"Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Чернова Александра Юрьевна

    Развитие способности дошкольника к личностной саморегуляции в условиях детского сада связано с осмыслением психологических оснований данного процесса. Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства.    К концу дошкольного возраста завершается формирование первичного склада личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников.

Составила: педагог-психолог Чернова А.Ю.

ГБОУ СОШ №22 СП-д/с №28 «Ёлочка»

                                               г.Чапаевск Самарской области

   Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы. Свобода человека сохраняется при любых внешних обстоятельствах и выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную духовно-нравственную позицию, влиять на развитие определенной жизненной ситуации. Именно умение управлять своими чувствами и эмоциями является одним из качеств, позволяющих достигать поставленных целей, преодолевать препятствия и трудности.

    Развитие способности дошкольника к личностной саморегуляции в условиях детского сада связано с осмыслением психологических оснований данного процесса. Формирование саморегуляции - сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства.    К концу дошкольного возраста завершается формирование первичного склада личности ребенка, т. е. этапа личностного развития, для которого характерно:

  • расширение «реального образа Я» ребенка (представления о самом себе - кто Я и какой Я). К концу дошкольного возраста в «образ Я» входят не только имя собственное, способность относить себя к определенному полу и возрасту, но и личные желания, умения и качества личности. Старший дошкольник понимает, что он, например, «Саша - мальчик, шести лет, любит играть», а также то, что он «смелый, ловкий, умеет быстро бегать»;
  • формирование «идеального образа Я» - представление о том, каким хотел бы быть. Через беседы со взрослыми, чтение детской литературы, наблюдение социальной жизни ребенок узнает социально одобряемые черты характера человека, способы и модели поведения. Одобряемые черты личности и составляют «идеальный образ Я», т. е. ребенок может хотеть быть добрым, смелым, мужественным, целеустремленным, терпеливым, аккуратным и т. п.;
  • формирование самооценки ребенка на основе меры соответствия - расхождения между реальным и идеальным «образом Я»;
  • формирование и закрепление в поведении конкретных черт личности ребенка. «Первичный склад личности» ребенка составляют действительно сформировавшиеся в его характере уверенность - неуверенность, общительность - замкнутость, решительность - нерешительность, спокойствие - тревожность, интеллектуальная активность - пассивность и другие личностные черты. Значение этих и других личностных черт состоит в том, что они будут определять, регулировать соответствующее поведение ребенка в широком диапазоне ситуаций;
  • значение первичного склада личности, личностного потенциала ребенка для развития его саморегуляции заключается в общении взрослого с дошкольником по поводу регуляции его деятельности.    

    Личностный смысл этой регуляции и может связываться с личностными особенностями ребенка (какой он есть или каким хочет стать). Например, взрослый может сказать малышу: «Доделай сегодня свою поделку для детского сада, ведь ты же ответственный и целеустремленный», или «Сделай это трудное задание, ведь ты же настойчивый», или «Потерпи, не включай телевизор, пока спит младший брат, ведь ты же можешь быть заботливым, ответственным и терпеливым?», или «Потерпи, пока я смогу купить тебе эту игрушку. Ты же можешь быть терпеливым? Помнишь, как в сказке «Гуси-лебеди» сестре пришлось терпеть?». Другими словами, необходимость для ребенка регулировать свое состояние или поведение может связываться с социально одобряемыми волевыми личностными качествами.

 Таким образом,  в процессе формирования саморегуляции у дошкольников задействованы три основных механизма:

  • общение со взрослым,
  • игровая деятельность  
  • специальные психогимнастические упражнения.

    Каждый из этих механизмов (путей формирования) имеет особое назначение. Так, общение с взрослым, прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность. Игра, и в первую очередь игра по правилам, способствует формированию опыта и умения управлять собой в соответствии с установленными нормами. Психогимнастические упражнения позволяют тренировать умение осознавать и контролировать двигательную и эмоциональную сферы ребенка.

    Каковы необходимые условия для успешного подключения личностного потенциала ребенка к развитию его саморегуляции?

  • Во-первых, знакомство ребенка с волевыми качествами личности. В ходе бесед, наблюдения социальной жизни, в процессе знакомства с детской литературой следует познакомить дошкольника с произведениями, в которых подчеркиваются значимость и социальное одобрение таких волевых качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, старательность (например, Е. Пермяк «Птичьи домики»), терпение (Е. Пермяк «Торопливый ножик»). Цель этого знакомства в том, чтобы данные качества стали восприниматься ребенком как ценные, социально одобряемые;  за каждой волевой чертой личности у ребенка была сформирована модель соответствующего поведения на образном материале (например, действия литературного персонажа либо определенный поступок конкретного ребенка);  слова «целеустремленный», «настойчивый», «терпеливый» и т. п. вошли в активный словарный запас ребенка; одобряемые качества вошли в «идеальный образ Я» ребенка, т. е. он хотел бы быть таким.
  • Во-вторых, следует обогатить представление ребенка о волевых качествах личности. Это могут быть в частности пословицы о целеустремленности, старательности, терпении: «Терпение и труд все перетрут», «Есть терпенье, будет и уменье», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Без терпенья нет уменья», «Поспешишь - людей насмешишь», «Делу - время, потехе - час», «Терпи, казак, атаманом станешь», «Будет и на нашей улице праздник!», «На хотенье есть терпенье». В процессе знакомства с пословицами и поговорками целесообразно побеседовать о том, почему так говорится в пословице, обсудить разные ситуаций, в которых можно проявить эти качества, нарисовать рисунки на тему обсуждаемых ситуаций.
  • В-третьих, следует обратить внимание ребенка на то, что в его характере уже появляются ростки волевых качеств, т. е. целеустремленности, старательности, терпения. Это можно сделать двумя способами.

                 Первый способ: попросить ребенка рассказать, когда ему самому пришлось проявить настойчивость, старательность или терпение (например, терпел,старался, долго учился ровно вести линию по клеточкам).

                  Второй способ: взрослый видит, что ребенок проявляет целеустремленность, настойчивость, старательность или терпение, и говорит об этом, например: «Я вижу, ты сейчас проявляешь старание, терпение... Молодец» или «Да, тебе сейчас приходится быть терпеливым».

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."

Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...

Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников

Общие подходы к формированию основ финансовой грамотности в соответствии ФГОС...

Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников

Общие подходы к формированию основ финансовой грамотности в соответствии ФГОС...

"Инновационные подходы к формированию творческих способностей дошкольников"

Одной из важнейших задач является пробщение детей к миру прекрасного,развитие у них творческих способностей....

Подвижные игры как средство формирования саморегуляции у дошкольников

В последние годы проблема развития саморегуляции и произвольности поведения у старших дошкольников приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием взрослых к качеству подготовки детей к шк...