Конспект занятия по устному народному творчеству и декоративному рисованию на тему: «Весна» для детей подготовительной логопедической группы.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Занятие направлено на закрепление знаний малых форм фольклора, технических навыков и умений владением кистью, на развитие чувства цвета и ритма при росписи бумажной тарелочки филимоновскими узорами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_vesna.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение -  

                     детский сад №12 «Яблонька» комбинированного вида.

Конспект занятия

по устному народному творчеству

 и декоративному рисованию

на тему: «Весна»

для детей подготовительной логопедической группы.

Воспитатель:

Егорова Алла Владимировна.

г. Лыткарино.

2009 год.

Цель занятия: закрепить у детей знания пословиц и поговорок, народных примет о весне, умение разгадывать загадки и соотносить отгадку с картинкой. Продолжать развивать умение детей собирать разрезные картинки, давать название весенних месяцев по народному календарю.

                          Закреплять технические навыки и умения владения кистью, продолжать развивать чувство ритма и цвета при росписи тарелочки-солнышка филимоновским орнаментом, творческие способности. Продолжать учить детей внимательно слушать объяснения педагога и выполнять работу поэтапно.

                          Воспитывать любовь к родной природе и народным промыслам через малые формы фольклора, народные игры и декоративное рисование.

Материал к занятию.

  1. Кукла-скатка игровая «Весна».
  2. Обручи и разрезные картинки по теме «Весна».
  3. Карточки по устному народному творчеству.
  4. Сюжетные картинки.
  5. Атрибуты к играм: цветок, солнышко, карусель.
  6. Несколько образцов тарелочек-солнышек расписанных филимоновской росписью.
  7. На каждого ребёнка и педагога тарелочка-солнышко с ранее закрашенным донцем жёлтой гуашью.
  8. На столах клеёнки, баночки с водой, кисточки №2, салфетки, гуашь: жёлтая, красная, зелёная.

В группе стульчики стоят полукругом, на ковре перед ними лежат обручи в них разрезные картинки. Дети заходят вместе с педагогом и здороваются с гостями.

Педагог. Сядет тот, кто назовёт перелётную птицу. Ребята, сегодня к нам придёт долгожданная гостья, а кто она  отгадайте из моей загадки.

Заря-заряница.

Красная девица,

Травку выпускает,

Росу расстилает

Едет стороной –

С сохой, бороной

С ключевой водой.

                                (Весна).

Правильно, это весна, давайте её позовём, покликаем.

Весна-весна красная

Приди весна с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Появляется кукла-скатка «Весна» (ф. 1)

Я матушка-весна,

Отворяй-ка ворота,

Первым март пришёл

Всех детей провёл,

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь,

А уж как придёт май

Сколько хочешь, гуляй.

Весна. Здравствуйте люди добрые, здравствуй ребятушки. Приготовила я для вас много интересных игр-заданий. Давайте поиграем. У меня на проталинках (обручи с разрезными картинками) лежат мои любимые картинки, но их перемешал леший, когда был у меня в гостях, помогите их собрать.

Девочки выберите мальчика и займите место у понравившейся проталинки (ф.2). Все пары приготовились, раз, два, три картинку собери (игра «Собери картинку») (ф.3). Молодцы, быстро собрали. Ребята, а как вы думаете, почему эти картинки мои любимые? Какому времени года относятся картинки? Какие весенние явления в природе изображены на этих картинках? А кто скажет, как называют моих братьев-месяцев в народном календаре? Первый месяц март – протальник, капельник, зимоброд. Второй апрель – снегогон, березень, ручейник. Третий май – травень, цветень, песенник. Молодцы справились с первой игрой-заданием.

А сейчас детвора

Ждёт вас новая игра.

Быстро за руки берись

И в кружочек становись.

Игра называется «Цветик», вы передаёте  цветочек друг другу и называете народные приметы обо мне и моих братьях-месяцах. (ф.4)

Народные приметы о Весне.

Сосульки на крышах длиннее – к долгой весне.

Если весною летит много паутины, лето будет жаркое.

Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.

Если весною снег тает от солнышка, будет урожайный год,

а от дождя – засуха.

Грач на горе – весна на дворе.

В марте рано затает, долго не растает.

Частые туманы в марте предвещают дождливый год.

Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

С апреля земля преет – ветром и теплом веет.

Первый весенний гром в мае – к наступлению тепла.

В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается.

                                         Раз, два вот и кончилась игра!

Да, не ожидала я, что вы ребята такие наблюдательные, много примет назвали.

Дружно за руки берись и на стульчики садись.

Следующая игра называется «Угадай-ка», она поможет мне узнать какие вы умные и сообразительные. Я, буду вам загадывать загадки, вы должны сначала внимательно выслушать, дать правильный ответ и найти картинку-отгадку.

                                         Загадки о весне.

Висит под окошком кулёк ледяной,

Он полон капели и пахнет весной.             (Сосулька).

Всем известно нам, конечно,

Что ходить не может лёд,

Но вчера на нашей речке

Был, однако…                                               (Ледоход).

Островок я вижу странный,

Он не с пальмой, а с цветком,

Окружён не океаном,

А подтаявшим снежком.                          (Проталинка).

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы…                                     (Скворечник).

К маме-речке бегу,

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился весной.                                              (Ручей).

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.                 (Подснежник).

Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня…                         (Весна).

Ну, надо же и с этой игрой справились, какие вы смышлёные, а у меня есть ещё одна игра очень-очень трудная – «Весняночка». Давайте встанем в кружочек. Вы будете передавать меня «Весну» под музыку по кругу, у кого по окончании музыки я окажусь в руках, тот называет пословицу, поговорку о весне (игра проводится несколько раз). (ф.5)

Пословицы, поговорки о весне.

Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.

Пришёл марток – надевай сто парток.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Апрель с водою, а май с травою.

Май холодный – год голодный.

Пришёл май – только успевай да не зевай.

Да, ребятушки вы меня сегодня порадовали своими знаниями и умением веселиться. Поэтому я позвала к вам в гости моего лучшего друга, а кто он угадайте из загадки.

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду где бывает

Взглядом согревает.

                                   (Солнце).

Правильно это солнышко, давайте его покличем.

Солнышко покажись!

Красное снарядись!

Чтоб год от года

Давала нам природа:

Тёплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зелёного горошка!

Появляется «Солнышко». Ребята, вот оно наше солнышко, давайте с ним поиграем, но сначала выберем, кто из вас будет водить (по считалке дети выбирают водящего-солнышко).

         

Считалка.

Над горою солнце встало.

С неба яблоко упало,

По лазоревым лугам

Покатилось прямо к нам.

Покатилось, покатилось

В речку с мостика свалилось.

Кто увидел, не дремли.

Поскорей его лови!

Кто поймал тот молодец

Ведь считалочке конец.

Проводиться игра «Карусель-солнышко», дети берут в руки по ленточке и идут по кругу со словами: (ф.6)

«Гори, солнце ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!».

Водящий-солнышко идёт в противоположную сторону по окончании слов, все дети останавливаются, два ребёнка остановившиеся ближе всех к водящему по его сигналу «Горю!», бегут в разные стороны, кто первым добежит до «солнышка» становится водящим. Игра проводиться несколько раз.

Раз, два вот и кончилась игра

Хорошо вы все играли.

Удаль, ум свой показали.

Мне пора с вами прощаться

В путь-дорожку отправляться.

На прощанье всем заданье.

Вы тарелочки возьмите

В солнышки их превратите.

До свиданья, не скучайте

И меня вы вспоминайте!

Педагог. Ребята, весна ушла у неё много хлопот и забот, но солнышко осталось с нами. Давайте его порадуем, покажем ему, как  мы умеем рисовать (дети садятся за столы).

Ребята, у меня на доске вы видите расписанные тарелочки.

- Какой росписью они украшены? – тарелочки украшены Филимоновской росписью.

-  Какие цвета мы используем в этой росписи? – мы используем гуашь жёлтого, красного и зелёного цветов.

-   Посмотрите на свои тарелочки и скажите, какую предварительную работу мы выполнили с ними? – мы закрасили донце тарелочки жёлтой гуашью.

-  А теперь скажите, что вы видите одинакового в моих тарелочках? – Края тарелочек расписаны капельками, а донце тарелочек украшено цветком-снежинкой.

Первый этап работы.

Ребята, сначала мы украсим донце тарелочки-солнышка филимоновским цветочком, выберите каким цветом красным или зелёным будут лепестки вашего цветка. Давайте вспомним, как его надо рисовать. Сначала мы рисуем прямую линию всем ворсом кисточки, палочка смотрит на вас сверху вниз, вторую линию ведём с лева направо так, чтобы линии пересеклись, образуя крестик, а затем прорисовываем промежуточные линии – получаются лучики-лепестки. (ф.7,8)

Второй этап работы.

Теперь, получившийся цветок мы украшаем дополнительными элементами филимоновской росписи, вы можете выбрать любые.

Капелька удлинённая – кончиком кисти прорисовываем линию, а затем прикладываем её полностью к поверхности тарелочки.

Капелька маленькая – выполняем способ «примакивание», весь ворс кисточки нужно приложить и убрать.

Волнистая линия – рисуем кончиком кисти, рукой делаем плавные повороты, как будто рисуем речку.

Тонкая прямая линия, токи, ёлочки – выполняем кончиком кисти.

Третий этап работы.

А теперь украшаем края тарелочки длинными капельками, чередуя три цвета. Капельки располагаем в углублениях-желобках. Сначала рисуем одним цветом, пропуская по два углубления для двух других цветов. (ф.9,10)

По окончании работы педагог, дети и солнышко дают оценку детскому творчеству, и солнышко прощается с ребятами. «До свидания ребята, мы с вами ещё увидимся на прогулке и обязательно поиграем».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи « Грамоте учиться - всегда пригодиться» для детей подготовительной логопедической группы

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи  « Грамоте учиться - всегда пригодиться» для детей подготовительной логопедической  группы  (образовател...

Конспект НОД «Знакомство детей 2-3 лет с устным народным творчеством (малыми фольклорными формами). Тема: «Петушок, петушок».

«Знакомство детей 2-3 лет с устным народным творчеством (малыми фольклорными формами).Тема: «Петушок, петушок».Задачи:Познакомить детей с фольклорным произведением «Петушок, петушок». Вызвать  у ...

Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей второй младшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»с. Красноармейское  Красноармейского района Чувашской Республик...

Программа по самообразованию Тема: «Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания детей 2 младшей группы»

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста».

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.Задачи: 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных...

Конспект занятия устное народное творчество как средство формирования у детей 1ой младшей группы основ культуры здоровья "Путешествие в страну здоровья"

Сформировать у детей понятие «Здоровый образ жизни» путем осмысления пословиц, поговорок, потешек, стихов....