Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей второй младшей группы
проект по развитию речи (младшая группа)

Александрова Алиса Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»

с. Красноармейское  Красноармейского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

  Заведующий

   _____________ Ильина Н. В.

      (подпись)                     Ф.И.О.

   Приказ №________________

    от «___»_________2019 года

 

 

Кружок по ознакомлению

с устным народным творчеством

«В гостях у дедушки Фольклора»

 для детей второй младшей группы

 

 

 

 

Воспитатель: Александрова А.А.

 

 

 

 

 

 

С. Красноармейское

2019 год

Пояснительная записка

                                                                                        «Детский фольклор пробуждает

                                                                                 к жизни семена родного слова,

                                                                                         всегда коренящиеся, хотя

и бессознательно, в душе ребенка».

К. Д. Ушинский

Воспитание ребенка с самого раннего возраста начинается с фольклора, устного народного творчества. Использование разных жанров фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Для того, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью детского фольклора, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста. Работа по ознакомлению детей с фольклором имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Цель кружковой работы: развитие речи детей, познавательных процессов, патриотических представлений у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Задачи:

  1. Способствовать развитию элементарных представлений в области детского фольклора;
  2. Развивать активную речь детей с помощью малых форм устного народного творчества;
  3. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных песен, игр, потешек, забав, сказок, загадок и пословиц;
  4. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления, напевность;
  5. Развивать у детей внимание, самостоятельность, импровизацию;
  6. Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми;
  7. Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле и ее природе, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  8. Формировать у детей социально-нравственное и психическое здоровье, трудовые навыки.

Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю во вторник. Продолжительность занятия с детьми второй младшей группы составляет 10-15 минут.

Ожидаемые результаты:

Освоение фольклорного материала (потешки, сказки, песни, игры и т. д.);

Умение детей различать фольклорные жанры по возрастной категории;

Формирование у детей творческих способностей, желания слушать, запоминать и воспроизводить некоторые жанры детского фольклора;

Формирование бережного отношения к людям, окружающему миру и историческим истокам народа;

Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Перспективный  план кружковой работы

2 младшая группа

Тема

Малые жанры устного народного творчества

Цель

Оборудование

Срок

1. «В гостях у дедушки Фольклора».

Потешка, пословица, загадка, колыбельная  песня

Познакомить детей с понятием «Фольклор». Дать общие представления о видах жанра в форме театрализованной деятельности.

Игрушка дедушка Фольклор, слайды, картины, фотографии

17.09.2019

2. «Ладушки, ладушки!

Потешка.

Познакомить детей с малой формой детского фольклора – потешкой. Рассказать детям о значении данного вида жанра фольклора. Разучить с детьми потешку «Ладушки, ладушки!», формировать желание повторять движения в соответствии с текстом.

Картинно-графическая схема

8.10.2019

3. «Путешествие в сказку «Колобок».

Русская народная сказка

Познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок». Учить детей внимательно слушать сказку, называть персонажей. Проявить у детей интерес к инсценировке животных.

Кукольный театр «Колобок».

 

29.10.2019

4. «Ходит сон близ окон»

Колыбельная песня

Познакомить детей с таким жанром фольклора, как колыбельная. Рассказать о значении колыбельной песни в народе. Послушать с детьми колыбельную «Баю – бай, баю - бай».

Картинно-графическая схема.

12.11.2019

5«Каравай, каравай!»

Хороводная песня

Познакомить детей с русской народной хороводной песней. Рассказать детям о значении хороводов и песен в жизни детей. Разучить с детьми песню и движения. Вызывать интерес детей к народным танцам и желание принять участие в танце.

Картинки, фотографии.

3.12.2019

6. «Зайка беленький сидит»

Русская народная подвижная игра

Учить детей играть в русскую народную подвижную игру «Зайка серенький сидит». Рассказать о таком жанре фольклора, как русская народная игра.

Картинно-графическая схема.

24.12.2019

7. «Пришла Коляда – отворяй ворота»

Потешка

Познакомить детей с праздником Рождества. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить с потешкой «Ты мороз, мороз».

Картина на тему «Рождество»

14.01.2020

8. «Теремок»

Русская народная сказка

 Познакомить детей со сказкой «Теремок». Учить узнавать и называть персонажей. Рассмотреть с детьми иллюстрации в книге и закрепить названия диких животных.

Кукольный театр «Теремок»

04.02.2020

9. «Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая»

 

Загадки на тему «Масленица»

Познакомить детей с Масленицей. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить детей с хозяйкой – «Масленицей».

Картинки, слайды с загадками

25.02.2020

10. «Нет милее дружка, чем родимая матушка»

 

Пословицы о матери

Провести с детьми этическую беседу «Моя любимая мама», познакомить их с пословицами о маме.

Фотография мамы

17.03.2020

11. «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Потешка

познакомить детей с потешкой «Сол-нышко, вёдрышко». Почитать заклички для солнышка. Поиграть в игру «Солнечный зайчик».

Картинно-графическая схема, игрушка солнышко.

7.04.2020

12. «Матрешки»

Русская народная хороводная игра

Познакомить детей с русской народной игрушкой Матрешкой. Учить детей хороводной игре «Матрёшки».

Игрушка Матрёшка

28.04.2020

13. «Прощаемся с дедушкой Фольклором»

Загадки

Обобщить с детьми какие жанры фольклора  мы узнали в течение года. С какими героями познакомил нас дедушка фольклор? Кто больше всего запомнился. Анализ деятельности в течение проведенного года.

Игрушка дедушка Фольклор

19.04.2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1984.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет, 2015 г.

3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.

4. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М.: Высшая школа, 1983. – 448 с.

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. / М. Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 299 с.

6. Миронова Т. В. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора. – Учитель, 2017.

7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

8. Радынова О. П. Баюшки-баю / О. П. Радынова. – М., 2011.

9. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М, 2001г.

10. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». 2015 г.

11. Шестернина Н. Л. Круг чтения. Дошкольная программа. Первая младшая группа. Русский фольклор. Песни. Потешки. Заклички. Считалки. Сказки. Притчи. Стихи. Рассказы. – Школьная книга, 2014.

12. Журнал «Дошкольное воспитание»

13. Журнал «Ребенок в детском саду»

14. Журнал «Воспитатель ДОУ»

      15. Интернет - ресурсы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2_ml._gr._folklor.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»

с. Красноармейское  Красноармейского района Чувашской Республики

УТВЕРЖДЕНА

  Заведующий

   _____________ Ильина Н. В.

      (подпись)                     Ф.И.О.

   Приказ №________________

    от «___»_________2019 года

Кружок по ознакомлению

с устным народным творчеством

«В гостях у дедушки Фольклора»

 для детей второй младшей группы

Воспитатель: Александрова А.А.

С. Красноармейское

2019 год

Пояснительная записка

                                                                                        «Детский фольклор пробуждает

                                                                                 к жизни семена родного слова,

                                                                                         всегда коренящиеся, хотя

и бессознательно, в душе ребенка».

К. Д. Ушинский

Воспитание ребенка с самого раннего возраста начинается с фольклора, устного народного творчества. Использование разных жанров фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, какой является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Для того, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью детского фольклора, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста. Работа по ознакомлению детей с фольклором имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Цель кружковой работы: развитие речи детей, познавательных процессов, патриотических представлений у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Задачи:

  1. Способствовать развитию элементарных представлений в области детского фольклора;
  2. Развивать активную речь детей с помощью малых форм устного народного творчества;
  3. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных песен, игр, потешек, забав, сказок, загадок и пословиц;
  4. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления, напевность;
  5. Развивать у детей внимание, самостоятельность, импровизацию;
  6. Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми;
  7. Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле и ее природе, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  8. Формировать у детей социально-нравственное и психическое здоровье, трудовые навыки.

Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.

Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю во вторник. Продолжительность занятия с детьми второй младшей группы составляет 10-15 минут.

Ожидаемые результаты:

Освоение фольклорного материала (потешки, сказки, песни, игры и т. д.);

Умение детей различать фольклорные жанры по возрастной категории;

Формирование у детей творческих способностей, желания слушать, запоминать и воспроизводить некоторые жанры детского фольклора;

Формирование бережного отношения к людям, окружающему миру и историческим истокам народа;

Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Перспективный  план кружковой работы

2 младшая группа

Тема

Малые жанры устного народного творчества

Цель

Оборудование

Срок

1. «В гостях у дедушки Фольклора».

Потешка, пословица, загадка, колыбельная  песня

Познакомить детей с понятием «Фольклор». Дать общие представления о видах жанра в форме театрализованной деятельности.

Игрушка дедушка Фольклор, слайды, картины, фотографии

17.09.2019

2. «Ладушки, ладушки!

Потешка.

Познакомить детей с малой формой детского фольклора – потешкой. Рассказать детям о значении данного вида жанра фольклора. Разучить с детьми потешку «Ладушки, ладушки!», формировать желание повторять движения в соответствии с текстом.

Картинно-графическая схема

8.10.2019

3. «Путешествие в сказку «Колобок».

Русская народная сказка

Познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок». Учить детей внимательно слушать сказку, называть персонажей. Проявить у детей интерес к инсценировке животных.

Кукольный театр «Колобок».

29.10.2019

4. «Ходит сон близ окон»

Колыбельная песня

Познакомить детей с таким жанром фольклора, как колыбельная. Рассказать о значении колыбельной песни в народе. Послушать с детьми колыбельную «Баю – бай, баю - бай».

Картинно-графическая схема.

12.11.2019

5«Каравай, каравай!»

Хороводная песня

Познакомить детей с русской народной хороводной песней. Рассказать детям о значении хороводов и песен в жизни детей. Разучить с детьми песню и движения. Вызывать интерес детей к народным танцам и желание принять участие в танце.

Картинки, фотографии.

3.12.2019

6. «Зайка беленький сидит»

Русская народная подвижная игра

Учить детей играть в русскую народную подвижную игру «Зайка серенький сидит». Рассказать о таком жанре фольклора, как русская народная игра.

Картинно-графическая схема.

24.12.2019

7. «Пришла Коляда – отворяй ворота»

Потешка

Познакомить детей с праздником Рождества. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить с потешкой «Ты мороз, мороз».

Картина на тему «Рождество»

14.01.2020

8. «Теремок»

Русская народная сказка

 Познакомить детей со сказкой «Теремок». Учить узнавать и называть персонажей. Рассмотреть с детьми иллюстрации в книге и закрепить названия диких животных.

Кукольный театр «Теремок»

04.02.2020

9. «Масленица дорогая-наша гостьюшка годовая»

Загадки на тему «Масленица»

Познакомить детей с Масленицей. Дать общие представления о праздновании данного праздника. Познакомить детей с хозяйкой – «Масленицей».

Картинки, слайды с загадками

25.02.2020

10. «Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Пословицы о матери

Провести с детьми этическую беседу «Моя любимая мама», познакомить их с пословицами о маме.

Фотография мамы

17.03.2020

11. «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Потешка

познакомить детей с потешкой «Сол-нышко, вёдрышко». Почитать заклички для солнышка. Поиграть в игру «Солнечный зайчик».

Картинно-графическая схема, игрушка солнышко.

7.04.2020

12. «Матрешки»

Русская народная хороводная игра

Познакомить детей с русской народной игрушкой Матрешкой. Учить детей хороводной игре «Матрёшки».

Игрушка Матрёшка

28.04.2020

13. «Прощаемся с дедушкой Фольклором»

Загадки

Обобщить с детьми какие жанры фольклора  мы узнали в течение года. С какими героями познакомил нас дедушка фольклор? Кто больше всего запомнился. Анализ деятельности в течение проведенного года.

Игрушка дедушка Фольклор

19.04.2020

Список использованной литературы

1. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1984.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет, 2015 г.

3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.

4. Кравцов Н. И. Русское устное народное творчество / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. – М.: Высшая школа, 1983. – 448 с.

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. / М. Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – 299 с.

6. Миронова Т. В. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора. – Учитель, 2017.

7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

8. Радынова О. П. Баюшки-баю / О. П. Радынова. – М., 2011.

9. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М, 2001г.

10. Ушакова О. С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». 2015 г.

11. Шестернина Н. Л. Круг чтения. Дошкольная программа. Первая младшая группа. Русский фольклор. Песни. Потешки. Заклички. Считалки. Сказки. Притчи. Стихи. Рассказы. – Школьная книга, 2014.

12. Журнал «Дошкольное воспитание»

13. Журнал «Ребенок в детском саду»

14. Журнал «Воспитатель ДОУ»

      15. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник: «В гостях у бабушки Насти» для детей второй младшей группы

Осенний праздник: «В гостях у бабушки Насти»                      2 младшая группа 2013 г...

Интегрированное занятие по художественной литературе «Сказки дедушки Корнея » для детей второй младшей группы

Дети с удовольствием интересуется сказками, знают сказки К.Чуковского, поэтому занятие понравилось ребяткам...

Сценарий спектакля «В гостях у Ухти –Тухти» для детей второй младшей группы (по мотивам сказки «Ухти–Тухти» Беатрис Поттер)

сценарий разработан специально для детей второй младшей группы, музыкальные репертуар можно подобрать на ваше усмотрение....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КЕЕДЫ» С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

ПРОЕКТ «В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КЕЕДЫ» С  ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ  «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо...

Программа по самообразованию Тема: «Устное народное творчество как одно из средств нравственного воспитания детей 2 младшей группы»

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное на...

Летний туристический поход "В гости к дедушке Эхо" для детей 2 младшей группы

1.Способствовать развитию здорового образа жизни.2.Развивать умения применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.3.Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.4.Р...

Занятия по нетрадиционной техники творчества.Аппликация(коллективная работа) тема: «Репка». Для детей второй младшей группы.

Занятия по нетрадиционной техникитворчества.Аппликация(коллективная работа) тема:«Репка».Для детей второй младшей группы.Программное содержание:- Учить детей отрывать небольшие кусочки и с...