«Система работы по формированию коммуникативных навыков в образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»
консультация

Лапштаева Евгения Владимировна

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей.

Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cbc.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы по формированию коммуникативных навыков

в  образовательной деятельности

в различных видах детской деятельности»

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей.

Отношения с другими людьми зарождаются и интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Действительно, все чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. И. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Г. Г. Почепцов, В. А. Спивак и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

По мнению Лисиной М. И., общение в деятельности педагогов, родителей выступает:

- как средство решения учебно-воспитательных задач;

- как средство, позволяющее вступать в контакт и разрешать конфликты;

- как способ развития его коммуникативности со взрослыми и сверстниками;

- как необходимое условие его социально-личностного развития.

Таким образом, по М. И. Лисиной, общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Из определения можно заключить, что общение имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Понятие «коммуникация» рассматривается в работах многих российских психологов. А. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения.

По своей структуре коммуникативные умения являются сложными; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Дошкольный возраст – это своеобразный "мостик" между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации.

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др.

С помощью образовательной деятельности решаются следующие задачи: развивитие коммуникативных навыков детей, формирование знаний, развивитие познавательной активности, интерес к окружающим нас предметам; развивитие творческих способностей; воспитание умения выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

В работе по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста педагогам необходимо выстраивать систему работы в соответствии со следующими рекомендациями.

1. Педагогу обязательно нужно устанавливать личный контакт с детьми: обращаться по имени; занимать позицию на уровне глаз ребенка; использовать тактильное прикосновение (однако нужно помнить, что когда взрослый гладит ребенка по голове или кладет руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Воспитатель должен стараться выслушивать детей до конца, если даже у него мало времени, не перебивать ребенка. Нужно проанализировать свое поведение.

Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?

Не возникает ли желание его перебить?

Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?

Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Воспитатель должен тщательно следить за собственной речью. Она - отражение личности. Педагог должен проанализировать собственную речь: исключить из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт; обратить внимание на интонирование, помнить, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат; постараться избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

4. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Нужно постараться использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, необходимо стремиться понять их настроение, развивать педагогическую наблюдательность. Можно понаблюдать: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Воспитателю необходимо чаще улыбаться детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Он должен наблюдать за собой: как часто он улыбается детям; способен ли смеяться вместе с детьми; как часто лицо выражает усталость и заботу.

7. Педагог должен уметь видеть себя со стороны: чаще анализировать собственную деятельность; стремиться ставить себя на место ребенка; развивать способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8. Общаясь с детьми, воспитателю лучше использовать такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения необходимо: быть самому убежденным в том, о чем  говорите; ясно и понятно излагать доводы детям; проявлять выдержку и терпение.

Применяя внушающее наставление, необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9. Особенно внимательно необходимо относится к своему поведению, манерам, жестам. Ведь детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Педагог должен выбирать правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Важно помнить: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Необходимо стараться оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Показать, что недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку.

Воспитателю важно избегать следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки: требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться"); наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива); оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров"); возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!"); предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!"); вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".

Необходимо постараться разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Нужно дать понять ребенку, что если его наказывают, то это не значит, что изменилось  прежнее отношение к нему. Лучше использовать следующие приемы: предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь"); ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват"); выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло"); разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Педагог должен уметь анализировать процесс общения. Попытаться найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть: непонимание психологической ситуации, настроения детей; недостаточная саморегуляция; несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе; механическое копирование стиля общения коллег.

Педагогам в ДОУ следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП в различных видах детской деятельности.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на позн...

Формирование дошкольников представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения через различные виды детской деятельности.( описание опыта работы)

Развитие у дошкольников необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах....

«Система работы по формированию коммуникативных навыков в непосредственно образовательной деятельности в различных видах детской деятельности»

Материал к ММО  «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в различных видах детской деятельности»...

Мастер-класс "Развитие навыков доброжелательного общения посредством коммуникативных игр в различных видах детской деятельности"

Как научить детей дружелюбному общению друг с другом? Конечно, развивать эмоциональный интеллект! Как? Смотрите наш мастер-класс!...

Консультация для воспитателей. «Формирование математических способностей в различных видах детской деятельности»

Консультация для воспитателей.  «Формирование математических способностей в различных видах детской деятельности»...

Доклад на тему: «Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»

laquo;Использование различных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей различных возрастных групп»...

2020-2024г. Презентация "Обобщение опыта работы по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшего возраста через организацию различных видов детской деятельности»

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимат...