Главные вкладки

    Проект "Русские обереги"
    проект (подготовительная группа) по теме

    Рулькова Марина Николаевна

    Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи и поверья со временем менялись вместе с изменениями в культуре народа.

          Вся жизнь русского народа была пронизана благодарным и уважительным отношением к природе, в которой присутствуют мифические существа, обитающие в воде, земле, воздухе, огне, лесе, поле (лешие, водяные, полевые, домовые, кикиморы, берегини и др.). За разные стороны жизни и быта отвечали те или иные хозяева или помощники. Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его.

           На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. 

    Данный проект познакомит детей и родителей с правилами изготовления оберега, поможет воспитателям интересно организовать творческую деятельность по приобщению дошкольников к русским народным традициям. Проект можно приурочить к 10 февраля Дню домового (Ефремов день по народному календарю).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_proekt_obereg.doc252.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    "Рассветовская средняя общеобразовательная школа"

                   ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ ОБЕРЕГИ»

    Подготовила воспитатель

    высшей категории

    Рулькова Марина Николаевна

    п.Рассвет

    2016 г.

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    февраль 2016 г.

    Творческий проект «Русские обереги»

    Участники проекта: дети старшего и подготовительного  дошкольного возраста, родители, педагоги.

    Руководитель: Рулькова Марина Николаевна

    Цель проекта:

    • познакомить детей и их родителей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.

    Задачи проекта:

    • приобщать детей к народным традициям;
    • закрепить знания о символах и древних образах;
    • развивать творческий потенциал воспитанников;
    • воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, самостоятельность

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

    План выполнения проекта

    1. Изучение русских оберегов, их значении в жизни русских крестьян
    2. Изготовление оберегов
    3. Презентация проекта

          Тема «Обереги» меня очень давно заинтересовала. Путешествуя  по родному краю и Карелии, я была на выставках и мастер-классах по изготовлению различных оберегов. Это были различные венички, подковы, ложки, косички, лапоточки, домовята. Каждый оберег был не похож друг на друга, но в тоже время у каждой работы был свой характер, своя душа, в этих работах было столько тепла и добра. Особенно меня поразило из чего, они были сделаны. Это были различные злаки, зерна, шишки, травы, сухие цветы, ягоды, грибы (из соленого теста), семечки, кора и веточки деревьев, различная тесьма, лоскутки ткани и т.д. Казалось ничего особенного, но в тоже время хотелось их взять в руки и смотреть на них и смотреть.

            Поэтому мне захотелось познакомить других с оберегами – домовушками, потому что в старину люди верили, что в каждом доме живет домовой, которого надо задабривать, иначе он сердится и вредит обитателям дома.

    1. ИСТОРИЯ РУССКИХ ОБЕРЕГОВ, ИХ ЗНАЧЕНИИ В ЖИЗНИ РУССКИХ КРЕСТЬЯН

          Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи и поверья со временем менялись вместе с изменениями в культуре народа.

          Вся жизнь русского народа была пронизана благодарным и уважительным отношением к природе, в которой присутствуют мифические существа, обитающие в воде, земле, воздухе, огне, лесе, поле (лешие, водяные, полевые, домовые, кикиморы, берегини и др.). За разные стороны жизни и быта отвечали те или иные хозяева или помощники. Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его.

           На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке, на венике и говорили: “Вот те сани, поезжай с нами”.

           Продолжая эти традиции, наши современные художники изготавливают образ домового и “домовушки”. Это – веник, коса, лопатка, венок, картина и т.д. на них изображены предметы домашнего быта, сделанные специально для домового. Они составлены из фольклорных славянских символов.

          «Домовушки» чаще всего вешают на стену в кухне. Сделаны они из природных материалов: кожи, лыка, крупы, соленого теста, сушеных ягод и цветов. Основой «домовушки» может быть веник, мешочек, деревянная ложка, подкова, венок.

           Все «домовушки» содержат похожий набор символических фигурок и предметов: миниатюрные веники, лапти и венки, плетеные скатерки, горшочки с кашей, выпечка, букеты сухоцветов. По традиции на нем должно находиться 12 предметов-символов, не больше и не меньше.

    Каждый предмет имеет свое значение:

    • веник символизирует чистоту в доме;
    • чеснок и перец выгоняют нечистую силу;
    • изделия из теста, злаковые - хлебосольность и достаток;
    • букет сухоцветов — уют и красоту;
    • семена подсолнуха — детей в доме;
    • мешок – богатство, изобилие;
    • горох и фасоль — мир и дружбу;
    • коса – долголетие;
    • фигурки мужчины и женщины – любовь и неразрывность уз;
    • монетки, шишка – успех в делах, бизнесе;
    • крупа – мир и лад в семье;
    • домик – семья, дом, уют;
    • кукуруза – здоровье у детей, взаимопонимание в семье;
    • символ кувшина – вода, здоровье;
    • лавровый лист – слава и успех;
    • бессмертник – долголетие;
    • мак – исполнение желаний

    1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЕРЕГОВ

          Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его. Существует огромное количество разнообразных оберегов и сфер их применения.

           Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:

    1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.

    2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

    3.Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.

    4. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете.

    5. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.

    Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, вероятно, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей.

    Обереговый веник

    Эта красивая вещичка (веник) является одновременно украшением, оберегом и целой сказкой. Веник известен у многих народов как символ, оберегающий от зла, входящего в дом. На Руси было принято ежегодно менять обрядовый веник, выбрасывая его на перекресток дорог. Считалось, что с веником уходят беды, накопившиеся в течение года. Чем красивее и аккуратнее веник, тем значительнее его сила.

    Веник легко сделать из растений семейства мятликовых. Для этого нужно растения связать в небольшие пучки (толщиной с указательный палец). Перевязку сделать посередине каждого пучка. Несколько пучков положить рядом, нижние части (соцветия метелочки) условно разделить пополам и сделать еще по одной перевязке ниже существующей, но уже захватывая в одну перевязку по две половинки рядом лежащих пучков. Верхняя часть и есть сама метелка, а нижняя — комель. Комель нужно плотно перевязать льняным или бумажным шпагатом, создав аккуратную и удобную ручку. Верхнюю часть метелки и нижнюю часть комля нужно аккуратно подровнять с помощью ножниц и ножа. Основа для «домовушки» готова.

    Теперь на метелку нужно прикрепить элементы украшения и символы. Для каждого это украшение может быть индивидуальным, в зависимости от смысла, вкладываемого в его создание.

    Если расположить оберег-веничек метелкой вниз, то он помогает выметать ссоры из избы, выгоняет нечистую силу.

    Веничек, расположенный метелкой вверх – привлекает деньги в дом.

    Обереговое панно

    Роль оберегового панно такая же, как и у веника, на нем так же располагаются различные предметы, которые оберегают дом от зла, несут добро и понимание.

    Мешочек

    Мешочек всегда ассоциировался на Руси с богатством, он может быть украшен различными символам, а может просто стоять в углу, оберегая дом и неся в него достаток. Мешочки хранятся до тех пор, пока чувствуется травяной запах.

    Расписанные яйца

    На Руси также считалось, что расписанные яйца оберегают от бед и болезней.

    Урожайный оберег

    Достаток в будущем году можно привлечь уже в этом, если к Покровам украсить дом урожайным оберегом. Создается этот символ на основе щедрых даров природы и служит не только талисманом благосостояния вашей семьи, но и прекрасным элементом декора. Ведь сегодня в украшении интерьера очень популярен стиль «кантри» — сельский, поэтому такой оберег будет модным и уместным практически в любой квартире. Прекрасно подходят сухоцветы, орехи, шиповник, чеснок, пшеничные колоски .

    Легкие детали (сухоцветы, колоски, веточки, сухой укроп, физалис) просто просовываем под ленты. Более тяжелые (зубки чеснока, половинки ореха: разломанный пополам, он смотрится эффектней — лук-сеянку, фасоль) приклеиваем к лентам. Самые тяжелые элементы (целую головку чеснока, декоративную тыкву) крепим к поролону длинными швейными булавками в нескольких местах, а ветки рябины — степлером.

    Подкова

    Подковы счастья имеют декоративную функцию, а также функцию оберега и амулета. На протяжении веков подкова считалась приносящим счастье и защиту амулетом во всех странах, где подковывают лошадей. Частично это происходит оттого, что она сделана из железа и выкована кузнецом в очистительном огне, а частично оттого, что она своей формой напоминает, а потому и символизирует, молодой месяц.

    На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой. Взять подкову с собой и прибить над входной дверью или к порогу.

    Легенды и всевозможные поверья о подкове, приносящей счастье, имеют под собой глубокие исторические и психологические корни. В ранние века, когда железо только начало проникать в Европу, оно было настолько дорогим, что любая вещь из железа считалась ценностью. А в крестьянском хозяйстве железо было еще большей редкостью, и поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома: нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастье.

    Но вот как вешать подкову? Рожками вверх или рожками вниз? И где именно ее вешать?

    В России вешают рожками вниз. В наши дни подкова как талисман используется по-разному:

    — прибитая над дверями рожками вниз защищает дом от зла;

    — рожками вверх — привлекает в дом благополучие;

    — помещенная на внутренней стороне двери выравнивает энергетику помещения, если в нем есть геопатогенные зоны, вредные для здоровья. С той же целью можно держать сувенирные подковы в изголовье спальных мест;

    — в автомашине будет охранять владельца от аварий и принесет ему удачу в делах;

    — положенная в первую ночь полнолуния на подоконнике концами внутрь, начнет привлекать в дом деньги и всячески способствовать материальному благополучию;

    — закопанная в землю у северо-западной стены дома, будет приносить удачу в сфере помощи и поддержки;

    — если в доме по непонятным причинам плохо растут цветы, неподалеку от них разместите подкову.

    Плетень

    Ни один славянский дом не обходился в древности без оберегов, и одним из самых важных, бесспорно, был плетень. Ведь традиционное славянское подворье представляло собой настоящую модель мира и первым барьером на пути враждебных сил была именно ограда, плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил.

    В наши дни нарядный оберег- плетень, повешенный на стену, защитит семью от голода, холода и болезней. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения.

    Интересен и материал, из которого выполнен наш плетень. На Руси распускающиеся ранней весной пушистые шарики козьей ивы стали главным символом Вербного воскресенья, одного из главнейших православных праздников, предшествующего Пасхе. Возможно, это связано с удивительной способностью ивы к возрождению – народная мудрость говорит об этом: «Ива и из тычка растет», или «Иву выкосили, а она снова выросла». И правда, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти наверняка прорастет, а случилось, что расти начали и ивовые плетни!

    Домовенок

    Домовые – это озорные и шкодливые духи вашего дома. Они могут сладости или вещицу какую-нибудь утащить, гриву конскую запутать, пошуметь да погреметь по ночам – хозяев попугать. Но если уважишь домового, угощение ему выставишь – лучшего помощника не найти. Он и по хозяйству управляется, и за домашней живностью приглядит, и от пожара убережет, и в болезни поможет!

    По поверью многих народов, обитали домовые в близи огня – и тепло, и до вкусностей из печи рукой подать. Не позавидуешь хозяину, не пустившему домовенка у печки погреться! Домовые, конечно, существа добрые, но неуважительного отношения не потерпят – мстить и проказничать начнут!

    Домовой переменчив и непредсказуем, как жизнь, как судьба дома или судьба семьи. Он может быть добрым, хитрым, озорным, равнодушным и даже вредным. От уважительного отношения к домовому зависело счастье и благополучие дома. Домовой – это невидимая душа дома, покровитель жилья и людей, живущих в нем. Он идеальный хозяин, вечный хлопотун, иногда ворчливый, иногда озорной, но всегда заботливый и добрый. Нерадивым хозяевам «суседушка»устраивает мелкие неприятности – стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Считалось, что в отсутствие людей домовой по ночам принимает облик хозяев, расхаживая в доме и по двору, пугает воров. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству

    Коса-домовушка

    Нарядная коса-домовушка может служить не только для украшения интерьера. Есть у нее еще одна чудесная особенность - задобрить невидимого покровителя вашего дома – домового. Роскошную косу можно подарить своему домовенку, а можно и в дом своих родных, соседей или друзей отдать. Получить такой подарок приятно любому. Такая коса символизирует возрастание благополучия, а ее плетение означает согласие и единство всех членов семьи. Коса является и символом бесконечности вашего рода.

    Лапоть

    Обувь тоже могла быть оберегом.

    В обувь прятали подарки, да и сама обувь могла быть ценным подарком – ее дарили молодые люди. Желающие сказать девушке о своих чувствах.

    Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии.

    С обувью связано много гаданий и поверий – во время гадания девушки становились спиной к воротам и перебрасывали на улицу валенок. В какую сторону покажет носок, оттуда ждать сватов.

    Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.

    1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА. Сценарий итогового развлечение к проекту "Русские обереги" с детьми старшего и подготовительного возраста (приложение).

    Результаты проекта

    • Создание музейной экспозиции по данной теме в дошкольном учреждении.
    • Разработка проекта и мастер-классов.
    • Альбом «Русские обереги» (совместные рисунки детей и родителей).
    • Разработка алгоритмов для самостоятельной творческой деятельности  детей.
    • Выставка поделок сделанных руками детей и родителей.
    • Презентация проекта для педагогов и родителей.
    • Распространение педагогического опыта в районе по реализации вариативной части Программы дошкольного образования.  

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Устойчивость интереса детей к проекту обеспечивалась личностно ориентированным  подходом (участие в проектировании образовательного процесса, диалогичность на занятиях и экскурсиях); разнообразием  деятельности детей (постоянная смена ролевых позиций: коллекционеры и создатели мини-экспозиции, дизайнеры, музейные зрители, экскурсанты и экскурсоводы); отражением впечатлений от экскурсий и занятий в изобразительном творчестве; синтезом искусств, а также участием родителей в проекте.

            Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческих проектов приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку.

             Коллективные проекты требуют от педагогов поиска новых технологий взаимодействия с детско-родительской аудиторией, что повышает их профессиональную компетентность; способствуют позитивным изменениям во взаимодействии и сотрудничестве семьи и образовательного учреждения.

             Сотрудничество семейного и общественного воспитания повышает результативность эстетического воспитания, художественного образования, творческого развития дошкольников в условиях музейной среды.

    Вывод.

    Основополагающим в данном проекте является приобщение детей к народным традициям, формирование у детей понятия о назначении мини-музея, о разнообразии русских оберегов и умения изготовить их из различных материалов.                    

    Приложение

    Сценарий итогового развлечение к проекту "Русские обереги"

    с детьми старшего и подготовительного возраста.

    февраль 2016 г.

    Данное развлечение можно приурочить к народному зимнему празднику Ефремов день, который отмечается 10 февраля.

    Историческая справка. На Ефремов день домовой глумился на дворах. В этот день задабривали домового — хозяина избы: оставляли на загнетке горшок каши, обкладывали его угольями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку». По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает — с той поры он целый год бывает услужлив и смирен. Вечером в Ефремов день рассказывали сказки про домового, забавлялись потешками и прибаутками.

    ОБОРУДОВАНИЕ

    Фонограмма песен «Барабашка» и «Домовой» А. Пинегина, русской народной песни «Полянка»; три туеса, шарики красного, желтого, зеленого цвета в равном количестве; чайник, самовар, горшок, ложка; деревянные ложки, трещотки, бубны; пироги.

    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

    Хозяюшка

    Домовой

    Ворон

    Котик

    Остальные дети.

    * * *

    Развлечение проводится в комнате старины, где имеются предметы старинного быта: печка, кровать, лавки, стол, накрытый к чаепитию, деревянная домашняя утварь, сундук.

    Дети входят в избу, взявшись за руки.

    «Круговая пляска»

    Детей встречает Хозяюшка.

    Хозяюшка

    Ой, кто же ко мне в гости пришел! Здравствуйте, ребятушки, милые!    

    Дети.

    Здравствуй, Хозяюшка!

    Хозяюшка

    Вот сейчас клубок смотаем

    Да забаву начинаем.

    Хороводная игра «Клубок» Архангельская обл.

                                             Дети встают, берутся за руки и за Хозяюшкой

    Я по горенке иду,            идут по кругу, заматывая «клубок»

    Клубок ниток несу.

    Клубок маленький,

    Нитки аленьки,

    Клубок катится,

    Нитка тянется.

    Нитка дольше всех,

    Перевертов шесть.

    «Я за ниточку взялась,     При повторении («разматывании клубка») в конце становятся в круг, поднимают руки.

    Тонка нитка порвалась».      На последнее слово резко опускают вниз руки и расцепляют их.

    После игры дети садятся на места.

    Раздаются шум, стук, вой.

    Хозяюшка

    Ой, что это? Никак барабашка стучит. Наверное, сердится хозяин дома — Домовой.

    Появляется Домовой.

    Домовой

    Я - Домовой.

    Громко топну я ногой,

    Засвищу, застучу,

    Все вокруг расколочу.

    Хозяюшка

    Что ты, что ты, Домовой!

    Мы помиримся с тобой.

    Домовой

    Я мириться не желаю,

    Грозный танец начинаю,

    И на танец я девчонок

    И мальчишек приглашаю.

    Комплекс аэробики под песню «Барабашка» А. Пинегина

    Хозяюшка

    Кудеса, кудеса,

    Чудеса, чудеса!

    В этот день Домовой

    Завсегда бывает злой.

    Домовой

    Делаю что захочу:

    Посуду всю расколочу!

    Хозяюшка 

    Как я буду без посуды?

    Без нее мне будет худо.

    Домовой

    К загадке коль ответ найдешь,

    Тогда посуду и спасешь.

    Хозяюшка 

    Помогите мне, ребятки,

    Отгадать эти загадки!

    Дети отгадывают загадки, Хозяюшка показывает соответствующую кухонную утварь.

    Домовой

    Из горячего колодца

    Через нос водица льется! (Чайник.)

    А. Рождественская

     

    Это что за паренек

    В золотой рубашке

    Разливает кипяток

    В голубые чашки:

    Разливает кипяток —

    Приглашает на чаек?.. (Самовар.)

    И. Мазнин

     

    В земле я родился,

    В огне — закалился. (Горшок.)

    Ф. Скудра

     

    В похлебке искупалась, —

    Голодною осталась. (Ложка.)

    Н. Толоконников

    Ребенок

    Мы возьмем желанные

    Ложки деревянные

    И сыграем мы сейчас

    Пляску русскую для вас.

    Русская плясовая мелодия «Полянка»

    Дети играют на русских народных инструментах, сопровождая звучание фонограммы «Полянка» в исполнении оркестра народных инструментов.

    Домовой

    Буду нынче безобразничать,

    Буду нынче я проказничать.

    Перемешаю я муку,

    И горох, и крупу.

    Хозяюшка

    Это, друг мой, пустяки!

    Ты хоть все переверни,

    Мы порядок наведем

    И крупу переберем.

    Аттракцион «Перебери крупу»

    Домовой высыпает в обруч разноцветные шарики. Двое-трое детей складывают шарики одного цвета в туеса, стоящие в разных углах зала.

    Домовой недоволен, что дети справились с заданием.

    Хозяюшка Милый мой Домовой,

    Не серчай, постой!

    Про тебя споем мы песню.

    Домовой

    Что за песня, интересно?

    Хозяюшка 

    Домовой, послушай.

    Приготовь-ка уши.

    Песня «Домовой» А. Пинегина

    Исполняется караоке.

    Домовой

    Ну и песня! Хороша:

    У-у-у да а-а-а!

    А теперь хочу играть!

    Приглашаю в круг всех встать!

    Игра «Домовой»

    Дети (встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню)

    Домовой, домовой

    Мы хотим играть с тобой.

    Ты на месте повернись,

    Вправо-влево наклонись,

    Приседай и вставай,

    Да и нам заданье дай.

    Ты на печке не лежи,

    Что нам делать — покажи!

    Домовой в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Домовой.

    Хозяюшка 

    Домовой с нами играл,

    Но, наверное, устал.

    Домовой, посиди,

    На ребят погляди.

    А мы тебя повеселим,

    Позабавим, рассмешим.

    В центр зала выходит Ворон. Русская народная игра «Ворон»

    Ой, ребята, та-ра-ра

    На горе стоит гора

    А на той горе дубок

    А на дубе воронок

    Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)

    В позолоченных серьгах (показывают серьги)

    Черный ворон на дубу (показывают крылья)

    Он играет во трубу (показывают игру на трубе)

    Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)

    Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

    Да (поднимают и опускают руки)

    Домовой

    Ай да, ворон — молодец,

    Черный ворон — удалец!

    Хозяюшка 

    Утром он в трубу трубит,

    К ночи сказки говорит.

    Ворон

    Сбегаются зверьки

    Ворона послушать,

    Прянички покушать.

    Потешки

    Ворон 3 раза ударяет в бубен. Дети встают друг за другом рядами и но очереди рассказывают потешки. После каждой маленькой сценки Ворон ударяет в бубен, дети, рассказавшие потешку, убегают на места.

    На улице

    Две курицы

    С петухом дерутся.

    Две девицы-красавицы

    Смотрят и смеются:

    «Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

    Как нам жалко петуха!»

    Русская народная потешка

     

    Уронила белка шишку.

    Шишка стукнула зайчишку.

    Тот пустился наутек,

    Чуть не сбил медведя с ног...

    Под корнями старой ели

    Размышлял медведь полдня:

    «Что-то зайцы осмелели...

    Нападают на меня!»

    В. Шульжин

    Ворон (ударяет в бубен)

    Вот девчата-тараторки

    Тараторят на задворках.

    Частушки «Тараторки»

    Дети (инсценируют стихотворение)

    Два ежа издалека

    Шли и встретили зверька.

    - Мама! Мама! — закричали. —

    Мы злодея повстречали!

    Зубы острые,

    Шерсть пестрая,

    Хвост длинный,

    Мое клином.

    Неужели этот зверь

    Нас с тобою съест теперь?

    - Эх, вы, глупышки,

    Испугались мышки!

    В. Суслов

    Домовой

    Ну а мыши, говорят,

    Удирают от котят.

    Если только пожелаю,

    Себя в котю превращаю.

    Хозяюшка 

    Да не надо превращений,

    Есть котенок у меня.

    Ну-ка, Васька-озорник,

    Ты мышей ловить привык?

    Кот. Мяу!

    Народная игра «Кот и мыши»

    Дети встают вокруг Кота и выполняют движения под текст.

    Раз, два, три, четыре! — И.п. — стоя, руки на поясе.

    Жили мышки на квартире. Дети поднимают и опускают плечи.

    Чай пили, чашки мыли, Наклоняют корпус вправо-влево.

    Но с котами не дружили. Наклоняют голову вправо-влево.

    Раз,    Вытягивают правую руку вперед.

    Два,    Вытягивают левую руку вперед.

    Три!     Ставят обе руки на пояс.

    Раз, два, три!   Повторяют движения.

    Нас попробуй догони!     Топают ногами.

    Дети разбегаются от Кота.

    Домовой (поглаживает кота)

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша.

    Как у котика усы

    Удивительной красы.

    Глазки смелые,

    Зубки белые.

    Русская народная потешка

    Кот

    Котик ваш муку носил,

    Тесто густо замесил,

    На доске его катал,

    Сладким соком поливал.

    Р. Борисова

    Хозяюшка Вот и вышел пирожок,

    Подрумяненный бочок.

    Песня «Котик в избушке» Я. Дубравина

    Хозяюшка

    Домовой, не стесняйся,

    Пирожками угощайся.

    Домовой

    Ой, спасибо, ублажили,

    Пирогами угостили.

    Буду в доме вашем жить,

    Буду дом ваш сторожить,

    Буду дом оберегать,

    Счастье буду привечать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по реализации познавательно-творческого проекта "Обереги на Руси".

    Реализация данного проекта поможет воспитателям детских садов решить задачи гражданственности и патриотизма с детьми старшего дошкольного возраста.В материалах предоставлены: цели, задачи, этапы работ...

    Конспект"Кукла-оберег"

    Предлагаю вашему внимание конспект интегрированного занятия (народное творчество-ручной труд) "Кукла-оберег"...

    методическая разработка «Наблюдаем, изучаем, оберегаем» наблюдения

    разработка наблюдений на неделюв старшей группе...

    Конспект занятия на тему "Изготовление народной куклы-оберега "столбушки"

    Целью даного занятия является ознакомление и приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре.Задачами занятия являются:   - приобщить детей к народной культуре и традициям...

    НОД Тряпичная кукла - оберег в подарок маме

    Интеграция образовательных областей - коммуникативной, познавательной, продуктивной и художественно творческой.  Нод проводится с целью: Развития образного и пространственного мышления детей, раз...

    Обереги древних славян.

    Не одно тысячелетие существует проверенная временем традиция защищать и украшать свой дом с помощью оберегов. Наши далекие предки мудро и по-хозяйски использовали добрую силу природы....

    Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

    В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...