Непосредственная образовательная деятельность "Зимние посиделки" ( виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная , познавательно-исследовательская)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Скачкова Елена Юрьевна

НОД "Зимние посиделки"часть образовательного проекта "Тряпичные куклы из далекого прошлого". Цель: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа; формирование представлений о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением куклы-Пеленашки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimnie_posidelki.docx730.83 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Зимние посиделки».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цели: приобщение к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о народной игрушки, традициях и обычаях, связанных с изготовлением куклы Пеленашки.

Задачи:

  1. Познакомить детей с тряпичными куклами-закрутками
  2. Показать последовательность изготовления тряпичной куклы Пеленашки
  3. Учить самостоятельно изготавливать тряпичную куклу. Закреплять умение скатывать ткань рулончиком, завязывать тесьму в узелок, развивать чувство формы, цвета, творческое воображение, художественный вкус
  4. Развивать творческие способности, воображение, фантазию при изготовлении куклы
  5. Воспитывать аккуратность, усидчивость, развивать мелкую моторику рук и сенсорные способности

Планируемые результаты:

- выражает положительные эмоции при прослушивании, умеет поддержать беседу, рассуждает, активно участвует в подвижной игре, с увлечением изготавливает куклу Пеленашку по образцу и схеме.

Материал к занятию:

- лоскут ткани для туловища светлого цвета;

- лоскут квадратной формы размером 8x8 2 шт, тесьма;

- современные куклы и тряпичные куклы;

- группа оформлена как «Русская изба»

Содержание организованной деятельности

  1. Организационный момент

Дети одеты в русский народный костюм. В группе встречает их Хозяйка и приглашает в избу.

«Раньше, когда заканчивались полевые работы, долгими зимними вечерами молодые люди собирались в горнице на посиделки. А что такое горница? ( чистая половина крестьянской избы). Юноши раскрашивали деревянные игрушки, сделанные своими руками, а девушки пели песни и делали кукол из ткани, играли в игры Деревянные игрушки и тряпичные куклы, которые они сделали своими руками они дарили своим младшим братьям и сестрам. Я вас тоже приглашаю в горницу на зимние посиделки.

Вот волшебный сундучок. Чтобы его открыть нужно сказать волшебные слова. Послушайте какие: «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты. Сундучок, Сундучок, открывай –ка свой бочок» давайте вместе скажем их. Только очень ласково, как в старину разговаривали с вещами. ( Дети произносят слова. Сундучок открывается , Хозяйка достает тряпичные куклы)

Тряпичные куклы делали своими руками. Из чего они сделаны? ( дать потрогать и хорошо рассмотреть). Эти куклы сделаны из простых лоскутков ткани и ниток. Ножницы  и иголки при их изготовлении не использовали. Эти куклы обрядовые, это обереги.

Оберег – от слова «оберегать». Вот одна из таких кукол – Куватка. Ее делали на кануне рождения ребенка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Куватки защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

А это кукла Утешница. Она была верным и сильным средством от детских слез. Когда ребенок начинал плакать  так, что его трудно было успокоить , ее доставали. Кукла была хороша: наряжена, с сережками и украшениями из конфет. Родители угощали ребенка конфетками. Незаметно Утешительницу прятали и снова украшали конфетками до следующего раза.

Посмотрите, какая интересная куколка, свернутая в маленький кулечек. Раньше новорожденных детей плотно-плотно пеленали в пеленку. Считалось, что спеленатый ребенок оберегался в ней. А чего боялись люди? Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребенка. Поэтому первая кукла ребенка, образ его, была Пеленашка. Ее клали в люльку к ребенку.

А теперь я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которую играли на посиделках.

Игра «Ручеек»

Юноши и девушки, сделанные своими руками деревянные игрушки и тряпичные куклы дарили младшим детям.

Я предлагаю тоже сделать в подарок своим младшим сестренкам и братишкам куклу Пеленашку.

А чтобы у нас все получилось давайте разомнем наши пальчики ( пальчиковая игра «Настенка -  Маленка».

Продуктивны деятельность. Под древнерусскую песню дети, изготавливают куклу Пеленашку, используя схему и образец.

     

А теперь давайте положим кукол в колыбельку и споем им колыбельную песенку

Рефлексия

- Где мы с вами были?

- С какими куклами познакомились?

- Какую куклу научились делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы.

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно –  исследовательская,  музыкально – художественная, восприятие художе...

План-конспект занятия (младшая группа) по теме: Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы.

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,познавательно –  исследовательская,  музыкально – художественная, восприятие художес...

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ И ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Образовательная область «Физическое развитие»Проведение прогулок в соответствии с режимом дня.         Одежда детей для прогулки по сезону....

Конспект-интеграция образовательных областей и видов детской деятельности при организации музыкального развлечения" В гости к Матрёшки"

Разработка для детей старшей группы. В данном мероприятии подобраны стихи, , песни, танцы, который будет интересен....

Конспект комплексного занятия в средней группе «Федорино горе» Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: обобщить знание детей об окружающих предметах (посуде)Задачи: систематизировать и обобщить знание детей о посуде, её назначении, материала, из которого она сделана, закрепить понятия: чайная, ст...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ И ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОЛШЕБНИЦА»

   Многолетняя практика работы доказала эффективность использования принципа интеграции содержания образования на основе проектной деятельности, так как позволяет создать единое образ...

Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания.

 Интеграция содержания различных образовательных областей и видов детской деятельности в процессе физического воспитания дает возможность для самореализации и самовыражения детей....