«Использование информационно-коммуникационных технологий по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в реализации комплексно-тематического планирования ДОУ» Методические материалы и рекомендации
методическая разработка (старшая группа) по теме

Саво Инна Леонидовна

 

В методической разработке представлены:

- задачи работы ДОУ по использованию информационно-коммуникативной технологии (презентации) ;

 

- принципы взаимодействия с детьми в совместной деятельности ;

требования к комплексно-тематическому планированию;

рекомендации педагогам по  использованию ИКТ в работе с дошкольниками;

- рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм при использовании средств мультимедиа в образовательном процессе;

 требования  к составлению и предъявлению презентация для детей дошкольного возраста.

Рекомендации

 

             Создание доступных презентаций   для детей с нарушением зрения

             Реализация комплексно – тематического планирования  в старшей и подготовительной группе с использованием современной образовательной технологии ИКТ по образовательной

             области «Художественно-эстетическое развитие» Старшая группа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Использование информационно-коммуникационных технологий по образовательной области «Художественно-эстетическое  развитие» в реализации комплексно-тематического планирования ДОУ»

Методические материалы и рекомендации

                                           Составитель: Саво И.Л

                                                                           

Введение

Главным в работе каждого дошкольного образовательного учреждения  является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в области художественно-эстетического развития предполагает формирование «предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального и изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных  произведений». Таким образом, подразумевается интеграция различных образовательных областей для успешного развития творческого потенциала детей.  Современные требования к аттестации и тарифно-квалификационные требования  ставят перед педагогами задачу: овладеть современными образовательными технологиями, в особенности информационно-коммуникативными. Владение компьютером, создание для детей интересных по содержанию презентаций и их использование в образовательном процессе  – вот одна из задач современной педагогики. Современный ребенок уже с самого раннего детства приобщается родителями к информационному общению и ему стало интересно познавать мир с помощью активных способов познания.  

         Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача –создать хорошую материально-техническую базу, обучить коллектив навыками пользования компьютерами умению применять разнообразные компьютерные программы с работе с детьми.           Коллектив нашего детского сада  уже много лет использует в своей работе многоуровневую  музейно – педагогическую программу «Здравствуй, музей!», (её первый раздел «Мы входим в мир прекрасного»), разработанную Российским центром музейной педагогики и детского творчества, и считает, что эта программа может оказать неоценимую услугу в деле формирования творческой личности.  Основной целью этой комплексной программы является приобщение детей и юношества к изобразительному искусству во всём многообразии его характеристик. На первом этапе приобщения детей к музею программа ставит следующие задачи:

  • Развитие визуальной грамотности и формирования навыков смотрения, детального рассматривания, выделения главного в изображении, обобщении увиденного.
  • Знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства.
  • Приобщение к музейной среде, воспитание бережного отношения к памятнику.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование навыков общения по поводу искусства.

Владение современными технологиями позволяет эти задачи решать в интеграции с другими направлениями работы. С помощью искусства дети могут знакомиться с современным и ушедшим в прошлое миром людей, животных, транспорта, природы и др. А подбор качественного электронного варианта представления материала делает познание наиболее эффективным и увлекательным.

Являясь парциальной, программа «Здравствуй, музей!», сочетается с любой дошкольной образовательной программой.        Цель данной методической разработки  – помочь педагогам детских садов проводить работу с детьми интересно, с учётом новых форм взаимодействия, создать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Музейная педагогика и ознакомление с искусством предоставляет для этого самые широкие возможности.

Задачи работы ДОУ по использованию информационно-коммуникативной технологии (презентации) :

  1. Объединить усилия всего педагогического коллектива для создания банка презентаций по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
  2. Создать комплексно-тематическое планирование и продумать  систему использования электронных образовательных ресурсов для решения задач основной образовательной программы дошкольного образования.
  3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов на почве ознакомления с искусством.
  4. Повысить культурный уровень педагогов, родителей и детей  в области изобразительного искусства, подготовить их к восприятию художественного материала с помощью ИКТ .
  5. Активизировать и обогащать навыки и умения работы  с презентациями в совместной образовательной деятельности .
  6. Поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях.
  7. Проанализировать эффективность использования ИКТ в образовательной среде ДОУ.

Принципы взаимодействия с детьми в совместной деятельности :

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и способности воспринимать предложенный материал в электронном виде.
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе восприятия наглядной информации.
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности после просмотра презентации.
  4. Сотрудничество с семьей в подборе материала, в восприятии предложенного на практических семинарах ив досуговой деятельности.
  5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий.

Требования к комплексно-тематическому планированию

Комплексно тематическое планирование строится с учетом требований ФГОС, на основе которого разрабатывается основная образовательная Программа. Реализация комплексно- тематического принципа планирования невозможно:

  1. без взаимосвязи с принципом интеграции как содержания, так и организации образовательного процесса.  
  2. тематики, которая предлагается детям. Она должна быть значима для семьи и общества , вызывать интерес детей, давать новые яркие впечатления, представления и понятия.

Цель комплексно-тематического планирования:

сделать жизнь детей интересной, содержательной и  связанной с окружающей  действительностью.

При использовании комплексно-тематического планирования  учитывается следующее:

  • количество тем самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими, праздниками или событиями);
  • указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими  праздниками или событиями;
  • формы подготовки  и реализации тем  носят интегративный  характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
  • формы работы по подготовке и реализации темы детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к теме для  детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т.п.);
  • одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период 2 недели);
  • тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.

В планирование включаются:

  •  «организующие моменты»,
  • «тематические недели»,
  • «события»,
  • «реализация проектов»,
  • «сезонные явления в природе»,
  • «праздники»,
  • «традиции» и др.

Рекомендации педагогам по  использованию ИКТ в работе с дошкольниками.

Прежде чем проводить работу  по использованию компьютерных презентаций в образовательном процессе ДОУ необходимо изучить требования СанПиНа

Требования СанПиН 2.4.1.2660-10.

6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице . 

Расстояние проектора 
от экрана (м)

Ширина экранного 
изображения (м)

Расстояние 1-го ряда 
от экрана (м)

4,0

1,2

2,4

3,5

1,0

2,1

3,0

0,9

1,8

2,5

0,75

1,5

2,0

0,6

1,2

6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

Рекомендации по соблюдению санитарно-гигиенических норм при использовании средств мультимедиа в образовательном процессе.

Исследования воздействий учебных занятий с использованием аудиовизуальных средств, в т. ч. персонального компьютера, на работоспособность и функциональное состояние организма детей школьного и дошкольного возраста показали, что для оптимального восприятия материала и обеспечения здоровьесберегающих условий в процессе занятий большое значение имеют следующие факторы:

·  длительность и частота демонстрации экранных средств мультимедиа

·  продуманность системы использования средств мультимедиа на разных этапах урока

·  выполнение требований к режиму использования компьютеров  на уроках и во внеурочное время.

Максимальная длительность использования в работе с детьми мультимедийных презентаций-7-10 минут

Более длительное использование экранных средств вызывает утомление и неэффективно.

Воспитателю необходимо в процессе образовательной деятельности следить за поведением детей во время восприятия материала и знать признаки зрительного утомления:

  1. Покраснение лица
  2. Появление расторможенных двигательных реакций (отвлечения, выкрикивание, смех)

Не забывать проводить зрительную гимнастику для снятия зрительного утомления.

   

 Требования  к составлению и предъявлению презентация для детей дошкольного возраста

При  составлении презентаций, педагоги должны учитывать возрастные особенности восприятия детьми информации. Существуют определенные требования к составлению и предъявлению  материала.

Учитывая требования всех нормативных документов следует сделать вывод о том, что главный принцип – не навредить. В погоне за современными образовательными технологиями не забывать о ребенке: его возрастных и индивидуальных особенностях

В своем продукте мы представляем :

  1. Комплексно-тематическое планирование
  2. Перечень презентаций для детей , педагогов и родителей
  3. Подборка презентаций по ознакомлению детей с искусством для решения задач и реализации тем комплексно-тематического планирования в старших и подготовительной группах.

Рекомендации

Создание доступных презентаций   для детей с нарушением зрения

Одной из важных особенностей современного мира - доступ к информации и передача ее другим. Поэтому, презентации теперь часто принимают форму мультимедийных показов с применением различных технологий с тем, чтобы привлечь внимание аудитории и сообщить ей какую-то информацию. Учитывая, что люди запоминают информацию и учатся каждый по своему, использование аудиовизуальных презентаций стало очень удобно для лекторов, целью которых - передать свою идею так, чтобы она заинтересовала  слушателей и запомнилась им.

Тем не менее, существует проблема, с которой мы должны непременно справиться - как сделать мир современной презентации доступным для детей с нарушением зрения, чтобы они могли получить всю полноту ощущений от презентаций так же, как их здоровые коллеги.  Иначе может случиться так, что люди с дефектами зрения, не поймут вообще, какую идею хочет донести до них автор, либо воспримут совсем иную идею.

На основе выше сказанного, хотелось внести ряд предложений по созданию презентаций:

  • Фон

При показе презентации - из программы PowerPoint или со слайдов, пожалуйста: используйте контрастную цветовую схему, которую легко видно с последних рядов аудитории. Мы рекомендуем или белый текст на темном фоне, или темный текст на фоне кремового цвета. Чисто белый фон часто бывает слишком ярким, и это создает неудобства для людей с плохим зрением.

Фон не должен быть разноцветным, поскольку это может создать трудности для слабовидящего человека в интерпретации полученных визуальных восприятий. Если фоновые изображения нужны, пожалуйста, используйте только низкую яркость, чтобы получился максимальный контраст между фоном и текстом. Иначе читать текст будет очень неудобно.

  • Размер шрифта и количество текста на одном слайде

Хорошо воспринимаются презентации, у которых:

• на каждом слайде не более пяти - семи строк текста или список из такого же количества пунктов, а в каждой строке по пять - шесть слов, выровненных по левому краю строки;

  • между строками должно быть достаточно места, чтобы избежать эффекта «переполнения» слайда;
  • текст должен быть набран достаточно крупным шрифтом, так чтобы его могли прочитать большинство слушателей с плохим зрением, сидящих в передних рядах, и зрячие люди с последних рядов зала. Поэтому, мы рекомендуем вставлять не более шести строк текста с интервалом 1.5 строки между ними в одном слайде;
  •  для заголовков, колонтитулов рекомендуем использовать шрифт 48 кегль. Если же свободного места не хватает для длинных слов, то шрифт можно  уменьшить, но не меньше  32;

  • Тип шрифта

Пожалуйста, используйте гарнитуры шрифтов без засечек, таких как Helvetica, Arial и Verdana, а не Times New Roman, потому что людям с плохим зрением труднее читать шрифты с засечками. Избегайте использования курсива. Они так же читаются с трудом не только людьми с плохим зрением, но и зрячими.

Попытайтесь использовать в одном слайде только один шрифт. Если Вы хотите привлечь внимание   аудитории к определенному тексту, используйте больший кегль или полужирный стиль того же шрифта.

Если информация на слайде важна только для Вас как лектора, например, заголовок презентации и номера страниц, сделайте их как можно меньшим кеглем, чтобы освободить место для информации, которая важна для аудитории.

  • Рисунки и графики

Если в Вашу презентацию входят рисунки и графики, то они должны выглядеть как можно проще. Кроме того, попытайтесь расположить на каждом слайде презентации по одному графику или одному рисунку, чтобы упростить визуальное восприятие. К рисункам и графикам относятся те же правила, которые были описаны выше для текстовых презентаций.

Подписи к рисункам и графикам должны выполняться шрифтами без засечек. И в этом случае никогда не используйте более одного шрифта в одном слайде презентации, избегая курсива.

Рисунки и графики нужно объяснять, потому что люди с плохим зрением, читающие с помощью монокуляра, люди с узким полем зрения не смогут сориентироваться, откуда начать чтение или осмотр слайда до его смены.

Лектор должен специально упомянуть, какая часть данного слайда презентации представляет интерес для аудитории. Для зрячих людей достаточно указать на эту часть слайда лазерной указкой. Однако этого недостаточно для людей с дефектами зрения или ограниченным полем зрения, так как им сложно разглядеть световой зайчик указки достаточно быстро.

Полезно так же объяснить подробно, что изображено на слайде. Имейте в виду, что некоторые части рисунка, например:  гистограмма, всегда трудны для интерпретации даже людям с нормальным зрением. В этом случае рекомендуется добавить вербальное описание слайда, например: «На этом слайде показаны результаты исследования в виде гистограммы. Столбики в левой стороне диаграммы показывают данные, полученные в ходе экспериментов; столбики в правой стороне ...»

  • Фотографии, иллюстрации и другие визуальные элементы

Без сомнения, многие презентации получаются более информативными и интересными, если в них используются фотографии, иллюстрации и другие визуальные элементы. Они могут акцентировать внимание на определенной идее, иногда помочь в понимании смысла или просто сделать презентацию интереснее.

Если использование этих визуальных элементов необходимо, пожалуйста, убедитесь, что любой сопровождающий текст размещается отдельно от изображения, слева, выше или ниже его.

Никогда не используйте текстовое обертывание!

Сопровождайте каждую фотографию и рисунок коротким вербальным комментарием.

  • Анимационные эффекты

Чтобы анимационные эффекты в презентациях были доступны людям с плохим зрением, их нужно свести к минимуму.  Если Вы все же хотите использовать мультипликацию в вашей презентации, пользуйтесь следующими анимационными элементами, которые вызывают меньше всего замешательства у людей с плохим зрением: эффектом «движения объекта» слева направо, эффектом «пишущей машинки» и эффектом «возникновения» объекта.

  • Вербальная поддержка во время презентации

Для успешной презентации неплохо, если лектор читает вслух весь текст, представленный в ней. Для многих людей с плохим зрением, сидящих впереди, и для зрячих людей, которые сидят в последних рядах большой аудитории, текст и рисунки могут быть слишком мелкими и поэтому плохо воспринимаются. Кроме того, многие люди с плохим зрением, даже если текст читаем, воспринимают его гораздо медленнее зрячих людей, а состояние освещения может сделать чтение для них и вовсе невозможным.

Вы должны знать, что не каждый человек, присутствующий в аудитории, способен читать длинные тексты. Поэтому надо читать текст обязательно медленно и ясно. Не пропускайте ни единого слова и убедитесь, чтобы у каждого, кто хочет сам прочитать текст, было достаточно время на это, прежде чем Вы продолжите презентацию следующим слайдом.

Если длинный текст очень важен, например, определение существенной концепции, сошлитесь на раздаточные материалы для прочтения позже.

 


Реализация комплексно – тематического планирования  в старшей и подготовительной группе с использованием современной образовательной технологии ИКТ по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Старшая группа

Тема

Основная цель

Мероприятия с детьми

Используемая презентация

Сентябрь

Времена года - осень

Ранняя осень. Конкретизация представлений через сравнительную характеристику времен года: лето – осень.

Рисование «Рябина »

Дидактическая игра «Любимый Петербург»

«Ветка рябины»

Воспитатель обращает внимание детей на разные технические воплощения заданного образа

Октябрь

Времена года - осень

Золотая Осень

Игра « Угадай  что  отражается в луже»

Цель: развитие зрительного внимания детей. Закрепить узнавание мест Петербурга

Знакомство детей с понятием золотая осень

«Золотая осень»

Подбор картин русских художников, изображающих осень

Овощи

Формирование понятий: овощи.

Знакомство с осенними натюрмортами

«Осенний натюрморт»

Фрукты  

Закрепить представления о фруктах: абрикос и  слива

Знакомство с осенними натюрмортами

«Овощи и фрукты»

Ягоды

Арбуз

Знакомство с осенними натюрмортами

«Чудесные поделки из арбуза»

Ноябрь

Времена года - осень

Поздняя Осень.

Формирование понятий.

Рассказ воспитателя о середине осени

Чтение природоведческой литературы

Рисование «Октябрь уж на дворе»

Картины русских художников «Поздняя осень»

Домашние животные

Домашние животные и домашние птицы. Детеныши.

Формирование понятия.

Классификация.

Логинова Аннет «Кошки»

Домашние птицы

Доналд Золан «Гусь» из презентации «Детство, детство»

Декабрь

Время года - зима

Начало зимы.

Конкретизация представлений:

-   признаки в природе;

-   мир животных;

-   мир растений;

-   труд людей.

Дидактическая игра с помощью системного оператора  «Признаки зимы»

Чтение стихотворений о зиме

Рассматривание репродукций

Чтение природоведческой литературы

«Зима в произведениях современных художников»

Зимующие птицы

Зимующие и перелетные птицы.

Формирование понятия.

Расширение объема.

Наблюдения на участке

Восприятие стихов

Рассматривание иллюстраций.

Восприятие В.Бианки «Синичкин календарь»

Коллаж «Прилетели свиристели»

Подкормка птиц

Работа с трафаретами

Фотографии зимующих птиц

Хвойные деревья

Новый год

Хвойные деревья.

Рассматривание

старых новогодних открыток, создание макетов «Зима»

Рассказ воспитателя о Новом годе

Составление сказок с помощью открыток «Новый год спешит к нам в гости»

Мастерская Деда Мороза

Презентация «Старые новогодние открытки»

Январь

Время года - зима

Середина зимы.

Углубление представлений:

-   признаки в природе;

-   мир животных;

-   мир растений;

-   труд людей.

Показать детям многообразие признаков

Знакомство с промыслом «Гжель»

Рассматривание и рисование узоров

Гжель

Зимние забавы

Закрепить с детьми представления о развлечениях детей зимой

Рассматривание картины «Зимние забавы»

Дональд Золан « Развлечения детей зимой»

Растительный мир

Комнатные растения

Комнатные растения

Способы вегетативного размножения растений (черенками, листьями, усами)

Рассматривание комнатных растений

Чтение стихов о комнатных растениях 

«Комнатные растения нашего дома» (художественная фотография)

Февраль

Время года - зима

Конец зимы.

Формирование понятия «Зима– как время года».

Рисование «Заснеженные ели – стоят после метели»

«Зимушка – зима»

Дикие животные и их детеныши

Дикие животные наших лесов

Расширение объема.

Рассматривание иллюстраций

Чтение энциклопедии

Рисование «Зимний лес-полон чудес»

Животные  наших лесов

День защитника Отечества

Военные профессии.

Досуг «День защитника Отечества»

Дидактическая игра «Военная техника»

Рассматривание картин

Чтение рассказа о б армиии

Фотогалерея «Наша армия сильна»

Март

Время года -весна

Ранняя весна.

Конкретизация представлений через сравнительную характеристику двух времен года «Зима - весна».

Изображение марта в картинах русских художников

Международный женский день

Формирование представлений

Беседа о празднике

Чтение рассказов, стихов о маме

Рассматривание иллюстраций с портретами мам

Досуг « Маме посвящается»

Рисование «Портреты мамы»

«Мать и дитя»

Международный день кошек

Знакомство с праздником.

Закрепление представлений о разновидностях кошек

Лепка кошек

Рассматривание иллюстраций

Разучивание стихотворений и потешек

Вернисаж «Моя любимая кошка»

«Коты Татьяны Родионовой»

Логинова Аннет «Кошки» (2 часть)

Апрель

Время года -весна

Середина весны.

Формирование понятий и представлений о четырех временах года:

-   природные явления;

-   мир животных;

-   мир растений;

-   человек.

Рассматривание иллюстраций

Наблюдения за природой на участке

Дидактические игры  с использованием системного оператора «Признаки апреля»

Рисование «Весна-красна»

Весенние цветы

Космос

Космос.

Беседа о космонавтах, рассматривание картин о космосе, чтение художественной литературы, рисование «Этот удивительный космос» с использованием художественных техник

Лепка «Космонавт»

Космос

Май

Время года -весна

Весна.

Сравнительная характеристика двух времен года «Весна - лето».

Целевая прогулка в парк, на аллею

Рассматривание иллюстраций цветущих садов

Чтение рассказов о мае

Рисование  с использованием нетрадиционных техник «Цветущая весна»

«Цветущая весна»

День Победы

День Победы

Чтение детской художественной литературы

Встреча с ветеранами

Досуг

Возложение цветов на могилу неизвестного солдата

«Салют, Победа!»

Наш город

Наш город и наш район

Проект «Наш любимый город»

Фотографии города

Июнь

Время года - лето

Формирование понятий  о времени года:

 -   природные явления;

-   мир животных;

-   мир растений;

-   человек.

Рассказы о лете, экскурсии по участку и за пределы детского сада, рассматривание иллюстраций, чтение природоведческой литературы

Летние натюрморты

Растения летом

Формирование понятий: растения луга, поля, участка

Наблюдения за растениями на участке детского сада

Дидактические игры «Узнай растение»

Рисование «Растения нашего участка»

Фото галерея

День защиты детей

Закрепление представлений о празднике

Рассказ о празднике «День защиты детей»

«Детство, детство» Дональда Золана

Июль

Время года - лето

Закрепление представлений о растительном и животном мире

Наблюдения, эксперименты, составление гербария, рассматривание открыток, рисование, создание аппликационных работ

Август

Время года - лето

Закрепление представлений о растительном и животном мире

Любимые цветы

Рассматривание художественной фотографии

День семьи

Познакомить с праздником, его проихождении

Беседа с детьми

Фото галерея «Семья»

Подготовительная к школе группа

Тема

Основная цель

Мероприятия с детьми

Используемая презентация

Сентябрь

Времена года - осень

Ранняя осень. Систематизация представлений:

-   признаки в природе;

-   мир животных;

-   труд людей.

Рисование «Осень в Петербурге»

Дидактическая игра «Любимый Петербург»

«Осень в Петербурге» (художественная фотография)

«Что  мы видим в луже?»

Октябрь

Времена года - осень

Золотая Осень

Игра « Угадай  что  отражается в луже»

Цель: развитие зрительного внимания детей. Закрепить узнавание мест Петербурга

Знакомство детей с понятием золотая осень

«Что  мы видим в луже?»

Красочная осень Ann Marie Bone

Овощи

Расширение объема представлений.

Классификация.

Знакомство с осенними натюрмортами

Фрукты  

Знакомство с осенними натюрмортами

«Овощи и фрукты»

Ягоды

Знакомство с осенними натюрмортами

Ноябрь

Времена года - осень

Поздняя Осень.

Расширение представлений.

Классификация.

Рассказ воспитателя о середине осени

Чтение природоведческой литературы

Рисование «Октябрь уж на дворе»

Картины русских художников «Поздняя осень»

Домашние животные

Домашние животные и домашние птицы. Детеныши.

Формирование понятия.

Классификация.

Чтение природоведческой литературы

Составление рассказа «Мое любимое животное»

Рисование  с помощью трафарета

Рассматривание картин с разной техникой изображения животных

«Братья наши меньшие»

Декабрь

Время года - зима

Начало зимы.

Систематизация представлений:

-   признаки в природе;

-   мир животных;

-   мир растений;

-   труд людей.

«Кто спрятался на елке?»

Цель: развитие зрительного внимания детей

Рисование «Зимушка – зима»

Рассматривание пейзажных репродукций.

Дидактическая игра «Найди признаки»

Чтение стихотворений о зиме

Игра -презентация

Зимующие птицы

Зимующие и перелетные птицы.

Формирование понятия.

Расширение объема.

Классификация.

Наблюдения на участке

Восприятие стихов

Рассматривание иллюстраций.

Восприятие В.Бианки «Синичкин календарь»

Рисование «Наши пернатые друзья»

Подкормка птиц

Работа с трафаретами

Фотографии зимующих птиц

Хвойные деревья

Новый год

Хвойные деревья.

Рассматривание

старых новогодних открыток, создание макетов «Уголок Петербурга»

Рассказ воспитателя о Новом годе

Составление сказок с помощью открыток «Путешествие Деда Мороза»

Мастерская Деда Мороза

Презентация «Мишутка на открытках»

«Путешествие Деда Мороза» - составление сказки по слайд-презентации

Новогодние образы от художников Андрея и Вики Габрихт

Январь

Время года - зима

Середина зимы.

Систематизация представлений:

-   признаки в природе;

-   мир животных;

-   мир растений;

-   труд людей.

Расширение объема представлений.

Знакомство с промыслом «Гжель»

Рассматривание и рисование ухоров

Гжель

Зимние забавы

Рассматривание картины «Зимние забавы»

Дональд Золан « Развлечения детей зимой»

Растительный мир

Комнатные растения

Комнатные растения

Способы вегетативного размножения растений (черенками, листьями, усами)

Рассматривание комнатных растений

Чтение стихов о комнатных растениях 

«Комнатные растения нашего дома» (художественная фотография)

Блокада Ленинграда

Закрепить представления детей о подвиге блокадного Ленинграда и его жителей

Чтение книг,

Посещение библиотеки «Синяя птица» на урок мужества, знакомство с детской художественной литературой.

Рисуют дети блокадного Ленинграда

Февраль

Время года - зима

Конец зимы.

Формирование понятия «Сезон – как время года».

Рисование «Заснеженные ели – стоят после метели»

«Зимушка – зима»

Alois Arnegger  Горы и ели

Дикие животные и их детеныши

Дикие животные Севера и Юга.

Классификация:

«ночные» - «дневные»;

хищники – травоядные – всеядные.

Расширение объема.

Рассматривание иллюстраций

Слушание голосов Африки

Чтение энциклопедии

Рисование «Животные Африки»

Животные Африки Eric Forlee

День защитника Отечества

Военные профессии.

Досуг «Богатыри русской земли»

Дидактическая игра «Богатыри»

Рассматривание картин

Чтение былин

Русские богатыри

Март

Время года -весна

Ранняя весна.

Систематизация представлений:

-   природные явления;

-   мир животных;

-   мир растений;

-   человек.

Женские профессии.

«Март-талая вода»

Международный женский день

Формирование представлений

Беседа о празднике

Чтение рассказов, стихов о маме

Рассматривание иллюстраций с портретами мам

Досуг « Маме посвящается»

Рисование «Портреты мамы»

«Русские красавицы Владислава Нагорного»

Международный день кошек

Знакомство с праздником.

Закрепление представлений о разновидностях кошек

Лепка кошек

Рассматривание иллюстраций

Разучивание стихотворений и потешек

Вернисаж «Моя любимая кошка»

«Коты Татьяны Родионовой»

Котогалерея Татьяна Родионовой (коты в Петербурге)

Апрель

Время года -весна

Середина весны.

Систематизация представлений о четырех временах года:

-   природные явления;

-   мир животных;

-   мир растений;

-   человек.

Рассматривание иллюстраций

Наблюдения за природой на участке

Дидактические игры «Весна-красна»

Рисование «Апрель – на дворе капель»

Картины русских художников Апрель

Растения весной

Рассматривание первоцветов, чтение стихов, дидактическая игра «Узнай растение»

Весенние цветы

Космос

Космос.

Беседа о космонавтах, рассматривание картин о космосе, чтение художественной литературы, рисование «Этот удивительный космос» с использованием художественных техник

Космос

Май

Время года -весна

Весна.

Классификация четырех времен года.

Целевая прогулка в парк, на аллею

Рассматривание иллюстраций цветущих садов

Чтение рассказов о мае

Рисование точками  «Цветущий сад»

«Цветущая весна»

День Победы

День Победы

Чтение детской художественной литературы

Рисование «Салют, Победа!»

Встреча с ветеранами

Досуг

Возложение цветов на могилу неизвестного солдата

«Салют, Победа!»

Наш город

Наш город и наш район

Фотографии города

Июнь

Время года - лето

Закрепление представлений о летних признаках

Игры, экскурсии, рисование, сбор гербария, составление рассказов и книг по результатам экскурсии, рассматривание

Летние натюрморты

День защиты детей

Закрепление представлений о празднике и его традициях

Рассказ о празднике «День защиты детей»

«Детство, детство» Дональда Золана

Июль

Время года - лето

Закрепление представлений о летних признаках

Август

Время года - лето

Закрепление представлений о сезонных изменениях в природе

Любимые цветы - астры

«Астры» - рассматривание художественной фотографии

День семьи

Закрепление представлений о празднике


Перечень презентаций, сопровождающих комплексно-тематическое планирование

Презентации для детей

А.С.Пушкин

Астры

Весна пришла

Весна в картинах русских художников

Ветка рябины

Весенние цветы

Гжель

«Детство, детство» Дональда Золана

Дональд Золан  портреты детей

Зимний Петербург

Красочная осень Ann Marie Bone

Космические картины летчика-космонавта Алексея Леонова

Летние натюрморты

Логинова Аннет «Кошки»

Мать и дитя

Мишутка на старых новогодних открытках

Натюрморты с фруктами

Новогодние образы от художников Андрея и Вики Габрихт

Старые новогодние открытки

Осень в Петербурге

По странам и континентам

Рисуют дети блокадного Ленинграда

Русские красавицы Владислава Нагорного

Русские богатыри

Коты Татьяны Родионовой

Дидактическая игра «Угадай, что спряталось в луже»

Дидактическая игра « Кто спрятался на елке?»

Фрукты

Презентации для педагогов и родителей

Викторина для воспитателей «Знаете ли Вы живопись?»

Котогалерея Татьяны Родионовой (коты в Петербурге)

«Петербург в картинах современных художников»

Блокада

« Санкт-Петербург в картинах современных художников» - встреча № 2 консультация старшего воспитателя

«Современная архитектура Санкт-Петербурга» - консультация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»

Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности

В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям  логопедической группы, направленные на  развитие всех сторон речи де...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Отчет Об использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

ОтчетОб использовании современных образовательных информационно- коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

ОТЧЁТ Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

ОТЧЁТ Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...