Статья "Роль старшего воспитателя в обеспечении психолого-педагогических условий реализации Программы в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников"
статья на тему

В статье раскрыта роль старшего воспитателя в обеспечении психолого-педагогических условий реализации Программы в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников, уверенности детей в собственных возможностях и способностях в рамках ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_g.s.shamshina.docx41.14 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Роль старшего воспитателя

в обеспечении психолого-педагогических условий реализации

основной образовательной Программы в вопросах уважения

к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников, уверенности детей

 в собственных возможностях и способностях  

в рамках ФГОС ДО

Шамшина Галина Сергеевна,

старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»

Путь психического развития ребёнка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью, и зависит от реального места, занимаемого ребенком в мире человеческих отношений.

Специалист детской психологии О. Г. Лопатина, утверждает: «… что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы».

Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности, как центральную для педагогики и психологии. Особую остроту приобрела проблема формирования самооценки ребенка. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как определенное отношение к себе и предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.

Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника. В этой связи особенно важно определить, какие методические подходы наиболее оптимальны и действенны, и как они будут влиять на процесс формирования самооценки у старших дошкольников.

Изучение данного вопроса на практике показало, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание, воспитатели и родители не всегда знают особенности самооценки детей дошкольного возраста, что может в конечном итоге отразиться на развитии ребёнка.

Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.

Но мнения психологов разделились, часть из них И. С. Кон, А. И. Липкина, Э. Эриксон и др. считают, что сензитивным периодом формирования адекватной самооценки является младший школьный возраст, а вот Мухина В. С., Репина Т. А., Лисина М. И. и Якобсон С. Г., напротив, в своих исследованиях доказывают, что формировать адекватную самооценку необходимо начинать у детей старшего дошкольного возраста.

Мнение детских психологов совпадает в том, что на формирование самооценки влияет общение ребенка со взрослым: родителем и педагогом. Компетентность воспитателя заключается в умении педагогически правильно взаимодействовать со своими воспитанниками, уважая их личность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Для развития личности ребенка необходима особая организация педагогического процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.  Одной из психологических особенностей развития старшего дошкольника как личности является формирование адекватной самооценки.

Поставила цель: организовать систему методической работы с педагогами по обеспечению психолого-педагогических условий реализации ООП МБДОУ «Детский сад № 34» в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников, уверенности детей в собственных возможностях и способностях.

Определила задачи:

  • Приведение развивающей предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС ДО по вопросам уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников, уверенности детей в собственных возможностях и способностях.
  • Повышение профессиональной компетенции педагогов.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) через систему методических мероприятий.

На I этапе провела:

  •      Анализ педагогической деятельности педагогов.
  •      Анализ психолого-педагогической диагностики воспитанников.    
  •      Анализ развивающей предметно-пространственной среды.  
  •      Анкетирование, анализ анкетирования родителей (законных

представителей) по теме «Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду».

Анализ педагогической деятельности педагогов проводился по следующим направлениям: наблюдение, собеседование, беседы с воспитанниками, планирование, анкетирование.

Наблюдение за деятельностью воспитанников, их поведением,  показало наличие в группах старшего дошкольного возраста детей, не уверенных в себе, испытывающих трудности в общении.

Анализ планирования выявил, что системная работа в данном направлении не ведется. Формы и методы однообразны.

Анализ педагогической деятельности показал, что педагоги осуществляют руководство деятельностью ребенка последовательно и предъявляют требования в понятной для ребенка форме. Педагог  ориентирован на оказание помощи ребенку в трудных ситуациях, при этом, однако, часто стремится выполнить действия за ребенка. Сотрудничество строится взрослым с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. У обоих партнеров по взаимодействию есть желание поддерживать контакт. Взрослый использует местоимение «Мы» при взаимодействии и обращается к ребенку по имени. Однако, формы организации совместной деятельности однообразны.

Таким образом, результаты педагогической деятельности, позволили мне выстроить систему методической работы с педагогами в соответствии с  уровнем их профессиональной компетенции.

Разделила педагогов на три группы: педагоги, требующие помощи, педагоги, стабильно работающие и группа все педагоги (в неё вошли педагоги, требующие помощи и стабильно работающие).

Результаты психолого-педагогической диагностики воспитанников групп старшего дошкольного возраста также свидетельствуют о необходимости методической работы по вопросам уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников, уверенности детей в собственных возможностях и способностях.

Диагностику проводил педагог-психолог. Психолого-педагогическая диагностика проводилось по следующим методикам: социометрия Т.А. Репиной  «Секрет», «Лесенка» В.Г.Щур.

Исследовались:

1. социометрический статус ребёнка в группе (звёзды, предпочитаемые, принятые, изолированные), уровень развития межличностных отношений.

2. адекватность самооценки старших дошкольников.

Диагностика показала следующие результаты: в старших и подготовительных к школе группах имеются изолированные дети – воспитанники, которые не получили ни одного выбора (это неуверенные дети, дети, не умеющие выстраивать отношения со сверстниками, дети часто болеющие).

Результаты развития адекватности самооценки старших дошкольников показали, что в группах имеются дети, самооценка у которых снижена.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в рамках требований ФГОС показал наполняемость центров группы материалом и оборудованием, обеспечивающий максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития воспитанников дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, с учетом их возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей.

Групповые помещения оснащены необходимым оборудованием, пособиями и атрибутами для организации различных видов деятельности детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, реализуемой основной образовательной программой, возрастными особенностями детей.

В развивающую предметно-пространственную среду включены: дидактические игры, игровые поля, маркеры игрового пространства по интересам воспитанников. Однако, был выявлен недостаток: недостаточно отражён индивидуальный подход в РППС.  

Было проведено анкетирование родителей, цель которого: выявление причин и факторов эмоционального неблагополучия детей в детском саду.

Всего в анкетировании приняли участие 196 родителей (законных представителей).

Причинами  неблагополучных отношений указываются, что иногда бывают конфликты со сверстниками; дети не хотят дружить; не принимают в игру.

С радостным настроением идут в детский сад 87% воспитанников, остальные иногда не хотят или капризничают. Причинами нежелания идти в детский сад родители  указывают привязанность к матери (младший возраст); позднее засыпание вечером, а также перепады настроения ребёнка.

Взаимодействовала со всеми участниками образовательного процесса в вопросах развития уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников, уверенности детей в собственных возможностях и способностях.

Важным связующим звеном в системе работы по формированию поддержки положительной самооценки воспитанников, уверенности детей в собственных возможностях и способностях является работа с педагогами.

Использовала формы работы с педагогами: консультация-практикум, устный журнал, семинар-практикум с элементами тренинга, педагогический час, педагогический ринг, ИКТ-технологии (интерактивные деловые игры, рассылка методических разработок по электронной почте, анкетирование педагогов (срез по темам, пройденному материалу), ведение рубрики на Персональном сайте «Вы спрашиваете – я отвечаю»).

         Дифференцировала работу с педагогами в соответствии с  уровнем их профессиональной компетенции.

Подробнее остановлюсь на примере семинара-практикума с элементами тренинга. На первом занятии (лекции) педагоги изучали теоретические основы развития детской самооценки (нормативно-правовое обеспечение,  знакомились с исследованиями педагогов и учёных).

Второе занятие прошло в форме интерактивной деловой игры с элементами тренинга. В ходе игры педагоги вспомнили современные образовательные технологии, используемые в работе с воспитанниками: игровые, проектные, проблемные, развивающие. А во второй части занятия педагогам предложено было применить знакомые технологии для повышения детской самооценки. Педагог-психолог предложила коммуникативные игры, способствующие  развитию уверенности детей, повышению самооценки воспитанников («Ласковые волны», «Розовые очки», «Волшебный стул», «Хвастуны», «Свет мой зеркальце скажи…»), создание ситуаций успеха.

Третье занятие было посвящено педагогическому общению, поскольку оно является эффективным средством формирования положительной самооценки. Воспитателям было предложено решить ряд педагогических ситуаций, решение которых предполагало умение конструктивно разрешать трудности, демонстрируя ценностное отношение к ребёнку.

Педагоги, прошедшие семинар-практикум, отмечают практическую значимость полученных знаний.

Методическая система работы способствовала повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников, уверенности детей в собственных возможностях и способностях в рамках ФГОС ДО.

Анализ педагогического процесса показал, что педагоги стали использовать разнообразные формы работы с воспитанниками:

  • утро радостных встреч – комплименты, обнимашки, поделись

улыбкой, подарите добрый взгляд;

  • минуты вхождения в день – это такие встречи, в ходе которых

особое внимание уделяется минутам наблюдений, раздумий и любований. Развивая впечатления, педагоги задают вопросы, помогающие понять увиденное и услышанное, чтобы выразить детский восторг и, тем самым,  помочь ребёнку глубже заглянуть в себя;

  • ритуалы (прощание, укладывание спать);
  • дни открытий;
  • проектную деятельность, где основная задача воспитателя – дать

возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

В нашем детском саду были проведены  акции: «Подари улыбку миру», «Ласковое слово», «Диван дружбы», «Дорогою ДОБРА» и другие. Проводя мероприятие «Подари улыбку миру», дети создавали  коллажи из фотографий с улыбающимися дошкольниками, родителями и педагогами. Акция «Ласковое слово» была  направлена на презентацию лучших качеств ребенка, на закрепление доброжелательных отношений. Родители украшали шкафчик своего сына или дочки с помощью радуги, цветка, солнышка, облака, на которых  писали теплые слова, ласковые имена, выделялись значимые личные качества.  Данная форма работы помогает актуализировать в ребенке сильные качества личности, повышает уверенность в себе, что свидетельствует об индивидуальной направленности  акций.

Организация виртуальных путешествий по музеям, посещение галереи, выставок также влияют на эмоциональное благополучие воспитанников.

Был составлен план изучения и обобщения опыта работы педагога-психолога.  Выступление из опыта работы было представлено педагогом-психологом на педагогическом совете.

Опыт работы одобрен и рекомендован коллегами для дальнейшего его распространения, в силу его актуальности и эффективности.

Родители - полноправные участники образовательного процесса.

Повышению компетентности родителей в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников, уверенности детей в собственных возможностях способствовало использование разнообразных форм работы с родителями, что позволило повысить уровень педагогической культуры родителей, сформировать  активную педагогическую позицию родителей.

ИКТ-технологии помогают охватить в короткие сроки всех родителей, повысить их педагогическую и психологическую грамотность.

Сами родители дают положительную оценку разным формам  взаимодействия, активно посещают мероприятия в удобное для себя время.

На занятиях заседания клуба ««Секреты семейного воспитания»  родители знакомились с теоретической частью вопроса, активно обсуждали проблемы и участвовали в практических упражнениях с использованием мультимедиа, делились секретами семейного воспитания «Мой ребёнок – успешный ребёнок», «Ласковое воспитание». Встречи проходили в уютной обстановке, родители активно посещали занятия клуба, отмечая его практическую значимость.

Тематические встречи, познавательные занятия, виртуальные путешествия, организованные Центральной районной библиотекой им. О.Кошевого способствуют развитию  социализации воспитанников, преодолению барьеров в общении со взрослыми.

Наше Учреждение уже не один год взаимодействует с ГОУ СПО «Нижегородским Губернским колледжем». На базе нашего детского сада проходит практика студентов. Активное взаимодействие воспитанников со студентами способствует развитию коммуникативных навыков, навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, уверенности воспитанников.

Участие воспитанников в мероприятиях района (выступлениях в ДК ГАЗ, музыкальных конкурсах «Поющие капельки», «Мы зажигаем звезду», «Новая детская волна», конкурсе «Знатоки правил дорожного движения», интеллектуальной мини-олимпиаде дошкольников) способствовало развитию уверенности детей в собственных способностях, повышению самооценки. Воспитанники неоднократно становились призёрами различных конкурсов.

Повторный анализ деятельности педагогов показал следующие результаты: четыре педагога остаются в группе педагогов, требующих помощи. 75% имеют высокий уровень развития компетенции.

Эффективность системы методической работы с педагогами дала результаты на воспитанниках.

Уровень благополучия групп вырос. Индекс изолированности понизился. В группах стало больше воспитанников, получивших статус звёзды, предпочитаемые.

Анализ развития самооценки показал, что к концу дошкольного детства выросло число воспитанников с положительной самооценкой. В старших группах нет детей с низкой самооценкой.

Подводя итог проделанной работы можно увидеть положительную динамику формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников, уверенности детей в собственных возможностях.

Воспитанники стали активными участниками и призёрами конкурсов различного уровня (районные, городские, всероссийские).

Анализ развивающей предметно-пространственной среды показал пополнение центров групп игровым и развивающим материалом, способствующим формированию и поддержке положительной самооценки воспитанников, уверенности детей в собственных возможностях. В игровых центрах прослеживается индивидуальный подход к воспитанникам.

В группах появились выставки индивидуальных работ воспитанников, детские коллекции, выставки результатов детской проектной деятельности, стены достижений.

Итоги:

  • Использование педагогами разнообразных форм работы с

воспитанниками.

Педагоги систематически принимают участие во всероссийских

конкурсах, участвуют в конкурсах вместе с детьми («День Победы глазами детей», «Мама, милая моя», «Космическое путешествие», «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка»).

  • Повышение уверенности воспитанников в своих возможностях и

способностях, формирование положительной самооценки.

35 воспитанников приняли участие во всероссийских конкурсах

детского творчества, 17 из них – призёры.

9 воспитанников – участники и призёры спортивных соревнований

(гимнастика, футбол).  

  • Соответствие развивающей предметно-пространственной среды

 требованиям ФГОС ДО.  

  • Повышение педагогической культуры родителей в вопросах уважения

к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников, уверенности детей в собственных возможностях и способностях.

227 родителей приняли участие в акциях «Ласковое слово», «Подари

улыбку миру».

Активную позицию проявили родители в совместных с детьми

выставках, мероприятиях Учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях"

Что такое самооценка? Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качест...

Обеспечение психолого-педагогических условий - залог успеха реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Презентация доклада по обеспечению психолого-педагогических условий для реализации основной общеобразовательной программы ДОУ....

План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности  по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.ЦЕЛЬ: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и со...

Обеспечение психолого-педагогических условий для успешной реализации программы.

Лекция из курса   «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»....

Мастер – класс. Тема: Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи в вопросах развития и образования.

Тема: Обеспечение психолого  -  педагогической поддержки  семьи  в   вопросах  развития  и образования. Актуальность проблемы:     Взаи...

«Пути и средства обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей».

Cовместная работа образовательного учреж­дения и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобще­нию его к здоровому образу жизни строится на следующих основных положениях, опреде­ляющих е...