Консультация для воспитателей "Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников"
консультация по теме

Покшиванова Татьяна Александровна

 

Умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rezhisserskoy_igry.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Р  о  с  с  и  й  с  к  а  я   Ф  е  д  е  р  а  ц  и  я    Р  е  с  п  у  б  л  и  к  а   С  а  х  а   (Я  к  у  т  и  я)

Муниципальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

«Специальная (коррекционная)  начальная школа – детский сад   № 3   г. Нерюнгри» 

678966 Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри ул. Южно-Якутская 32/1тел. (41147)   6-82-39

 

«Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников»

                                                        Выполнила:

                                                        воспитатель специальной (коррекционной)                                                         группы №9

                                                        Покшиванова Татьяна Александровна

г. Нерюнгри 2014г.

      «Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков          дошкольников».

        Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво,  это позволяет нам быть эффективными и успешными в обществе. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей? Секрет успешного общения в развитии коммуникативных навыках – навыках общения.

      Общение рассматривается как  сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

 Компоненты общения:

 Коммуникативный (обмен информацией);

Перцептивный (восприятие);

Интерактивный (взаимодействие) компоненты.

 Рассмотрим  подробнее коммуникативный компонент и его составляющие.

Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка дошкольника.

 Исследователи Алексеева М.М, Яшина В.Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:

  • Собственно речевые умения
  • Вступать в общение;
  • поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);
  • говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
  • Умения речевого этикета (обращение, знакомство, приветствие, просьба, извинение, поздравление, прощание и др.);
  • Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек;
  • Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
  • Неречевые умения (невербальные)- уместное использование мимики  и жестов.

     Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.

      В работе воспитателя основным вопросом становится  - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.

     Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру.

      Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны.  «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.     Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

 Cтадии  детской  игры.

Становление. На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры.

 Образно-ролевая игра.  Ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Наступает период образно- ролевой игры. Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь.

 Собственно режиссерская игра. Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры.

Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.

Преимущества игры.

        Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.

        В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.                              

Значение режиссёрской игры.

  • Дети самореализуются;
  • У детей активизируются речь, воображение, мышление;
  • У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.

        Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных, детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.

        Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.

        На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.

        В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.

Условия развития режиссёрской игры:

  • У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
  • Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
  • Должно быть свободное время;
  • Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
  • У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.

Наборы для режиссерской игры

        Для режиссерской игры лучше всего подходят небольшие куколки, звери (до 30 см) и соответствующее им по размеру "хозяйство".

      Малышам около трех лет подойдут небольшие наборы окрашенного или чистого (под роспись) дерева. Персонажи должны быть достаточно обобщенные, без отвлекающих подвижных деталей, устойчивые. Хороши в этом качестве:

 - матрешки ;

 - объемные "сказочные" пазлы ;

 - наборы для пальчикового театра;

 - шнуровки с персонажами и элементами ландшафта;

        Детям 4-х - 5-ти лет и старше можно предложить классические деревянные наборы "для режиссерской игры". Среди них есть варианты для игры в зоопарк, город или сказку. Малышу в этом возрасте можно предложить кукольные дома. Сейчас также популярны пластмассовые наборы для режиссерской игры с элементами конструирования. Самые известные - тематический конструктор с персонажами lego, игровые наборы "Скорая помощь", Ветеринарная клиника, "Пожарная часть" и т.п.

 Сделать режиссерскую игру по-настоящему увлекательной помогут также предметы неопределенного назначения: всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки, веточки и т.п.

    Среди приемов развития коммуникативных навыков у детей в процессе режиссерской игры можно выделить сказки-подсказки и прием использования  строительного материала для изготовление атрибутов.

Сказки-подсказки

      Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок  сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.

      Играть в сказки можно и без всяких специальных наборов. Например, любая куколка может стать Золушкой или Красной шапочкой, а собачка может выполнить роль волка и или зайца пр. И конечно самостоятельное придумывание и создание замков, лесов и домиков делает игру только интереснее.

      Для игр с маленькими куколками и животными хорошо использовать строительный набор.

 Приведем некоторые примеры использования строительного материала в режиссерской игре:

  • Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.);
  • Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек, садов и огородов, огороженных заборчиками;
  • Строительство будки для собачки;
  • Строительство башенки для петушка и пр.;
  • Строительство зоопарка;
  • Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).

     В соответствии с выбранным сюжетом игрушки живут и действуют в тех или иных постройках, т.е. постройки могут быть многофункциональны.    

     Все перечисленные игровые приемы, материалы, безусловно, помогут создать насыщенный и разнообразный сценарий режиссерской игры, где дети получают новый опыт и учатся взаимодействовать. Поэтому режиссерская игра является важным средством развития коммуникативных навыков.

        Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры в развитии коммуникативных навыков у дошкольников

В игре ребенок познает окружающий мир, развивается, учится общению....

«Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника»

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Взрослые вдру...

"Игра как психолого-педагогический метод развития коммуникативных навыков дошкольника"

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками. Как же помочь ребен...

Игры на развитие коммуникативных навыков дошкольников

Игры на развитие коммуникативных навыков дошкольников...