Обеспечение психолого-педагогических условий для успешной реализации программы.
учебно-методический материал

Наталья Витальевна Иванова

Лекция из курса   «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».                                                     ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Обеспечение психолого-педагогических условий для успешной реализации программы.

  1. Профессиональное образование. 

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

 Только в 19 веке люди стали задумываться, можно ли считать маленького ребёнка человеком, и только в 20-ом открыли детство, и уже после этого постепенно стали понимать, что дошкольник – это не чистый лист, из которого можно вырастить кого угодно, а личность, к которой педагог должен относиться уважительно. Нужно для этого придерживаться следующих принципов:

- общение на равных;

- авторитет вместо доминирования;

- поиск компромиссов вместо прямолинейных запретов;

- разумность требований и ожиданий;

- объяснение, а не критика;

      2. Формы и методы работы с детьми.

В государственных детских садах и в большинстве частных детей дошкольного возраста принято делить на пять групп по возрасту:

1). Кратковременное пребывание (от 1 до 3 лет). Основная цель занятий в этой группе – помочь ребёнку войти в общий социум и адаптироваться к нему. Происходить это должно в непринуждённой и игровой форме.

2). Младшая (от 3 до 4 лет). При работе с этой группой нужно учитывать, что в этом возрасте активно формируется личность, черты характера и привычки.

3). Средняя (от 4 до 5 лет). Тут продолжает формироваться личность и характер, но дети уже больше уделяют  внимания оценке окружающих и самих себя, стараются подражать взрослым.

4). Старшая (от 5 до 6 лет). Дошкольникам этого возраста нужно содействовать в развитии интеллектуальных и речевых способностей, умения запоминать и анализировать.

5). Подготовительная (от 6 до 7 лет). Это больше похоже на демоверсию первого класса, работа с детьми этого возраста должна быть направлена на то, как подготовить их к школе в физическом, эмоциональном, интеллектуальном планах.

3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми.

Для соблюдения психолого-педагогического условия взаимодействия взрослого и ребёнка педагоги ДОУ должны понимать нужды каждого дошкольника, его интересы, наклонности, особенности эмоционального и интеллектуального развития. Лучше всего для этого подходит комплекс мер, который состоит из:

- наблюдения за ребёнком с первых дней пребывания в детском  саду;

- общения с родителями, анкетирования;

- развивающих игр;

Для более тщательного изучения возможностей и интересов ребёнка, нужно вести учёт информации, которую вы о нём узнали, для последующей передачи её педагогу-психологу.

4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу.

Потребность ребёнка в общении со сверстниками начинает складываться на третьем году жизни, а к 6-7 годам она становится приоритетнее потребности в общении со взрослыми. Очень важно, чтобы педагог выступал организатором совместной деятельности, потому что именно она оказывает оказывает влияние на формирование положительного и доброжелательного отношения детей друг к  другу. Без участия взрослого регуляция взаимодействия дошкольников в естественных жизненных условиях происходит не всегда.

Для выполнения этого психолого-педагогического условия педагоги должны развивать у дошкольника умение сочувствовать и переживать, бороться с их стремлением обособить себя от ровесников, придумать или использовать такие виды совместной деятельности детей, которые будут привлекательны и интересны.

Для того, чтобы сформировать доброжелательные отношения, нужно:

1). На этапе знакомства помочь преодолеть отчуждённость и страх быть отвергнутым, помочь ребёнку выразить своё настроение, эмоции, ощущения. Для этого можно, например, организовать экскурсию для новичка, которую проведут его сверстники, или любые игры, которые посодействуют знакомству.

2). Научить детей относиться друг к другу как к субъекту, а не объекту. Чем младше дошкольник, тем меньше его интересуют другие ребята. Большинство взаимодействий заканчивается из-за нежелания реагировать, поэтому педагог должен развивать в группе сплочённость, единство, учить прислушиваться и действовать сообща.

3). В каждом коллективе будут непопулярные и обособленные дети, отдельные условия нужны для того, чтобы заинтересовать в совместной деятельности и их.

                                     

5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей.

Педагоги ДОУ должны организовать самостоятельную деятельность детей так, чтобы у них постоянно были возможности для развития наблюдательности, памяти, умения сравнивать, действовать и добиваться цели, которую они ставят самостоятельно. Главный принцип – то, что интересно, запоминается лучше.

Чтобы стимулировать непосредственно самостоятельность, нужно  включать детей  в процесс обсуждения предстоящей совместной работы, например, при оформлении помещения перед праздником. Очень хорошо помогает также пример взрослых, а именно экскурсии или прогулки, во время которых можно наблюдать, как люди работают.

Для поддержки инициативы у дошкольника нужно поощрять высказывание оригинальных идей, предоставлять возможность задавать  вопросы, побуждать к самостоятельному применению полученных знаний в игре и самостоятельному решению игровых задач.

6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

К психолого-педагогическим условиям реализации программы относят и одно из основных требований ФГОС ДО к образовательной среде в ДОУ – предоставить ребёнку возможность свободы выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои способности и таланты.

При создании такой среды нужно следовать следующим принципам:

1). Принцип постоянного изменения окружения.

2). Принцип общения «глаза в глаза».

3). Принцип разнообразия пространства.

4). Гендерный принцип.

5). Эстетический принцип.

7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Часто это бывает очень сложно, потому что очень многие дети, которые подверглись психическому или физическому насилию в семье, на улице или в другом месте, отказываются делиться переживаниями и боятся показать синяки или рассказать об этом. Задача педагога – по совокупности признаков узнать о наличии проблемы, решить её и предотвратить повторение.

Внимание нужно обратить на:

- физическое состояние – есть ли проблемы с весом, ростом или внешним видом;

- эмоциональное состояние – свойственны ли ребёнку тревожность, перепады настроения, подавленность;

- интеллектуальное состояние – есть ли трудности в развитии речи, памяти, снижена ли успеваемость;

- поведение в целом и отношение к сверстникам в частности – свойственны ли ребёнку замкнутость, гиперактивность, пассивность, жестокость, нежелание играть со сверстниками.

Виновником психологического насилия может оказаться и воспитатель, если, например, будет слишком усердствовать при наказании и критике ребёнка, либо если будет игнорировать его. Этим психологическое насилие и опасно – оно несёт такой же вред, как и физическое, но его может не заметить за собой даже педагог.

8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей.

Чтобы выполнить это требование ФГОС ДО, педагогу нужно действовать примерно так же, как с ребёнком – родителей нужно заинтересовать. Для этого можно использовать не только привычные формы общения как родительские собрания, но и такие, которые будут интересны всем участникам и помогут сформировать атмосферу  сотрудничества и доверия. Это могут быть всевозможные тренинги с психологами, круглые столы, дискуссии, КВН, мастер-классы и многое другое (Международная конференция «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт»).

Из курса  «Современные подходы к организации дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».                                                     ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов доу на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования"

Уважаемые старшие воспитатели! Вашему вниманию предлагается методический материал по проведению в детском саду семинара-практикума на тему: "Создание психолого-педагогических условий для успешной реал...

Обеспечение психолого-педагогических условий - залог успеха реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Презентация доклада по обеспечению психолого-педагогических условий для реализации основной общеобразовательной программы ДОУ....

Статья "Роль старшего воспитателя в обеспечении психолого-педагогических условий реализации Программы в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положительной самооценки воспитанников"

В статье раскрыта роль старшего воспитателя в обеспечении психолого-педагогических условий реализации Программы в вопросах уважения к человеческому достоинству детей, формирования и поддержки положите...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОУЧИНГ – КЛУБА «СЕМЬЯ ОТ А ДО Я»

В статье расказывается об обеспечении детей - инвалидов и детей с ОВЗ, не посещающими детский сад, психолого-педагогической помощью в условиях коучинг-клуба...

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...