Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей подготовительной к школе группы
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Знароченкова Юлия Сергеевна

 

Цель: Развитие творческого мышления.  Формирование связной речи, через знакомство с приемами фантазирования,  продолжать учить мыслить системно. Поиск и решение различных противоречий.

Перспективное планирование для работы с детьми по ТРИЗ-технологии, можно использовать для кружковой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_po_triz_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей

подготовительной к школе группы

Цель: Развитие творческого мышления.  Формирование связной речи, через знакомство с приемами фантазирования,  продолжать учить мыслить системно. Поиск и решение различных противоречий.

Месяц

Тема

Задачи

Оборудование

октябрь

Повторение пройденного

Развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные темы первого года обучения; развивать воображение.

Карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Прием фантазирования «Дробление — объединение.

Развивать аналитико-синтетические умения; познакомить с приемом фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение.

Рисунки мифологических существ.

Метод фокальных объектов (МФО)

Познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию.

Различные игрушки.

Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение»

Познакомить с приемом фантазирования «увеличение — уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки.

Мяч.

Ноябрь

Свойства и признаки

Развивать пространственное воображение; систематировать знания о признаках объектов; обучать навыкам информации; развивать фантазию, умение переносить примы к и с одного объекта на другой; развивать внимание.

Карточки с рисунками.

Развитие ассоциативности

Обучать навыкам ассоциативного мышления; развинти, навыки театрализации, перевоплощения.

Карточки с рисунками, бумага, чернила.

Развитие ассоциативности (продолжение)

Активизировать мышление детей; систематизировать и представления об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок.

.

«Черный ящик», расческа

Прием фантазирования «Оживление»

Познакомить с приемом фантазирования «Оживление»; активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазирование.

Рисунки или игрушки сказочных персонажей.

Декабрь

Волшебник Времени

Познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»; развивать диалектичность и вариативность; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; развивать воображение.

«Чем отличаются похожие?»

Найти различия в двух похожих предметах (два окна, два дерева, два стульчика, две руки и т. д.). Даже одинаковые предметы могут отличаться.

Волшебник Времени (продолжение)

Развивать диалектическое мышление; познакомить с приемом разрешения противоречий во времени; систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий; развивать навыки фантазирования.

Несколько наручных часов, наборы карточек

«Чем похожи различные?»

Воспитатель предлагает найти сходство в двух различных предметах из одной тематической группы (тарелка и чашка; стол и стул; кошка и собака; цветок и дерево и др.).

Вывод: даже различные предметы могут иметь сходство.

Январь

Морфологический анализ

Активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать воображение.

«Черный ящик», рисунок дома.

Прием фантазирования «Наоборот».

Познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение

Обобщающее занятие по приемам фантазирования

Систематизация знаний детей по основным приемам фантазирования: «дробление — объединение», «увеличение — уменьшение», «ускорение — замедление», «оживление».

Карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Февраль

Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы

Формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств.

Рисунки отдельных предметов, сюжетная картина.

Рассказ по картинке: «системный оператор»

Развивать внимание, наблюдательность; обучать построению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования и фантазирования.

Сюжетная картина, схема на наборном полотне.

Рассказ по картине: выразительные средства речи

Активизировать словарный запас; обучать навыкам сравнения; систематизировать представления о признаках объектов.

Рисунки для раскрашивания.

Обобщающее занятие по рассказу по картинке

Обобщить знания детей о приемах рассказа по картинке: анализ сюжета, составление предложений, использование органов чувств, развитие сюжета во времени, выразительные средства речи.

Март

Прогнозирование: объект «больница»

Развивать диалектическое мышление; познакомить с приемами прогнозирования; развивать воображение; ориентировать детей на здоровый образ жизни.

 Градусник.

Прогнозирование: объект «самолет»

Обучать алгоритму сочинения загадок по признакам; развивать диалектическое мышление; формировать навыки прогнозирования и фантазирования; развивать внимание.

Фантазирование (объект «магазин»)

Активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание; систематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях.

Прием фантазирования: эвроритм (объект: велосипед).

Активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование.

Карточки с рисунками.

Апрель

Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое).

Обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение.

Конверт с «письмом», картинки с рисунками.

Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов.

Обобщить различные способы придумывания нового: приемы прогнозирования, эвроритм, прием «универсализация — специализация».

Понятие о классификации.

Систематизировать знания детей о различных классификациях; научить использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании; развивать абстрактное мышление.

Карточки: цветы (2-3 вида), деревья (1-2 вида), звери (1-2 вида), птицы (2-3 вида), рыбы (1-2 вида), мебель, транспорт, посуда, одежда — по 1-3 карточки каждой темы. Могут быть использованы и другие тематические группы, но при этом необходимо внести изменения в содержание занятия

«Род — вид»

Называние родовых понятий («фрукты», «обувь», «насекомые») и т. д., а дети должны назвать как можно больше видов.

Май

Классификация животного мира.

Систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков; развивать внимание.

Карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Сочинение сказок про животных.

Активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение.

Классификация растительного мира.

Систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации.

Карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Обобщающее занятие за год.

Продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы над проектом в подготовительной к школе группе

Данный материал поможет Вам в работе над проектом " Знакомим дошкольников с родным городом" в подготовительной группе....

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по воспитанию экологической культуры. К плану прилагается диагностическая карта обследования., которая составлена с учетом тербований, ...

Перспективное планирование по ТРИЗ технологии для детей старшего возраста

Цель: Развитие диалектического мышления. Формирование связной речи, пополнение, расширение и активизация словаря, продолжать учить мыслить системно, с пониманием происходящих проц...

Перспективное планирование по окружающему миру в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы".

Перспективное планирование по окружающему миру в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы"....

Перспективное планирование работы с родителями в подготовительной к школе группе (Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»).

Уважаемые коллеги. Предлагаю к Вашему вниманию перспективное планирование работы с родителями в подготовительной к школе группе....

Перспективный план по играм ТРИЗ - технологии в подготовительной к школе группе

В данном материале прописаны развивающие игрыс детьми   шестого года жизни из арсенала ТРИЗ-педагогики. Цель – развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие каче...