Доклад: «Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников»
методическая разработка

Кашкарова Екатерина Юрьевна

доклад на педсовете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Доклад: «Личностный подход к формированию саморегуляции

у дошкольников»

Подготовила и провела:

воспитатель МДОУ црр-д/с №19

Кашкарова Е.Ю.


«Личностный подход

к формированию саморегуляции у дошкольников»

Дошкольный период – это время интенсивного развития. Но нередко, родителей тревожит несобранность детей, излишняя активность, или напротив, замкнутость, робость, плаксивость, а может даже агрессивность. Это говорит о том, что у ребенка не развита саморегуляция.

Развитие саморегуляции одна из центральных линий развития детей.

Саморегуляция - это процесс правильного управления человеком своим поведением, поступками, благодаря которому происходит разрешение конфликтов, переработка негативных переживаний, способность к самоконтролю. По сути, саморегуляция - это умение управлять собой.

Условия, необходимые для успешного развития саморегуляции у ребенка:

Во-первых, знакомство ребёнка с волевыми качествами личности. Это - целеустремлённость, настойчивость, старательность, терпение.

Знакомство с этими качествами может проходить в ходе бесед, наблюдений социальной жизни, знакомства с детской литературой в которых подчёркивается значимость и социальное одобрение волевых качеств личности.

Цель этого знакомства в том, чтобы: данные качества стали восприниматься ребенком как ценные, социально одобряемые;

-соответствующего поведения на образном материале (например, действия литературного персонажа, либо определенный поступок конкретного ребенка);

-  слова «целеустремленный», «настойчивый», «терпеливый» и т. п. вошли в активный словарный запас ребенка;

- качества, вошли в «идеальный образ Я» ребенка, т. е. он хотел бы быть таким.

Во-вторых, следует обогатить представление ребенка о волевых качествах личности с помощью соответствующих пословиц и поговорок. Это могут быть следующие пословицы о целеустремленности, старательности, терпении:

«Терпение и труд все перетрут»,

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»,

«Без терпенья нет уменья»,

«Поспешишь - людей насмешишь»,

«Делу - время, потехе - час»,

«Сделал дело - гуляй смело»,

«На хотенье - есть терпенье».

В процессе знакомства с этими пословицами и поговорками целесообразно побеседовать о том, почему так говорится в пословице, обсудить разные ситуаций, в которых можно проявить эти качества, нарисовать рисунки на тему обсуждаемых ситуаций.

В-третьих, следует обратить внимание ребенка на то, что в его характере уже появляются ростки волевых качеств, т. е. целеустремленности, старательности, терпения. Это можно сделать двумя способами:

-попросить ребенка рассказать, когда ему самому пришлось проявить настойчивость, старательность или терпение (например, терпел, старался, долго учился ровно вести линию по клеточкам).

-взрослый видит, что ребенок проявляет целеустремленность, настойчивость, старательность или терпение, и говорит об этом, например: «Я вижу, ты сейчас проявляешь старание, терпение... Молодец» или «Да, тебе сейчас приходится быть терпеливым».

Другими словами, необходимость для ребенка регулировать свое состояние или поведение может связываться с социально одобряемыми волевыми личностными качествами.


В жизни ребенка можно выделить три ситуации в которых его саморегуляция может проявляться и развиваться на основе «подключения» личностного качества терпения в личностный смысл ситуации дошкольника (т. е. взрослый говорит, что в этих ситуациях можно проявить терпение). 

Первая - когда малышу требуется не плакать, а потерпеть боль (естественно, в разумных пределах) во время медицинской процедуры.

Вторая ситуация - малышу следует отсрочить исполнение своего желания (например, получить игрушку не сейчас, а позже), что может быть связано либо с правилами поведения, либо с возможностями и потребностями других людей - взрослых или детей, т. е. ради блага другого.

Третья ситуация - когда надо проявлять терпение и старательность в овладении новым умением, например, выучить стихотворение, освоить танцевальное движение. 

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности. 

Общие закономерности саморегуляции развиваются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств ребенка и его привычек в организации своих действий. А принцип личностного подхода помогает дошкольнику добиться лучшего результата. Принцип личностного подхода требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

 4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания.

Поэтому, не будет лишним научить ребенка помогать самому себе, сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу», то есть познакомить ребенка с методами саморегуляции. Наиболее важное место в технике саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, игровые приемы.


Игровые приемы саморегуляции

«Возьмите себя в руки»

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился,

хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди. «Это поза выдержанного человека»

«Врасти в землю»

Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. «Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные

корни, и никакие ветры тебе не страшны. «Это поза уверенного человека».

«Стойкий солдатик»

Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. «Ты - стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»

«Замри»

«Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно:

«Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное

занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то

обязательно согласится, и тебе будет интересно».


Управление дыханием

Процесс дыхания имеет важное значение для регуляции психических

процессов. Умение правильно дышать является необходимой основой для

успеха. Даже самые элементарные дыхательные приёмы могут дать

ощутимый положительный результат, когда необходимо быстро успокоиться или, наоборот, повысить общий тонус. В первую очередь, важен ритм  дыхания.

Успокаивающий ритм таков, что каждый выдох вдвое длиннее, чем

вдох. В ряде случаев можно сделать глубокий вдох и затем задержать

дыхание на 20-30 сек. Последующий выдох и глубокий компенсаторный вдох оказывают на нервную систему стабилизирующее влияние.

Можно использовать следующий игровой прием: «Дыши и думай красиво»

Взрослый говорит ребенку: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и

спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни: мысленно скажи: «Я -лев» выдохни, вдохни; скажи: «Я - птица» выдохни, вдохни; скажи: «Я - камень» выдохни, вдохни; скажи: «Я - цветок» – выдохни, вдохни;

скажи: «Я спокоен» выдохни. Ты действительно успокоишься».


Упражнения на расслабление мышц

Спящий котенок (для детей 3 —4 лет)

Ребенок  исполняет  роль  котенка,  который  ложится  на  коврик  и

засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик

Сосулька (для детей 4 —5 лет)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Первая  и  вторая  строчки:  руки  над  головой.  Третья  и  четвертая

строчки: уронить расслабленные руки и присесть

Шалтай-болтай (для детей 4 -5 лет)

Шалтай-болтай

Сидел на стене

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

Ребенок  поворачивает  туловище  вправо влево,  руки  свободно

болтаются,  как  у  тряпичной  куклы.  На  слова  «свалился  во  сне»  резко

наклонить корпус тела вниз.

Винт (для детей 5-6 лет)

Исходное положение:  пятки и носки вместе. Корпус поворачивают

влево и вправо. Одновременно руки свободно следуют за корпусом.

Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.

Качели (для детей 6-7 лет)

Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные  движения.  

1. Ноги слегка расставить,  обе  ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее  тяжесть  тела,  покачиваться  вперед-назад.  


Приложение

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по рассказу Е. Пермяка «Торопливый ножик».

Педагог: Собрались опять друзья, рады вы? И рада я!

Вы в кружочек соберитесь. и в листочки превратитесь...

Игра на координацию речи и движения

Педагог: Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят! (Поднимаются и кружатся.)

Педагог: Ребята, мы снова встречаемся с куклой Катей. Она принесла нам свою любимую книжку про девочек и мальчиков, которую написал писатель Е. Пермяк. Но сначала у Кати для вас «Умные разминки». Нужно отгадать загадку. Вы готовы? Брусочком, кубиком, соломкой, Нарежет он картошку ловко. Помидоры ломтиком, Огурцы кружочком, Лук, укропчик измельчит. Хлеб нарезать может. Кто же это? (Ножик).

Педагог: Правильно! Чтобы так красиво нарезать овощи, надо постараться, проявить старательность и терпение. Посмотрите на эту картинку.

(Педагог с детьми рассматривают картинку.)

Педагог: На этой картинке - мальчик Митя, в руках у него ножик. Он строгает палочку, а рядом стоит отец. Сейчас мы познакомимся с ним поближе, прочитаем рассказ Е. Пермяка «Торопливый ножик».

Чтение рассказа: Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

-Как же это так? - спрашивает Митю отец

-Ножик плохой, - отвечает Митя, - косо строгает.

-Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

- А то как? - спрашивает Митя.

- А вот так, - сказал отец.

Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть. Хорошо стал строгать ножик. Ровно.

Красиво. Послушно.

Беседа по вопросам:

■  Как называется рассказ?

■  Что строгал Митя ножиком?

■  Почему вначале палочка получилась неровная, некрасивая?

■  Что сказал Мите отец?

■  Чему нужно научить ножик?

■  Как Митя учил ножик терпению?

■  Кто должен быть терпеливым: ножик или человек?

■  Что значит быть терпеливым?

Педагог: А теперь давайте вспомним, как девочка Таня училась терпению.

Физкультурная минутка

Дети вместе с воспитателем имитируют описываемые движения.

Педагог:

Есть, ребята, у меня Терпеливые дела.

Пол взялась я подметать,

Веник прыгает опять.

Чашки мыть, потом я стала.

Уронила - убежала.

Булку режу на кусочки,

Не кусочки, а комочки.

Постирала я носочки –

Так и лезут пузырьки.

Сделала все быстро я –

Вот так ручки у меня!

Но тут мама мне сказала:

«Торопилась ты, Татьяна.

Пол мести - так аккуратно.

Чашки мыть - так не ронять.

А носочки постирала –

Не забудь прополоскать.

Не научишься терпенью –

Не проявишь ты уменья.

Я вздохнула и пошла

Переделывать дела. (Н.Д. Нетесова)

Обращение к личному опыту детей.

Педагог: Ребята, а были ли у вас случаи, когда вам приходилось проявлять терпение? (Дети рассказывают случаи).

Обобщение

Педагог: Мы сегодня узнали, что терпение и старание - очень важные и нужные качества человека. Они помогают достичь желаемого. Чтобы сделать что-то хорошо, нужно проявить старание,  терпение. Народ подметил это, и родились половицы: «Где терпенье, там и уменье», «Терпение и труд все перетрут». И у нас с вами родилось новое правило - это правило терпения. Чтоб терпенью научиться – Надо к этому стремиться,

Ведь для всякого уменья, Нужно время и терпенье!

Задание для свободного времени: Мы с вами тоже будем учиться проявлять терпение. А про свои успехи расскажем в книжке «Где, когда и почему, потерпеть всегда смогу». Каждый из вас может подготовить одну - две странички для этой книжки. На страничке нужно нарисовать рисунок, который рассказывает, в какой ситуации вы проявили терпение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах

Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...

«Творческий подход к формированию у дошкольников положительного отношения к различным видам труда».

Материал был разработан мной на областное выступление (делилась опытом работы по данной теме). Описана форма работа с педагогами и родителями а также какие изменения произошли в средствах обучения кас...

Презентация к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"

сопроводительный материал к докладу "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условии реализации ФГОС ДО"...

"Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников"

  Развитие способности дошкольника к личностной саморегуляции в условиях детского сада связано с осмыслением психологических оснований данного процесса. Формирование саморегуляции - сложны...

Современные подходы в формировании личности дошкольника (консультация для родителей)

Проблема развития личности ребенка дошкольного возраста раскрыта в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Божович, Л.C. Выготского, В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Я.Л. Коломинского, Т.С. Комарово...

Доклад "Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО"

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования ...