организация и проведение прогулки в детском саду
статья на тему

Котова  Валентина Николаевна

материал содержит описание проведения  и организации прогулки в детском саду, содержит основные компоненты прогулки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_i_provedenie_progulok_v_detskom_sadu.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация и проведение прогулок  в  детском   саду»

   Обязательным  компонентом  режима дня является прогулка. Пребывание детей на свежем воздухе способствует укреплению здоровья, закаливанию организма, развитию двигательной и познавательной деятельностей. Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении активной содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности.  Прогулку организуют два раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину  дня – после дневного сна или перед уходом детей домой  (СанПиН 2.4.1.3049-13).  Время проведения прогулки определено в программе  и его объем зависит от возраста детей,ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов и  проводится при соблюдении определенных требованиях.

   При планировании прогулок необходимо  учитывать  совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому , художественно - эстетическому.  Задача педагогов осуществлять планирование прогулки с учетом принципа интеграции данных образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.Например,содержание образовательной области «Физическая культура» на прогулке направлено на формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.Развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным), формирование положительного отношения к себе, формирование гендерной принадлежности является содержанием образовательной области «Социализация».Содержание образовательной области «Познание» на прогулке включает :развитие сенсорной культуры, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, расширение кругозора.

   Содержание прогулки должно соответствовать физиологическим, педагогическим требованиям во всех возрастных группах. Учитываются  и такие факторы: наличие и состояние участка( уборка территории производится ежедневно до прихода детей,   санитарное состояние участка находится под контролем руководителя  и медицинского персонала(если таковой имеется) (рабочий день начинается с осмотра всего участка для обеспечения охраны жизни и здоровья детей), хорошая  освещенность,   планировка и благоустроенность , наличие  зеленых насаждений (кустарник), расположение участков в зависимости от возраста детей,  разделение  площадки по видам игрового и физкультурного оборудования, наличие навеса  для защиты детей от солнца и осадков.

   В плане работы  указывают  содержание и методику работы с детьми по воспитанию у них навыков правильного и самостоятельного одевания и культуры поведения (взаимоотношения) в соответствии с возрастными особенностями. Подготовка к прогулке происходит еще в группе: можно посмотреть в окно, сказать, что нас на участке ожидает сюрприз, или кто-то ждет (это может быть игрушка, приготовленная заранее), и сюжет прогулки закрутится вокруг этого момента. Напомнить , уточнить детям правила поведения в раздевальной комнате, последовательность  одевания, помочь им при необходимости. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать помощник педагога , давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания и они будут делать это быстро и аккуратно, сотрудники группы только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Воспитывают  у детей и  культуру общения. Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините». С большинством одетых  детей воспитатель выходит на участок,за остальными детьми следит младший  воспитатель, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Примечание: в план воспитательной работы можно включить и образовательные задачи:. в процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названия одежды, ее назначения, закрепление  и активизация  словаря детей.

   В любое время года при проведении прогулки каждый воспитатель обязан наблюдать за самочувствием и тепловым состоянием детей. В холодное время года не допускать переохлаждения, а в теплое - перегревания. В летний период педагог обязан соблюдать питьевой режим на прогулке. Комфортное состояние детей на прогулке обеспечивается ее интересным содержанием. Воспитатель планирует прогулку на каждый день работы. Кроме стандартных прогулок проводятся игры-забавы, аттракционы, народные, хороводные игры, целевые прогулки.В структуру плана прогулки следует включать разные виды деятельности.

       Структурные компоненты прогулки:

  1. Наблюдение; 
  2. Трудовая деятельность; 
  3.  Игровая деятельность (подвижные игры); 
  4.  Индивидуальная работа; 
  5. Самостоятельная деятельность детей.

   Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. К тому же  они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.Каждый из обязательных компонентов занимает по времени  от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдения, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.

Так же последовательность проведения структурных компонентов варьируется в зависимости от:

  1. предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение и т.д.)
  2. от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).
  3. от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)
  4. от познавательных интересов детей.

Наблюдения. . Рекомендуется  указывать в планах объект или тему наблюдения, цель проведения наблюдения и с кем оно проводится:

* наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);

* наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);

* наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.)

Обязательно  проводятся  наблюдения за сезонными изменениями, происходящими в растительном и животном мире. Планируются:  организация детей, объект, за которым будут наблюдать, вопросы и быть готовым к неожиданным ситуациям, возникающим на прогулке (прилет птиц, распустившийся цветок, роса, радуга и пр.).

Необходимо подключать художественное слово: оно поможет организовать внимание детей, настроить на нужный лад, показать мир во всем великолепии его красок, сделать первые шаги к пониманию неизмеримого богатства русской поэзии, почувствовать поэзию самой природы.

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад или по территории детского сада.  Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более дальние расстояния. ( Продолжительность пеших прогулок увеличивается с возрастом детей).Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов. Средней - здания общественного назначения (школа, Дом культуры, магазин и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, к Дому  спорта  или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.На  целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

         
Трудовая деятельность детей. Планируется хозяйственно - бытовой труд (на веранде, на участке), в планах рекомендуется указывать форму труда дошкольников - индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий). Для организации трудовой деятельности педагогу необходимо знать и соблюдать требования гигиены детского труда, правила охраны жизни и здоровья детей (использование не травмоопасных предметов, предметов не вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей). Трудовая деятельность планируется и проводится в любое время года. Зимой организуется работа со снегом; осенью, весной и летом - в цветнике и на огороде. Летом рекомендуется работать с детьми в наименьшие по инсоляции часы (утром и вечером); обязательно чередовать виды работы. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей. После работы дети должны тщательно помыть руки с мылом. 

Двигательная деятельность детей.  Рекомендуется проводить игры в течение прогулки. План должен включать игры:

  1. малоподвижные;
  2. игры средней активности;
  3. игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры:

  1. забавы
  2. аттракционы
  3. игры-эстафеты
  4. сюжетные подвижные игры
  5. игры с элементами спорта
  6. сюжетные подвижные игры
  7. бессюжетные подвижные игры
  8. народные игры
  9. хороводные
  10. спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).

   Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя).  Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисование, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки.  Кроме того, старшие дети  могут предложить педагогу провести их любимую игру. Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту педагог обязан оказать детям помощь - при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке, прыжковые упражнения) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого - страховка, поддержка, совместное выполнение движений.

Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры), изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре; выбирать место для проведения игр, изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре, определять дистанцию для пробежек, проползания, количество прыжков.

Познавательная деятельность детей  или опытно – экспериментальная деятельность: известно, что ознакомление с предметами или явлениями дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Необходимо предоставить детям возможность действовать с объектами в окружающем его мире. Предметами исследования старших дошкольников могут быть: вода («Цветная капелька», «Фонтанчики», «Водяные часы»); ветер («Откуда дует ветер», «Воздух занимает место»); песок («Узоры на песке», «Из чего построен дом»); явления неживой природы («Измерение тени взрослого и ребенка», «Изготовление солнечных часов»); живая природа «Живые часы», «Сколько лет дереву»). Кроме этого, рекомендуется использовать разнообразные дидактические задания и игры. Например, «Найди листок, который упал давно, вчера, сегодня», «Круглый год».

На прогулке рекомендуется использовать речевые игры и задания - «Что ты слышишь вокруг себя?», «Кто позвал?» и др. развивающие слуховое восприятие и фонематический слух детей.

Для организации музыкальной деятельности педагогам целесообразно использовать игры с пением, музыкально-дидактические игры, ритмические игры со словом и театрализованные игры, хороводные игры.  Большую часть развлечений музыкальному руководителю рекомендуется проводить на воздухе.

Самостоятельная деятельность детей.

   Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей 5-7 лет большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Участвуя в играх самостоятельно, дети организуются в небольшие группы, свободно бегают, прыгают, догоняют друг друга, упражняются в метании, играют с мячом, со скакалкой. Такие игры ценны тем, что каждый ребенок может проявить инициативу и выполнить задуманное. Роль воспитателя заключается в организации условий для самостоятельной деятельности (необходимое оборудование участка, выносной материал: атрибуты, игрушки, модульный материал и пр.).Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры. Для конструктивных игр  активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные .Летом дети с удовольствием играют разнообразным природным материалом: камешки, листья, песок, вода. В зимнее время на участке следует устроить горку (с соблюдением  специальных требований),катание по ледяной дорожке, на санках. Большое значение придаём профилактике травматизма во время проведения прогулок.

В течение года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка.  Воспитатель дополнительно занят встречей с родителями в это время , и на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия (снимаются два структурных компонента прогулки). На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что - то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним – двумя на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры- развлечения, понаблюдать с подгруппой детей за каким-либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами.

  По окончании прогулки убирается используемый выносной материал. Педагог напоминает о правилах поведения, что при входе в помещение детского сада надо хорошо вытереть ноги, в группу идти тихо, не кричать. Следит за процессом раздевания.

  Таким образом, деятельность воспитателя на прогулке направлена на умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание, формирование и развитие речевых навыков на материале природного окружения.

  Высокое мастерство педагога в сочетании с творчеством и фантазией, искренним желанием воспитать развитую личность сделают прогулку интересной, удивительной и неповторимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение прогулки в детском саду

Данная презентация поможет старшему воспитателю в работе с молодыми педагогами, а также может быть использована при проведении семинаров по  теме: "Организация прогулки в ДОУ"....

Презентация "Организация и проведение прогулки в детском саду"

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и  умственное развитие детей, восстановление сниженны...

организация и проведение прогулки в детском саду

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и  умственное развитие детей, восстановление сниженны...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ"

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГУЛКИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.ЦЕЛИ ПРОГУЛКИ:§укрепление здоровья,§профилактика утомления,§физическое и  умственн...

Организация и проведение прогулки в детском саду летом.

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и  умственное развитие детей, восстановление сниженны...

Организация и проведение прогулки в детском саду

В презентации отражены цели, задачи, виды прогулок,Требования  к санитарному состоянию участка,  времени пребывания на свежем воздухе, организации дошкольников на прогулку....

Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада

Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных груп...