Конспект организованной образовательной деятельности по работе с вещью во второй младшей группе (3-4 года).
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Семенова Любовь Вячеславовна

Актуальность:

     Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру  многих поколений. Она эстетична и привлекательна, и многофункциональна.  Деревянная  фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Но у детей нет устойчивого интереса, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности. Постепенно из обычной детской забавы матрешка превратилась в предмет искусства, не предназначенную для ребенка и  не  требующую педагогического сопровождения. К сожалению и современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

 

Цель:

 Развить познавательный интерес  к народному промыслу, посредством знакомства с игрушкой-матрешкой.

 

Задачи:

Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности. Учить самостоятельно, подбирать сочетания красок для рисования узора на платочке матрешки.

 

 

Предварительная работа:

Мини-выставка, консультация для родителей, чтение и разучивание стихов и  потешек о матрешке, Д.И. «Найди такую же», «Собери матрешку».

 

Оборудование:

Сундучок, 2 матрешки, для рисования платочек, краски гуашь, кисти, конструктор.

 

Ход совместной деятельности:

Сюрпризный момент. Сундучок на столе – открываем достаем матрешку.

Воспитатель: что это такое?

Дети: матрешка.

Воспитатель: давайте, рассмотрим какая она?

Дети: Красивая, золотая, веселая, блестящая, большая.

Воспитатель: Из чего она сделана? 

Дети: из дерева, красок, горящая.

Воспитатель: Какой секрет у матрешки?

Дети: Открывается, у бабушки есть такая, еще есть маленькая матрешка, собирается в одну.

(Раскрываем и вытаскиваем матрешки)

Воспитатель: Во что одета?

Дети: Платок, платье, много цветов, белые горошки на платке.

Воспитатель: Как с матрешкой можно играть?

Дети: Открывать и закрывать, кормить, спать укладывать ног нет, возить в коляски, сказку рассказывать.

Воспитатель: Заглянем еще в наш сундучок?

(Достаем матрешку по сюжету сказки «репка»)

Воспитатель: Что можно сказать про эту матрешку?

Дети: Это дедушка, шапка есть, репку вижу, это не матрешка, а игрушка.

Воспитатель: Давайте откроим её.

(При раскрытии матрешки дети удивляются, что появляются персонажи сказки «репка» и выстраивают героев сказки).

Воспитатель: Матрешки останутся поиграть у нас в группе.

 

Физкультминутка:

Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

 

Организованно-продуктивная деятельность:

Воспитатель: Ребята давайте украсим платочки для наших матрешек.

(Дети выбирают разных размеров платочки, делают фон, и нанося узор.)

 

Апробация:

Матрешка вызвала интерес у детей. При рассматривании дети были активны, отвечали с интересом на вопросы. В группе продолжают играть с ней, делают постройки с ней, используют в театрализованной деятельности и кукольной. 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей.

История матрёшки
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. 
В другом варианте игрушка представляла собой: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую.
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.
В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир. 
После появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город 
Семенов – древние центры народных промыслов, которым 
матрешка помогла стать знаменитыми, и от сюда 
названия видов матрешек— сергиев-посадская 
(загорская), семеновская (хохломская) и полхов-майданская.

Почему куклу назвали «матрешкой»? 
Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна». Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. 
Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка. 
Из чего делают матрешек. Техника изготовления
За долгие годы существования матрешки принципы ее изготовления не поменялись. Делают матрешек из лиственницы, березы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго выбирает он ровные, не сучковатые деревья. Очищая дерево от коры, мастер обязательно оставляет ее в нескольких местах нетронутой. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладывают штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По несколько лет стволы выветривают, сушат на открытом воздухе до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не досушить бревно - этот секрет знают народные умельцы. Надо как говорят они, чтобы дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки и болванки. До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. С большим мастерством, присущим скульпторам, токарь вытачивает голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые инструменты - нож и стамески, Сначала вытачивается самая маленькая матрешка из березы - не открывающаяся фигурка. Затем - нижняя часть следующей - донышко. Донышек для матрешек мастер изготавливает сразу на тысячу штук. Это делается для того, чтобы нижняя часть могла подсохнуть. Когда токарь заканчивает десятую сотню, первая сотня уже высохла и к ней можно готовить верхнюю часть игрушки. Сушить верхнюю часть матрешки не надо, ее надевают на донце, где она усыхает и плотно обхватывает шип и поэтому плотно держится. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи, а после росписи – лакируют. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются 
контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Для росписи раньше использовали гуашь. В наше время их уникальные образы создаются при помощи акварели, темперы, анилиновых красок. Однако гуашь все равно остается самой любимой краской художников, которые расписывают матрешек. Как правило, сначала расписывается лицо и передник, а потом – косынка и сарафан. 
Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.
Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п. 
 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности  по работе с вещью  во второй младшей группе (3-4 года).

Актуальность:

     Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру  многих поколений. Она эстетична и привлекательна, и многофункциональна.  Деревянная  фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Но у детей нет устойчивого интереса, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности. Постепенно из обычной детской забавы матрешка превратилась в предмет искусства, не предназначенную для ребенка и  не  требующую педагогического сопровождения. К сожалению и современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Цель:

 Развить познавательный интерес  к народному промыслу, посредством знакомства с игрушкой-матрешкой.

Задачи:

Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности. Учить самостоятельно, подбирать сочетания красок для рисования узора на платочке матрешки.

Предварительная работа:

Мини-выставка, консультация для родителей, чтение и разучивание стихов и  потешек о матрешке, Д.И. «Найди такую же», «Собери матрешку».

Оборудование:

Сундучок, 2 матрешки, для рисования платочек, краски гуашь, кисти, конструктор.

Ход совместной деятельности:

Сюрпризный момент. Сундучок на столе – открываем достаем матрешку.

Воспитатель: что это такое?

Дети: матрешка.

Воспитатель: давайте, рассмотрим какая она?

Дети: Красивая, золотая, веселая, блестящая, большая.

Воспитатель: Из чего она сделана?  

Дети: из дерева, красок, горящая.

Воспитатель: Какой секрет у матрешки?

Дети: Открывается, у бабушки есть такая, еще есть маленькая матрешка, собирается в одну.

(Раскрываем и вытаскиваем матрешки)

Воспитатель: Во что одета?

Дети: Платок, платье, много цветов, белые горошки на платке.

Воспитатель: Как с матрешкой можно играть?

Дети: Открывать и закрывать, кормить, спать укладывать ног нет, возить в коляски, сказку рассказывать.

Воспитатель: Заглянем еще в наш сундучок?

(Достаем матрешку по сюжету сказки «репка»)

Воспитатель: Что можно сказать про эту матрешку?

Дети: Это дедушка, шапка есть, репку вижу, это не матрешка, а игрушка.

Воспитатель: Давайте откроим её.

(При раскрытии матрешки дети удивляются, что появляются персонажи сказки «репка» и выстраивают героев сказки).

Воспитатель: Матрешки останутся поиграть у нас в группе.

Физкультминутка:

Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, движение «ковырялочка», завершаемое тремя притопами)

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Организованно-продуктивная деятельность:

Воспитатель: Ребята давайте украсим платочки для наших матрешек.

(Дети выбирают разных размеров платочки, делают фон, и нанося узор.)

Апробация:

Матрешка вызвала интерес у детей. При рассматривании дети были активны, отвечали с интересом на вопросы. В группе продолжают играть с ней, делают постройки с ней, используют в театрализованной деятельности и кукольной.  

Консультация для родителей.

История матрёшки
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии.
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя изображала спеленатого младенца. 
В другом варианте игрушка представляла собой: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую.
Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.
В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир. 
После появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город 
Семенов – древние центры народных промыслов, которым 
матрешка помогла стать знаменитыми, и от сюда 
названия видов матрешек— сергиев-посадская 
(загорская), семеновская (хохломская) и полхов-майданская.

Почему куклу назвали «матрешкой»? 
Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна». Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. 
Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой, никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: имя Матрена было очень распространено среди простого люда, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка. 
Из чего делают матрешек. Техника изготовления
За долгие годы существования матрешки принципы ее изготовления не поменялись. Делают матрешек из лиственницы, березы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго выбирает он ровные, не сучковатые деревья. Очищая дерево от коры, мастер обязательно оставляет ее в нескольких местах нетронутой. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладывают штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По несколько лет стволы выветривают, сушат на открытом воздухе до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не досушить бревно - этот секрет знают народные умельцы. Надо как говорят они, чтобы дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки и болванки. До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. С большим мастерством, присущим скульпторам, токарь вытачивает голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые инструменты - нож и стамески, Сначала вытачивается самая маленькая матрешка из березы - не открывающаяся фигурка. Затем - нижняя часть следующей - донышко. Донышек для матрешек мастер изготавливает сразу на тысячу штук. Это делается для того, чтобы нижняя часть могла подсохнуть. Когда токарь заканчивает десятую сотню, первая сотня уже высохла и к ней можно готовить верхнюю часть игрушки. Сушить верхнюю часть матрешки не надо, ее надевают на донце, где она усыхает и плотно обхватывает шип и поэтому плотно держится. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи, а после росписи – лакируют. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются 
контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Для росписи раньше использовали гуашь. В наше время их уникальные образы создаются при помощи акварели, темперы, анилиновых красок. Однако гуашь все равно остается самой любимой краской художников, которые расписывают матрешек. Как правило, сначала расписывается лицо и передник, а потом – косынка и сарафан. 
Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.
Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности тема: « Удивительное путешествие» /вторая младшая группа/

Конспект организованной образовательной деятельности вторая младшая группа  тема: « Удивительное путешествие»Задачи образовательных областей:Коммуникация: -помогать детям получать ...

Конспект организованной образовательной деятельности по физической культуре (вторая младшая группа)

Программное содержание:- Учить детей подлезать под дугу правым и левым боком, не касаясь руками пола.- Закрепить умение ходить по доске, положенной на пол.- Упражнять в ходьбе и беге, координиру...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе "Новый платок для Матрешки"

Данный конспект может использоваться как итоговое занятие по аппликации в младшей группе, а также как ознакомительное в течение года. Занятие охватывает не только художественную деятельность дете...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе "Шарфик для Зайчика"

Данный конспект содержит маиериал занятия по аппликации, в том числе его можно использовать и в математике...

Конспект организованной образовательной деятельности по ПДД во второй младшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности по ПДД во второй младшей группеТема: «Дорожная азбука».Цель: ·        обучающая – продолжать знакомить со значен...

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования на тему: «Мир игры»

Этот материал предназначен для обучения детей младшего дошкольного возраста. Основная задача научить детей  изображать цветы в нетрадиционной технике рисования: печатания штампами. Используя эту ...