Педагогическая находка
презентация по теме

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Привычная и удивительная соль»

        Образовательная деятельность: Познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности)


        
Программное содержание: 

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, видах соли (каменная, поваренная, морская). Познакомить с характеристикой соли.
  2. Расширить и уточнить знания о  значении соли в жизни человека; Закреплять умение самостоятельно ставить простые опыты с солью, выделять её основные свойства. Развивать познавательные интересы, внимание, наблюдательность, мыслительную активность. Развивать познавательные способности детей, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, решать проблемные ситуации. Развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчеству.
  3. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

        Словарь: минеральное вещество, каменная соль, поваренная соль,  

         морская соль, кристаллизация.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, шапочки, халаты для детей, стаканы с солью, стаканы с водой, тарелочки, лупы, пипетки, ложки, салфетки, пустые стаканы, фильтры, воронки, нитки, карандаши.

        Методы и приемы:

  • практические: опыты с солью,  дидактические игры, физминутки.
  • наглядные: презентация, карточки-схемы, наблюдение;
  • словесные: беседа, рассказ воспитателя, рассказ детей, загадка, объяснение, обсуждение, анализ работы.

        Предварительная работа: беседа «Применение соли в домашних условиях». Чтение сказок (русская народная сказка «Соль»; русская народная сказка «Соль – дороже золота), пословиц и поговорок о соли. Создание заготовок для декоративной поделки из соли (окрашивание соли гуашью).

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам с чудесным настроением, и хочу поделиться им с вами. Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь! Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки! Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши! Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки!

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня я хочу побеседовать с вами о веществе, с которым вы хорошо знакомы. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю отгадать загадку: «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна»

Ответы детей. (соль)

Воспитатель: Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли. (Ответы детей).

Воспитатель: Хорошо! Теперь моя очередь поделиться с вами своими знания о соли.

Слово «соль» связано с Солнцем – это символ жизни. Старинное название Солнца – «Солонь».

С «Хлебом – солью!» - на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. (СЛАЙД 2)

«Делить хлеб и соль» - значит дружить.

В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. А какое самое важное для человека свойство соли? Ответы детей: – то, что она соленая на вкус.

Поэтому её используют для подсаливания пищи. А где ещё используют соль?Соль нужна для лечения (полоскание горла, промывание носа, компрессы). (СЛАЙД 3)

В период гололедицы солью посыпают дороги.

Используют соль при изготовлении поделок из солёного теста.
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют 
в чистом виде. Это первая специя и главная приправа. Целебные свойства
соли были известны с древности. И до сих пор эти свойства учитывают при 
изготовлении косметических средств и для лечения. 

Молодцы, ребята! А какая бывает соль? (каменная, морская, пищевая, соль для ванн — подкрашенная и ароматизированная). Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная), очищенная (поваренная) и морская (СЛАЙД 4).
Воспитатель: показывает СЛАЙД 5 каменной соли и ее добычи.
Каменная соль – это осадочная горная порода. Ее месторождения находятся
высоко в горах. Добывают каменную соль в глубоких шахтах в толще соленого пласта. Как она туда попала?- спросите вы. Все очень просто! Миллионы лет назад на месте этих гор был океан. В условиях жаркого и сухого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, превращалась в кристаллы. Соль – это кристалл. Кристалл растет, потому что к нему присоединяются другие маленькие кристаллики.
Воспитатель: показывает СЛАЙД 6 морской соли и ее добычи.
А это что за соль? Ответы детей.

Морская соль добывается из моря как правило естественным путем. Морская вода испаряется под воздействием солнца. В состав морской соли входит большое количество полезных минералов.

Воспитатель: показывает СЛАЙД 7 поваренной соли.

А это что за соль? Ответы детей.

Поваренная соль, т.е. пищевая, столовая – это очищенная каменная соль. Это соль, которую мы с вами каждый день употребляем в пищу. Которая наверняка есть у каждого дома на кухне.

Воспитатель: Вы хотите побольше узнать о свойствах соли? Тогда предлагаю вам отправимся в лабораторию. Кто работает в лаборатории? (ученые).  Я предлагаю вам на время стать учеными. (надевают шапочки). Но 
прежде чем приступить к исследованиям (опытам), вспомним правила нахождения в ней. Дети вспоминают и проговаривают правила безопасности и поведения в лаборатории. Молодцы ребята!

Воспитатель: Теперь настало время познакомиться с солью поближе! Пройдите на места.

 Опыт № 1 «Соль не имеет запаха». Возьмите стаканчик с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Вывод: соль не имеет запаха. На мольберте крепится карточка-схема.

Опыт № 2 «Соль сыпучая, рассыпчатая». Насыпьте ложечкой немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая? Вывод: сыпучая, рассыпчатая. На мольберте крепится карточка-схема.
Опыт № 3 «Соль — кристалл». Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль(зернышки, кристаллы, крупинки). Вывод: соль — это кристалл. На мольберте крепится карточка-схема.

Опыт № 4 «Соль впитывает воду».  Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). Вывод: соль впитывает воду. На мольберте крепится карточка-схема.

Опыт №  5 «Соль растворяется в воде». А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).  Есть пословица: «Соль в воде родиться, а воды боится». Узнаем почему! Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте. Что произошло с солью(растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёный). Вывод: соль растворяется в воде. На мольберте крепится карточка-схема.

Воспитатель: А вы знаете, что в природе существует соленая и пресная вода? 
Вспомните, где можно встретить пресную, а где соленую? Ответы детей. В какой воде легче плавать — в пресной или в солёной? (Ответы детей). Предложить вспомнить опыт «Плавающее яйцо».

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем!

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

Воспитатель: Но и это еще не все! А как вы думаете, можно ли вырастить кристалл? (ответы детей). Хотите попробовать?

Эксперимент «Создание кристаллов».

  1.  Налили в стакан горячую воду, насыпать соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.
  2.  Остудили полученный  раствор.
  3.  Раствор процедить через фильтр, чтобы не осталось соринок.
  4.  Взять нитку, повесить на карандаш так, чтобы она погрузилась в раствор, но не достала дна.
  5.  Поставить стакан с раствором на подоконник, где нет сквозняка.

Рефлексия. Понравилось вам в лаборатории? Что вам еще понравилось? Что мы узнали о соли? (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло чтобы не болеть).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение:

детский сад № 1 «Алёнушка» г. Асино Томской области

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с элементами экспериментальной деятельности в старшей группе

 «Привычная и удивительная соль»

Подготовила и провела

воспитатель I квалификационной категории

Вострова Галина Филипповна

Декабрь 2016 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение: детский сад № 1 «Алёнушка» НОД С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПРИВЫЧНАЯ И УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ» ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ВОСТРОВА Г.Ф.

Слайд 3

ЛЕЧЕНИЕ СОЛЬЮ

Слайд 4

Каменная соль Поваренная соль Морская соль

Слайд 5

ДОБЫЧА КАМЕННОЙ СОЛИ

Слайд 6

ДОБЫЧА МОРСКОЙ СОЛИ

Слайд 7

ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...