«Система работы по формированию коммуникативных навыков в непосредственно образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»
статья на тему

Сидорова Галина Николаевна

Материал к ММО  «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах детской деятельности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sidorova_g.n.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Материал к ММО

 «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Тема: «Система работы по формированию коммуникативных навыков в непосредственно образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

 

Подготовила:  Сидорова Г.Н.

 старший воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Машенька» г. Ершова Саратовской области».

Современные дети довольно активно могут демонстрировать активную речь, способны вступать в процесс общения, поддерживать определённые отношения между собой, что, нередко, создаёт обманчивую видимость сформированности коммуникативных навыков. Данное обстоятельство объясняется смешением понятий «коммуникация» и «общение».

Вникая в суть понятий, можно  отметить большую смысловую разницу между «общением» и «коммуникацией». Так, общение представляет собой «сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга». Понятия «общение» и «коммуникация» не равны между собой и данное неравенство можно обозначить так:

Не всякое общение является коммуникацией, но любая коммуникация между людьми строится на общении. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников».

В кратком психологическом словаре коммуникация представлена как «смысловой аспект социального взаимодействия», и, если общение – это социальное взаимодействие, то коммуникация – это смысл общения, это взаимодействие в общении.

Следует отметить, что понятие «коммуникативные умения» часто сливается с понятием «коммуникативные навыки», что некорректно с точки зрения вложенного в них смысла. Известно, что навык – это умение, доведённое до автоматизма. Другими словами, навык – это следующая после формирования умений ступень развития коммуникации.

Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.

Дошкольный возраст – это своеобразный "мостик" между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации.

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области. НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.

Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.

Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией.

С помощью образовательной деятельности решаются следующие задачи: развивитие коммуникативных навыков детей, формирование знаний, развивитие познавательной активности, интерес к окружающим нас предметам; развивитие творческих способностей; воспитание умения выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

Педагогам в ДОУ следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.

Рекомендации педагогам

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

•        обращайтесь по имени;

•        занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

•        используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.

•        Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?

•        Не возникает ли желание его перебить?

•        Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?

•        Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:

•        исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;

•        обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;

•        постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:

•        как часто вы улыбаетесь детям;

•        способны ли вы смеяться вместе с детьми;

•        как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны:

•        чаще анализируйте собственную деятельность;

•        стремитесь ставить себя на место ребенка;

•        развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:

•        быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;

•        ясно и понятно излагать доводы детям;

•        проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9. Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:

•        требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");

•        наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);

•        оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");

•        возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");

•        предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");

•        вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:

•        предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");

•        ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");

•        выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");

•        разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:

•        непонимание психологической ситуации, настроения детей;

•        недостаточная саморегуляция;

•        несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;

•        механическое копирование стиля общения коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП в различных видах детской деятельности.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на позн...

Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности

Консультация для педагогов  "Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности" позволит педагогам ответить на...

Непосредственная образовательная деятельность "Зимние посиделки" ( виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная , познавательно-исследовательская)

НОД "Зимние посиделки"часть образовательного проекта "Тряпичные куклы из далекого прошлого". Цель: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа; формирование представлений о народной иг...

Система работы по формированию графических навыков с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Современная программа уже на первом году обучения детей в школе предусматривает большой объем графической деятельности, предъявляя достаточно жесткие требования к скорости и качеству овладения детьми ...

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности.

Интегрированный подход к формированию навыков безопасного поведения у детей через различные виды детской деятельности....

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.Жизнь каждого челов...