Мастер-класс "Музыкальная шкатулка"
консультация на тему

Головнева Юлия Владимировна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx29.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ЦЕЛЬ: Знакомство педагогов с творческими методами и приемами в развитии творческих способностей у дошкольников.

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка - больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.

Музыкальное движение - это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания ,памяти, мышления, формирование красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, т.к. он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движения.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Предлагаю Вашему вниманию ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у дошкольников.

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

(всем участникам раздаются карточки-нотки (картонные), различные по цвету: красные, желтые, зеленые и т.д.)

1. Угадай-ка

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Звучит ритмический рисунок в исполнении участников на деревянных ложках. Предлагается зрителям назвать песню.

песня «Пусть бегут неуклюже» (красные нотки)

песня «Антошка» (желтые нотки)

песня «В траве сидел кузнечик» (зеленые нотки)

Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух у дошкольников.

2. Поем молча

Упражнение «Испорченная пластинка».

Исполняется фрагмент песни одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками. Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

(синие нотки)

В траве сидел кузнечик (вслух)

В траве сидел кузнечик (про себя)

Совсем как огурчик (вслух)

Зелененький он был (про себя)

Представьте себе (2 раза) (вслух)

Совсем как огурчик (про себя)

Представьте себе (2 раза) (вслух)

Зелененький он был (про себя).

(оранжевые нотки)

Антошка, Антошка, пойдём копать картошку, (вслух)

Антошка, Антошка, пойдём копать картошку, (про себя)

Тили-тили трали-вали. Это мы не проходили, это нам не задавали (вслух)

Тили-тили, трали-вали. Это мы не проходили, это нам не задавали (про себя)

Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам (вслух)

(фиолетовые нотки)

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, (вслух)

А вода - по асфальту рекой (про себя)

И неясно прохожим в этот день непогожий, (вслух)

Почему я веселый такой (про себя)

Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

3. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов).

Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выраженьем,

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участники (красные нотки) озвучивают стихотворение «Ночь».

Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели (трещотки)

Подпевали половицы: «Нам не спится, нам не спится...» (тарелки)

Ставни черные дрожали и окошки дребезжали (колокольчик)

И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок (свистулька)

Дошкольники совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма владение темпом, динамикой), развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Наличие во всех упражнениях элементов творчества.

4. Поэтическая сказка

А сейчас послушайте, пожалуйста, поэтическую сказку «Всюду музыка живет», которую для вас подготовили дети. Эта сказка специально придумана для приобщения детей к элементарной импровизации на инструментах.

Цель: развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей.

Задачи:

- развивать креативность детей;

- развивать слуховую фантазию, воображение воспитанников;

- развивать навыки элементарной музыкальной импровизации.

«ВСЮДУ МУЗЫКА ЖИВЕТ»

Жили- были Нотки, родные сестрички, добрые подружки. Их было семь, и их звали коротко и ясно: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Где же жили Нотки? То ли в лесу, то ли в поле, то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Неважно, где жили. Главное жили они славно! Жили-поживали и песню напевали.

А песня была у них такая:

Тра-ля-ля да тра-ля-ля,

Тру-ля-ля да тру-ля-ля,

Тра-ля-ля-ля тря-ля-ля-ля

Тра-ля-ля-ля тра-ля-ля.

Очень нотки свою песню любили. Одного было жаль - никто их песню не знает. И захотелось Ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому?

Огляделись Нотки. Вокруг деревья стоят, высокие такие, красивые, ветками небо метут.

- Деревья, - сказали Нотки, - вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.

И они запели.

- Спасибо!- сказали Деревья, - очень хороша ваша песенка, но у нас есть своя, ничуть не хуже. И они зашелестели листьями и зашуршали иголками: «Ш-ш-ш,ш-ш-ш!» (султанчики)

- Ну, что тут поделаешь! Своя так своя! И Нотки пошли по лесу дальше. Идут-идут, видят - ручеек бежит веселый, прозрачный, камушками да веточками играет.

- Ручеек,- сказали Нотки, - ты такой веселый, такой прозрачный, такой звонкий, что мы решили подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

- Спасибо!- сказал Ручеек. - Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится.

И он побежал по камушкам да по песочку и запел свою «Ручейковую песенку» (колокольчик)

Вздохнули Нотки: «И Ручейку наша песенка не нужна».

- Может быть, наша песенка пригодится Камешкам? - воскликнули Нотки. - Будут ее вместе с Ручейком напевать!

- Камешки, вы такие веселые, разговорчивые, что мы решили подарить вам свою песенку.

И они запели.

- Спасибо!- прогремели Камешки. - Ваша песенка очень хороша, но у нас есть своя, родная, мы поем ее всегда вместе с Ручейком хором.

И они потихоньку загремели, застучали свою песенку «Веселые камешки», перекатываясь по дну ручейка (ложки)

Совсем сникли Нотки, слезки у них из глаз закапали. И вдруг Нотки услышали: «кап да кап» и обрадовались: может быть дождику их песенка пригодится?

- Дождик, ты такой теплый, свежий, что мы хотим тебе свою песенку подарить!

И они запели.

- Спасибо от всей души! - сказал Дождик. Только у меня есть свои разные песенки. В от теплый летний Дождик (металлофон)

- Вот сильный Ливень! (барабан).

Обсохли Нотки после дождя и пошли дальше. Идут-идут, видят - на кусте птичка сидит, спинка серая, грудка желтая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает. И говорит им птичка:

- Не расстраивайтесь, Нотки, я вам помогу. Летите в город, там живет Композитор, ему ваша песенка обязательно понравится и пригодится.

К обеду Нотки долетели до большого города, где жил Композитор. И влетели прямо в окошко дома. Они спели ему свою песенку.

- Какая прекрасная песенка! - воскликнул Композитор. -Да я ее всю ночь и весь день сочинял!

- Тогда мы ее тебе дарим!- закричали Нотки.

- Вот спасибо! - обрадовался Композитор.

С тех пор распевала вся округа:

Тра-ля-ля да тра-ля-ля,

Тру-ля-ля да тру-ля-ля.

Тра-ля-ля-ля тра-ля-ля-ля,

Тра-ля-ля-ля тра-ля-ля.

А Нотки остались жить у Композитора и помогают ему сочинять новые песни.

А я предлагаю вашему вниманию следующую игру.

5. Театр пантомимы (синие нотки)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку, изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино - двигают руками, ногами, как на шарнирах,

б) стеклянных человечков - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»,

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично.

г) человечков чугунных - тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Игротренинги, помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно. Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

6. Релакс (желтые нотки)

Представьте, что к каждому из суставчику привязана нить. Сначала все нити натянуты, «куклы» стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, т.к. к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно «отрезать ножницами» нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда «отрезаю» нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше «отрезаю» ниточки от головы, спины, коленей. Наша «марионетка» совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол.

Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению).Да и поваляться на полу во время занятия -большое удовольствие для малыша.

7. Танцетерапия (зеленые нотки)

Звуки мы изображаем с помощью движений,

Исполняем и творим с большим воодушевленьем.

Приглашаю участников исполнить ритмическую детскую песню с движениями «Арам-зам-зам».

Арам-зам-зам - 1 хлопок по коленям,2 хлопка в ладоши

Арам-зам-зам

Гули-гули-гули-гули-гули - вращают предплечьями на уровне груди

Арам-зам-зам

Арам-зам-зам - движения повторяются

Арам-зам-зам

Гули-гули-гули-гули

Арам-зам-зам.

Ариба,ариба - поднять правую руку, потрясти кистью руки

Гули-гули-гули - затем кистью левой руки, вращают.

Рам-зам-зам - предплечьями,1 шлепок по коленям,2 хлопка

Арафи,арафи,гули-гули-гули

Арам-зам-зам.

Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику ребенка. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

8. Хор рук

Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.). На усмотрение вашей фантазии.

«Хор рук» - это одна из инновационных музыкально-педагогических технологий.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности, является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Наша память сохраняет: 10% из того, что мы слышим,

50% из того, что мы видим,

90% из того, что мы делаем.

Нам необходимо в процессе освоения музыкального языка ввести действие.

песня «Пусть бегут неуклюже»

песня «Антошка»

песня «В траве сидел кузнечик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: «Шкатулка добрых дел».

  Программное содержание: - закреплять правила общения: уметь дружно играть, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, вежливо их просить. - помочь детям сделать вывод, ч...

Открытое музыкальное занятие по ознакомлению с нотной грамотой "Музыкальная шкатулка"

Занятие построено на  ознакомлении с нотной грамотой и формировании ладового чувства с дошкольниками старшего возраста...

Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....

Шкатулка из открыток

блоге Аллы Саламатиной увидела сегодня шкатулку из обоев, которая мне очень понравилась! Это вдхновило меня поделиться с Вами и своей шкатулкой. Она изготовлена из открыток. Сначала готови...

Музыкальный концерт для детей дошкольного возраста "Фольклорная шкатулка"

Данный концерт был проведен 22 марта 2012  года в МБДОУ ДОД ДШИ №4 г. Ангарска в рамках дошкольной филармонии. основная цель концерта - познакомить детей со звучанием народных инструментов, с раз...

"Подарочная шкатулка". Сборник стихов к песням.

Сборник стихов к песням для детей и взрослых к  различным праздникам....

Авторская сказка для детей "Чудо-шкатулка"

"Чудо-шкатулка" - это волшебная сказка для детей старшего дошкольного возраста.Она основана на принцине развивающей технологии ТРИЗ "Хорошо-плохо".Главными героями сказки является девочка Дарина и вол...