ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка на тему

Федорова Екатерина Витальевна

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов.— Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? Надеемся, что эти практические материалы помогут найти ответы на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologizatsiya_detskoy_deyatelnosti.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: ДЕРЕВЬЯ

Художественная литература:

А. Фет. Печальная береза.

Л. Толстой. Как ходят деревья.

Н. Артюхова. Большая береза.

В. Бояринов. Почему у дуба облетели листья.

И. Бунин. Березовый лист.

В. Жаров. Ель. Осина.

Г. Кучнева. Дуб. Лиственница.

Г. Скребицкий. Раненые деревья.

Н. Сладков. Ивовый мир.

Л. Толстой. Дуб и орешник.

Опытно-исследовательская работа:

Рассматривание коры деревьев через лупу.

Тень деревьев в разные части суток.

Этажи дерева.

Распознание кустарников и деревьев по характерным признакам.

Рассматривание жилкования листьев с зарисовкой (через лупу).

Работа с дождемерами.

Определение толщины, высоты деревьев.

Художественно-творческая деятельность:

Аппликация - «Деревья», «Сад сказочной птицы», «Ели»
(коллаж),  «Осенний  пейзаж»  (коллаж),  «Наш любимый  клен»,

«Осенние деревья» (объемная аппликация).

Оригами - «Елочка», «Дерево», «Пальма».

Рисование — «Осеннее дерево», «Деревья в инее», «Нашрядная елка», «Цветущие сады», «Ветка рябины».

Лепка - «Чудо-дерево».

Физкультурно-оздоровительная  работа:

Упражнения: «Веточка», «Деревце».

Бег между деревьями.

Упражнение на перешагивание и равновесие «Через бревно».

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы березовой рощи».

Релаксация-медитация «Обними дерево».

Подвижная игра «Найди свое дерево».

Тема: ЦВЕТЫ

Художественная литература:

А. Аегов. Тропинка полевая.

А. Плещеев. Весело цветники в поле пестреют.

Г. Паустовский. Заботливый цветок.

А. Платонов. Неизвестный цветок.

А. Пришвин. Иван-чай. Фиалка.

Т. Белозеров. Одуванчик.

Н. Павлова. Хитрый одуванчик.

Г. Кутнева. От первых цветов до белых снежинок.

А. Майков. Подснежник.

С. Маршак. Кошкин дом. Герань.

Е. Серов. Фиалка.

Опытно-исследовательская деятельность:

Рост мать-и-мачехи на разных полянах (зависимость от солнца).

Выращивание растений из морковных верхушек.

«Цветочные часы» - определение времени по часам.

Влияние посева на рост и развитие растений.

Потребность комнатных растений в воде, свете, тепле.

Художественно-творческая деятельность:

Аппликация - «Цветы и бутоны на колоске» (Городец), «Узор из цветов» (симметричное вырезывание на круге), «Цветы в вазе», «Тюльпаны», «Разноцветные цветы из ткани», «Гжельская роза», «Композиция с цветами, ягодами».

Лепка - «Цветок» (декоративная пластика), «Ваза с весенними цветами», Цветущая весна».

 Рисование -- «Комнатное растение» (аспарагус, традесканция), «Украсим платочек ромашками» (декоративное рисование), «Подснежники»,   «Букет  полевых  цветов»,   «Ромашковое   поле», «Первые весенние цветы», «Букет нарциссов», «Ваза с цветами» (с натуры), «Мой любимый цветок».

Художественный труд - «Красивые тюльпаны» (оригами), «Василек» (оригами), «Одуванчик» (оригами), «Кактус» (природный материал), «Лилия» (из ткани), «Гвоздика» (объемная из бумаги).

Физкультурно-оздоровительная  работа:

Упражнение на укрепление брюшного пресса «Цветочек открывается и закрывается».

Эстафетная игра «Собери цветок».

Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов».

Упражнение с цветами (искусственные).

Праздник цветов.

Тема: НАСЕКОМЫЕ

Художественная литература:

В. Бианки. Муравейник зашевелился.

Н. Сладкое. Бабочка под землей.

Н. Павлова. Бабочки.

В. Бианки. Приключение муравьишки.

Е. Шим. Жук на ниточке.

К. Паустовский. Похождение жука-носорога.

Ю. Арагчеев. Сидел в траве кузнечик.

Опытно-исследовательская деятельность:

Причины выхода червей на поверхность земли во время дождя.

Жизненный цикл бабочки.

Маскировка насекомых.

Растения и насекомые (опыление, питание...).

Художественно-творческая деятельность:

Аппликация - «Бабочки на лугу», «Бабочка» (мозаика из бумаги).

Лепка - «Бабочка» (декоративная пластика), «Образы насекомых» (жуки).

Рисование - «Красивая бабочка», «Божья коровка», «Муха-
Цокотуха» (по сказке), «Пчелка».

Оригами - «Бабочка», «Кузнечик», «Стрекоза», «Жуки».
Физкультурно-оздоровительная  работа:

Легкий бег - «Бабочки», «Стрекозы».

Подпрыгивание на двух ногах вверх - «Кузнечики».

Тема: ЖИВОТНЫЕ

Художественная литература:

 Л. Толстой. Рассказы о животных.

 Е. Неволина. Большая книга о животных

.Р. Линт. Животные России. Животные гор. Животные морей, океанов. Животные тропического леса.

Животные леса: М. Пришвин. Лисичкин хлеб. В. Бианки. Купание медвежат. Куница за белкой. Е. Чарушин. Волчишко. Г. Снегирев. Звери наших лесов. А. Чехов. Белолобый. Домашние животные: А. Введенский. Щенок и котенок. К. Ушинский. Слепая лошадь. Л. Толстой. Котенок. Е. Чарушин. Свинья. К. Паустовский. Кот-зверюга.

Животные степей: Е. Чарушин. Зайчата. К. Ушинский. Мыши. М. Зверев. Суслики. Хомяки. Н. Сладков. Заяц и полевка.

Животные пустынь: В. Флинт. Животные пустыни. К. Чуковский. Черепаха. А. Ломакина. В Каракумах. Н. Сладков. Желтая пустыня. Г. Снегирев. В пустыне. Животные Севера: В. Флинт. Животные Севера. Н. Сладков. Белая земля. М. Михайленко. От края до края.

Опытно-исследовательская деятельность:

Как кошка языком себе чистит шерстку.

Маскировка животных.

Определение любимого корма животных (хомяк, морская
свинка, попугай и др.).

Повадки животных уголка природы.

Размножение попугаев (цикл жизни).

Художественно-творческая деятельность:

Аппликация - «Мыши на пшеничном поле» (силуэтное вырезание), «Мышка» (техника обрывания), «На льдине» (пингвины, тюлени), «Белка под елью» (коллаж).

Лепка - «Лиса и кувшин» (по русской народной сказке), «Белочка», «Зверюшки на новогоднем празднике», «Олешек» («дымка»), «Черепаха», «Хомяк».

Рисование - «3 медведя гуляют», «Роспись олешка», «Колючий ежик», «Белка», «Хомячок», «Медведь на льдине».

Художественный труд (оригами) - «Зайцы на поляне», «Кошка с котятами», «Ежик», «Жираф», «Пингвин», «Черепаха», «Улитка», «Попугайчик»

Физкультурно-оздоровительная работа: 

Подвижные игры: «Охотники и звери», «Медведь и пчелы», обезьян»,  «Мышеловка»,  «Бездомный заяц»,  «Пастух и стадо», «Мыши в кладовой», «Кролики», «У медведя во бору», и мыши».

Упражнения: цирковые лошади, медведи, кенгуру, жирафы, зайцы, лягушки и др.

Тема: ПТИЦЫ

Художественная литература:

 В. Бианки. Чей нос лучше. А. Барков. Голоса леса. В. Астафьев. Стриженок-скрип. В. Бианки. Лесные домишки. Н. Юсупов. Голубь и пшеничное зернышко. А. Барто. Страшная птица. И. Поленов. Синичкины кладовки. Г. Серебрицкий. Берегите птиц.

Опытно-исследовательская деятельность:

Исследование различного оперения (лупы).

Поведение птиц во время кормления.
 Питание птиц зимой и летом.

Повадки птиц.

Художественно-творческая деятельность:

Аппликация - «Домашние птицы», «Подготовка птиц к зиме» (силуэтное вырезывание), «Нарядный петух», «Лебединое озеро», «Снегири на ветке рябины», «Жар-птица».

Лепка - «Сказочная птица», «Уточка», «Петушок» (ч<дымка»)5, «Птичий двор» (на пластике), «Утка» («дымка»), «Индюк», «Птичка» (народная игрушка).

Рисование - «Сказочная птица», «Птицы улетают на юг».

Художественный труд (оригами) - «Голубь», «Сова», «Воробей», «Утка», «Лебедь».

Физкультурно-оздоровительная  работа:

Подвижные игры: «Перелет птиц», «Коршун и наседка», «Со-вушка».

Упражнения «Попрыгунчики-воробьишки», «Ласточка».

Тема: ВРЕМЕНА ГОДА

Художественная литература:

В. Бианки. Книга зимы. У кого еще гнезда.

Н. Павлова. Под снегом на лугу.

В. Варанжин. Как ежик зиму перезимовал.

С. Есенин. Пороша.

В. Осеева. На катке.

Г. Скребицкий. Весна.

Ф. Тютчев. Весенние воды.

С. Аксаков. Начало лета.

Л. Толстой. Какая бывает роса.

Я. Дягутина. Лето.

В. Трофимов. Осенний ковер.

А. Шаховский. Осень в лесу.

И. Бунин. Листопад.

Опытно-исследовательская деятельность:

  • Таяние и замерзание воды.
  • Свойства снега.
  • Свойства воды.
  • Следы в снегу.
  • Питательные вещества в почве.
  • Свойства воздуха.
  • Способы обнаружения воздуха.
  • Свойства песка.

Художественно-творческая деятельность:

Аппликация - «Весенний хоровод», «Снежинка», «Осенний ковер», «Ветка с осенними листьями».

Лепка - «Кто живет в осеннем лесу», «Наши гости на Новогоднем празднике», «Дед Мороз и Снегурочка», «Зимние игры», «Девочка в зимней шубке», «Цветущая весна».

Рисование - «Золотая осень», «Пасмурный осенний день», «Узор из осенних листьев» (декоративное рисование), «Первый снег», «Зимний лес», «Зимний пейзаж», «Весенний ковер», «Цветущие сады», «Летний денек».

Художественный труд - «Белочка» (оригами), «Снегири на ветке» (коллаж), композиции: весна, лето, осень, зима.

Физкультурно-оздоровительная  работа:

Комплекс общеразвивающих упражнений с листочками.

Подвижные игры: «Кто больше и быстрее соберет листочков»,  «Каких листьев  больше»,  «Солнышко  и дождик»,  «Зима пришла», «Берегись, заморожу», «Мороз красный нос», «Зимние забавы», «Снежинки и ветер».

Эстафетная игра «Собери урожай».

Дыхательная гимнастика с листочками, капельками, снежинками.

Спортивные досуги.

Забавные упражнения «По осеннему ковру», «Стенка-мишень» (метание снежков), «Кто дальше» (скольжение по ледяным дорожкам).

Хореографическая композиция «Танец снежинок и вьюги».

Тема: ОБИТАТЕЛИ ВОДОЕМА

Художественная литература:

В. Бианки. Голубые лягушки.

Н. Сладков. Ондатровая вентиляция. Спит ли зимой карась.

А. Онегов. На берегу озера.

Н. Осипов. В воде и у воды.

В. Бианки. Где раки зимуют. Рыбий дом.

Опытно-исследовательская работа:

  • Определение возраста рыб в аквариуме.
  • Повадки рыб.
  • Внешний вид рыб и их приспособленность к среде обитания.

Художественно-творческая деятельность:

Аппликация - «Лебединое озеро»,  «Рыбки в аквариуме», «Уточки в пруду», «Рыбки в бушующем море».

Лепка - «Сказочная рыба», «Царевна-лягушка».

Рисование - «Рыбки плавают», «Морское дно», «Аквариум».

Художественный труд (оригами) «Лягушка», «Рыбка», «Краб», «Цапля», «Утка», «Улитка», поделки из бросового и природного материала.

Тема: ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Художественная литература:

Г. Юрман. Печка в огороде.

Г. Смирнов. Зачем луку луковицы.

А. Барто. Сто одежек.

Н. Подлесова. Морковка.

Ю. Тувин. Овощи.

А. Алексин. Кукуруза.

С. Михалков. Дело было в огороде.

М. Ильин. Что такое картошка?

Л. Толстой. Косточка.

Н. Забила. Яблонька.

В. Татаринов. Вишенки.

Опытно-исследовательская деятельность:

Посадка овощей.

Качества овощей и фруктов (определение по запаху, вкусу, на
ощупь).

Наблюдение стадий роста рассады и зависимость ее состояния от внешних факторов.

Художественно-творческая деятельность:

Аппликация - «Блюдо с фруктами», «Огурцы и помидоры
лежат на тарелке», «Машины везут урожай», «Дары осени», Изготовим лото «Овощи» для малышей, «Натюрморт из овощей».

Лепка «Фрукты», «Собираем урожай овощей».

Рисование «Собираем урожай овощей», «Что созрело в огороде», «Гроздь винограда», натюрморты: «Ваза с фруктами», «Корзина с овощами».

Физкультурно-оздоровительная работа:

Эстафетные игры: «Собери урожай», «Перевезем урожай», «Посадка картофеля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Конспект организованной образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в старшей группе «По следам Кощея Бесцветного»

Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: художественно-эстетическая. Игровая форма занятия способствует развитию и поддержанию интереса к изодеятельности. Включает в себя задания, напра...

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в непосредственно образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Материал к ММО  «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах детской деятельности»...

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.Жизнь каждого челов...

Доклад на тему: «Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»

laquo;Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»...