Как грамотно воспитывать мальчика
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Грачева Арина Юрьевна

В статье описано, что необходимо учитывать при воспитании мальчика. Особый акцент ставится на выборе стиля воспитания. Представлены характеристки стилей воспитания и формирумые в соответствии с этим качества характера, ценности и особенности поведения ребёнка. Родители смогут провести самооценку своего стиля воспитания и при необходимости скорректировать воспитательные действия. Также важная часть материала посвящена  учёту типа темперамента в воспитании ребёнка.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как грамотно воспитывать мальчика-дошкольника

Мы часто говорим при рождении ребёнка, что не важно, кто родился, мальчик или девочка. Главное, чтобы был здоровым. Да, здоровье важно одинаково для всех. И всё  же существуют  особенности воспитания,  как для девочек, так и для мальчиков. Сегодня поговорим о мальчиках.

Для  благополучного развития мальчика важно учитывать сложившиеся в общественном сознании черты характера, свойственные мужскому полу, и модель мужского поведения, а также потребности и его природные индивидуальные особенности (темперамент). Если говорить о глобальных мужских положительных  характеристиках, то это:

- деловитость, нацеленность на достижение цели и успех;

- профессиональная самореализация, материальная состоятельность;

- стремление к самостоятельности, независимости;

- склонность к риску, смелость, решительность;

- активность, напористость, уверенность, инициативность;

- склонность к соперничеству;

- стремление служить, защищать, помогать;

- стремление показать свою физическую силу, ловкость;

- стремление проявлять волю, терпение, благородство.

Важное отличие мальчиков от девочек – эмоциональная закрытость, неумение или нежелание показывать свои переживания. Эта особенность культивировалась с древних времён и прочно заложена в мужском подсознании.

Вместе с тем, мужчины в большей степени, чем девочки,  склонны к агрессивности, горячности, конфликтности.

До года потребности мальчика и девочки одинаковы. Это - потребности в заботе, ласке, любви, общении. От года до 3-х лет эти потребности также должны удовлетворяться,  но уже с большим учётом пола. Не случайно после 3-х лет мальчиков всё больше привлекают представители сильного пола. Первым образцом мужского поведения является папа. Если семья полная, то папе важно учитывать это и стараться быть положительным примером для сына. Фраза «в кого ты такой?!» не имеет места быть, так как мальчик впитывает то, что видит в семье. Родители должны быть очень внимательны к своему поведению. И мальчик, и девочка наблюдают стиль общения мамы и папы. Мальчик смотрит на папу, а девочка на маму. С 4-х лет мальчик должен быть в поле влияния папы. А папа должен стремиться проявлять мужские качества, быть авторитетом, примером заботливого и уважительного отношения к жене (маме мальчика). Это культивирует в сыне потребность в оказании помощи, заботы, выполнении просьб. Кроме того, в период кризиса 3-х лет у мальчика с большей силой проявляется потребность в самостоятельности и независимости, что является ступенькой для развития умения принимать решение и доводить дело до конца. Поэтому грамотное управление этими качествами со стороны родителей имеет большое значение. То, что родители  часто называют упрямством, можно  перевести в упорство. Например, ребёнок играет в лего, ему важно достроить дом, а вы его зовёте обедать. Дайте ему возможность закончить  своё дело. Но выставьте ограничения по времени и обязательно договоритесь с ребёнком о том, что к обозначенному времени он сядет за стол. И объясните, почему для вас важно, чтобы он выполнил вашу просьбу.

Важно и то, как отец общается с другими членами семьи и с друзьями. Если муж груб с женой, бабушкой, то и сын со временем станет дерзить своей матери. Для мальчика также может быть хорошим  примером  положительное поведение близких родственников – дедушки, старшего брата, дяди.

Как должна вести себя с сыном мама? Для формирования уважительного отношения к женщине мама должна время от времени обращаться к нему за помощью, акцентируя на том, что ей трудно справиться одной. Например, донести до дома небольшой пакет с продуктами. Также мама может обращаться за советом к сыну, что приготовить на ужин, как провести выходные. В этом, конечно, может участвовать и папа. Если есть второй младший ребёнок, то и здесь можно обращаться к старшему за посильной помощью, но не делать из него «золушку». И, конечно, крайне важно грамотно хвалить (3 шага эффективной похвалы).

Есть некоторые аспекты, к которым следует относиться внимательнее. Если ваш сын большей частью дружит с девочками, предпочитает их игры  и держится ближе к матери, то, возможно, принадлежность к мужской части населения его пугает. И здесь снова важна роль папы, который должен помочь сыну преодолеть страх перед своим мужским началом.

Мальчики более скрытны и сдержанны, чем девочки, но они чаще боятся ночной темноты и сильнее переживают из-за ссор между родителями. Поэтому  родители должны стараться избегать ссор на глазах у сына.

 Если в семье авторитарная (не путать с авторитетной)  мама, то есть риск сформировать у сына неуверенность  и приспособляемость. Нарушается потребность в принятии и признании. Главный признак авторитарной мамы – эмоциональная глухота. Второй признак – чрезмерные требования, упрёки, постоянный контроль. Третий признак – ребёнок воспринимается как собственность. А если идти глубже? Откуда в маме авторитарность? Кто её взрастил? Ответ очевиден: семья мамы. И скорее всего, у неё был авторитарный отец.  Кого  видит мама в сыне? Скорее,  она проецирует на него свои отношения с отцом.  Или с мужем. У сына в ответ на подавление возникает страх, обида и злость, которые могут «застрять» в нём на всю оставшуюся жизнь. И идеал женщины в лице мамы рушится. Но связь с такой мамой часто очень сильная. И,  будучи взрослым мужчиной, он продолжает  оглядываться на маму и опираться на её мнение. Даже если многого  достиг в жизни. И построить свою счастливую семью ему очень сложно.

Может быть и другой сценарий, когда мама гиперответственная, много трудится на благо сына и семьи.  Своей сверхзаботой она ограничивает самостоятельность мальчика. Такое нередко случается в неполных семьях, где нет папы. И в какой-то момент мама начинает манипулировать чувствами сына, вызывая у него чувство вины и неполноценности («всё ради тебя, а ты…»). Усталость и недомогание – это одно из проявлений  манипуляции.  

В этой связи мы неминуемо выходим на тему стиля семейного воспитания и его влияния на растущего мальчика. К 5-6 годам закладываются базисные  черты характера. В этом главную роль играют родители. Выводы напрашиваются сами. Каким вы хотите видеть своего сына?

Предлагаем вашему вниманию отличительные черты стилей воспитания и формируемые у ребёнка качества, ценности и особенности поведения. Проведите самодиагностику:  постарайтесь честно оценить, к какому стилю воспитания вы склонны в большей степени.

Стиль воспитания

Признаки, проявления

Формируемые у ребёнка качества и ценности, особенности поведения

Демократический  или авторитетный (гармоничный)

Разумные требования и контроль. Уважение к личности ребёнка, его мнения,  учёт возрастных особенностей, умение слышать, стремление понять потребности ребёнка, открытость в выражении своих чувств, эффективные приёмы общения (я-сообщения, активное слушание).

Способность к самоконтролю, волевые качества, хорошая адаптируемость, уверенность в себе, ответственность, учёт принятых правил и норм, способность принимать решение, умение учитывать потребности и мнения окружающих

Авторитарный (диктаторский)

Высокий уровень контроля, холодные отношения, категоричность, неуступчивость. Диктат во всём (друзья, интересы, одежда и др), систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка. Чрезмерно значимо мнение окружающих о детях. Неприятие к ребёнку. Чрезмерные или необоснованные наказания (физические, в том числе).

Неуверенность, податливость. Пассивность и зависимость  либо неуправляемость, агрессивность, властность, желание самоутвердиться.

Либеральный или попустительский

Низкий уровень контроля, потакание,  тёплые отношения. Максимум свободы. Неуверенное воспитание. Выполнение всех прихотей и желаний.

Отсутствие границ поведения, нарушение чужих границ (вседозволенность), своенравие, неспособность учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, неготовность к ограничениям и ответственности. Страх и неуверенность.  Склонность к асоциальному поведению.

Гиперопека

Удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от каких-либо забот, усилий и трудностей,  полная концентрация внимания на ребенке (может быть по причине ослабленного здоровья).

Инфантильность, безответственность, неуверенность. Чрезмерное преувеличение собственной значимости либо тревожность беспомощность, отсутствие социальной зрелости.

Хаотический  или непоследовательный

Отсутствие единого подхода к воспитанию, ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Отсутствие ощущения стабильности и повышенная тревожность, неуверенность, импульсивность, в сложных ситуациях агрессивность и неуправляемость, социальная дезадаптация. Низкий уровень самоконтроля и  ответственности, незрелость суждений, заниженная самооценка.

Индифферентный или гипоопека (безразличный тип)

Отсутствие запретов и ограничений, равнодушие к душевному состоянию ребенка, к его потребностям и запросам, акцент на материальной заботе (обут, одет, накормлен)

Конформность, отсутствие собственного мнения,  хвастовство, неумение искренне сочувствовать и сопереживать, манипулирование людьми

В семье, где преобладают демократический или авторитетный стиль воспитания, растут дети с адекватной самооценкой и ощущением своей ценности, не зависимо от заслуг и достижений. В такой семье умеют слышать, понимать и учитывать потребности ребёнка, а он, в свою очередь, перенимает  у своих родителей эти важные умения. И в своей будущей семье, скорее всего, будет их использовать.

Теперь о темпераменте. Темперамент – это врождённые индивидуальные особенности личности, которые ярко проявляются в  поведения, деятельности, общении, эмоционально-волевой сфере. У детей с раннего возраста четко видны значительные различия в общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, стиле общения, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие). Черты темперамента наиболее ярко можно увидеть в нестандартной, непривычной или трудной для ребёнка ситуации (обучение новым навыкам, незнакомое место, люди, выступление на сцене, замечание, наказание и др.).

 Вы можете определить тип темперамента вашего сына, основываясь на ваших наблюдениях.  Как чаще проявляет себя ребёнок? Как реагирует в необычных или  трудных ситуациях? Какие эмоции у него преобладают? А далее вы познакомитесь с рекомендациями по учёту типа темперамента  в воспитании.

Экспресс-тест

Инструкция: прочитайте вопрос и выберите подходящий вариант ответа, основываясь на своих наблюдениях.

1. Как ведёт себя ребенок, если возникает необходимость в быстрых и безотлагательных действиях?

a) действует быстро и без особо ярких эмоций;
b) действует эмоционально и достаточно активно;
c) не спешит,  действует неторопливо;
d) начинает действовать осторожно и робко.

2. Как реагирует малыш на замечания взрослых?

a) обещает больше не делать, но все равно делает;
b) игнорирует замечание, бурно на него реагирует и поступает по-своему;
c) молча принимает к сведению и обдумывает сказанное;
d) обижается, переживает, плачет, долго молчит.

3. Как ребенок общается  со сверстниками в важных для него ситуациях (выбор занятий, игры, игрушек, в песочнице)?

a) быстро и прислушивается к репликам других детей;
b) эмоционально, стремительно и никого не слушает;
c) уверенно и спокойно;
d) неуверенно, с сомнением оглядываясь на присутствующих.

4. Как ребенок реагирует на незнакомую обстановку (в кабинете врача, в театре и т.п.)?

a) активно, проявляет любопытство, легко ориентируется;
b) беспокойно и возбужденно;
c) внимательно, обстоятельно рассматривая всё вокруг;
d) застенчиво, во всем слушаясь взрослых.

Преобладающие реакции и тип темперамента:

по типу ”a” - сангвиник,

по типу ”b” – холерик,

по типу ”с” – флегматик,

по типу ”d” – меланхолик.

Полезные рекомендации родителям

Тип темперамента

Проявления и рекомендации

Сангвиник

(эмоционально стабильный, уравновешенный, подвижный, сильный тип нервной системы)

Сангвиники веселы, жизнерадостны, активны, шумны, быстро переключаются с одного занятия на другое, поэтому приберегите для ребенка целый арсенал разноплановых и нескучных игр. Играйте вместе с ребенком в веселые подвижные игры, просматривайте вместе сказки, сочиняйте истории, больше фантазируйте. Можете предложить малышу водить хороводы, играть с разорванной бумагой, подушками, водой и песком. Сангвиники делают то, что им интересно. Их важно направлять и грамотно мотивировать.

Риск развития нежелательных качеств: несобранность, беспечность, поверхностность, разбросанность, лекгомыслие.

Одна из задач воспитания ребенка - сангвиника - формирование у него устойчивых привязанностей, интересов, умения доводить начатое дело до конца.

Кружки и секции. Мальчики: командный спорт, плавание, журналистика, танцы.

Девочки: танцы, гимнастика, плавание, фото, журналистика, ин.языки.

Холерик

(эмоционально нестабильный, неуравновешенный, возбудимый, подвижный, сильный тип нервной системы)

Холерики – лидеры, порывистые, энергичные, быстро увлекаются игрой, занятием, но могут быстро остыть. Они могут быть задиристы, вспыльчивы. При нарастании эмоционального напряжения всегда старайтесь чем-нибудь отвлечь ребенка. Внимательно наблюдайте за поведением малыша и воздействуйте на него до того, как он начнет злиться или плакать. Можно чем-то заинтересовать, переключить внимание на другое занятие или просто успокоить. Дружелюбная атмосфера и добродушный юмор помогают избежать многочисленных конфликтов. Никогда не стыдите маленького холерика при посторонних, он очень обидчив. Просто помогите ему научиться контролировать свои эмоции. У холериков слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение, а нужно помочь его обуздать.

Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому следует учить, применяя одобрение, напоминания, иногда замечания. С детьми старше 5 лег можно говорить о недопустимости резких вспышек, неблаговидных выходок.

 Рекомендуются прыжки на батуте, плавание, ритмичные танцы и различные подвижные игры.

Риск развития нежелательных качеств: вспыльчивость, агрессивность, конфликтность, раздражительность, нетерпеливость.

У мальчика-холерика надо чаще подкреплять хорошее поведение (поощрять, хвалить). Давать возможность достичь цели. Развивать эмпатию (умение сопереживать).

Кружи и секции. Мальчики: спорт, легкая атлетика, теннис, занятия там, где есть  соревновательность. Девочки: танцы, спорт, плавание, театральный кружок.

Флегматик

(эмоционально стабильный, инертный, спокойный, сильный тип нервной системы)

Флегматики медлительны, неэмоциональны. Их нельзя подгонять. Это вызовет внутреннее напряжение у ребенка. Не ждите от них быстрой реакции. Развивайте фантазию ребенка, предлагайте ему игры в форме экспериментов: всевозможные пазлы, мозаики и логические игры. Маленьким флегматикам рекомендуются рисование, лепка, изготовление поделок, игры с песком и водой.

Риск развития нежелательных качеств: медлительность, малоподвижность, упрямство, пассивность, безынициативность.

Мальчиков-флегматиков привлекать к активным видам занятий. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности, создавать такие условия, чтобы вялость, безучастность не превратились в леность, а ровность чувств – в их бедность и слабость, равнодушие. Нужно опираться на такие качества, как уравновешенность, терпимость, самообладание, старательность, аккуратность.

Кружки и секции. Мальчики: спорт – легкая и тяжёлая атлетика, где важны упорство и выдержка, фехтование, верховая езда, технический кружок, шахматы, плавание.

Девочки: аэробика, танцы, легкая атлетика, плавание, музыка, рисование, вышивка.

Меланхолик

(эмоционально нестабильный, малоподвижный, слабый тип нервной системы)

У меланхоликов -  высокая чувствительность, восприимчивость нервной системы. Помните, что грубость по отношению к ребенку-меланхолику неприемлема! Оградите ребенка от излишних эмоциональных перегрузок. Не допускайте чрезмерного просиживания у телевизора. Ребенок должен понимать, что вы не запрещаете ему грустить или плакать, но стараетесь отвлечь от подобного эмоционального фона. Предлагайте маленькому меланхолику погулять, почитать интересную книжку или отвлекайте каким-нибудь занятием, вызывающим положительные эмоции. Лучше всего подходит рисование, игры с мягкими игрушками, лепка, спокойные танцы, настольные игры, конструкторы, эксперименты с красками, игры с водой. Всегда следите за проявлением собственных переживаний, стараясь не передавать плохое настроение маленькому члену семьи. Не теряйте с ребенком эмоциональный контакт. Желательно также завести домашнего любимца, поскольку маленькие меланхолики очень любят животных.

Риск развития нежелательных качеств: пессимизм, замкнутость, мнительность, неуверенность в себе.

Необходим щадящий режим, частый отдых и принцип постепенности, чаще хвалите, реже подчеркивайте недостатки – это лишь закрепит  неуверенность в своих силах.

Меланхолики – интроверты. Они чаще «общаются» с игровыми атрибутами, планируют свои действия без побуждения со стороны других людей.

Вместе с тем, за счёт высокого самоконтроля у них могут быть высокая продуктивность и качество выполнения заданий, высокая обучаемость  (при наличии хорошего интеллектуального  потенциала).

Мальчику-меланхолику очень важно помочь  найти друзей, преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность. Чаще создавать ситуацию успеха (хвалить за хорошо выполненное задание).

Кружки и секции. Индивидуальные виды спорта без особой соревновательности, аэробика, эстетические занятия, театральный, литературный кружок, рисование, музыка, «Умелые руки», вязание, вышивание (для девочек).

Уважаемые родители! Темперамент передаётся по наследству. Оцените, на кого по указанным характеристикам больше похож ваш сын?  И чаще вспоминайте себя в детстве! И общайтесь с ребёнком так, как хотели бы вы, чтобы с вами общались! Не зависимо от того, мальчика вы воспитываете или девочку, используйте  любую возможность для того, чтобы  показать ребёнку свою искреннюю, безусловную любовь и заботу.

Педагог-психолог МБОУ «Детский сад № 343»

Грачева Арина Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку.

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, ...

"Воспитываем мальчика, воспитываем девочку".

Информационная бюллетень для родителей....

Памятка для родителей "Воспитываем мальчика, воспитываем девочку!"

Памятка "Воспитываем мальчика, воспитываем девочку!" выполнена в виде буклета, что очень удобно для информирования родителей. В памятке содержится полезная информация о гендерном воспитании детей....

Консультация для родителей «Воспитываем девочек, воспитываем мальчиков»

Девочек и мальчиков следует воспитывать по-разному, потому что они испытывают разные чувства и переживания, по-разному говорят и молчат. Нам, взрослым, важно принимать их такими, какими их создала при...

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку

Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят....

Консультации для родителей "Как воспитывать девочку"; "Как воспитывать мальчика". Средняя группа «Пчелки».

Консультации для родителей. Средняя группа "Пчелки""Как воспитывать мальчика"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28009362","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...

Совместное мероприятие с родителями " Воспитываем мальчика,воспитываем девочку"

Цель мероприятия - способствовать формированию гендерной идентичности детей среднего дошкольного возраста через совместные виды деятельности с родителями....