Современные требования к технологии проведения непосредственно образовательной деятельности.
учебно-методический материал по теме

Арапова Марина Леонидовна

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменился подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_nod.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Современные требования к технологии проведения  непосредственно образовательной деятельности.

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменился  подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога,  который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Требования к формулировке целей и задач непосредственно образовательной деятельности (НОД):

  • направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат   образовательной деятельности;
  • соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;
  • реальность выполнения поставленной цели в течение всей образовательной деятельности;
  • представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели  образовательной деятельности;
  • наличие образовательных (ой), развивающих (ей) и воспитательных  (ой) задач. Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д.;
  • четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления детей о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к  формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить). В задаче должен отражаться этап работы с содержанием (познакомить, уточнить,  обогатить, систематизировать, обобщить и т.д.).

Непосредственно образовательная деятельность включает три части:

  1. Вводная часть:
  • настрой дошкольников на предстоящую деятельность,
  • обеспечение психологической готовности воспитанников к предстоящей деятельности;
  • организация направленного внимания детей,
  • мотивация предстоящей деятельности для осознания и принятия детьми цели, задач, вхождения в проблему;
  • установление связи с прошлым опытом детей (по возможности).
  1. Основная часть:
  • актуализация имеющихся знаний, представлений детей;
  • создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, навыков;
  • решение главных задач НОД за счет использования разнообразных  приемов и форм работы;
  • создание  условий для разнообразной активной деятельности детей.
  1. Заключительная часть:
  • закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети;
  • подведение итогов образовательной деятельности, оценку ее результатов, с привлечением детей к взаимооценке и самооценке (содержание должно быть направлено на  понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).

Требования к содержанию непосредственно образовательной деятельности:

  • подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
  • должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
  • должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
  • по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);
  • должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
  • включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
  • предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
  • имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).

Для качественного проведения непосредственно образовательной деятельности необходимо:

  • поддерживать   интерес детей на протяжении всей НОД;
  • соблюдать требования здоровьесберегающей педагогики;
  • обеспечивать реализацию индивидуально-дифференцированного подхода;
  • активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
  • создавать  условия для развития умений детей взаимодействовать, организовывать общение, направленное на решение познавательных и практических задач, решение проблемных ситуаций;
  • уделять внимание обучению детей умению слушать друг друга, не перебивать, в случае необходимости приходить на помощь (воспитательная задача);
  • создавать условия для  овладения способами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, сериация, абстрагирование и т.д.), развития психических процессов, творческих способностей, умений размышлять, рассуждать, выявлять взаимосвязи  и взаимозависимости, устанавливать причинно-следственные связи;
  • организовывать  поиск детьми способов решения; обнаружения закономерностей, причинно-следственных связей; установления зависимостей;
  • поиск сходства и различия содержания занятия с подобными явлениями, изученными ранее;
  • направлять усилия выработку понятий; поиск доказательств; выдвижение и проверку гипотезы.

В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности необходимо использовать:

  • проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности), интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления); 
  • методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т.д. (в зависимости от возраста детей, в  том числе общеучебных умений);
  • сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
  • систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;
  • обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);
  • грамотно обобщать ответы детей, направлять  их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
  • осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.

Советы воспитателям по организации НОД:

  • Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
  • Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их размышления, не торопитесь выдать  готовый ответ сами.
  • Подводите детей к выводам, обобщениям.
  • Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
  • Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
  • Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь  влияют на развитие детей.
  • Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.
  • Чаще  обращайтесь к детям  с просьбой -  уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому.
  • После выполнения детьми заданий  поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.

При подведении итогов образовательной деятельности важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами. При этом особый акцент нужно делать на проявлении личностных качеств, умений взаимодействовать.  Поинтересуйтесь, что запомнилось, понравилось на занятии, что было трудным или очень легким и обязательно спросите «Почему?». Задайте детям вопросы:

- Что помогло справиться с заданием?

- Чему сегодня научились?

- Что узнали нового?

 - Где это пригодится?

Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.

При организации непосредственно образовательной деятельности у многих педагогов возникает много вопросов и затруднений  при проведении  интегрированной непосредственно образовательной деятельности.

Рассмотрим технологию проведения интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Как говорил великий педагог прошлого   Я.А.Каменский: «Что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком».

Интеграция - объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методом преподавания.

Общая характеристика интегрированной НОД.

  1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения интегрированной образовательной деятельности нестандартна и интересна.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
  5. За счёт усиления межпредметных связей высвобождается время для других видов деятельности.

Виды непосредственно образовательной деятельности:

  1. Комбинированные - соединяют разные виды деятельности, не связанные общей темой, целью.
  2. Комплексные - соединяют разные виды деятельности, чаще на занятиях эстетического цикла. При этом один вид деятельности доминирует над другим.
  3. Интегрированные -  все виды деятельности объединены одной темой, общей целью. Обязательное условие - постановка и решение проблемы, а также получение продукта в конце НОД.

Методы и приёмы интегрированной непосредственно образовательной деятельности:

  • сравнительный анализ;
  • сопоставление, поиск;
  • эвристическая деятельность («открытие»);
  • проблемные вопросы, стимулирующие проявления совместных с педагогом открытий, помогающих ребёнку найти ответ;
  • речевые игры, дидактические игры, для знакомства с культурно-речевыми традициями, эталонами и др.

Требования к структуре интегрированной непосредственно образовательной деятельности:

  • чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
  • продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы по каждому занятию;
  • взаимообусловленность, взаимосвязанность материалов интегрируемых предметов на каждом этапе непосредственно образовательной деятельности;
  • большая информативная ёмкость учебного материала;
  • систематичность и доступность изложения материала;
  • необходимость соблюдения временных рамок непосредственно образовательной деятельности.

Структура интегрированной непосредственно образовательной деятельности.

  1. Вводная часть - создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.
  2. Основная часть - даются новые задания, необходимые для решения проблемного вопроса по содержанию разных разделов программы с опорой на наглядность.
  3. Заключительная часть - предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализацию ранее освоенной (т.е. для получения какого-либо продукта).

Синтез различных образовательных областей в структуре интегрированной непосредственно образовательной деятельности включает:

  • содержание изучаемого материала;
  • теоретическое и практическое обучение;
  • соединение предметов обязательного цикла между собой;
  • деятельность двух и более педагогов и др.
  • педагогические возможности;
  • повышается интерес к учению;
  • формирование в единстве знаний и умений;
  • коммуникативность, умение говорить;
  • снятие напряжённости, страха, неуверенности.

Преимущества интегрированной непосредственно образовательной деятельности:

  • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • углубляют представление о понятии, закономерностях, расширяют кругозор, способствуют формированию всесторонней личности;
  • основываются на нахождении новых связей между фактами, или углубляют выводы, наблюдения в различных предметах;
  • эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы и др.

Трудности проведения интегрированной непосредственно образовательной деятельности:

  • сложность отбора учебного материала;
  • подробное структурирование образовательной деятельности;
  • проблема личной совместимости педагогов;
  • общий подход к оценке знаний и умений детей;
  • согласованное применение общих терминов и понятий.

Условия подготовки интегрированной непосредственно образовательной деятельности:

  • согласование содержания образовательных областей;
  • обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения;
  • решение вопроса оплаты организации и графика проведения интегрированной НОД;
  • консультирование педагогов, осуществляющих работу по различным направлениям, по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем;
  • проектирование тематики и развёрнутых планов интегрированной НОД.

Таким образом, это интегрированная непосредственно образовательная деятельность, если:

  • все виды деятельности объединены одной темой, общей целью;
  • педагогом, либо педагогом в сотрудничестве с детьми, либо детьми выявлена, поставлена и решена проблема;
  • в результате образовательной деятельности получен продукт (рассказ, танец, рисунок, аппликация и др.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные требования к организации непосредственно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Данный информационный материал составлен в виде консультации для педагогов ДОУ....

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

Педагогическая практика по использованию современных информационно-коммуникационных технологий для образовательной деятельности в дошкольном образовании

Знакомство детей с творчеством художников. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств, мира природы.Формировать элементарные представления о видах иск...

Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

«Игровые педагогические технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО»

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога. В данном материале рассматриваются главные це...