Справка: анализ ППРС
методическая разработка на тему

Гребенщикова Надежда Николаевна

Справка

по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  ДО»

 

Цель проверки:

Выполнение  требования к  развивающей предметно-пространственной среде  МКДОУ Новоживотинновский детский сад.

Основные методы контроля:  анализ,  беседы,  наблюдения.

        Сроки проведения:  февраль 2017 г.

        Объекты контроля: все возрастные группы.

В соответствии с планом работы на 2016 – 2017 учебный год  и на основании приказа по  МКДОУ Новоживотинновскому детскому саду   от  13.02.2017 г. в детском саду проведен тематический контроль состояния работы по  организации  развивающей предметно -  пространственной  среды   в   группах.

         Тематический  контроль осуществлялся во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие  вопросы:

         1.Анализ  развивающей  предметно -  пространственной  среды  в  группах  для  обеспечения  развития  детей  дошкольного  возраста,  охраны  и  укрепления  их  здоровья,  учета  особенностей  и  коррекции недостатков  их  развития.

         2. Учет  национально -  культурных,  климатических  условий  в  развивающей  предметно -  пространственной  среде  в  группах.

         3. Анализ  организации  образовательного  пространства  и  разнообразие  материалов  оборудования  и  инвентаря  в  здании .

                 4.Анализ  развивающей  предметно -  пространственной  среды  в  кабинетах  специалистов  детского сада.

         Комиссией  в  составе заведующей МКДОУ Новоживотинновский детский сад Шаминой Е.Н. и  старшего  воспитателя  Гребенщиковой Н.Н. были  проанализированы   данные  вопросы.

        

Анализ   развивающей  предметно -  пространственной  среды  группы  младшего  возраста (воспитатели Рудакова О.Н., Бердникова Е.В.)  показал,  что оборудование группового пространства    соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

     В группах  создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

     Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, в уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка»,  «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

     Развивающая предметно-пространственная среда в   данной группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от  3х до 4 лет в различных видах детской деятельности. В  соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами;

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

-двигательная активность.

     В развивающей среде группы  младшего  возраста  отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

     Пространство групповых  комнат организовано в виде хорошо разграниченных уголков:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
  • книжный уголок,
  • уголок познавательно-исследовательской деятельности;
  • уголок конструктивной деятельности;
  • уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);
  • спортивный уголок.

     Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

1.Уголок для сюжетно ролевых игр.

В уголках  имеются игрушки для детей  3 лет довольно крупные  и готовые к использованию,

комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики: 1) полка с посудой, кухонная плита и несколько кукол ; 2) пара кукольных колясок.

Остальные игровые материалы размещаются  на низких открытых полках шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения,  и доступны детям.

 В группе имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Необходимо найти место для установки  кукольных кроватей и полки в шкафу для  постельных принадлежностей.

2.Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:

-Настольный театр ( три поросенка и др.)

- Пальчиковый театр

- Маски персонажей

- Музыкальные инструменты

- Диски с музыкой и сказками

Необходимо уголок сделать более доступным для детей.

3. Книжный уголок:

         - Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

         - Настольно-печатные игры по развитию речи

         - Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

4. Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

В группе  имеются наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.

 Материал  для познавательно-исследовательской деятельности размещён  на полках  в  помещении раздевалки, чтобы дети не мешали друг другу.

Необходимо уголок познавательно-исследовательской деятельности сделать более доступным для детского использования.

5.Спортивный уголок .

В групповой   комнате собраны  все  спортивные  пособия доступные детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование расставлено вдоль одной свободной стены. Спортивные пособия:

     - Мячи большие, средние, маленькие

     - Обручи

     - Флажки

     - Мешочки для метания

     - Кегли

     - Дорожки здоровья

Спортивное  оборудование  в  группе  младшего  возраста  имеется  в основном  все .

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда групп младшего  возраста  обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательна,  насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Необходимо пополнить: сюжетно-ролевой игрой «Больничка», «Парихмахерская», кровати для куклы с постелью разместить доступно, чтобы дети могли ими пользоваться, сделать уголок ряжения, отсутствует уголок уединения, уголок экспериментирования находится в плохой доступности детей, необходимо пополнить уголки дидактическими играми.

Сделать Уголок сенсомоторного развития, который предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.

 

Анализ  развивающей  среды в  средней  группе (воспитатели  Кретинина Е.К., Анциферова Г.И.) показал, что в данной  группе обеспечивается личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей  со  взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

Краткая характеристика группы:

Группу посещают воспитанники в возрасте от 4 до 5 лет (средняя группа); списочный состав – 25 детей, из которых 13 мальчиков и 12 девочек.

Воспитатели: аттестованы на СЗД  .

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

 Работа воспитателей начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям (вся информация регулярно меняется; соответствует возрасту детей); доска для детского творчества.

Предметно – пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей.  Воспитание и обучение дошкольников,  их деятельность стро­ится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегру­зок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психиче­ском здоровье.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе,   возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной);  педагоги  регулярно проводят инструктаж по технике безопасности (безопасность во время образовательной деятельности (обращение с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином); культура и безопасность поведения за столом во время еды; безопасное поведение во время прогулки на площадке).

В группе размещён  уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Предметно – пространственная среда средней группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Это – кукольный уголок, строительный, транспортный. Дидактические уголки – книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный, театрализованный (уголок ряженья), наполнение которых предполагает хранение и использование определенным образом подобранный материал и оборудование. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства.

Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая. За рабочими столами разворачиваются все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру культуры: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы. Разнообразное применение этой зоны в свободной самостоятельной деятельности детей, а также использование в повседневных ситуациях для организации питания и обучения говорит нам о целесообразности использования этой полифункциональной зоны. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение группы помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.  

Образовательное пространство группы оснащено необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.  

Все пространство предметно – развивающей среды группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

В группе педагоги  организовали различные пространства (для игры, конструирования,  и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Предметно – развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой детского сада  (созданы условия реализации образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).

Зона для проведения образовательной деятельности. Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей). Доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека,  уголок музыкального развития.  Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

 Центр искусства и художественного творчества  стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В центре есть трафареты, раскраски (по сезонам и по теме недели), папка с детскими рисунками; карандаши, краски, пластилин.

Мини-библиотека представляет полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц в зависимости от темы образовательной программы. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

     В уголке Ряженья имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

Уголок  природы расположен в раздевалке, непосредственно у окна.  Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В уголке природы  недостаточно растений, которые входят в примерный список для средней группы .

 Есть уголок для экспериментирования, в котором есть материалы для экспериментирования с водой, песком; природный материал можно взять из уголка природы (камни, ракушки, шишки).

    Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Организация предметно – развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Есть уголок, где мальчики могут поиграть с машинками, заняться конструированием. Для девочек актуальны игры с куклами, создание атмосферы дома с помощью различных атрибутов. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, образовательной программы.

Все игры и пособия в группе доступны всем детям, имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Вывод: развивающая предметно – пространственная среда в средней  группе создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предложено:

1.                           в  бытовой зоне обновить  уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность; приобщать к трудовой деятельности. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, создать  картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляются  в специальные рамки. 

2.                           в уголке природы повесить календарь погоды, уголок по экспериментированию сделать наиболее доступным для детей и создать картотеку экспериментов для детей средней группы, добавить цветы в уголок природы согласно образовательной программы.

3.                           Для релаксации детей создать уголок уединения.

4.                           Добавить сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Шофер».

5.                           Для закрепления правил безопасности в группе

6.                           Сделать уголок сенсомоторного развития, который предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.

 

 

Анализ  развивающей  предметно - пространственной  среды  старшей группы (воспитатели   Корнева О.С., Гончарова О.С.)  показал,  что  в  группе 24 ребенка, из них  13 мальчиков, 11 девочек.

Оборудование группового пространства  соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, здоровьесберегающее, развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей .

Предметно-пространсвенная среда в  старшей группе спроектированна в соответствии с рабочей программой детского сада.

Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом сам ребенок становится активным в выборе и содержании своего образования, становится субъектом образования.

При создании развивающей образовательной среды педагоги руководствуются ФГОС  ДО  к структуре основной образовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации. Особое внимание уделено эстетическому оформлению помещений. В интерьере старшей  группы сделана ставка на «одомашнивание» предметной среды.

Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающего материала.

Мебель и игровое оборудование в группе установлено так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий, исходя из эмоционального состояния.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся  интересов и возможностей детей.

Педагоги создают творческую предметно-пространственную развивающую среду, которая вариативно используется детьми:  полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и стулья. Воспитатели используют методы как прямого , так и косвенного воздействия, стараясь дать детям больше самостоятельности.

     Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений , реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны находится ковер-место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинками, игрушечными дикими и домашними животными.

      Оборудование предметно-пространственной среды для детей 5-6 лет.

•                    Для обеспечения оптимальной двигательной активности;

•                    для сюжетно-ролевых игр;

•                    для сенсорного развития;

•                    для экспериментирования;

•                    для социально-личностного развития;

•                     дидактические, развивающие игры.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие  игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: ручной труд, рисование, конструирование, экспериментирование, театрально-игровая деятельность.

В оборудовании имеются все материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры: технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, большой выбор природного материала.

Подобранные материалы, учитывают интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Имеется достаточное количество игрового оборудования в соответствии с контингентом детей:

образно-символический материал (специальные наглядные пособия, репрезентующие детям мир вещей и событий);

Материалы и оборудование для познавательно-речевого развития;

Материалы и оборудование для социально-личностного развития;

Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития.

Материалы и оборудование для физического развития.

Учет полоролевой специфики в организации ПРС пространства;

Учитывается соблюдение принципов:

-информативности

-вариативности

-полифункциональности

-педагогической целесообразности

-трансформируемости

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе  создана с учетом ФГОС ДО и дает  возможность эффективно развивать индивидуальность каждого  ребенка.

 

Рекомендовано:

1.                            приобрести и пополнить наглядный и дидактический материал по развитию речи.

2.                            необходимо обновить уголок дежурства;

3.                            в уголке природы завести цветы согласно образовательной программе детского сада, по программе посадить огород на подоконнике;

4.                            для сюжетно-ролевых игр сделать игру «Магазин», «Ателье».

5.                            в уголке изодеятельности нет репродукций картин и портретов художников –иллюстраторов.

6.                            Пополнить Уголок  ПДД: он включает в себя переносной макет улицы, различного размера  и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.

7.                            Сделать уголок экспериментирования более доступным.

 

     Анализ  развивающей  предметно - пространственной  среды  подготовительной к школе   группы (воспитатели  Ярцева З.С., Андреева Ю.Ю.)  показал,  что   в старшей группе 25 детей; мальчиков-17, девочек -10.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное,  и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей- обеспечивает максимальный для данного возраста развивающий  эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают спокойные светлые тона, стены украшены детскими работами.

         При создании предметно - пространственной среды педагоги группы руководствовались ФГОС  к структуре основной образовательной программе ДОУ и условиям ее реализации. 

  Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности.

    Создан уголок познания, мотивирующий детей  к познавательной активности.

Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх ( в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

  Центр искусства и творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, дает детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. В уголке имеются: гуашь, акварель, бумага разной фактуры, пластилин, палитры, фломастеры, карандаши,  раскраски по темам.

   В центре конструирования  имеются конструкторы разных размеров, форм и материалов, мозаика разных форм и размеров, схемы построек, бумага для оригами. В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения.

     В центре для театрализованных игр и музыкальной деятельности педагогами собраны разные виды театров: кукольный, настольный, маски персонажей и костюмы, музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками, декорации.

   Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых  умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Преобладающее количество мальчиков повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого,   помимо  конструкторов  имеется большой выбор различных видов транспорта, наборы  детских инструментов. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающейся среде представлены настольные игры: «Футбол», «Хоккей». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника»,  куклы,  наборы игрушечной посуды, муляжи продуктов питания, овощей, фруктов.  Для изучения и закрепления ПДД педагоги приобрели ковер с имитацией дороги.

Для ФЭМП имеются математические наборы, логические кубы, настольно-печатные игры математической направленности.

Уголок природы и экспериментирования оборудован мини лабораторией, календарем природы. В центре природы имеется большое количество познавательной литературы, иллюстраций  сезонными изменениями в природе, муляжи овощей и фруктов. Дети постоянно отмечают состояние погоды на календаре природы. В центре природы подобраны комнатные растения соответствующие программным требованиям, требующие различных способов ухода. Имеется большой выбор,  иллюстративного материала о животных и растениях, зимний огород.

 

В группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально («Пазлы», «Лото», «Домино», «Шашки»).

Имеются материалы для конструирования: строительные наборы с деталями разных форм и размеров, фигурки людей и животных для обыгрывания.

 

         В книжном уголке книги подобраны по возрасту и текущей схеме, портреты великих писателей и поэтов, сюжетные картинки, мнемотаблицы, настольно-печатные игры по развитию речи. Все книги в хорошем состоянии.

    Материал в уголках периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной. Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

С целью обеспечения психологического комфорта в группе есть палатка- уголок релаксации, в котором создана домашняя обстановка:  любимые игрушки детей.

Картинки с изображением частей суток и их последовательность, полоски различной длины и ширины, числовые карточки, числовой ряд и т. д.

Геометрические плоскостные фигуры иобъемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, цилиндр, квадрат, овал)

         В центре речевого развития большой выбор наглядного дидактического материала, предметных и сюжетных картинок.  В книжном уголке литература подобрана соответственно возрасту детей и программному списку. Для речевого развития детей имеются схемы звукового анализа слов, наглядно-дидактическое пособие «Расскажи по картинкам»

 

         Для формирования целостной культуры мира педагогами группы подобран богатый набор наглядного дидактического материала, который постоянно пополняется,  (в подготовительной  к  школе группе приобретен наглядный материал: «Космос», « Школьные принадлежности», «Рептилии и амфибии», « Ягоды садовые».)

  Имеется много плакатов: счет до10, алфавит, счет до 20, транспорт и др.

 Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

 Для развития у детей трудовых  навыков педагоги группы сделан уголок дежурства.

Такая организация предметно-пространственной среды позволяет воспитанникам подготовительной группы выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

Вывод: Развивающая  предметно-пространственная среда в подготовительной группе создается с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает реализацию потребностей детей в активной  и разноплановой деятельности.

 

 

Рекомендовано:

1.      приобрести детский инвентарь для трудовой деятельности (лопаты для чистки снега), лопатки, грабли для рыхления почвы в цветах и на огороде-подоконнике.

2.       пополнить игровой материал  направленными на развитие логического мышления детей. 

3.      сделать уголок ряжения и сюжетно-ролевых игр «Ателье», «Автосервис».

4.      в уголке изодеятельности нет репродукций картин и портретов художников –иллюстраторов.

5.      Пополнить Уголок  ПДД: он включает в себя переносной макет улицы, различного размера  и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.

6.      Сделать уголок экспериментирования более доступным.

 

Анализ развивающей   предметно -  пространственной  среды  в МКДОУ Новоживотинновский детский сад

Вывод:

         Анализ  развивающей  предметно -  пространственной  среды  в  группах  для  обеспечения  развития  детей  дошкольного  возраста,  охраны  и  укрепления  их  здоровья,  учета  особенностей  и  коррекции недостатков  их  развития   показал,  что безопасность предметно-пространственной среды  соответствует  требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования  игрушек,  оборудования,  в  группах .

         МКДОУ Новоживотинновский детский сад  самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

         Развивающая предметно-пространственная среда  детского сада  обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства каждой  возрастной  группы.    Педагоги  учитывают материал, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

 

Но  вмесите  с тем  необходимо  обратить  внимание  на  безопасность  учреждения  :

- обеспечить  постоянный  контроль  за   лицами ,  посещающими  МКДОУ Новоживотинновский детский сад;

-  постоянно  следить  за   детским  игровым  оборудованием,  их  укреплению;

- обеспечивать  безопасность  на  территории  детского сада;

 

-своевременно  пополнять  современными  игрушками  в  соответствии с  реализуемой  программой  детского сада   группы  согласно  возрасту  детей;

- учитывать национально-  культурные и климатические  условия в  предметно-  развивающем  пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka_po_rpps.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  ДО»

Цель проверки:

Выполнение  требования к  развивающей предметно-пространственной среде  МКДОУ Новоживотинновский детский сад.

Основные методы контроля:  анализ,  беседы,  наблюдения.

        Сроки проведения:  февраль 2017 г.

        Объекты контроля: все возрастные группы.

В соответствии с планом работы на 2016 – 2017 учебный год  и на основании приказа по  МКДОУ Новоживотинновскому детскому саду   от  13.02.2017 г. в детском саду проведен тематический контроль состояния работы по  организации  развивающей предметно -  пространственной  среды   в   группах.

         Тематический  контроль осуществлялся во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие  вопросы:

        1.Анализ  развивающей  предметно -  пространственной  среды  в  группах  для  обеспечения  развития  детей  дошкольного  возраста,  охраны  и  укрепления  их  здоровья,  учета  особенностей  и  коррекции недостатков  их  развития.

        2. Учет  национально -  культурных,  климатических  условий  в  развивающей  предметно -  пространственной  среде  в  группах.

        3. Анализ  организации  образовательного  пространства  и  разнообразие  материалов  оборудования  и  инвентаря  в  здании .

         4.Анализ  развивающей  предметно -  пространственной  среды  в  кабинетах  специалистов  детского сада.

        Комиссией  в  составе заведующей МКДОУ Новоживотинновский детский сад Шаминой Е.Н. и  старшего  воспитателя  Гребенщиковой Н.Н. были  проанализированы   данные  вопросы.

        

Анализ   развивающей  предметно -  пространственной  среды  группы  младшего  возраста (воспитатели Рудакова О.Н., Бердникова Е.В.)  показал,  что оборудование группового пространства    соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

     В группах  создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

     Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, в уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка»,  «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

     Развивающая предметно-пространственная среда в   данной группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от  3х до 4 лет в различных видах детской деятельности. В  соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами;

-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

-двигательная активность.

     В развивающей среде группы  младшего  возраста  отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

     Пространство групповых  комнат организовано в виде хорошо разграниченных уголков:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
  • книжный уголок,
  • уголок познавательно-исследовательской деятельности;
  • уголок конструктивной деятельности;
  • уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);
  • спортивный уголок.

     Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

1.Уголок для сюжетно ролевых игр.

В уголках  имеются игрушки для детей  3 лет довольно крупные  и готовые к использованию,

комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики: 1) полка с посудой, кухонная плита и несколько кукол ; 2) пара кукольных колясок.

Остальные игровые материалы размещаются  на низких открытых полках шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения,  и доступны детям.

 В группе имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Необходимо найти место для установки  кукольных кроватей и полки в шкафу для  постельных принадлежностей.

2.Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:

-Настольный театр ( три поросенка и др.)

- Пальчиковый театр

- Маски персонажей

- Музыкальные инструменты

- Диски с музыкой и сказками

Необходимо уголок сделать более доступным для детей.

3. Книжный уголок:

         - Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

         - Настольно-печатные игры по развитию речи

         - Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

4. Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

В группе  имеются наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.

 Материал  для познавательно-исследовательской деятельности размещён  на полках  в  помещении раздевалки, чтобы дети не мешали друг другу.

Необходимо уголок познавательно-исследовательской деятельности сделать более доступным для детского использования.

5.Спортивный уголок .

В групповой   комнате собраны  все  спортивные  пособия доступные детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование расставлено вдоль одной свободной стены. Спортивные пособия:

     - Мячи большие, средние, маленькие

     - Обручи

     - Флажки

     - Мешочки для метания

     - Кегли

     - Дорожки здоровья

Спортивное  оборудование  в  группе  младшего  возраста  имеется  в основном  все .

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда групп младшего  возраста  обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательна,  насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.

Необходимо пополнить: сюжетно-ролевой игрой «Больничка», «Парихмахерская», кровати для куклы с постелью разместить доступно, чтобы дети могли ими пользоваться, сделать уголок ряжения, отсутствует уголок уединения, уголок экспериментирования находится в плохой доступности детей, необходимо пополнить уголки дидактическими играми.

Сделать Уголок сенсомоторного развития, который предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.

Анализ  развивающей  среды в  средней  группе (воспитатели  Кретинина Е.К., Анциферова Г.И.) показал, что в данной  группе обеспечивается личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей  со  взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

Краткая характеристика группы:

Группу посещают воспитанники в возрасте от 4 до 5 лет (средняя группа); списочный состав – 25 детей, из которых 13 мальчиков и 12 девочек.

Воспитатели: аттестованы на СЗД  .

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

 Работа воспитателей начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, группе, консультации и советы родителям (вся информация регулярно меняется; соответствует возрасту детей); доска для детского творчества.

Предметно – пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей.  Воспитание и обучение дошкольников,  их деятельность строится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе,   возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной);  педагоги  регулярно проводят инструктаж по технике безопасности (безопасность во время образовательной деятельности (обращение с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином); культура и безопасность поведения за столом во время еды; безопасное поведение во время прогулки на площадке).

В группе размещён  уголок физического развития, целью которого является развитие двигательной активности и физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.

Предметно – пространственная среда средней группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Это – кукольный уголок, строительный, транспортный. Дидактические уголки – книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный, театрализованный (уголок ряженья), наполнение которых предполагает хранение и использование определенным образом подобранный материал и оборудование. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства.

Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая. За рабочими столами разворачиваются все основные виды деятельности, которые приобщают детей к миру культуры: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение художественной литературы. Разнообразное применение этой зоны в свободной самостоятельной деятельности детей, а также использование в повседневных ситуациях для организации питания и обучения говорит нам о целесообразности использования этой полифункциональной зоны. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение группы помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.  

Образовательное пространство группы оснащено необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.  

Все пространство предметно – развивающей среды группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

В группе педагоги  организовали различные пространства (для игры, конструирования,  и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Предметно – развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой детского сада  (созданы условия реализации образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие).

Зона для проведения образовательной деятельности. Столы размещены в соответствии с нормами СанПиНа (высота столов и стульев соответствует росту детей). Доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека,  уголок музыкального развития.  Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

 Центр искусства и художественного творчества  стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. В центре есть трафареты, раскраски (по сезонам и по теме недели), папка с детскими рисунками; карандаши, краски, пластилин.

Мини-библиотека представляет полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц в зависимости от темы образовательной программы. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.

В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

     В уголке Ряженья имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

Уголок  природы расположен в раздевалке, непосредственно у окна.  Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры. В уголке природы  недостаточно растений, которые входят в примерный список для средней группы .

 Есть уголок для экспериментирования, в котором есть материалы для экспериментирования с водой, песком; природный материал можно взять из уголка природы (камни, ракушки, шишки).

    Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Организация предметно – развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Есть уголок, где мальчики могут поиграть с машинками, заняться конструированием. Для девочек актуальны игры с куклами, создание атмосферы дома с помощью различных атрибутов. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, образовательной программы.

Все игры и пособия в группе доступны всем детям, имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Вывод: развивающая предметно – пространственная среда в средней  группе создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предложено:

  1. в  бытовой зоне обновить  уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность; приобщать к трудовой деятельности. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, создать  картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляются  в специальные рамки. 
  2. в уголке природы повесить календарь погоды, уголок по экспериментированию сделать наиболее доступным для детей и создать картотеку экспериментов для детей средней группы, добавить цветы в уголок природы согласно образовательной программы.
  3. Для релаксации детей создать уголок уединения.
  4. Добавить сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Шофер».
  5. Для закрепления правил безопасности в группе
  6. Сделать уголок сенсомоторного развития, который предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.

Анализ  развивающей  предметно - пространственной  среды  старшей группы (воспитатели   Корнева О.С., Гончарова О.С.)  показал,  что  в  группе 24 ребенка, из них  13 мальчиков, 11 девочек.

Оборудование группового пространства  соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, здоровьесберегающее, развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей .

Предметно-пространсвенная среда в  старшей группе спроектированна в соответствии с рабочей программой детского сада.

Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом сам ребенок становится активным в выборе и содержании своего образования, становится субъектом образования.

При создании развивающей образовательной среды педагоги руководствуются ФГОС  ДО  к структуре основной образовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации. Особое внимание уделено эстетическому оформлению помещений. В интерьере старшей  группы сделана ставка на «одомашнивание» предметной среды.

Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающего материала.

Мебель и игровое оборудование в группе установлено так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий, исходя из эмоционального состояния.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся  интересов и возможностей детей.

Педагоги создают творческую предметно-пространственную развивающую среду, которая вариативно используется детьми:  полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и стулья. Воспитатели используют методы как прямого , так и косвенного воздействия, стараясь дать детям больше самостоятельности.

     Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений , реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны находится ковер-место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинками, игрушечными дикими и домашними животными.

      Оборудование предметно-пространственной среды для детей 5-6 лет.

  • Для обеспечения оптимальной двигательной активности;
  • для сюжетно-ролевых игр;
  • для сенсорного развития;
  • для экспериментирования;
  • для социально-личностного развития;
  • дидактические, развивающие игры.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие  игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: ручной труд, рисование, конструирование, экспериментирование, театрально-игровая деятельность.

В оборудовании имеются все материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры: технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, большой выбор природного материала.

Подобранные материалы, учитывают интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Имеется достаточное количество игрового оборудования в соответствии с контингентом детей:

образно-символический материал (специальные наглядные пособия, репрезентующие детям мир вещей и событий);

Материалы и оборудование для познавательно-речевого развития;

Материалы и оборудование для социально-личностного развития;

Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития.

Материалы и оборудование для физического развития.

Учет полоролевой специфики в организации ПРС пространства;

Учитывается соблюдение принципов:

-информативности

-вариативности

-полифункциональности

-педагогической целесообразности

-трансформируемости

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе  создана с учетом ФГОС ДО и дает  возможность эффективно развивать индивидуальность каждого  ребенка.

Рекомендовано:

  1. приобрести и пополнить наглядный и дидактический материал по развитию речи.
  2. необходимо обновить уголок дежурства;
  3. в уголке природы завести цветы согласно образовательной программе детского сада, по программе посадить огород на подоконнике;
  4. для сюжетно-ролевых игр сделать игру «Магазин», «Ателье».
  5. в уголке изодеятельности нет репродукций картин и портретов художников –иллюстраторов.
  6. Пополнить Уголок  ПДД: он включает в себя переносной макет улицы, различного размера  и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.
  7. Сделать уголок экспериментирования более доступным.

     Анализ  развивающей  предметно - пространственной  среды  подготовительной к школе   группы (воспитатели  Ярцева З.С., Андреева Ю.Ю.)  показал,  что   в старшей группе 25 детей; мальчиков-17, девочек -10.

Оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное,  и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей- обеспечивает максимальный для данного возраста развивающий  эффект.

В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают спокойные светлые тона, стены украшены детскими работами.

           При создании предметно - пространственной среды педагоги группы руководствовались ФГОС  к структуре основной образовательной программе ДОУ и условиям ее реализации.  

  Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах деятельности.

    Создан уголок познания, мотивирующий детей  к познавательной активности.

Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх ( в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

  Центр искусства и творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, дает детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. В уголке имеются: гуашь, акварель, бумага разной фактуры, пластилин, палитры, фломастеры, карандаши,  раскраски по темам.

   В центре конструирования  имеются конструкторы разных размеров, форм и материалов, мозаика разных форм и размеров, схемы построек, бумага для оригами. В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения.

     В центре для театрализованных игр и музыкальной деятельности педагогами собраны разные виды театров: кукольный, настольный, маски персонажей и костюмы, музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками, декорации.

   Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых  умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Преобладающее количество мальчиков повлияло на создание развивающей среды. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого,   помимо  конструкторов  имеется большой выбор различных видов транспорта, наборы  детских инструментов. Учитывая спортивно-соревновательные потребности мальчиков, в развивающейся среде представлены настольные игры: «Футбол», «Хоккей». В уголке для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Поликлиника»,  куклы,  наборы игрушечной посуды, муляжи продуктов питания, овощей, фруктов.  Для изучения и закрепления ПДД педагоги приобрели ковер с имитацией дороги.

Для ФЭМП имеются математические наборы, логические кубы, настольно-печатные игры математической направленности.

Уголок природы и экспериментирования оборудован мини лабораторией, календарем природы. В центре природы имеется большое количество познавательной литературы, иллюстраций  сезонными изменениями в природе, муляжи овощей и фруктов. Дети постоянно отмечают состояние погоды на календаре природы. В центре природы подобраны комнатные растения соответствующие программным требованиям, требующие различных способов ухода. Имеется большой выбор,  иллюстративного материала о животных и растениях, зимний огород.

В группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально («Пазлы», «Лото», «Домино», «Шашки»).

Имеются материалы для конструирования: строительные наборы с деталями разных форм и размеров, фигурки людей и животных для обыгрывания.

           В книжном уголке книги подобраны по возрасту и текущей схеме, портреты великих писателей и поэтов, сюжетные картинки, мнемотаблицы, настольно-печатные игры по развитию речи. Все книги в хорошем состоянии.

    Материал в уголках периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной. Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом.

С целью обеспечения психологического комфорта в группе есть палатка- уголок релаксации, в котором создана домашняя обстановка:  любимые игрушки детей.

Картинки с изображением частей суток и их последовательность, полоски различной длины и ширины, числовые карточки, числовой ряд и т. д.

Геометрические плоскостные фигуры иобъемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, цилиндр, квадрат, овал)

           В центре речевого развития большой выбор наглядного дидактического материала, предметных и сюжетных картинок.  В книжном уголке литература подобрана соответственно возрасту детей и программному списку. Для речевого развития детей имеются схемы звукового анализа слов, наглядно-дидактическое пособие «Расскажи по картинкам»

 

           Для формирования целостной культуры мира педагогами группы подобран богатый набор наглядного дидактического материала, который постоянно пополняется,  (в подготовительной  к  школе группе приобретен наглядный материал: «Космос», « Школьные принадлежности», «Рептилии и амфибии», « Ягоды садовые».)

  Имеется много плакатов: счет до10, алфавит, счет до 20, транспорт и др.

 Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

 Для развития у детей трудовых  навыков педагоги группы сделан уголок дежурства.

Такая организация предметно-пространственной среды позволяет воспитанникам подготовительной группы выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Вывод: Развивающая  предметно-пространственная среда в подготовительной группе создается с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает реализацию потребностей детей в активной  и разноплановой деятельности.

 

Рекомендовано:

  1. приобрести детский инвентарь для трудовой деятельности (лопаты для чистки снега), лопатки, грабли для рыхления почвы в цветах и на огороде-подоконнике.
  2.  пополнить игровой материал  направленными на развитие логического мышления детей.  
  3. сделать уголок ряжения и сюжетно-ролевых игр «Ателье», «Автосервис».
  4. в уголке изодеятельности нет репродукций картин и портретов художников –иллюстраторов.
  5. Пополнить Уголок  ПДД: он включает в себя переносной макет улицы, различного размера  и назначения машины, светофор, полицейский жезл и фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о БДД через сюжетно-ролевую игру.
  6. Сделать уголок экспериментирования более доступным.

Анализ развивающей   предметно -  пространственной  среды  в МКДОУ Новоживотинновский детский сад

Вывод:

        Анализ  развивающей  предметно -  пространственной  среды  в  группах  для  обеспечения  развития  детей  дошкольного  возраста,  охраны  и  укрепления  их  здоровья,  учета  особенностей  и  коррекции недостатков  их  развития   показал,  что безопасность предметно-пространственной среды  соответствует  требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования  игрушек,  оборудования,  в  группах .

        МКДОУ Новоживотинновский детский сад  самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

        Развивающая предметно-пространственная среда  детского сада  обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства каждой  возрастной  группы.         Педагоги  учитывают материал, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Но  вмесите  с тем  необходимо  обратить  внимание  на  безопасность  учреждения  :

- обеспечить  постоянный  контроль  за   лицами ,  посещающими  МКДОУ Новоживотинновский детский сад;

-  постоянно  следить  за   детским  игровым  оборудованием,  их  укреплению;

- обеспечивать  безопасность  на  территории  детского сада;

-своевременно  пополнять  современными  игрушками  в  соответствии с  реализуемой  программой  детского сада   группы  согласно  возрасту  детей;

- учитывать национально-  культурные и климатические  условия в  предметно-  развивающем  пространстве.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка-анализ анкетирования родителей

Справка – анализ по анкетированию родителейна тему: «Ваши  впечатления от праздника»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...

Карта анализа ППРС в группах

Карта анализа предметно-пространственной развивающей среды может быть использована при проведении контрольной деятельности в ДОУ...

Справка-анализ по итогам проведения тестовых заданий для педагогов по теме: «Теория и методика развития детского изотворчества».

В данной справке прописан анализ результатов тестирования педагогов по теме :«Теория и методика развития детского изотворчества»....

Анализ ППРС в средней группе "Рябинка"

Анализ ППРС В=в средней группе "Рябинка" ЗАТО п. Солнечный...

Анализ ппрс

Анализ предметно-пространственной развивающей среды старшей группы...

Справка – анализ

Усвоение рабочей программы...