Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
консультация на тему

Андрианова Янина Николаевна

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

Конвенция ООН о правах ребенка

Конституция Российской Федерации

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» » (утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступает в силу с 01.01.2014 года. Этому предшествовала следующая работа: 1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО; 2) Создана рабочая группа в составе:  Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями. Что же обсуждалось рабочей группой? - требования к программе; - требования к условиям; - требования к результатам социализации. Перед разработчиками возникли следующие вопросы: 1) Не является ли Стандарт риском для системы образования? 2) В чем уникальность Стандарта? 3) Каковы будут результаты? 4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения; 5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь?

Чем обусловлена разработка данного документа?

Два основания для введения ФГОС ДО: 1) Закон «Об образовании РФ»; 2) Современная социокультурная ситуация.

ФГОС ДО основан в следующих документах: 1) Конвенция о правах ребенка; 2) Закон об образовании РФ; 3) Конституция РФ. 4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг» Закон об образовании РФ предусматривает: 1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право. 2) Обнародование Стандарта в 2013 году. 3) Введение Стандарта с 1 января 2014 года; 4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО; 5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня); 6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций; 7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей. Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг. ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) . До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.

Основные понятия ФГОС ДО:

1) Единство образовательного пространства: -обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания); 2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.) 3) развивающая предметно-пространственная среда; 4) социальная ситуация развития.

Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО? 

Ф Г Т 2 группы требований: 

- к структуре ООП;

- к условиям реализации ООП;

4 направления развития;

 - 10 образовательных областей;

80%- обязательная часть программы; 20% - вариативная

ФГОС ДО

3 группы требований:

- к структуре ООП;

 - к условиям реализации ООП;

- к результатам освоения ООП

5 образовательных областей: Физическое развитие; Познавательное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Социально-коммуникативное развитие (социально-личностное); Речевое развитие;

 60%- обязательная часть программы; 40% - вариативная

Нестандартный «Стандарт» ФГОС ДО 3 группы требований -к структуре ООП; -к условиям реализации ООП; -к результатам освоения ООП В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия - это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.

Социальная ситуация развития предполагает три группы требований: 1) Пространственно-временные - пространство и игрушки; 2) Социальные - система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками; 3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор. Главное условие – численность детей в группе. Какие же требования предъявляются к условиям: 1) Психолого-педагогические; 2) Кадровые; 3) Материально-технические; 4) Финансовые; 5) К предметно-развивающей среде. Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года. Оценка профессиональной деятельности педагога: - динамика развития интегративных качеств педагога; - положительное отношение ребенка к детскому саду; -высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Требования к результатам освоения программы: Основной результат – это социализация детей. 1) Результат социализации; 2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.

ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов - личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные).

Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров: * Инициативность * Самостоятельность * Уверенность в себе * Воображение * Физическое развитие * Волевые усилия * Любознательность * Интерес ребенка. Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.

Что же будет оцениваться:

1) Педагогический процесс; 2) Условия (социальная ситуация развития); 3) Педагогические кадры. Естественно, что, несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Требования к структуре ООП. ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО. ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам. ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы - должна быть возможность выбора.

Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре. Авторы Примерных ООП должны разработать и представить: 1) Варианты сетки занятий; 2) Парциальные программы; 3) Формы планирования; 4) Режим дня жизнедеятельности; 5) Методическое обеспечение; 6) Учебный план; 7) Мониторинг.

Готовность ДОО к введению ФГОС ДО 1) Разработана и утверждена ООП ДОО; 2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО; 3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО; 4) Определен перечень парциальных программ; 5) Разработаны локальные акты; 6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами; 7) План методической работы к введению ФГОС ДО; 8) Осуществлено повышение квалификации педагогов; 9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

В материале представлен обзор ФГОС ДО, отличие от ФГТ, анкета для воспитателей по ФГОС ДО...

Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений

  ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2...

Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"

Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"...

Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных   образовательных учреждений...