Главные вкладки

    Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС.
    учебно-методический материал на тему

    Черных Екатерина Сергеевна

    С появлением нового ФГОС необходимо пересмотреть планирование воспитательно-образовательной работы с детьми. В действующую структуру планирования  ФГОС ДО вносят существенные изменения, на основе принципиальных отличий новой структуры от старой. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования администрации Магаданской области                                                                                                                                         областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,                                                                                                             оставшихся без попечения родителей                                                                                                                                                                               «Магаданский областной детский дом для детей дошкольного возраста»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    Тема: Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС.

    Материал подготовлен:

    Старшим воспитателем

    Черных Е. С.

    Магадан 24.09.14. г.

            В настоящее время большинство существовавших в дошкольных образовательных учреждениях подходов к планированию образовательной деятельности (как перспективному, так и календарному) можно свести к одному обобщённому варианту (смотри таблицу № 1)

            В первом блоке в соответствии с сеткой занятий планировалась учебная деятельность детей, то есть указывались: вид каждого из занятий, название темы (если есть), программные задачи (обучающего и воспитательного характера), краткий или более детализированный ход занятия (в зависимости от опыта и квалификации педагога).

            Во втором блоке в той или иной форме расписывается совместная деятельность взрослого и детей, понимаемая достаточно узко как деятельность, не связанная с непосредственным решением образовательных задач (осуществляемая вне занятий). В объём подобной совместной деятельности входит утренний подъём детей, организация питания, дневного сна, прогулок, специальных закаливающих и оздоровительных мероприятий и так далее, другими словами, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Безусловно, главная задача педагога в блоке совместной деятельности взрослого и детей – также отразить процесс решения образовательных задач, например задач по развитию трудовой деятельности в ходе:

    - утреннего подъёма (умывание, чистка зубов),

    - организация питания (дежурство по столовой),

    - подготовка к прогулке (самообслуживание) и тому подобное.

            Сущностные признаки совместной деятельности взрослого и детей в данном случае не играют никакой роли.

    Добавим, что в блоке совместной деятельности взрослого и детей наряду с групповыми формами работы планировалась также индивидуальная работа с детьми, имеющими определённые трудности в освоении основной образовательной программы.

    В блоке самостоятельной деятельности детей педагоги, как правило, указывают не сами виды самостоятельной деятельности детей, а актуальную на данный день (неделю) предметно – развивающую среду, позволяющую детям самостоятельно осуществлять выбор и организовывать собственную деятельность по интересам.

    При этом, по разным причинам (анализ данных причин – предмет отдельного разговора), приоритетную позицию в практике занял первый - учебный - блок (сетка занятий). Именно на нём, в первую очередь, сосредоточилось профессиональное внимание педагогов. Удовлетворяя потребности и запросы практики, большинство авторов и методик также активно разрабатывали системы с доминированием занятий. Получили распространение методики, в которых реализацию поставленных задач предлагалось осуществлять в основном через систему нзанятий. Последние наиболее приблизились к школьной системе обучения и, при замене соответствующих слов, дублировали (по форме) учебный план.

    На этом фоне значимость других блоков в развитии, воспитании и образовании детей снижалась, их содержание беднело и упрощалось.

    В действующую структуру планирования, описанную выше, ФГОС ДО вносят существенные изменения. Схематично их можно представить следующим образом (смотри таблицу № 2).

            Принципиальные отличия новой структуры от старой:

    - Замена учебного плана на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей.

    - Увеличение объёма совместной деятельности взрослого и детей, в которую, как видно из таблицы, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов.

    - Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учётом её сущности (а не формальных) признаков.

    - Изменение объёма и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

            Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования (наряду с воспитанием и развитием). Вопрос в том, что мы вкладываем в понятие «обучение». Понимание решения этого вопроса невозможно без обращения к главной методологической проблеме не только дошкольного образования – проблеме соотношения процессов обучения и развития.

    таблица № 1

    Учебный блок

    (сетка нод)

    Блок совместной деятельности взрослого и детей

    Блок самостоятельной деятельности детей

    1

    2

    3

    таблицу № 2

    Совместная деятельность взрослого и детей

    Самостоятельная деятельность детей

    Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности

    Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

    1

    2

    3

    Поэтому в связи с появлением нового ФГОС необходимо пересмотреть планирование воспитательно-образовательной работы с детьми и привести его в соответствие с ФГОС ДО.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»

    Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ» Автор: Салчак О.В.., воспитатель МБДОУ «Хунчугеш», с Хемчик   Нор...

    Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»

    Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ» Автор: Салчак О.В.., воспитатель МБДОУ «Хунчугеш», с Хемчик   Нор...

    «Современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»

    в консультации предоставлены материалы, которые с переходрм на ФГТ позволят повысить качество российского дошкольного образования...

    Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста "Новый Год" в соответствии с ФГОС

    В данном материале представлен материал, который будет полезен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, для планирования работы по тематической недели "Новый Год". Материал состав...

    Примерное планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю) в соответствии с ФГОС. Программа «Истоки» Группа: подготовительная Тема недели: «Овощи и фрукты»

    Содержание Программы должно обеспечивать развитие  личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные ...

    Презентация "Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО"

    В презентации обозначены основные аспекты планирования в соответствие с ФГОС ДО.Презентация составлена по материалам статей из журнала "Старший воспитатель"...