Развитие интеллектуальных способностей детей 6-7 лет посредством развивающей программы «Ступеньки логики» в соответствии ФГОС
консультация (подготовительная группа) по теме

Антошина Юлия Александровна

 

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам и связана с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности ребёнка (воспитание успешного, любознательного,  инициативного, целеустремлённого человека). В настоящее время  заметен  разрыв между системой дошкольного  и школьного образования. Поэтому прослеживается необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного, познавательного развития детей.

        Методологической основой развивающей программы «Ступеньки логики»  является   социо- культурный  и системно-деятельностный  подход Л.С. Выготского ,  А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина,  П.Я. Гальперина,   принципы развивающего обучения доктора  психологических наук  РАО  А. З. Зака. 

Цель настоящей программы – развитие интеллектуальных способностей дошкольников 6-7 лет 

Задачи:

1.    Развитие способности к планомерной интеллектуальной деятельности

2. Формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез,   обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей);

3.  Повышение уровня интеллектуального развития старших дошкольников: способности обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки; сформированности операции дополнения до целого, установления отношений по принципу решения простых и сложных аналогий;

4. Формирование  любознательности, предпосылок  к учебной деятельности.

Адресат:  Дети 6-7 лет, воспитатели подготовительных к школе групп,  родители  дошкольников 6-7 лет .

Систематический курс  включает  36 вариантов интеллектуально-развивающих игр для детей 6-7 лет, которые проводятся 1 раз в неделю в рамках  непосредственно образовательной  деятельности   ФЭМП  на протяжении 9 месяцев (сентябрь – май) Продолжительность каждого занятия составляет не более 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям  дошкольника 6-7 лет.

    Новизна развивающей программы «Ступеньки логики» заключается в том, что при решении нестандартных поисково-творческих заданий  создаются благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения. На это нацеливают нас и  федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования.

   Программа  структурирована, содержит учебный план,  где обозначены этапы и уровни сложности при подаче материала, конспекты НОД, что позволяет педагогам подготовительных групп,  родителям эффективно выстраивать образовательную деятельность.

Модель занятия имеет следующую структуру:

  1. Разминка. На нее отводится 3-5 минут. В течение которых в быстром темпе дети отвечают на легкие вопросы, которые способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора, развивают словесно-логическое мышление и подготавливают к выполнению специальных сложных заданий.
  2. Игра «Найди закономерность» Выполнение логических заданий на материале абстрактно-геометрических рисунков  (10-15 минут, демонстрационный  материал) с целью развития способностей раскрывать закономерные отношения в размещении изображений.
  3. Физкультминутка, рассчитанная на 2-3 минуты, для снятия    эмоционального напряжения, мышечной усталости.
  4. Игра «Разное – одинаковое» (10-15 минут создает хорошие возможности для развития всех познавательных способностей и особенно аналитических способностей, связанных с рассмотрением и сопоставлением данных, предлагаемых в условиях поиска одинаковых и отличающихся элементов в похожих изображениях.

К каждому НОД представлены разминочные вопросы.  Они многообразны по форме, что позволяет им быть постоянно интересными детям, сохранять  познавательный интерес к деятельности. Приводится и примерное содержание физкультминуток, что облегчает последующую  деятельность педагога и детей по программе. Игра «Разное – одинаковое» предполагает использование задач разной сложности на материале абстрактных изображений: поиск одного, двух, трёх как  отличающихся, так и одинаковых  рисунков.  

Необходимо констатировать, что принципиальной основой реализации развивающей программы « Ступеньки логики» является совместная деятельность педагога и детей. Ее организация последовательно меняется и программа действия, которой вначале владеет взрослый, становится внутренним достоянием ребенка. Непосредственно – образовательная деятельность, как правило, проходит в игровой форме, в доступном для детей темпе и вызывает только положительные эмоции. Необходимо отметить, что практическую ценность представляют индивидуальные тетради с логическими заданиями, занимательными играми для детей.

Для успешной  реализации развивающей программы интеллектуального развития детей 6-7    лет «Ступеньки логики» необходимо создать следующие условия:

1) изучение литературы по данной проблеме;

2) методическое обеспечение (проектирование  НОД);

3) соответствующая система дидактических материалов, способствующих развитию поисковой деятельности (демонстрационные таблицы, индивидуальные тетради, и т.д.);

4) профессиональная подготовка  и консультативная поддержка воспитателей (путем проведения теоретического семинара, семинара-практикума, мастер-класса, консультаций);

5) создание в группах развивающей среды (изготовление, приобретение логических игр, организация уголков логики);

6) предварительная работа с детьми (проведение дидактических игр, работа в индивидуальных тетрадях, с перфокартами);

7) оптимальное взаимодействие педагога и ребенка (деловое сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей рефлексии их собственных мыслительных приемов);

8) поддержка взрослыми положительного,  доброжелательного отношения детей  друг с другом,

9) уважение взрослых к человеческому достоинству воспитанников, поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

10) использование недирективной помощи детям,  поддержки детской инициативы и самостоятельности в рамках НОД по программе «Ступеньки логики»

11) взаимодействие педагогов и родителей по данной проблеме (проведение анкетирования, родительских собраний , использование игротеки для занятий дома);

12) психоло-педагогическое  сопровождение  развивающей программы

      Отмечается развивающий эффект по  результатам реализации  программы «Ступеньки логики», прослеживается  положительная динамика  интеллектуального развития   у 95 % воспитанников. Родители (98%)  отметили  эффективность  развивающей программы для интеллектуального   и личностного  развития  детей 6-7 лет. Воспитанники способны к систематизации, могут логически мыслить, раскрывать существенные связи между предметами по принципу простых и сложных аналогий. Уровень их интеллектуального развития соответствует возрастной норме или превышает ее. У детей  заметно повысилась познавательно-поисковая активность, инициативность в достижении  новых знаний,  организаторские способности, умения действовать в команде, навыки самоконтроля ,  самокритичности, настойчивости, объективности.                                      

          В ходе реализации программы   предоставляется возможность гибко использовать ее материалы   как в детском саду в организованной образовательной деятельности, индивидуальной работе с детьми, так и дома, с родителями, что создает альтернативу  регламентированной модели обучения.

          Практическая значимость развивающей программы «Ступеньки логики» состоит в том, что  она эффективно влияет на интеллектуальное развитие детей, развивает любознательность,  расширяет возможности самостоятельного применения усвоенных знаний и способов действий для решения новых задач и проблем, способствует эффективной и качественной подготовке воспитанников ДОУ к школьному обучению и  является основой для  формирования   предпосылок к  учебной деятельности на  ступени предшкольного образования, универсальных учебных действий в начальной школе и обеспечит такую ключевую компетентность, как умение учиться.

Данная программа дополняет общеобразовательную программу, реализуемую в ДОУ,  в учебном плане представлена в части, формируемой участниками образовательного процесса. Она обеспечивает преемственность с технологиями и программой, реализуемой в начальном звене общего образования.  Программа «Ступеньки логики»  взаимосвязана с программой старшего воспитателя  ДОУ Чичвариной  Т.В. « Увлекательное путешествие в Сообразилию» и входит  в состав авторского методического пособия «Занимательная логика», -  Самара: ООО  «Строй-принт», 2013. Учебно-методический комплект включает две индивидуальные тетради по каждой из программ. Методическое пособие рекомендовано воспитателям, педагогам-психологам ДОУ, родителям для развития интеллектуального развития детей 4-7 лет.

 

Литература

  1. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М.: Эйдос, 1994.
  2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Книги 1, 2, 3. М.: Рост, 1997.
  3. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих
  4. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М.: Новая школа,1996.
  5. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение; Владос, 1994.
  6. ЗакА.З.Учимся мыслить, стараясь рассуждать. М.: Фолиум, 1996.
  7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antoshina_yu.a.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  интеллектуальных способностей  детей 6-7 лет посредством

 развивающей программы   «Ступеньки логики» в соответствии ФГОС

                             Автор-составитель  Антошина Ю.А.

Педагог-психолог МБДОУ

«Детский сад  №12» г. о.  Самара

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новым социальным запросам и связана с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности ребёнка (воспитание успешного, любознательного,  инициативного, целеустремлённого человека). В настоящее время  заметен  разрыв между системой дошкольного  и школьного образования. Поэтому прослеживается необходимость ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного, познавательного развития детей.

        Методологической основой развивающей программы «Ступеньки логики»  является   социо- культурный  и системно-деятельностный  подход Л.С. Выготского ,  А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина,  П.Я. Гальперина,   принципы развивающего обучения доктора  психологических наук  РАО  А. З. Зака.  

Цель настоящей программы – развитие интеллектуальных способностей дошкольников 6-7 лет  

Задачи:

1.    Развитие способности к планомерной интеллектуальной деятельности

2. Формирование приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез,   обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей);

3.  Повышение уровня интеллектуального развития старших дошкольников: способности обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки; сформированности операции дополнения до целого, установления отношений по принципу решения простых и сложных аналогий;

4. Формирование  любознательности, предпосылок  к учебной деятельности.

Адресат:  Дети 6-7 лет, воспитатели подготовительных к школе групп,  родители  дошкольников 6-7 лет .

Систематический курс  включает  36 вариантов интеллектуально-развивающих игр для детей 6-7 лет, которые проводятся 1 раз в неделю в рамках  непосредственно образовательной  деятельности   ФЭМП  на протяжении 9 месяцев (сентябрь – май) Продолжительность каждого занятия составляет не более 30 минут, что полностью соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям  дошкольника 6-7 лет.

    Новизна развивающей программы «Ступеньки логики» заключается в том, что при решении нестандартных поисково-творческих заданий  создаются благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения. На это нацеливают нас и  федеральные государственные образовательные стандарты  дошкольного образования.

   Программа  структурирована, содержит учебный план,  где обозначены этапы и уровни сложности при подаче материала, конспекты НОД, что позволяет педагогам подготовительных групп,  родителям эффективно выстраивать образовательную деятельность.

Модель занятия имеет следующую структуру:

  1. Разминка. На нее отводится 3-5 минут. В течение которых в быстром темпе дети отвечают на легкие вопросы, которые способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора, развивают словесно-логическое мышление и подготавливают к выполнению специальных сложных заданий.
  2. Игра «Найди закономерность» Выполнение логических заданий на материале абстрактно-геометрических рисунков  (10-15 минут, демонстрационный  материал) с целью развития способностей раскрывать закономерные отношения в размещении изображений.
  3. Физкультминутка, рассчитанная на 2-3 минуты, для снятия    эмоционального напряжения, мышечной усталости.
  4. Игра «Разное – одинаковое» (10-15 минут создает хорошие возможности для развития всех познавательных способностей и особенно аналитических способностей, связанных с рассмотрением и сопоставлением данных, предлагаемых в условиях поиска одинаковых и отличающихся элементов в похожих изображениях.

К каждому НОД представлены разминочные вопросы.  Они многообразны по форме, что позволяет им быть постоянно интересными детям, сохранять  познавательный интерес к деятельности. Приводится и примерное содержание физкультминуток, что облегчает последующую  деятельность педагога и детей по программе. Игра «Разное – одинаковое» предполагает использование задач разной сложности на материале абстрактных изображений: поиск одного, двух, трёх как  отличающихся, так и одинаковых  рисунков.  

Необходимо констатировать, что принципиальной основой реализации развивающей программы « Ступеньки логики» является совместная деятельность педагога и детей. Ее организация последовательно меняется и программа действия, которой вначале владеет взрослый, становится внутренним достоянием ребенка. Непосредственно – образовательная деятельность, как правило, проходит в игровой форме, в доступном для детей темпе и вызывает только положительные эмоции. Необходимо отметить, что практическую ценность представляют индивидуальные тетради с логическими заданиями, занимательными играми для детей.

Для успешной  реализации развивающей программы интеллектуального развития детей 6-7    лет «Ступеньки логики» необходимо создать следующие условия:

1) изучение литературы по данной проблеме;

2) методическое обеспечение (проектирование  НОД);

3) соответствующая система дидактических материалов, способствующих развитию поисковой деятельности (демонстрационные таблицы, индивидуальные тетради, и т.д.);

4) профессиональная подготовка  и консультативная поддержка воспитателей (путем проведения теоретического семинара, семинара-практикума, мастер-класса, консультаций);

5) создание в группах развивающей среды (изготовление, приобретение логических игр, организация уголков логики);

6) предварительная работа с детьми (проведение дидактических игр, работа в индивидуальных тетрадях, с перфокартами);

7) оптимальное взаимодействие педагога и ребенка (деловое сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей рефлексии их собственных мыслительных приемов);

8) поддержка взрослыми положительного,  доброжелательного отношения детей  друг с другом,

9) уважение взрослых к человеческому достоинству воспитанников, поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

10) использование недирективной помощи детям,  поддержки детской инициативы и самостоятельности в рамках НОД по программе «Ступеньки логики»

11) взаимодействие педагогов и родителей по данной проблеме (проведение анкетирования, родительских собраний , использование игротеки для занятий дома);

12) психоло-педагогическое  сопровождение  развивающей программы 

      Отмечается развивающий эффект по  результатам реализации  программы «Ступеньки логики», прослеживается  положительная динамика  интеллектуального развития   у 95 % воспитанников. Родители (98%)  отметили  эффективность  развивающей программы для интеллектуального   и личностного  развития  детей 6-7 лет. Воспитанники способны к систематизации, могут логически мыслить, раскрывать существенные связи между предметами по принципу простых и сложных аналогий. Уровень их интеллектуального развития соответствует возрастной норме или превышает ее. У детей  заметно повысилась познавательно-поисковая активность, инициативность в достижении  новых знаний,  организаторские способности, умения действовать в команде, навыки самоконтроля ,  самокритичности, настойчивости, объективности.                                      

          В ходе реализации программы   предоставляется возможность гибко использовать ее материалы   как в детском саду в организованной образовательной деятельности, индивидуальной работе с детьми, так и дома, с родителями, что создает альтернативу  регламентированной модели обучения.

          Практическая значимость развивающей программы «Ступеньки логики» состоит в том, что  она эффективно влияет на интеллектуальное развитие детей, развивает любознательность,  расширяет возможности самостоятельного применения усвоенных знаний и способов действий для решения новых задач и проблем, способствует эффективной и качественной подготовке воспитанников ДОУ к школьному обучению и  является основой для  формирования   предпосылок к  учебной деятельности на  ступени предшкольного образования, универсальных учебных действий в начальной школе и обеспечит такую ключевую компетентность, как умение учиться.

Данная программа дополняет общеобразовательную программу, реализуемую в ДОУ,  в учебном плане представлена в части, формируемой участниками образовательного процесса. Она обеспечивает преемственность с технологиями и программой, реализуемой в начальном звене общего образования.  Программа «Ступеньки логики»  взаимосвязана с программой старшего воспитателя  ДОУ Чичвариной  Т.В. « Увлекательное путешествие в Сообразилию» и входит  в состав авторского методического пособия «Занимательная логика», -  Самара: ООО  «Строй-принт», 2013. Учебно-методический комплект включает две индивидуальные тетради по каждой из программ. Методическое пособие рекомендовано воспитателям, педагогам-психологам ДОУ, родителям для развития интеллектуального развития детей 4-7 лет.

Литература

  1. Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. М.: Эйдос, 1994.
  2. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Книги 1, 2, 3. М.: Рост, 1997.
  3. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих
  4. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М.: Новая школа,1996.
  5. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение; Владос, 1994.
  6. ЗакА.З.Учимся мыслить, стараясь рассуждать. М.: Фолиум, 1996.
  7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно – пространственная развивающая среда в группе в соответствии ФГОС

Предметно – пространственная развивающая среда в группе в соответствии ФГОС ...

"Развивающая предметно - пространственная среда в соответствие ФГОС ДО"

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии ФГОС1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает   максимальную реализацию образовательного потенциал...

Консультация "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО".

Консультация "Организация предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО"....

Создание и обновление предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;учёт национ...

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС

Одним  из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является предметно- развивающая среда в группе и на участке детского сада. В нашей группе математический уголок состоит в основно...

Предметно – пространственная развивающая среда в группе в соответствии ФГОС

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&helli...