Конспект занятия на тему "Изготовление народной куклы-оберега "столбушки"
план-конспект занятия (конструирование, ручной труд, младшая группа) по теме

Кваша Валентина Станиславовна

Целью даного занятия является ознакомление и приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре.

Задачами занятия являются:   

- приобщить детей к народной культуре и традициям;

- заинтересовать детей в изготовлении кукол;

- обучить детей практическим навыкам работе с материалами; 

- научить детей последовательному изготовлению куклы-столбушки;

- ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_izgot_stolbushki.docx538.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

АОУ ДОД Центр «Гармония»

 Конспект занятия

на тему

«Изготовление народной куклы-оберега «столбушки»

Кваша В.С.

педагог-организатор

Королёв - 2012

Целью занятия является ознакомление и приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре

Задачи:  

- приобщить детей к народной культуре и традициям;

- заинтересовать детей в изготовлении кукол;

- обучить детей практическим навыкам работе с материалами;  

- научить детей последовательному изготовлению куклы-столбушки;

- ознакомить и расширить представление детей об истории русской народной куклы.

Формы проведения занятия:

часть занятия - теоретическая - объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.

часть занятия - практическая работа детей, а также индивидуальная работа; обобщение отдельных моментов изучаемой темы, ее закрепление.

Оборудование и материалы:

Образец куклы-столбушки (изготовленной педагогом ранее);

Журнал или плотная бумага;

Комплект тканей;

Нитки;

Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;

Материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и пр.) (по желанию);

Ножницы.

Ход занятия

I. Организационный момент:

- проверка наличия учащихся;

- предупреждение о соблюдении правил безопасности при работе с инструментами.

ІІ. Сообщение темы урока.

ІІІ. Теоретическая работа. Обсуждение истории куклы-столбушки, её особенностей и предназначения по народным традициям.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла.

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным внутреннего значения и смысла. В ней человек видел, прежде всего, образ языческой веры. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

- обрядовые;

- куклы-обереги;

- игровые.

Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.

О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Такая кукла могла быть советчицей и утешительницей в тяжкое время.

«Столбушка» - самый распространённый вид народной куклы. Но в каждой местности у неё были свои особенности и разные предназначения.

В старину в домах их насчитывали десятками. Считалось, что они приносят удачу и богатство, сулят богатый урожай и являются символами продолжения рода. Куклы передавались от матери к дочке, а далее - внучке и правнучке.

Такая кукла могла быть оберегом для новорожденного ребенка, игровой – для детей постарше. Кукла-оберег как бы отвлекала на себя злые силы, оберегая малыша. Ребенок рос, и всегда с ним рядом была кукла-оберег. А, чтобы оберег действовал, куклу нужно было кормить. Кормили своими разговорами с ней. И горести, и радости делились с куклой. Это помогало ребенку проговорить, проиграть свои проблемы. Кукле можно было рассказать о любой своей обиде, горе, радости. Она, молча, слушала, и ребенок принимался такой, какой он есть.

В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить: по назначению – на игровые, обереги и обрядовые; по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню; по способу изготовления – на сшивную и несшивную (столбушку).

Кукла как символ – становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

Традиционно куклам-столбушкам лиц не рисовали, - они были «безликими». Считалось, что имея выражение лица, кукла теряла свою магичность, таинственность, теряла обережные свойства. В неё могла вселиться злая  душа, которая могла навредить новорожденному и другим домочадцам.

Кукла - «закрутка» - это почти тоже самое, что и «столбушка». В основе такой куклы лежит плотно закрученная берестяная трубочка или плотная бумага. Главная особенность такой куклы в том, что делают её без иголки, как и многих других кукол. Сворачивая и завязывая бумагу, мы не делаем ни одного шва и укола иглой: ведь это наша подружка и берегиня, и колоть её тело иголкой негоже.          

Кусочки ткани нужного размера тоже можно отрывать руками, без помощи ножниц.

Куклу - «закрутку» можно смастерить только с помощью кусочков ткани и ниток.

ІV. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы-столбушки.

 1. Для того, чтобы сделать основание куклы, необходимо свернуть в трубочку журнал или плотную бумагу.

2. Затем заготовку накрыть сверху квадратом белой ткани, убрать остатки ткани в противоположное отверстие заготовки.

3. Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Необходимо завязать их «снопиком» и закрепить на голове. Завязанный конец нужно заправить в верхнее отверстие.

4. В среднем куске ткани сделать круглое отверстие размером с диаметр заготовки или чуть меньше, одеть его на заготовку. Чтобы получить ручки-рукава, нитками нужно перетянуть противоположные углы квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой, - получится кисть руки или манжета пышного рукава. Рукам можно придать любое направление.

5. Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии, получится кофточка.

6. Нарядить куклу можно по-разному, в юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине, получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоски ткани и затянув ниткой на талии. В обоих случаях верх юбки нужно покрыть широким поясом (тесьмой, лентой и пр.).

7. Дополнить костюм можно передником, платком, бусами – всем, что подскажет фантазия. Подобную куклу можно одеть в народный костюм своей местности – это придаст ей особую красочность и нарядность!

V. Анализ и оценка занятия.

Можно провести мини-выставку готовых кукол-столбушек. Обучающиеся анализируют и оценивают все работы. Учитывая творчество, аккуратность, эстетичность, правильность подбора тканей.

На этом занятии младшие дошкольники узнали много нового из истории народной куклы, научились самостоятельно изготавливать простую тряпичную куклу-оберег «столбушку», а также проявили свои творческие способности в подборе материалов для её изготовления и украшения наряда.

Приложение

Схема поэтапного изготовления куклы-оберега «столбушки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Калейдоскоп русских народных сказок"

итоговое занятие по разделу "Сказка" для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект занятия Модификация русской народной сказки «Репка»

Такие занятия учат решать проблемные ситуации; изменять сказку, придумав новую ситуацию: как репка спасла  деда.  Образовывать прилагательные от существительных (дерево,  стекло, пластм...

Конспект занятия по устному народному творчеству и декоративному рисованию на тему: «Весна» для детей подготовительной логопедической группы.

Занятие направлено на закрепление знаний малых форм фольклора, технических навыков и умений владением кистью, на развитие чувства цвета и ритма при росписи бумажной тарелочки филимоновскими узорами....

Конспект занятия «Родословная — русская народная традиция»

Конспект занятия  к совету  педагогов на тему  русских  традиций....

Конспект занятия. Сказка по народным сюжетам «Снегурочка». Весенний лес.

Интегрированное занятие (образовательные области: «Чтение художественной литературы»,  «Художественное творчество», «Музыка».) с учетом ФГТ. Подготовительная группа. Конспект занятия....

Конспект занятия по русской народной сказке "Теремок"

конспект занятия для воспитателей...