«Внедрение современных образовательных технологий в образовательную деятельность, как средство эффективной реализации комплексно-тематического планирования »
статья на тему

Прядченко Татьяна Владимировна

В статье говориться о разнообразных  образовательных технологиях используемых в работе с детьми в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Внедрение современных образовательных  технологий в образовательную деятельность, как средство эффективной реализации комплексно-тематического планирования »

Одно из условий обеспечения качества дошкольного образования – внедрение эффективных педагогических технологий. Они активизируют познавательную деятельность детей, реализуют личностно-профессиональный рост педагогов, повышают педагогическую культуру родителей.

Давайте вспомним, что же означает сам термин «технология». Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  1. Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Применяем следующие здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамический час, музыко-терапия, ходьба по массажным дорожкам, гимнастика пробуждения, обтирание махровой рукавицей, ходьба по массажным коврикам, дорожкам, самомассаж рук и ног, релаксационные упражнения, коррекционные технологии, песочная терапия.

  1. Еще одна эффективная технология - технология проектной деятельности. Это совместная целенаправленная деятельность для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. 

Использование технологии проектирования способствует также повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей и повышению качества образования дошкольников.

  • Выставка открыток для ветеранов «Победный май»;
  • Выставка макетов боевой техники времен ВОВ;
  • Смотр-конкурс чтецов «Фронтовые письма»;
  • Презентация книги памяти «Нашим отцам, дедам, прадедам посвящается…»;
  • Концерт «У войны не детское лицо»;
  • Презентация для всех участников образовательного процесса «И все о той войне…» (телевизор в холле вокруг бассейна).

Мы пришли к выводу, что проводимые мероприятия объединили детей, родителей и педагогов общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовали формированию коллективных взаимоотношений.

Педагоги активно участвуют в разработке проектов по организации развивающей предметно-пространственнойсреды для воспитанников детского сада:

-создан и реализуется проект мини-музей «Русская изба»;

- ежегодно оформляются клумбы на групповых участках;

- периодически обновляются уголки развития детей в группах;

- оформление к праздникам.

3. Остановлюсь еще на одной эффективной технологии– технологии деятельностного метода «Ситуация», которая направлена на формирование у дошкольников предпосылок УУД.  Эта технология является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон (ТДМ) для дошкольной ступени и дает конкретный ответ на вопрос: как организовать образовательный процесс с дошкольниками, обеспечивающий преемственность в достижении планируемых результатов, определенных ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов):

1)      введение в ситуацию.

2)      актуализация.

3)      затруднение в ситуации.

4)      открытие детьми нового знания (способа действий).

5)      включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.

6)      осмысление (итог).

Технология «Ситуация» универсальна. Чаще всего она применяется при решении задач ОО «Познавательное развитие», но успешно может применяться и в решении задач других образовательных областей.

  1. Хорошо зарекомендовала себя Технология «Портфолио»
  2. Информационно-коммуникационных технологиях. Это совокупность методов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Мы используем ИКТ-технологии при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми, в процессе взаимодействия с родителями, при организации методической работы с кадрами:
  • Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • Оформление групповой документации, отчетов, планов воспитательно-образовательной работы. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно один раз набрать схему и в дальнейшем только вносить изменения.
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
  • Использование интерактивного оборудования в работе с детьми.
  • Создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, тренингов, мастер-классов, совместных развлечений.
  1. Развивающие  игровые технологии.
  • В.В.Воскобович
  • Блоки Дьенеша
  • Палочки Кюизенера
  1. ТРИЗ

Развитие мышления (гибкость , подвижность. системность),

 поисковой активности,

 творческого воображения , речи

  1. Личностно-ориентированные технологии

Реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям ФГОС  ДО

  1. Технология исследовательской деятельности
  • Опыты (эксперементирование)
  • Путешествие по карте
  • Коллекционирование (классификациооная работа)
  • Путешествие по «реке времени».
  1.  Технология проблемного обучения в детском саду

          Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

  1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
  2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

11. Технология разноуровневого обучения

- это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала. То есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

- это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

- психолого-педагогическая диагностика воспитанника;

- сетевое планирование;

- разноуровневый дидактический материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Взаимодействие с родителями в реализации комплексно - тематического планирования образовательно - воспитательного процесса. Старшая группа.

Материал для родителей, который поможет детям в усвоении тем календарно- тематического планирования....

Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

«Использование информационно-коммуникационных технологий по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в реализации комплексно-тематического планирования ДОУ» Методические материалы и рекомендации

В методической разработке представлены:- задачи работы ДОУ по использованию информационно-коммуникативной технологии (презентации) ; - принципы взаимодействия с детьми в совместной деятельн...

Презентация "Образовательное событие как способ реализации комплексно-тематического планирования"

Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознаётся ребёнком как значимая в его собственном образованииРебёнок – активный участник происходящего...