методическая разработка «Наблюдаем, изучаем, оберегаем» наблюдения
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
разработка наблюдений на неделюв старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_nablyudaem_izuchaem_oberegaem_nablyudeniya_na_progulke.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Наблюдаем, изучаем, оберегаем», наблюдения на неделю
Сентябрь
Наблюдение за сорокой.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о внешнем виде, повадках сороки, развивать наблюдательность, воспитывать доброжелательное отношение к птицам; формировать правила поведения в природе.
Ход наблюдения.
Загадка:
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее … (сорока).
Обратить внимание детей на сороку в полете, отметить, что она летит неторопливо, в полете можно рассмотреть ее длинный хвост и окраску, не издает звуков. Затем посмотреть на сороку, сидящую на дереве. Она может сидеть как на самых высоких и тонких ветках, так и среди листвы, чтобы ее не было видно. Прислушайтесь, как стрекочет сорока: она сидит одна, стрекочет, а мы слышим, как будто несколько птиц ведут разговор.
Свое гнездо сорока плетет в густых зарослях молодого леса на кустах или деревцах. Гнездо большое прочное, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т.д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.
Спросить детей, есть ли польза от сороки?
Дети предлагают свои варианты ответа.
Да, она уничтожает мышей, вредных насекомых. Но почему в стихотворении ее назвали «хищницей»?
Выслушать предположения детей.
Рассказать, что сорока поедает яйца и птенцов полезных птиц.
Гнезда птиц надо беречь. Может случиться так, что ты идешь по лесу, лугу, а за тобой перелетает сорока (или ворона). Она все видит: ты нашел гнездо птицы и решил посмотреть, что там — яйца или птенцы. Ты ничего особенного не сделал — только посмотрел, но этим оказал плохую услугу той птице, чье гнездо нашел. Птица замаскировала, спрятала гнездо в траве, а теперь его увидела сорока (или ворона). Ты отойдешь, а она съест яйцо или птенца и разорит гнездо.
Надо ли искать гнездо, если вы увидели, что птица выпорхнула из травы и села недалеко? Почему птица перелетает с места на место?
Наблюдение за солнцем.
Цель: обратить внимание детей на изменения, происходящие в природе; отметить, что солнце светит ярко, но не так жарко; дать знания о влиянии солнца на долготу дня.
Ход наблюдения:
Кончается лето,
Кончается лето,
И солнце не светит,
А прячется где-то.
И дождь-первоклассник,
Робея немножко,
В косую линейку
Линует окошко.
И. Токмакова
Вопросы:
-Почему мы не гуляем - раздетыми как летом?
-Потрогайте предметы на участке, нагрелись ли они за день?
-Когда бывает теплее на улице утром или вечером? Почему?
-Когда дни длиннее зимой или летом?
Рассказ - отчего зависит долгота дня.
Наблюдение за крапивой
Цель: расширять представления о лекарственных растениях; закрепить знания о том, что крапивой можно обжечься; обогащать словарный запас, развивать связанную речь;
Ход наблюдения.
Ты ни ёжик, и ни ёлка:
Не топорщатся иголки.
Нечем, вроде бы, кусаться,
Но не стоит прикасаться.
Кто лишь раз тебя потрогал,
Не забудет долго-долго,
Как потом болела ручка.
Ах, ты, вредная колючка!
Но обиделась крапива:
- "Что кусаться некрасиво,
Это я, конечно, знаю.
Не из вредности кусаю.
Много свойств во мне целебных.
Я лечу зверюшек бедных,
Как микстура и таблетка.
Потому, простите, детки,
От того я и кусаюсь,
Что от вас обороняюсь.
Для всего живого царства
Я - отличное лекарство!".
Н. Нехаева
- О каком растении говорят?
- Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.
Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.
-Когда, собирают крапиву, одевают перчатки, как вы думаете почему?
Наблюдение за пауком.
Цель: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; знакомить детей с приметами, по которым можно судить о погоде.
Ход наблюдения:
Загадка.
Восемь ног.
Как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
Вопросы:
-Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?
- Где зимуют пауки?
Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.
Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.
Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.
Наблюдение за берёзой.
Цель: закрепить строение дерева: ствол, ветки, листья, рассматривание крылатых семян берёзы, знакомить с художественными произведениями о березе.
Ход наблюдения:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках
С красивыми застёжками
С зелёными серёжками.
А. Прокофьев
Вопросы:
-Покажите мне берёзу.
-Как вы её узнали?
-Потрогайте кору, какая она гладкая или бугорками?
-Обратите внимание, какие у берёзы тонкие веточки и мелкие листочки.
-А что кроме листочков есть ещё на ветках?
Рассказ, что такое серёжки и почему они так называются.
Весной на кончиках берёзовых ветвей появляются длинные серёжки. На одних деревьях серёжки жёлтые, а на других – зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с жёлтых серёжек и переносит её на зелёные. Там появляются и к концу лета созревают крылатые семена берёз. Спелые семена падают на землю. Но не все сразу, а постепенно. Береза рассеивает их вплоть до следующей весны. И если попадают семена на хорошую почву, согретую солнечным светом, то из них вырастут юные берёзки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха""
Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....
Методическая разработка на тему "Наблюдаем осенью"
В этой разработке представлен материал для наблюдения с детьми за сезонными изменениями....
Методическая разработка на тему: "Картотека наблюдений в старшей группе".
quot;Картотека наблюдений в старшей группе"....
Собственная методическая разработка: информация для родителей "Осень - во что играть, как одевать, что наблюдать."
материал для родителей о том за чем можно наблюдать осенью, какую одежду лучше надевать ребенку и во что можно поиграть...
Методическая разработка "Организация и содержание наблюдений в детском саду."
Данная публикация воспитателю в работе с детьми средней группы, а также может быть использована при проведении семинаров по теме: "Организация прогулки в ДОУ"....
Методическая разработка на тему: «Учите детей наблюдать.»
Учитесь наблюдать, проверять свои наблюдения, делать из них выводы....
Методическая разработка наблюдений за природными объектами в средней группе «Наблюдение за осенними деревьями»
Задача методического пособия: приобщать детей к миру природы, обогащать представления детей о многообразии растений, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся ...