методическая разработка
методическая разработка (младшая группа) на тему

Степанова Анастасия Павловна

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Сенсорное воспитание детей раннего возраста

через дидактические игры»

Работу выполнила:

Воспитатель

МДОУ «Детский сад № 4 «Родничок»

Степанова А.П.

2017 год


Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр…………………………………………6
  3.  Внедрение опыта………………………………………………………….8
  4. Заключение………………………………………………………………..12
  5. Список литературы……………………………………………………….14

Пояснительная записка

В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности. Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей. Познание окружающего мира ребенком раннего возраста идет через ощущения и восприятие, составляющие основу сенсорной культуры дошкольника, что и указывает на необходимость проведения планомерной работы с детьми раннего возраста по данному направлению и говорит об ее актуальности.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.). Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные педагоги и психологи как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, А. П. Усова, А. Г. Рузская, В. П. Зинченко и др.

Отечественная педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе.[1,3]

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения. Дидактические игры, как и раньше, остаются эффективным средством сенсорного воспитания. В настоящее время разными авторами (Венгер Л. А., Печора К. Л., Пилюгина Э. Г.) разрабатывается множество дидактических игр по сенсорному воспитанию. Идет поиск неординарных, альтернативных путей. Наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, Г. Домана.

Объект исследования: педагогический процесс, направленный на формирование представлений о сенсорных представлениях у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

        Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов  у детей раннего возраста посредствам дидактических игр.

Цель исследования: выявление педагогических условий по формированию представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов у детей раннего возраста по средствам дидактических игр.

Гипотеза: я предполагаю, что накапливание представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов у детей раннего возраста будет происходить более успешно, если:

  • в педагогический процесс включить интересные по содержанию дидактические игры;
  • использовать при проведении дидактических игр материал различной текстуры;
  • использовать методы и приемы, стимулирующие познавательную и эмоциональную активность;
  • обогатить предметную среду в группе разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных представлений.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр.
  2. Воплотить теоретические знания в практику работы.

Методы исследования: анализ литературы, систематизация материала, наблюдение за траекторией развития детей.


Теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, звуке и тому подобное. [1, 3]

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтесори, Е.И. Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, на совершенствование зрения, слуха, осязания. [2, 3] Вопросы сенсорного развития детей изучались так же А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. Это изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойств предмета.

Таким образом,  в основное содержания сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. [2,4]

В раннем возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется своё звено сенсорной культуры. Ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.  Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм, цветов, но не требует этого от детей. Достаточно того, что дети научились понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». [1,6]

Чтобы привлечь внимание ребёнка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или не совпадение.  Такое сопоставление дети раннего возраста не могут выполнить зрительно. Поэтому работы А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и других. [2,5]

Таким образом проблема сенсорного воспитания детей еще с конца 19 – начала 20 веков привлекала пристальное внимание отечественных и зарубежных педагогов и психологов и до сегодняшнего дня остается актуальной и значимой для ребенка. А дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения непосредственно образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на непосредственно образовательной деятельности знаний и умений.

Внедрение опыта

Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и предоставляют безграничные возможности для умственного и физического совершенствования и формирования основ будущей взрослой личности.

Работа по осуществлению задач сенсорного воспитания ведется мною по «Программе воспитания и обучения в детском саду от рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, реализуется в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей, в самостоятельной деятельности детей.

Я стараюсь создавать условия для переноса знаний и представлений детей в самостоятельные сенсорные игры. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Здесь особую роль играют дидактические игры, в которых формируется организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. На этой ступени развития детей формируется первое отношение к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание участвовать в их деятельности (принести воды в ведерке, вытереть стол  и т. д.); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу (девочка плачет) .

Дидактическая игра – сложное явление, это и игровой метод обучения, и форма развития, и самостоятельная деятельность и средство всестороннего развития личности. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой образовательной деятельности и проводятся со всеми детьми, в других широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня в самостоятельной игровой деятельности.

Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту наши дети познают и обогащают представления о мире.

Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получает благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но то, что ребенок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться словами.

Я стараюсь использовать в своей работе все виды сенсорного воздействия, чтобы ребенок получил полную информацию о предмете.

Поэтому в непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию ставила и решала такие задачи:

• формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый),форме  (кубик, шар, кирпичик), различать величину: большой – маленький

• создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

• развивать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения.

В играх с детьми используем выразительные жесты и предметы-заместители («мыло»-кубик; «градусник»-фломастер; и т. д., картинки, замещающие реальный предмет в игре и общении.

В практической деятельности и в игре малыш познает свойства предметов (цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение и его части) .

Дети активно интересуются окружающим их миром,  из рассказов взрослых узнают новое о явлениях, которые ими непосредственно не воспринимается.

Например, если ребенок подбирает предметы, или группирует флажки, или сортирует картинки по цвету и признаку. Это значит, что цвет воспринимается на уровне отвлечения от всех других признаков и в мышлении на основе обобщения формируется понятие «цвет».

Я объясняю ребенку что словом «дом» можно обозначить и дом для человека, и дупло для белки, и аквариум для рыбки и т. д., но главное дом – это «крыша над головой», где кто-то живет. Или стул. Он может быть большой, маленький, мягкий, но главное – это предмет, на котором сидят.

Далее подвожу детей к понятию обобщения – мыслительному объединению предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства.

Например, от одиночного понятия «огурец» или «помидор» к понятию «овощ».

В своем опыте по сенсорному воспитанию использовала следующие виды игр:

Игры для сенсорного развития:

 Величина: «Веселые матрешки», «Грибочки по местам».

«Цветные коврики для игр с пробками»

Цель: развитие умения соотносить цвет предмета. 
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть готовую картинку, например, «Кораблик», «Бабочка», «Ягоды вишни» и предлагает подобрать пробку по образцу. Ребёнок выполняет задание и называет используемый цвет пробки.

 «Спрячь мышку»

Цель игры:  развитие сенсорного восприятия, обогащение тактильной чувствительности.

Ход игры: Показать детям мышек, рассмотреть их, дать детям в руки по 1 мышке, рассмотреть их цвета. Сказать, что у мышек есть домики, такого же цвета, как и сами мышки. Показать цветовой коврик. Рассмотреть и назвать цвета домиков. Внести кошку, которая хочет съесть мышек. Ребятам предлагается поселить мышек в домики соответствующих цветов, чтобы спрятать их от кошки. Дети кладут мышей в квадратики такого же цвет как мышка.

«Нарядим солнышко»

Цель:развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.

Ход игры:Предлагаем детям разложить вокруг солнышка косички (полоски), а к ним - и бантики. Обращаем внимание, что бантики должны быть такого же цвета, как и косички.  Детям с 1.6 лет можно предложить для начала 4 основных цвета, и постепенно игру усложнять, добавляя количество косичек и бантиков. Ребенок в раннем возрасте может и не называть цвета, но подбирать и различать - это ему вполне доступно.

«Подбери по форме»

Цель: закрепление представления детей о форме.

«Сортировка по цвету»

Цель: закрепление представления о цвете.

Перемешайте разноцветные картинки и предложите ребенку разложить их по цветам: Посмотри, разноцветные картинки перемешались. Давай разложим картинки по цветам. Сюда все красные картинки, сюда все желтые картинки, сюда все синие картинки, а сюда все зеленые картинки. Картинки можно раскладывать как на кучки, так и рядами. Количество цветов и картинок каждого цвета в игре можно уменьшать и увеличивать в зависимости от возраста и возможностей ребенка.

Таким образом, ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширяет его кругозор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сенсорное воспитание рассматривается учёными как фундамент общего умственного развития ребенка. Оно означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Эти процессы воздействуют на глаза; с помощью руки мы ощущаем его твёрдость (или мягкость), шероховатость; звуки, издаваемые каким либо предметом, воспринимает ухо. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности.

В детстве развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе различного рода действий с этими предметами. Правильное использование дидактических игр служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму предметов, узнавать цвет, величину, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки.

Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и называние предметов и их свойств. Отсюда следует вывод о необходимости использования дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста.

Педагогический процесс, направленный на формирование представлений о сенсорных представлениях у детей раннего возраста посредством дидактических игр как объект исследования изучен. Педагогические условия, способствующие формированию представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов  у детей раннего возраста посредствам дидактических игр как предмет исследования рассмотрен.

Цель работы, заключающаяся в выявлении педагогических условий, способствующих формированию представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов  у детей раннего возраста посредствам дидактических игр достигнута.

Реализованы поставленные задачи исследования:

  • Изучить теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр.
  • Воплотить теоретические знания в практику работы.

Удалось использовать запланированные методы исследования:

 анализ литературы, систематизация материала, наблюдение за траекторией развития детей.

 Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития детей раннего возраста. Благодаря  целенаправленному, систематичному, поэтапному обучению у детей улучшились не только показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, но и показатели освоения умений, навыков по данному направлению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы -  М.: Мозаика-Синтез, 2015
  2. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет». - М.: «Просвещение»1988
  3. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под ред. Л.А.Венгера. - М.: «Просвещение» 1978
  4. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста». Под ред. С.Л. Новосёловой. - М.: «Просвещение» 1977
  5. Пилюгина Э.Г. «Игры-занятия с малышом от рождения до трёх лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2010
  6. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша». – М.: Мозаика-Синтез, 2010
  7. «Сенсорное воспитание в детском саду». Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н Аванесовой.- М.: «Просвещение» 1981
  8. Янушенко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». - М.: Мозаика-Синтез, 2010
  9. //Дошкольное воспитание// №12/2012
  10. //Современное дошкольное образование// № 3,4 /2012.
  11.  MaryPop.ru >…razvitie/censornoe-razvitie-detej.html
  12.  Razvitiedetki.ru > sensornoe…rannego-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...