Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
    консультация на тему

    Колотушкина Анна Алексеевна

    Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных   образовательных учреждений

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей
                 
    «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных   образовательных учреждений»

    ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2014 года.
    Этому предшествовала следующая работа:
    1) Приказ Минобрнауки о разработке ФГОС ДО;
    2) Создана рабочая группа в составе Асмолов, Скоролупова, Волосовец, Карабанова, Рубцов, Собкин – люди с разными мнениями и позициями.
    Что же обсуждалось рабочей группой?
    - требования к программе;
    - требования к условиям;
    - требования к результатам социализации.
    Перед разработчиками возникли следующие вопросы:
    1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?
    2) В чем уникальность Стандарта?
    3) Каковы будут результаты?
    4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;
    5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.
    Чего ждут от Стандарта:
    ВОСПИТАТЕЛИ
    -Обеспечения безопасности;
    -Толерантного отношения со стороны родителей;
    -Снижение документооборота;
    -Больше доступных образовательных программ;
    -обучение счету и письму должно быть в школе;
    - желание обучаться – курсы ПК
    УЧИТЕЛЯ
    - ребенок должен уметь читать и писать печатными буквами;
    - послушный ребенок; т. е ребенок, подготовленный к школьному обучению
    РОДИТЕЛИ
    - за раннее и ускоренное развитие;
    - за образование отвечает государство;
    - главное – здоровье детей;
    - кроме образовательной программы развитие ребенка и в других областях (творчество)
    Чем обусловлена разработка данного документа?
    Два основания для введения ФГОС ДО:
    1) Закон «Об образовании РФ»;
    2) Современная социокультурная ситуация.
    ФГОС ДО основан следующих документах:
    1) Конвенция о правах ребенка;
    2) Закон об образовании РФ;
    3) Конституция РФ.
    4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»
    Закон об образовании РФ предусматривает :
    1) доступность и бесплатность дошкольного образования. Обеспечение дошкольного образования – обязательно, т. к. это первый уровень общего образования и это обязанность государства, для семьи – это право.
    2) Обнародование Стандарта в 2013 году.
    3) Введение Стандарта с 1 января 2014 года;
    4) Отмена положения о 20% стоимости оплаты за содержание ребенка в ДО;
    5) Повышение требований к воспитателям (с введением Стандарта должны появиться педагоги нового уровня) ;
    6) Законом предусмотрено получение дошкольного образования и вне дошкольных организаций;
    7) Закреплены права и обязанности родителей – приоритет по воспитанию за семьей.
    Родители включаются в образовательный процесс как партнеры, а не как сторонние потребители образовательных услуг.
    ФГОС ДО закрепляет права на получение доступного и бесплатного качественного дошкольного образования + финансовое обеспечение (место для ребенка в д/саду) .
    До 2009 года действовали Временные (примерные) требования к содержанию и методам дошкольного образования. В 2009 Приказом Минобрнауки введены ФГТ к структуре ООП, в 2011 – к условиям реализации ООП. В 2013 году Приказом Минобрнауки №1155 о введении ФГОС ДО.
    Основные понятия ФГОС ДО:
    1) Единство образовательного пространства:
    -обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования (организация консультативных пунктов, группы кратковременного пребывания) ;
    2) образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноты образования и развития детей (сетевое взаимодействие: музей, школа и т. д.)
    3) развивающая предметно-пространственная среда;
    4) социальная ситуация развития.
    Чем отличаются ФГТ И ФГОС ДО?
    ФГТ
    2 группы требований:
    - к структуре ООП;
    -к условиям реализации ООП;
    -4 направления развития;
    - 10 образовательных областей;
    80%- обязательная часть программы;
    20% - вариативная
    ФГОС ДО
    3 группы требований
    -к структуре ООП;
    -к условиям реализации ООП;
    - к результатам освоения ООП
    5 образовательных областей:
    Физическое развитие
    Познавательное развитие;
    Художественно-эстетическое развитие ;
    -социально-коммуникативное развитие (социально-личностное) ;
    -речевое развитие
    60%- обязательная часть программы;
    40% - вариативная
    Нестандартный «Стандарт»
    ФГОС ДО
    3 группы требований
    -к структуре ООП;
    -к условиям реализации ООП;
    - к результатам освоения ООП
    В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия- это социальная ситуация развития ребенка - сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы - Стандарт реализован.
    Социальная ситуация развития предполагает три группы требований:
    1) Пространственно-временные- пространство и игрушки;
    2) Социальные- система взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
    3) Деятельностные – детские виды деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, конструирование из различных материалов, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклор.
    Главное условие – численность детей в группе.
    Какие же требования предъявляются к условиям:
    1) Психолого-педагогические;
    2) Кадровые;
    3) Материально-технические;
    4) Финансовые;
    5) К предметно-развивающей среде.
    Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.
    Оценка профессиональной деятельности педагога:
    - динамика развития интегративных качеств педагога;
    - положительное отношение ребенка к детскому саду;
    -высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.
    Требования к результатам освоения программы:
    Основной результат – это социализация детей.
    1) Результат социализации;
    2) Личностные результаты развития ребенка, а не результат обучения.
    ФГОС ДО предусматривает 1 группу результатов- личностные (в школе предметные, метапредметные и личностные) .
    Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров:
    * Инициативность
    * Самостоятельность
    * Уверенность в себе
    * Воображение
    * Физическое развитие
    * Волевые усилия
    * Любознательность
    * Интерес ребенка.
    Целевые ориентиры не являются объектом оценки результатов.
    Что же будет оцениваться:
    1) Педагогический процесс;
    2) Условия (социальная ситуация развития) ;
    3) Педагогические кадры.
    Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.
    Требования к структуре ООП.
    ООП определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения. Индивидуализация – набор парциальных программ, реализуемых в ДОО.
    ООП пишется на 1год, экспертная оценка проводится органом управления образования. До 2015 года работаем по разработанным ранее программам.
    ООП ДОО разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе. На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.
    Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Сейчас перерабатываются в соответствии с ФГОС, создаются новые. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.
    Примерные ООП будут опубликованы в Федеральном реестре.
    Авторы Примерных ООП должны разработать и представить:
    1) Варианты сетки занятий;
    2) Парциальные программы;
    3) Формы планирования;
    4) Режим дня, жизнедеятельности;
    5) Методическое обеспечение;
    6) Учебный план;
    7) Мониторинг.
    Готовность ДОО к введению ФГОС ДО
    1) Разработана и утверждена ООП ДОО;
    2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;
    3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;
    4) Определен перечень парциальных программ;
    5) Разработаны локальные акты;
    6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;
    7) План методической работы к введению ФГОС ДО;
    8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;
    9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.
    анкета для педагогов по теме ФГОС ДО.
    Цель данного анкетирования: выявить представления педагогов о ФГОС ДО.
    АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
    1. Что такое ФГОС ДО? Когда вступил в силу?
    2. Чем обусловлена разработка данного документа – ФГОС ДО?
    3. На каких документах основан ФГОС ДО?
    1)
    2)
    3)
    4. Какие права граждан закрепляет ФГОС ДО?
    5. Чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО?
    1)
    2)
    6. С учетом чего должны реализовывать ФГОС ДО дошкольные
    образовательные организации?
    7. Принятие стандарта приведет к росту социального статуса (укажите) :
    * - детства
    * - семей
    * - дошкольных учреждений
    * - воспитателей
    8. Как будет называться образовательная деятельность после введения ФГОС ДО:
    1) занятие
    2) НОД;
    3) игра
    9. Что позитивное, по вашему мнению, из ФГТ перешло во ФГОС ДО?
    СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

    В материале представлен обзор ФГОС ДО, отличие от ФГТ, анкета для воспитателей по ФГОС ДО...

    Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений

      ФГОС ДО - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования - документ, который все дошкольные образовательные организации обязаны реализовывать. Вступил в силу с 01.01.2...

    Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"

    Консультация для воспитателей "Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений"...

    Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»

    Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех...