методическая разработка «Наблюдаем, изучаем, оберегаем» наблюдения
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

разработка наблюдений на неделюв старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  «Наблюдаем, изучаем, оберегаем», наблюдения на неделю

Сентябрь

Наблюдение за сорокой.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о внешнем виде, повадках сороки, развивать наблюдательность, воспитывать доброжелательное отношение к птицам; формировать правила поведения в природе.

Ход наблюдения.

 Загадка:

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее … (сорока).

Обратить внимание детей на сороку в полете, отметить, что   она летит неторопливо, в полете можно рассмотреть ее длинный хвост и окраску, не издает звуков. Затем посмотреть на сороку, сидящую на дереве. Она может сидеть как на самых высоких и тонких ветках, так и среди  листвы, чтобы ее не было видно. Прислушайтесь, как стрекочет сорока: она сидит одна, стрекочет, а мы слышим, как будто несколько птиц ведут разговор.

Свое гнездо сорока плетет в густых зарослях молодого леса на кустах или деревцах.    Гнездо большое прочное, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т.д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.

Спросить детей, есть ли польза от сороки?                                                

Дети предлагают свои варианты ответа.

Да, она уничтожает мышей, вредных насекомых. Но почему в стихотворении ее назвали «хищницей»?

 Выслушать предположения детей.                                                

Рассказать,  что сорока поедает яйца и птенцов полезных птиц.  

   Гнезда птиц надо беречь. Может случиться так, что ты идешь по лесу, лугу, а за тобой перелетает сорока (или ворона). Она все видит: ты нашел гнездо птицы и решил посмотреть, что там — яйца или птенцы. Ты ничего особенного не сделал — только посмотрел, но этим оказал плохую услугу той птице, чье гнездо нашел. Птица замаскировала, спрятала гнездо в траве, а теперь его увидела сорока (или ворона). Ты отойдешь, а она съест яйцо или птенца и разорит гнездо.          

Надо ли искать гнездо, если вы увидели, что птица выпорхнула из травы и села недалеко? Почему птица перелетает с места на место?

                                 

Наблюдение за солнцем.

Цель:  обратить внимание детей на изменения, происходящие в природе; отметить, что солнце светит ярко, но не так жарко; дать знания о влиянии солнца на долготу дня.  

Ход наблюдения:

Кончается лето,

Кончается лето,

И солнце не светит,

А прячется где-то.

И дождь-первоклассник,

Робея немножко,

В косую линейку

Линует окошко.

И. Токмакова

Вопросы:

-Почему мы не гуляем - раздетыми  как летом?

-Потрогайте  предметы на участке,  нагрелись ли они за день?

-Когда бывает теплее на улице утром или вечером? Почему?

-Когда дни длиннее зимой или летом?

Рассказ - отчего зависит долгота дня.

                                         

Наблюдение за крапивой

Цель: расширять   представления о лекарственных растениях; закрепить  знания о том, что крапивой можно обжечься; обогащать словарный запас, развивать связанную речь;

Ход наблюдения.

Ты ни ёжик, и ни ёлка:
Не топорщатся иголки.
Нечем, вроде бы, кусаться,
Но не стоит прикасаться.
Кто лишь раз тебя потрогал,
Не забудет долго-долго,
Как потом болела ручка.
Ах, ты, вредная колючка!
Но обиделась крапива:
- "Что кусаться некрасиво,
Это я, конечно, знаю.
Не из вредности кусаю.
Много свойств во мне целебных.
Я лечу зверюшек бедных,
Как микстура и таблетка.
Потому, простите, детки,
От того я и кусаюсь,
Что от вас обороняюсь.
Для всего живого царства
Я - отличное лекарство!".
Н. Нехаева

- О каком растении говорят?  

- Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.

Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.

-Когда, собирают крапиву, одевают перчатки, как вы думаете почему?

Наблюдение за пауком.

Цель:  расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях;  знакомить детей с приметами, по которым можно судить о погоде.

Ход наблюдения:

 Загадка.

Восемь ног.

Как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк!

Вопросы:

 -Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?

- Где зимуют пауки?

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.

 

Наблюдение за берёзой.

Цель:  закрепить строение  дерева: ствол, ветки, листья, рассматривание крылатых семян берёзы, знакомить с художественными произведениями о березе.

Ход наблюдения:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках

С красивыми застёжками

С зелёными серёжками.

А. Прокофьев

Вопросы:

-Покажите мне берёзу.

-Как вы её узнали?

-Потрогайте кору, какая она гладкая или бугорками?

-Обратите внимание, какие у берёзы тонкие веточки и мелкие листочки.

-А что кроме листочков есть ещё на ветках?

Рассказ, что такое серёжки и почему они так называются.

   Весной на кончиках берёзовых ветвей появляются длинные серёжки. На одних деревьях серёжки жёлтые, а на других – зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с жёлтых серёжек и переносит её на зелёные. Там появляются и к концу лета созревают крылатые семена берёз. Спелые семена падают на землю. Но не все сразу, а постепенно. Береза рассеивает их вплоть до следующей весны. И если попадают семена на хорошую почву, согретую солнечным светом, то из них вырастут юные берёзки.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха""

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Методическая разработка на тему "Наблюдаем осенью"

В этой разработке представлен материал для наблюдения с детьми за сезонными изменениями....

Собственная методическая разработка: информация для родителей "Осень - во что играть, как одевать, что наблюдать."

материал для родителей о том за чем можно наблюдать осенью, какую одежду лучше надевать ребенку и во что можно поиграть...

Методическая разработка "Организация и содержание наблюдений в детском саду."

Данная публикация воспитателю в работе с детьми средней группы, а также может быть использована при проведении семинаров по  теме: "Организация прогулки в ДОУ"....

Методическая разработка на тему: «Учите детей наблюдать.»

Учитесь наблюдать, проверять свои наблюдения, делать из них выводы....

Методическая разработка наблюдений за природными объектами в средней группе «Наблюдение за осенними деревьями»

Задача методического пособия: приобщать детей к миру природы, обогащать представления детей о многообразии растений, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся ...