Духовно – нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю
статья на тему

Кукушкина Галина Михайловна

 

 

Духовно – нравственное воспитание одно из важнейших направлений нашей работы. « Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство,  кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,  –  от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_avgust_2016g.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю

« Детство – важный период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни,

а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство,

 кто вел ребенка за руку в детские годы,

 что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,

  –  от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский.

Именно поэтому  духовно-нравственное воспитание -  одно из важнейших направлений нашей с вами работы. Воспитательная система по этому направлению проходит через все формы работы с детьми. Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре, богатству нашего народа. Каким же образом нам взрослым сохранить свою духовность, научить детей гордиться своими корнями, родословной, историей своего народа, научить любить Родину, такой, какая она есть?! Что может заинтересовать малыша? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

«Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества» - писал С. Михалков.

 Как же воспитать в современных детях доброту? Именно над этим вопросом задумалась я, начав работать в детском саду. Почему нынешние дети стали другими, более жёсткими, грубыми? «Доброта не наследственный признак, не безусловный рефлекс, получаемый вместе с метрикой о рождении, она не передаётся вместе со сходством черт лица, с фамилией. Её необходимо воспитывать упорно изо дня в день»- считает Б.Рябинин. Нельзя не согласиться с суждением автора. Действительно, мы, взрослые, должны каждый день обращать внимание на то, как ведут себя дети с друзьями, родителями. «Помоги Алёне застегнуть пуговицу; погладь Ирину, она поранила руку; пожалей маму, она устала; дай игрушку Саше мы же друзья» - вот  такие фразы помогут маленькому человечку разбудить ростки добра. Из уст  родителей мы слышим: «Почему не даёшь сдачи? Ударь, если ещё раз обидит тебя»  Для чего же дано слово? А поговорить, выяснить, объяснить - этому мы не учим. Научиться быть добрым – трудно. Путь к Доброте очень нелёгкий. Из сегодняшних детей вырастет общество, в котором мы встретим старость. Каким она будет? Это зависит от родителей, воспитателей, учителей и от нашего государства. Какие мультфильмы  и фильмы показывают по телевизору нашим детям? Много вопросов, на которые нет ответа, поэтому необходимо уделять много времени духовно-нравственному  воспитанию будущего поколения.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, село) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи. Когда же произошло упущение, почему мы пожинаем плачевные результаты? Не потому ли, что, возможно, уделяли в своё время мало внимания духовно-нравственному воспитанию тем малышам, которые в данный момент представляют молодое поколение нашей страны.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край…. До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше связана с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:

Духовность — это состояние близости души, внутреннего мира человека.

Нравственность — это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой — служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Дошкольным учреждениям в этой области воспитания необходимо решать следующие задачи:

  • Воспитание нравственных и эстетических чувств;
    Формирование базисных основ личности;
  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности: к родному дому, семье, детскому саду, селу, стране, к культурному наследию своего народа, к природе родного края;
  • Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Поставленные задачи могут реализоваться через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:

  • Непосредственная образовательная деятельность;
  • Педагогические проекты;
  • Мастер-классы;
  • Творческие объединения педагогов;
  • Кружковая деятельность;
  • Досуги, развлечения;
  • Экскурсии;
  • Конкурсы, выставки.

Мы  со своими детьми проводили  занятия и мероприятия, приуроченные к Православным праздникам:

  • Масленица;
  • Покров;
  • Благовещение;
  • Сорки;
  • Вербное Воскресение;
  • Пасха.

Мероприятие ко «Дню матери».

Что очень хорошо способствует воспитанию в детях: добра, нравственности, духовности, приобщению к православию, любви к близким, любви и уважению к родителям. А через все это и любви к родному краю.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела. Уважаемые педагоги, очень много зависит от нас с вами. И нам надо постоянно работать над собой, обогащать свой духовно – нравственный мир, что бы хоть малую частичку любви и добра передать детям. Ведь не зря сказал В.А.Сухомлинский: «… от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,  –  от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Список литературы

  1. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
  2. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004;
  3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Т. М. Аникина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 248 с.;
  4. Алёшина Н. В. «Ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью»;
  5. Волобуева Н. Г. «О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем», «Педагогика: традиции и инновации», октябрь 2011 г.

                   

Доклад на тему: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю».

Подготовила воспитатель МБОУ «Избердеевская НШДС» Кукушкина Г.М.