Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС.
учебно-методический материал на тему

Черных Екатерина Сергеевна

С появлением нового ФГОС необходимо пересмотреть планирование воспитательно-образовательной работы с детьми. В действующую структуру планирования  ФГОС ДО вносят существенные изменения, на основе принципиальных отличий новой структуры от старой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования администрации Магаданской области                                                                                                                                         областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,                                                                                                             оставшихся без попечения родителей                                                                                                                                                                               «Магаданский областной детский дом для детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Тема: Планирование воспитательно - образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС.

Материал подготовлен:

Старшим воспитателем

Черных Е. С.

Магадан 24.09.14. г.

        В настоящее время большинство существовавших в дошкольных образовательных учреждениях подходов к планированию образовательной деятельности (как перспективному, так и календарному) можно свести к одному обобщённому варианту (смотри таблицу № 1)

        В первом блоке в соответствии с сеткой занятий планировалась учебная деятельность детей, то есть указывались: вид каждого из занятий, название темы (если есть), программные задачи (обучающего и воспитательного характера), краткий или более детализированный ход занятия (в зависимости от опыта и квалификации педагога).

        Во втором блоке в той или иной форме расписывается совместная деятельность взрослого и детей, понимаемая достаточно узко как деятельность, не связанная с непосредственным решением образовательных задач (осуществляемая вне занятий). В объём подобной совместной деятельности входит утренний подъём детей, организация питания, дневного сна, прогулок, специальных закаливающих и оздоровительных мероприятий и так далее, другими словами, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов. Безусловно, главная задача педагога в блоке совместной деятельности взрослого и детей – также отразить процесс решения образовательных задач, например задач по развитию трудовой деятельности в ходе:

- утреннего подъёма (умывание, чистка зубов),

- организация питания (дежурство по столовой),

- подготовка к прогулке (самообслуживание) и тому подобное.

        Сущностные признаки совместной деятельности взрослого и детей в данном случае не играют никакой роли.

Добавим, что в блоке совместной деятельности взрослого и детей наряду с групповыми формами работы планировалась также индивидуальная работа с детьми, имеющими определённые трудности в освоении основной образовательной программы.

В блоке самостоятельной деятельности детей педагоги, как правило, указывают не сами виды самостоятельной деятельности детей, а актуальную на данный день (неделю) предметно – развивающую среду, позволяющую детям самостоятельно осуществлять выбор и организовывать собственную деятельность по интересам.

При этом, по разным причинам (анализ данных причин – предмет отдельного разговора), приоритетную позицию в практике занял первый - учебный - блок (сетка занятий). Именно на нём, в первую очередь, сосредоточилось профессиональное внимание педагогов. Удовлетворяя потребности и запросы практики, большинство авторов и методик также активно разрабатывали системы с доминированием занятий. Получили распространение методики, в которых реализацию поставленных задач предлагалось осуществлять в основном через систему нзанятий. Последние наиболее приблизились к школьной системе обучения и, при замене соответствующих слов, дублировали (по форме) учебный план.

На этом фоне значимость других блоков в развитии, воспитании и образовании детей снижалась, их содержание беднело и упрощалось.

В действующую структуру планирования, описанную выше, ФГОС ДО вносят существенные изменения. Схематично их можно представить следующим образом (смотри таблицу № 2).

        Принципиальные отличия новой структуры от старой:

- Замена учебного плана на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей.

- Увеличение объёма совместной деятельности взрослого и детей, в которую, как видно из таблицы, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов.

- Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учётом её сущности (а не формальных) признаков.

- Изменение объёма и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

        Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования (наряду с воспитанием и развитием). Вопрос в том, что мы вкладываем в понятие «обучение». Понимание решения этого вопроса невозможно без обращения к главной методологической проблеме не только дошкольного образования – проблеме соотношения процессов обучения и развития.

таблица № 1

Учебный блок

(сетка нод)

Блок совместной деятельности взрослого и детей

Блок самостоятельной деятельности детей

1

2

3

таблицу № 2

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

1

2

3

Поэтому в связи с появлением нового ФГОС необходимо пересмотреть планирование воспитательно-образовательной работы с детьми и привести его в соответствие с ФГОС ДО.