Дополнительная образовательная программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к фольклору народа саха «Ай – Туой!»
рабочая программа по теме

Кудаисова Светлана Петровна

В целях системного приобщения детей к фольклору народа Саха в детском саду «Парус» организована работа фольклорного кружка «Ай-туой». Кружок посещают по желанию дети 5-7 лет. Педагогом дополнительного образования поддерживается тесная связь с родителями обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_ay-tuoy.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к фольклору народа саха «Ай – Туой!»

В целях системного приобщения детей к фольклору народа Саха в детском саду «Парус» организована работа фольклорного кружка «Ай-туой». Кружок посещают по желанию дети 5-7 лет. Педагогом дополнительного образования поддерживается тесная связь с родителями обучающихся.

Цель кружка: познакомить детей с самобытностью народной культуры. Приобщить к культуре якутского народа, его духовным и нравственным ценностям. Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и устному народному творчеству.

Задачи:

1. Способствовать воспитанию уважения, бережного отношения к якутской культуре и народным традициям.

2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения якутского фольклора.

3. Обучать детей элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

4. Познакомить с шумовыми, ударными русскими народными инструментами, научить простым приёмам игры на них.

5. Доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми во время совместных мероприятий и праздников.

6. Воспитывать в детях чувство патриотизма, сопричастности к народным праздникам.

        Программа предполагает комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1. «Малые фольклорные формы – чабыр5ах, таабырын,ос-хоhоон».

Раздел 2. «Народная песня - тойук».

Раздел 3. «Якутский эпос Олонхо».

Раздел 4. «Игра на музыкальных инструментах (сиксиир, иирэр дьа5а, бадьаайа5ай, хабардьа, купсуур, хомус)».

Формы организации работы фольклорного кружка: Занятия интегрированного типа, развлечения, театрализованные представления, участие детей на концертах различного уровня, знакомство с календарными праздниками, регулярные посещения музея хомуса. Значительное место в ознакомлении детей с фольклором занимают различные формы взаимодействия с детскими  и социальными организациями и учреждениями.

Обязательным условием качественного освоения детьми программы кружка является окружающая ребенка предметная среда. Занятия кружка проходят в мини – музее «Обугэ ситимэ». В ходе совместной творческой деятельности педагог рассказывает детям, как жили наши предки, чем они занимались, во что одевались, что ели и пили, в какие игры играли; знакомит с якутским героическим эпосом Олонхо, устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, с традициями и обычаями якутов.

Как завершению освоения программы года дети знают название якутских музыкальных инструментов, различают их звуки, группируют по видам: шумовые, духовые, смычковые. Также педагог нацелен на умении детей играть на хомусе и других музыкальных инструментах небольшие зарисовки, петь народные песни дэгэрэн, осуохай, рассказывать чабыр5ах.

Календарно тематический план

Октябрь

 №

Тема

Форма работы

Содержание     работы

1-2

Введение

Слушание якутских народных инструментов. Беседа – рассказ.

Знакомство со звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов

3-8

Национальные инструменты

Показ инструментов, игра на инструментах.

Знакомство с оркестром: сиксиир, иэрэгэй, дьа5а, бадьаа5ай, хабардьа, купсуур, хомус, шумовые инструменты.

Ноябрь

Тема

Форма работы

Содержание работы

9-10

Ударные инструменты

Знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные, духовые, шумовые.

Знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные, купсуур.

11-12

Тембр

Показ и демонстрация музыкальных инструментов, игра на инструментах.

Знакомство с понятиями: долгий и короткий звук, высокий и низкий звук.

13-14

Музыкальный тон

Показ и игра на хомусе, сиксиире.

Знакомство с понятиями «высокий тон» и «низкий тон» (форте, пиано)

15-16

Знакомство с хомусом

Слушание музыки хомуса, беседа, чтение стихотворения, рассматривание хомусов.

Знакомство со звучанием хомуса, знакомить детей с варганным искуством

Декабрь

17-18

Хомус

Показ хомуса, игра на хомусе, слушание игры хомуса, рассказ о хомусистах: Петр Оготоев, Иван Шишигин, Хомус Уйбаан, Альбина Дегтярева.  

Знакомство детей с частями хомуса. Учить различать отличать разные звуки хомуса, показать разные приемы игры на хомусе

19-21

Учимся играя

Наглядный показ, индивидуальный подход, сделать плавные удары по язычку хомуса.

Знакомство детей с правильной постановкой хомуса: держать левой рукой, прижать между зубами, не мешая языком.

22-23

Тренируем пальцы рук

Тренировка пальцев рук, наглядный показ, демонстрация игры на хомусе.

Подготовка детей к основным движениям игры на хомусе, воспитание интереса и желания играть на хомусе, извлекать звук.

24-25

Ритм

Показ и демонстрация игры на инструментах, самостоятельная игра на инструментах

Обучение умению стучать, греметь, хлопать, играть на национальных инструментах

Январь

Тема

Форма работы

Программное содержание

26

Дикция и артикуляция

Слушание песни, разучивание народной песни «Утро»

Обучение игре в ансамбле, индивидуальному пению простых песенок и попевок, соблюдая темп, настроение. Хабардьа, баадьа5ай, купсуур

27-28

Динамика

Слушание звуков, инструментов. Игра имитация, на дьа5а, купсуур, иэрэгэй

Знакомство с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах

29-30

Слушание голосов птиц и животных

Слушание аудио записей, рассматривание картин

Обучение звукоподражанию голосам животных и птиц.

31-32

Ритм, такт

Слушание и подыгрывание на музыкальных инструментах под музыку

Знакомство с записью ритмов народной музыки.

Февраль

Тема

Форма работы

Программное содержание

33-34

Изменение звуков

Слушание аудио записи игры на хомусе, звучание купсуур.

Обучение разным приемам игры на хомусе, купсуур. Знакомство с приемами извлечения звуков: жаворонка, кукушки

35-36

Упражнение для пальцев и кистей рук

Показ гимнастики кистей рук, игра на хомусе, дьа5а, на шумовых инструментах.

Тренировка и упражнение для пальцев и кистей рук

37-38

Вокальная работа

Слушание музыки, игра синхронная на музыкальных инструментах.

А) обучение умению выделять музыкальные звуки на слух и в игре на музыкальных инструментах.

Б) обучение умению играть с оркестром музыкальных инструментов под фонограмму

39-40

Темп

Показ слайдов, рассматривание картин, беседа, слушание записи, игра на инструментах.

Обучение умению играть в оркестре, своевременно вступать, а также под такт с музыкой заканчивать игру, сохранять темп, динамику и настроение музыкального произведения

                                                         Март

Тема

Форма работы

Программное содержание

41-42

Олонхо – эпос народа Саха

Слушание аудио и видео слайдов, рассматривание иллюстраций.

Знакомство детей с якутским эпосом Олонхо, запевалой олонхо. Дать детям представление о том, что в согласно Олонхо имеется три мира: верхний, средний , и нижний.

43-44

Национальные инструменты

Рассматривание картин, рассказ – беседа.

Продолжение знакомства с народными музыкальными инструментами: (сиксиир, иэрэгэй, дьа5а)

45-46

Музыкальный лад

Слушание песни, музыки, показ игры на инструменте.

Продолжение обучения игре на инструментах, пение попевок на одном и двух звуках, индивидуально и в ансамбле

47-48

Упражнение на дыхание

Показ метода дыхания. Дыхательные упражнения

Продолжение обучению правильному дыханию во время игры на хомусе и при пении: правильный вдох и выдох

                                                     Апрель

Тема

Форма работы

Программное содержание

49

Дикция

Слушание и показ видео «Оhуохай»

Знакомство с вступлением, заключением «Оhуохай».

50-51

Национальный танец хоровод «Оhуохай»

Рассматривание иллюстраций, слушание аудио записи, разучивание и пение «Оhуохай»

Знакомить детей с якутским танцем оhуохай. Дать понятие детям о том - что это хоровод имеет запевалу. «Оhуохай» - песня восхищения природы, солнца.

52-53

Чабыр5ах

Слушание скороговорок, тренировка дыхания и упражнения языка. Беседа

Знакомство детей с техникой скороговорки, упражнять язык детей для быстрого проговаривание якутских слов.

54-55

Учимся говорить «Быстро»

Игра «Кто быстрее скажет скороговорку»

Индивидуальные и хоровые исполнения чабыр5ах.  Развитие речи и памяти детей.

Май

Тема

Форма работы

Программное содержание

56

Вариация

Слушание, показ.

Разучивание на палочках попевки «Оhуор», «hытта – hытта»

57

Закрепление

Рассматривание картин, слушание аудио записи, игра на инструментах.

Слаженная игра в ансамбле.

58

Маленькие музыканты

Индивидуальные и коллективные игры на музыкальных инструментах.

Закрепление и повторение пройденного материала. Диагностика детей.

59

Национальный праздник ысыах

Выступление на концерте самодеятельности детей.

Выступление на национальном празднике детского «Ыhыах», исполнение на якутских инструментах мелодию «hыттыа», «Поляна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Национальная посуда народа саха"

Знакомство детей  с народно-прикладным  искусством  якутских мастеров.Обогащение словарного запасаВоспитывать уважение к традициям родного народа.Учить детей расписывать элементы якутск...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»

Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и  метод...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Ступеньки музыкального творчества»

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий: А.В. Орлова «Русское народное творчество в детском саду», Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музы...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике «Липунюшка»

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста по тестопластике  «Липунюшка»...

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет "Веселый английский"

Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет "Веселый английский"...

"У Байкала мы живем". Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр.

Дидактические игры,  в ознакомлении с национальной культурой, делают сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяют ребенку получить собственный опыт.  Все дидактические игры вхо...