо:

Помогите, пожалуйста, нам, наши домики растаяли, а зима еще долгая, боимся что замерзнем.                                                                Зайчата.                                                                                                                        

Ребята, я туда попала или нет? Здесь живут ребята, готовые прийти на помощь?

(Ответы детей).

-Я превращаюсь в добрую волшебницу ( воспитатель одевает колпак и берет «волшебную» палочку). А вы закрывайте скорее глазки, я  сейчас произнесу волшебные слова, и вы превратитесь  в моих помощников.

Воспитатель взмахивает палочкой и говорит: «Хлоп, хлоп, топ, топ, повернись и в помощника ты превратись». Дети открывают глаза.

    А сейчас мы с вами отправляемся в лес, идти далеко, зайчата ждут помощи. Что же у них случилось? Кто напомнит? (ответы детей).  Впереди нас ждут разные испытания. Пойдемте. Дети идут за воспитателем и произносят такие слова:

 

 По веселой по дорожке

Зашагали наши ножки,

В лес скорее мы пойдем

И друзей с собой возьмем.

 

1 задание

Кто –то раскидал на снегу красивые, разноцветные камушки. Давайте мы с вами наведем в лесу порядок, соберем эти камешки.

-Возьмите каждый по одному. (дети собирают)

-Скажи, Катя, у тебя камень какого цвета? А у тебя, Никита?

- Наташа, а на какую фигуру похож твой камень? А у тебя, Кирилл?

- А кто из вас знает, как  можно назвать квадрат и треугольник одним словом? Что это? ( геометрические фигуры)

- Правильно.

И вот наше с вами первое испытание:

У меня в корзине лежат три круга, а у вас в руке по одному камешку. Как можно разложить эти камушки в круги? (по цвету, размеру, форме).

С этим заданием мы справились, кладите камешки мне в корзину и отправляемся дальше.

 

По веселой по дорожке,

Зашагали наши ножки,

В лес скорее мы пойдем,

И друзей с собой возьмем.

 

    Стоит в лесу огромный дом, зайти в него не можем мы, потому что висит замок.

Пальчиковая игра «На двери висит замок»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог.

Постучали, покрутили,

Потянули и открыли.

    Заходите в дом, усаживайтесь поудобнее. Когда все дети сядут, воспитатель предлагает поиграть в игру «Ладонь –кулак-ребро».

Кинезиологическое упражнение. «Ладонь – кулак – ребро»

Цель: развитие внимания, пространственных представлений и мелкой моторики.

    После игры воспитатель говорит:

2 – задание

-Перед вами лежат счетные палочки.

-Достаньте 4 палочки одного цвета и сложите квадрат. Молодцы.

-Теперь возьмите еще 2 палочки, но другого цвета, и приложите к квадрату так, чтобы получилась крыша.

- Что же у нас с вами получилось? (домик). Вот такие дома должны быть у зайчат, красивые, прочные.

 -Убирайте палочки на место, нам с вами нужно отправляться на помощь к зайчатам.

 

По веселой по дорожке,

Зашагали наши ножки,

В лес скорее мы пойдем,

И друзей с собой возьмем.

 

(звучит музыка леса). – Слышите, какая музыка волшебная звучит, значит мы все ближе и ближе  приближаемся к лесной чаще, где живут зайчата. В нашем зимнем лесу растут ели, сосны и березы.

Воспитатель ставит на мольберт картинку зимнего леса.

3 задание Аппликация

-Смотрите, действительно, ни одного зайчишкиного домика не осталось.

Давайте, сделаем с ами домики для зайчат.

Молодцы, ребята, помогли зайчатам обрести домики!

Тема: «В зоопарке».

Цели: Учить детей выполнять алгоритмические действия, соблюдая строгую последовательность, точность и порядок выполнения действий. Упражнять детей в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; в решении примеров на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Развивать умение декодировать информацию; разбивать множество по нескольким свойствам, производить логические операции “не”, “и”, “или”; ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания детей о хищниках и травоядных животных, о животных, живущих в холодных и жарких краях. Развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, конструктивные умения детей. Воспитывать бережное отношение к живой природе, желание прийти на помощь друг другу.

Материал: Наборы игры “Танграм” по количеству детей, образцы изображений животных. Листы в клетку, простые карандаши. Карточки по количеству детей с изображением животных. Таблицы алгоритмов, наборы геометрических фигур. Круги (обручи), карточки – символы. Карточки с заданием (примеры).

Ход занятия:

Стук в дверь. Заходит незнакомый человек.

– Здравствуйте, ребята. Я работник зоопарка. У нас случилась беда! Ночью кто-то открыл клетки с животными, и они убежали. Животных нужно срочно найти. Помогите, пожалуйста.

Дети: – Поможем.

– Тогда я оставлю вам фотороботы наших питомцев, а сам побегу в зоопарк, буду ждать от вас добрых вестей (уходит).

Воспитатель: – Дети, давайте рассмотрим эти рисунки. Кто изображен на них?

– Кенгуру, заяц, лиса, страус…

Воспитатель: – Предлагаю вам сложить из геометрических фигур этих животных.

Дидактическая игра “Танграм” – (“рис. 1”)дети по контурным образцам воссоздают фигурки животных.

Рисунок 1

– Из каких фигур состоит туловище зайца?

– Из каких фигур состоит голова?

– Лапки? Будьте внимательны.

– Фигурки животных мы выложили, теперь отправляемся на поиски. Возьмите простые карандаши, листы в клетку, будем чертить маршрут. Слушайте задание:

Дидактическое упражнение “Рисунок по клеткам” (“рис. 2”). Дети, ориентируясь на листе бумаги в клетку, “прорисовывают” ход, начиная с точки.

Рисунок 2

– Отсчитайте вправо 4 клетки и проведите прямую.

– Отсчитайте вниз 2 клетки и проведите прямую.

– 3 клетки вправо.

– 3 клетки вверх.

– 4 клетки вправо.

– 5 клеток вниз.

– 3 клетки влево.

– 3 клетки вверх.

– 8 клеток вправо.

Воспитатель: – Все животные питаются по-разному. Кто чем питается, мы узнаем, соединив линиями на картинке животное и его “пищу”.

Дидактическое упражнение “Кто, чем питается” (“рис. 5”).

Рисунок 5

Воспитатель: – Некоторые животные, когда убегали, поломали свои клетки, нам нужно их починить. Для этого необходимо отобрать нужный материал и сложить из него новые клетки.

Дидактическое упражнение “Клетки для животных” (“рис. 3”) – решение алгоритмических задач.

Рисунок 3

Дети выбирают строительный материал (геометрические фигуры) в строгом соответствии с правилами (по алгоритмам), потом произвольно строят клетки из выбранного материала.

– Ну что же, животных мы нашли, клетки и вольеры для них построили, теперь необходимо их поместить в эти клетки.

Дидактическое упражнение с тремя обручами (логические блоки Дьенеша) (“рис. 4”) .

Рисунок 4

(Животные – геометрические фигуры, клетки – обручи, пересекающиеся между собой (лежат на полу). В обручах – карточки-символы свойств г/ф. Дети раскладывают г/ф в обручи, согласно карточкам-символам).

– А теперь мы покормим животных и заодно узнаем, откуда, из каких стран они к нам попали, (дети располагаются у компьютеров).

– С помощью чего мы будем перемещать метки на дисплее?

– С помощью клавиш “<”, “^”, “>”, “v” на клавиатуре.

– А как мы “возьмем”, а потом “оставим” метку?

  • С помощью клавиши “Enter” на клавиатуре.

Компьютерная игра “Метка”

(Нужно расставить метки, к травоядным и хищным животным, затем расставить метки, к животным, живущим на севере и в жарких странах).

– Молодцы! С заданием вы справились. А теперь давайте закроем глаза и может быть, кто-то какое-нибудь животное себе представит (разминка для глаз, на расслабление глазных мышц).

– Ребята, из зоопарка нам пришла телефонограмма. Она зашифрована, как нам ее расшифровать?

– Нужно решить примеры, и вместо полученных ответов вставить соответствующую букву в таблицу:

Дидактическое упражнение “Отгадай слово” (“рис. 6”).

Рисунок 6

– На этом наше увлекательное занятие заканчивается.

Приложение 2

Игры и упражнения.

КТО, ЧТО ЛЮБИТ?

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...

КЛАССИФИКАЦИЯ

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ 

Цель: Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним».

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

ЧЕРЕДОВАНИЕ

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

СЛОВА НАОБОРОТ

Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

НЕЛЕПИЦЫ

Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Игра «Догадайся»

         Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.

         Восп.: Догадайтесь, что это может быть?

         Дети: Машина, велосипед …

         Восп.: А какой еще транспорт вы знаете?

         (приемы – синтез, классификация)

Игра «Что забыл художник?»

         Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?

         Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,

                    На ковре не раскрашены некоторые полоски …

         (приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).

Рыбка — червячок

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

 Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Мишка — малинку,

Воробушек — рябинку,

Рыбка — червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

 Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.

 Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

 Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.

 Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.

 Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.

 Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.

Раз, два, три лишний уходи

Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ — синтез)

Необходимый инвентарь: картинки.

 Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл — самолет; трамвай, автобус, электричка — КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина — такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему?

 Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.

Небылицы

Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: мяч.

 Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

 Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.

 Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

 Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

 Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.

 Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

 Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

 Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

 В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:

Сел воробушек на дом,

Приложение 3

«Определение уровня умственного развития старших дошкольников» (Э.Ф.Замбицавичене)

Тест состоит из 4-х субтестов.

-  Исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний.

-   Исследование операций обобщения, способности выделить существенные признаки предметов.

-   Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

-   Выявление умения обобщать.

Пробы для ребёнка читаются вслух.

Субтест №1.

Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году (24, 3, 12, 7) месяцев.

4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл).

6. Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево).

7. Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём).

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).

10. Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия).

Субтест №2.

В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его.

1. Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4. Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово.

5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, указка, прямоугольник, квадрат.

7. Иван, Сергей, Нестеров, Никита, Андрей.

8. Число, плюс, минус, равно, неравно.

9. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Субтест №3.

В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи между собой.

Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов, приведённых в скобках, так, чтобы они находились в такой же связи.

1. Огурец – овощ;

Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля).

2. Учитель – ученик;

Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница).

3. Огород – морковь;

Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака).

4. Цветок – ваза;

Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).

5. Перчатка – рука;

Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).

6. Тёмный – светлый;

Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный).

7. Часы – время;

Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач).

8. Машина – мотор;

Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна).

9. Стул – деревянный;

Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).

10. Стол – скатерть;

Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль).

Субтест №4.

Эти пары слов нужно назвать одним названием.

1. Метла, лопата – 6. Шкаф, диван —

2. Окунь, карась – 7. День, ночь —

3. Лето, зима – 8. Слон, муравей —

4. Огурец, помидор – 9. Июнь, июль —

5. Сирень, шиповник — 10. Дерево, цветок —

Оценка результатов теста.

Субтест №1. За правильный ответ после первой попытки– 1 балл. Если ответ неверный, предлагается подумать. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла.

Субтест №2. За правильный ответ – 1 балл. За правильный ответ со второй попытки – 0,5 балла.

Субтест №3. За правильный ответ – 1 балл, со второй попытки – 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

Субтест №4. Оценки аналогичны вышеприведённым. Уточняющие вопросы не задаются.

Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 40.

Х *100%

Оценка успешности (ОУ) = ----------------, где Х – количество баллов, полученных

испытуемым. 40

Уровни успешности:

5-ый – 40 баллов (100%);

4-ый – 32-39 баллов (80-99%);

3-ий – 26-31,5 балла (65-79,9%);

2-ой – 20-25,5 балла (50-64,9%);

1-ый – менее 19,5 балла (менее 49,9%).

Список использованной литературы.


1. «Детство» — программа развития и воспитания детей в детских садах. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2003г. 
2. «Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А. Москва, 1991г. 
3. «Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г. 
4. «Математика от трёх до шести» — программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г. 
5. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников». 
6. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» 
7. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» — пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г. 
8. Приказ МИНОБРНАУКИ России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Ф.Г.Т. к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования». (Пункт 3.4) 
9. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» — вопросы психологии, №4, 1996г. 
10. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка», Москва, 1969г. 
11. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления» 
12. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г. 
13.  Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г. 
14.  Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕЛАЯ РАДУГА»

Дополнительная образовательная программа«Веселая радуга»Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детский сад  №6«Малышка» общеразвивающего вида  приоритетным о...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»

Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и  метод...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике «Липунюшка»

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике  «Липунюшка»...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет "Веселый английский"

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет "Веселый английский"...

Дополнительная образовательная программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к фольклору народа саха «Ай – Туой!»

В целях системного приобщения детей к фольклору народа Саха в детском саду «Парус» организована работа фольклорного кружка «Ай-туой». Кружок посещают по желанию дети 5-7 лет. П...

Дополнительная образовательная программа «Мир оригами» старший дошкольный возраст 5-7 лет.

Дополнительная образовательная программа «Мир оригами» старший  дошкольный  возраст 5-7 лет....