Доклад "Методика использования произведений устного народного творчества в детском саду"
консультация (младшая группа) на тему

Ермакова Аксана Александровна

1.     Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

 

2.     Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм.

 

3.     Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц, поговорок, потешек и др.)

 

4.     Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей.

 

5.     Задание: Отобрать несколько произведений одного из жанров фольклора (потешка, пословица, загадка, небылица) и продумать методику использования произведений этого жанра в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_s_detskim_tvorchestvom.docx40.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Дюймовочка» г. Туапсе

Обобщение опыта работы по развитию речи дошкольников.

Доклад.

«Методика использования произведений устного народного творчества в детском саду»

Подготовила:

 Воспитатель

Ермакова А.А.

                                     

2017г

Г. Туапсе

План.

  1. Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

  1. Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм.

  1. Методика использования в работе с детьми малых форм фольклора (загадок, пословиц, поговорок, потешек и др.)

  1. Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей.

  1. Задание: Отобрать несколько произведений одного из жанров фольклора (потешка, пословица, загадка, небылица) и продумать методику использования произведений этого жанра в работе с детьми.

1.  РОЛЬ  УСТНОГО  НАРОДНОГО  ТВОРЧЕСТВА  В РАЗВИТИИ РЕЧИ  ДЕТЕЙ.

       

       

        Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю – ли»).

        Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

       Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки.

       Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.

       Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

***

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

***

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

       Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

***

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га, га, га.

Наши курочки в окно:

Ко – ко – ко, ко – ко – ко.

***

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

       Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.  Использование произведений народного творчества в работе по развитию речи должно быть систематизировано с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору. Следует отметить, что в основу положены научные достижения А. П. Усовой «Русское народное творчество в детском саду», Е. А. Флериной «Эстетическое воспитание дошкольников», выбрать наиболее удачные приемы воздействия на детей помогут исследования Н. А. Ветлугиной «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников», а так же рекомендации Е. И. Тихеевой и других авторов. Следуя советам, выше перечисленных авторов педагогу следует подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогут детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

        Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками – куклами, матрешками и т.д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа. Помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей - дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить и назвать произведение народного творчества). Практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют речевые указания своих товарищей, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах и проявляют собственную речевую активность.

        Познавая окружающий мир по средствам устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. На ряду с этим идет важная составная часть занятий по развитию речи - работа над формированием словаря. Для расширения, обогащения и активизации словаря ребенка широко используются дидактические упражнения: «Скажи, кто квакает (крякает, мяукает)», «Подскажи словечко», а так же проговаривание скороговорок. Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи, способствуют и формированию грамматического строя речи. Широко используемый показ инсценировок, сказок предполагает задания на составление развернутого высказывания. Дети учатся отвечать на вопросы после чтения произведений народного творчества, передавать содержание, четко проговаривая отдельные слова и фразы.

        Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

2.  СОСТАВ  ДЕТСКОГО  ФОЛЬКЛОРА ; ОСОБЕННОСТИ  ВОСПРИЯТИЯ  ДЕТЬМИ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  МАЛЫХ  ФОЛЬКЛОРНЫХ  ФОРМ.

ПРИГОВОРКИ,  ПРИПЕВКИ

Приговорками, припевками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Они сопровождают все процессы в жизни детей, являются формой обращения к ребенку.

ПОГОВОРКИ  И  ПОСЛОВИЦЫ

Это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

ЗАГАДКИ

Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

СКОРОГОВОРКИ

Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.

«Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти – то дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же… с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и не в коем случае… не надоедать» Е. И. Тихеева («Развитие речи детей» М., «Просвещение», 1967,стр. 121)

ДОКУЧНЫЕ  СКАЗОЧКИ  И  ПРИСКАЗКИ

«Докучные» сказки хороши своим юмором. Дети попадают в сложный словесный переплет. Иногда докучная сказочка является прелюдией к настоящей сказке: шуточное начало настраивает детей на веселый лад.

       

        Простота малых фольклорных форм не имеет ни чего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста. Эти крохотные произведения философичны в своей основе.

        Особенностью произведений малых фольклорных жанров является занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, жизнерадостны, игривы. Язык в них яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов (пальчик, котик, гуленьки, личико), обращений (солнышко, водичка, умой мое личико, дам тебе горошка и др). Часто они имеют диалогическую форму: «Ладушки», «Мальчик пальчик» и др. Некоторые построены по типу обращения: «Петушок, петушок», сообщения «Уж я Танечке пирог испеку» и др. Цель – развлечь ребенка, развеселить, позабавить и вместе с тем развить его речь, движения, познакомить с определенными понятиями.

       Отмечаемая в раннем детстве способность быстро улавливать и копировать интонации взрослых благоприятствует тому, что в дальнейшем, когда речь становится для детей средством общения, у них легко и непроизвольно возникают интонации, выражающие чувства, которые они испытывают: радость, огорчение, удовлетворение, раздражение.

       Исследуя значение устной народной поэзии в развитии речи дошкольников, следует иметь в виду, что определенные ее жанры адресованы и доступны детям начиная с первых месяцев жизни. Таковы произведения малых фольклорных форм: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Несколько позже дети знакомятся с маленькими сказочками (посказульками) типа классической «Курочки-рябы», небылицами – «перевертышами», скороговорками и многими другими жанрами фольклора.

        В малых жанрах устного народного творчества отражается тонкая наблюдательность, прекрасное понимание возрастных особенностей детей. Эти произведения отличаются богатством и разнообразием содержания. Малый фольклор привлекает детей его яркими образами, постоянным обращением к игровому началу, особенно словесному и звуковому. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Образцы – пословицы, загадки, потешки дошкольники не только слышат, они повторяют и усваивают их. Они входят в язык детей, разумеется, в доступном содержании. Но сильнее их влияние там, где произведения малого фольклора органично вплетены в живой разговорный язык. Окружающие ребенка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребенок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять.

       Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:

***

Баю, баю, баю - бай,

Ты собаченька не лай.

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

        После таких  коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.

        Своеобразие восприятия у детей 2 – 4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается главным образом на имеющийся у него опыт, еще очень ограниченный и узкий. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника -– это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке – белобоке» – это блестящий миниспектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее дух.

       На первых порах дети, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 – 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Дети способны воспроизвести некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая пестушку, прибаутку. Они повышают голос в конце фразы «бай - бай», «догоняй - ка», «улетела, ай», протягивают или, наоборот отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных «ку – ка – ре – ку – у», «му – у».

       Положительное влияние малых фольклорных текстов сказывается на развитии собственной речи ребенка: обогащая его словарь, формируя чувство ритма, элементарное умение изменять голос (повышать, понижать, протяжно и отрывисто произносит звуки), что является основой для возникновения интонации.

       Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, поговорки и пр.) – прекрасный речевой материал, на основе которого у детей начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его. Именно конкретное, ситуативное действие приобретено через практический опыт, сочетающийся неоднократно со словом (в данном случае с потешкой, песенкой), смысловое содержание.

Сочетание «баю – бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только ребенок слышит знакомые сочетания слов, они ситуативно начинают ассоциироваться в его сознании с конкретной действительностью. Это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния устного народного творчества на умственное, познавательное развитие детей дошкольного возраста. Вместе с тем следует отметить: это «внутреннее» богатство малых фольклорных форм должно быть, прежде всего, открыто взрослым. Именно взрослый привносит посредством умелой интерпретации слова, жесты, действия и смысловое содержание, открывая их ребенку в доступной форме. Ребенку становится «сигнальным» по смысловому содержанию звукосочетания-наигрыши: «Ай, та – ту, та – ту, та – ту!» – дети в ответ начинают приплясывать. В другом случае, слова: «Кап-кап, шлеп-шлеп!» ассоциируются с ситуацией купания, игр с водой. Этот же механизм начинает действовать, когда дошкольники начинают учиться выполнять действия по слову, когда им дают поручения.

       Потешкой или прибауткой взрослый стимулирует отработку слогов, звукосочетаний. По средствам малых фольклорных форм корректирует произносительную сторону развивающейся речи дошкольников. Так, чтобы отработать звукосочетание, например «ди», взрослый подбирает потешки, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом: «Во – ди – и – чка! Во – ди – и – чка! Умой Тане личико». Для закрепления умения произносить звукосочетания согласных с гласным можно предложить следующую потешку:

***

Ранним – рано по утру – у – у –у

Пастушок ту – ру – ру –ру!

А коровы в лад ему – у – у

Затянули му – му – му!

      «Открыть себя» ребенку помогут песенки, потешки, присказки, в которых имеется прямое обращение к ребенку по имени, например:

***

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

Вот он, оказывается, кто: Ванечка!

       Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, выражает уважение к нему. Святое отношение к детству звучит в подтексте маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет ни каких назиданий, однако, между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения являются народной дидактикой.

       Восприятие малых фольклорных форм обусловлено возрастными интересами и уже имеющимся жизненным опытом детей. Дети способны испытывать определенные чувства, если речь идет о близких и понятных им явлениях отражающихся в поговорках, присказках и др.

3.  МЕТОДИКА  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  В  РАБОТЕ  С  ДЕТЬМИ  МАЛЫХ  ФОРМ  ФОЛЬКЛОРА  (ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ПЕСЕНКИ И ДР.)

     

       Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В. М. Фидяевская описала целую группу игр основанных на устном народном творчестве.

       Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, чтение потешки «Сорока – белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком.

       В младшем дошкольном возрасте дети не могут воспринимать быстрой речи (как, например скороговорки). По этой причине потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.

       К чтению детям фольклорных произведений следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.

       Многогранность фольклористики обнаруживается также в том, что звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приемами: похлопывает в ладоши, выполняет «пляшущие» ритмичные движения руками, включает плясовые элементы. Более того, в такт ритмичным звукосочетаниям – наигрышам можно включить показ произведений народного прикладного творчества – расписные деревянные ложки, свистульки, матрешек.

       Малые формы фольклора можно использовать при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки и вызывая радостное настроение, модно сопроводить процесс словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики Сережке». Все это поможет запомнить последовательность процедуры и веселую потешку. Для того чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, прибаутки почувствовать свое отношение к нему, можно использовать «живые картинки». Например, при чтении потешки «Сорока – белобока» воспитатель ставит деток сороки друг за другом и раздает им кашу, а самому последнему, «который ни чего не делал», говорит: «А ты постой, вот тебе горшок пустой». Подобные «живые картинки» позволят правильно понять и эмоционально передать содержание.

       Чтобы прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так, например, разучивая потешку «Пошел котик на торжек» можно использовать шапочку кота, пирожки.

       Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки «Пословица не мимо молвится». Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице. Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно».

       Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать можно как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подбирается загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Нужно обратить внимание детей на яркую, образную характеристику игрушки. Позже можно предложить детям по той или иной игрушке самим придумать загадку. Иногда можно начать занятие загадкой. Дети должны отгадать, что они будут рисовать, лепить.

       Использование произведений малых фольклорных форм для детей старшего дошкольного возраста можно включить в фольклорные утренники, вечера, развлечения, инсценировки, например: «На бабушкином дворе», «Труд кормит, а лень портит» (автор Л. Исаев), «За околицей» (автор Н. Любиченко) и др.

4.  НАРОДНЫЕ  СКАЗКИ,  ИХ  РОЛЬ  В  ОБЩЕМ  И  РЕЧЕВОМ  РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ.

       

       

        Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.

       Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили – были…» и др.

       Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.

       Сказка вызывает у  дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.

       В сказках жизненная правда народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о человеческой красоте. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.

«Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания, - писал А. С. Макаренко. – Былобы весьма желательно, если бы на каждой книжной полке был сборник сказок… Выбор сказки имеет большое значение… Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. В сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях, где уже изображается борьба между бедным и богатым.» (Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т., т.4. М., 1957  с 417-421)

По мнению В. А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления…Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Несколько раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному…Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, на Кащея Бессмертного, но он воплощает эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и туже сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.

       Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается.

      Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.» (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев. 1972 с 153-154)

       Особенностям восприятия сказок дошкольниками отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребенку восприятие и запоминание текстов. В сказках дети умеют оценить и интересные словесные приемы, используемые в рассматриваемом жанре, и удивительную изобретательность, которая сказалась в многочисленных именах и прозвищах персонажей.

       Самыми любимыми у дошкольников становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам.

       Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.

        Освоение в детстве этого художественного материала поможет в дальнейшем от народных сказок легко перейти к замечательным сказкам А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и многих других авторов.

Богатейшая сокровищница языка – народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой народной речи.

5.  ЗАДАНИЕ

      Отобрать произведения одного из жанров фольклора (потешка, пословица, загадка, небылица) и продумать методику использования произведений этого жанра в работе с детьми.

       Как я использую русские народные потешки в работе с детьми  раннего и младшего дошкольного возраста.

       Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на петешки, приговорки, попевки. Они забавляют, радуют, организуют поведение малыша. Это первые художественные произведения которые слышит ребенок.

       Я решила как можно шире применить фольклорный материал в повседневной работе. Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адоптации. Помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к чужому человеку, наладить контакт. Так играя с пальчиками ребенка, приговариваю:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папенька

Этот пальчик – маменька

А вот этот – наш малыш,

А зовут тебя – (имя ребенка)

      Фольклор помогает  воспитывать положительное отношение к режимным моментам: гимнастике, умыванию, одеванию, приему пищи и др. Режимные процессы я сопровождаю приговорками, маленькими стишками, прибаутками.  При организации гимнастики привлекаю детей «веселым» бубном.

«Дружные ножки шагают по дорожке»

Зашагали ножки топ, топ, топ.

Прямо по дорожке топ, топ, топ…

Ребенок стоит в стороне, пока наблюдает. Весело приглашаю его: «Мишенькины ножки тоже хотят идти по дорожке. Ну – ка, Миша, посмелей, топай ножкой веселей!» Через некоторое время ребенок со всеми малышами топает под бубен.

      Подбирая устный материал, обращаю внимание на то, чтобы он был прост по содержанию, с четким ритмом. Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорю:

Знаем, знаем да – да – да

Где тут прячется вода.

Открываю кран:

Выходи водица,

Мы пришли умыться.

***

Ах, ты девочка чумазая,

Где ладошки так измазала?

***

Чистая водичка

Моет Саше личико,

А потом ладошки

И пальчики немножко.

Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены.

      Потешка способна корректировать эмоции детей (кто плачет или шумит). В таких ситуациях с помощью потешек воспитываю доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания к заплакавшему ребенку.

Не плачь, не плачь детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки – для Машиной потешки.

Если будешь плакать – дам худой лапоть.

***

Чок, чок, чок, зубы на крючок,

А кто слово скажет – тому щелчок!

Использую потешки и во время приема пищи, чтобы вызвать у детей положительные эмоции, желание есть:

Умница Ксюшенька

Ешь кашу сладкую,

Мягкую, пушистую,

Вкусную, душистую.

***

Это ложка, это чашка

В чашке вкусненькая кашка.

Ложка в чашке побывала

Кашки вкусненькой не стало!

       В работе с маленькими детьми, учитывая индивидуальные особенности, я использую игрушки. Игрушка в сочетании с потешкой помогли мне найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт. На пример, стараясь вовлечь детей в игру, я приговаривала:

Скачет зайка маленький

Около завалинки

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Игрушка – заяц побуждает детей догнать его, поиграть с ним.

       Не все дети укладываются спать охотно. Этот режимный процесс вызывает много негативных эмоций. В этих случаях я приговариваю:

Баю, баюшки, баю

Песню деткам пою.

Все ласточки спят, все касаточки спят

Нашим деткам спать велят.

      Так же использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Обращаю внимание на образность, выразительность языка. Благодаря простоте и напевности звучания, дети быстро запоминают потешки и вводят их в свою речь в самостоятельных играх.  

      В своей работе с детьми на занятиях по развитию речи я использую «Бабушку – забавушку» - это персонаж из кукольного театра. Занятия проходят с большим интересом. Дети с удовольствием слушают, что она им расскажет, покажет знакомые «Ладушки» или «Козу рогатую», отвечают на вопросы «бабушки».

      Из опыта работы я поняла, что любимые потешки следует время от времени повторять. Дети проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами.

      Используя малые формы фольклора в работе с детьми в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Дети с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. В играх самостоятельно используют малые формы фольклора. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.  

 

       

 

 

 

Литература:

  1. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребенок и книга», М. «Просвещение» 2002г.
  2. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 2012г.
  3. «Художественное творчество в детском саду» Под редакцией Н. А. Ветлугиной, М. «Просвещение» 2014г.
  4. Г. Шинкарь, И. Новикова «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Д\В» – 2010 № 10
  5. Л. Павлова «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим детей дошкольного возраста» , «Д\В» – 2007 № 11
  6. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми»  «Д\В» – 2014 № 4
  7. Л. Павлова «Фольклор для маленьких»  «Д\В» – 2010 № 4, 2010 № 7, 2010 № 12
  8. Е. Дмитриева «Как читать детям народные сказки»  «Д\В» – 2004 № 6

     2008 № 9

  1. М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия» 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования устного народного творчества в детском саду

Художественное  слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает на...

Устное народное творчество в детском саду

Задачи:- освоение разговорной речи- расширение словарного запаса- воспитание звуковой культуры речи - расширение представлений детей о разных формах фольклора...

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Использование произведений устного народного творчества в Педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста....

Использование в работе с детьми произведений устного народного творчества для развития компонентов связной речи-презентация

Что же такое фольклор?Устное – из уст в уста.Народное – автор – народ.Творчество – создано в результате труда....

Использование в работе с детьми произведений устного народного творчества для развития компонентов связной речи

laquo;Изучайте фольклор, учитесь на нем.Без знания прошлого нет будущего»А.М. Горький....

Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования произведений устного народного творчества

Устное народное творчество в содержании дошкольного образованияКультуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонс...