Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности
консультация на тему

Агафонова  Анна Анатольевна

Консультация для педагогов  "Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности" позволит педагогам ответить на вопросы о тонкостях планирования на основе принципа интеграции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Агафонова Анна натольевна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№ 42 «Аленка» г. Воркуты

Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности

 Интеграция – означает объединение. Следовательно, интеграция в образовательном процессе подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

  Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:                                                                                          

- представления детей развиваются в направлении целостного познания предметов и явлений окружающего мира.

Интеграция в  образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс.

Мы все уже для себя уяснили, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Выделяют определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Образовательные области

Виды детской деятельности

Формы работы с детьми

Физическая культура

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Социализация

Игровая

Сюжетные игры

Игры с правилами

Художественное творчество

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Коммуникация

Коммуникативная

Беседа,  ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Труд

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Реализация проекта

Познание

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсии

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

Музыка

Музыкально-художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

Чтение

Обсуждение

Разучивание

 

Каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач.

Наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно- театральная деятельность, детский труд – занимают особое место в образовательном процессе. Именно в этих видах деятельности при условии освоении ребёнком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, социальное, эмоционально- личностное развитие дошкольников

Все это мы должны учитывать при планировании образовательного процесса.

Планирование образовательного процесса можно определить как деятельность по оптимальному выбору способов, средств и воздействий, направленных на качественную организацию образовательного процесса и системную реализацию содержания дошкольного образования в соответствии с основной общеобразовательной программой.

 Осуществляя планирование на основе принципа интеграции, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

Я постараюсь продемонстрировать данный алгоритм действий в рамках темы недели: « Во саду ли, в огороде»

  1. Выделение из программы и формулирование педагогической цели тематической недели: задач развития воспитанников.

Цель: обогащение представлений детей о многообразии видов овощей и фруктов.

Задачи:

  1. Конкретизировать представления воспитанников о форме, цвете, овощей и фруктов, о месте их произрастания;
  2. Закрепить умение видеть разницу между овощами и фруктами, дать представления о разнообразии способов употребления овощей и фруктов в пищу.
  3. Побуждать детей к употреблению в речи обобщающих слов «овощи, фрукты» в ходе составления  различных рассказов и повседневного общения.
  4. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, связанным с выращиванием и использованием овощей и фруктов и т.д.

 2. Следующий шаг - отбор педагогического содержания из разных образовательных областей.  Наше видение представлено в таблице.

Данная таблица это еще не план, это просто иллюстрация того, что из каждой образовательной области мы можем взять то или иное содержание, те или иные формы работы с детьми по нужной нам теме.

  3. Выделение события недели, основной формы итогового мероприятия.

В нашем случае итоговым мероприятием станет познавательно – музыкальное развлечение «Осенний серпантин», на котором помимо основного сценария будут представлены выставки: «Осенние фантазии» (поделки из овощей и фруктов), «Ярмарка блюд здорового питания».9презентация блюд, приготовленных совместно с родителями.

Итак, мы отобрали педагогическое содержание и определили итоговое мероприятие.

4. Следующим шагом станет практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели.

Те виды и формы работы, которые мы представили в таблице мы «разбрасываем» на рабочую неделю, не забывая и о планировании индивидуальной работы, деятельности, осуществляемой в процессе режимных моментов.  

 Грамотно распределить содержание ООП, педагогу помогают разработанные в ДОУ циклограммы планирования видов деятельности,  включающие  все формы работы с детьми и способствующие равному учету всех образовательных областей в течение тематической недели.

 Разнообразие видов деятельности в каждый отрезок времени позволяет педагогу варьировать и подбирать целесообразное в данный момент сочетание. Выбранное по циклограмме направление дополняется конкретными содержанием  (игрой, этюдами, наблюдением и т.д.).

Для того чтобы максимально придерживаться интеграционного подхода в организации образовательного процесса, необходимо владеть программным содержанием каждой образовательной области и  ее комбинаторными возможностями, то есть знать, в чем данная область наиболее выигрышно сочетается с другими образовательными областями.

Осуществляя планирование образовательного процесса важно помнить, что освоение ребенком содержания каждой темы происходит поэтапно.

 Вначале воспитателю необходимо выяснить имеющиеся представления и опыт детей по данной теме, т.е. что они знают, с чем уже встречались в жизни, как это понимают. Выявление коллективных знаний очень существенно, так как воспитателю предстоит не просто суммировать сведения, известные детям, но и обобщить, упорядочить их, привести в единую систему, показать, что еще нужно узнать, чтобы получить более полное представление о каком-то явлении. Для этого могут использоваться активизирующее общение с использованием проблемных вопросов, загадок, рассматривание иллюстративного материала, рассказов из личного опыта и т. д.

 Затем следует этап расширения и обогащения имеющихся представлений детей. Воспитатель подбирает наиболее адекватные формы работы и виды деятельности, позволяющие детям получить новые знания или самим «открыть» их, убедиться в чем- либо на практике. Это могут быть наблюдения и экскурсии, совместное исследование проблемы, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, совместный со взрослыми поиск новой информации в книгах, Интернете то есть весь спектр активных видов детской деятельности. При этом педагог постоянно контролирует степень понимания материала детьми, задавая вопросы и организуя их самостоятельную деятельность.

Таким образом, детям предоставляется возможность по-разному «проживать» (осваивать) полученную информацию, видеть ее с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями, ассоциациями, и с помощью разных средств передавать свое отношение к ней. 

 На завершающем этапе происходит обобщение, закрепление и систематизация полученных представлений. Для детей это интересное итоговое событие, в котором все принимают активное участие, демонстрируя то, чему научились, что узнали. По форме организации это может быть праздник, викторина, конкурс, тематический досуг, соревнование, игра-драматизация, приготовление угощения, подарков, выставка детских

работ и пр.

 Движение к такому событию мотивирует детскую деятельность, позволяет удерживать внимание и интерес детей к теме, делает процесс обучения незаметным и ненавязчивым, легким и увлекательным.

Для педагогов, в свою очередь, подобные мероприятия могут служить показателем результативности прожитой тематической недели, если в сценарий будут включены практические задания для детей, требующие применения полученных знаний.

Таким образом, наш календарный план подразумевает  определенную последовательность и представляют собой взаимосвязанную цепочку событий и совместных действий. С одной стороны, они выстроены в логике детского восприятия темы, а с другой — соответствуют требованиями СанПиНа о чередовании разных видов деятельности детей в течение дня.

 Каждый из планируемых  видов детской деятельности выполняет определенные функции: одни вводят в содержание темы, пробуждают интерес к нему; другие обогащают имеющиеся представления, дают возможность с разных сторон взглянуть на данное явление; третьи создают условия для использования полученных представлений в самостоятельной деятельности детей. Такой подход способствует более глубокому и творческому освоению окружающего мира, возникновению ассоциаций, воплощению детских представлений в игре и переносу знакомых средств и способов в новые условия, а значит, их обобщению и присвоению.

Инициирующим началом каждый раз могут быть разные виды деятельности. Например, чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» может «запустить» исследовательскую деятельность детей, передачу образов овощей в лепке или рисовании, разыгрывание сюжетов стихотворения в свободной режиссерской игре.

 Вся предварительная работа (беседы, наблюдения в природе, рассматривание предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства, чтение художественных произведений, раскрывающих некоторые аспекты темы, и пр.), а также последующая работа по объединению детских работ в макеты, выставки, панорамы и прочее, индивидуальная работа с детьми по возможности перемещается в режимные моменты. За счет этого сокращается время общей фронтальной работы с детьми и увеличивается время на работу с небольшими подгруппами и индивидуально, с учетом интересов и возможностей детей.

  Интегрированным образовательный процесс станет тогда, когда вертикальные взаимосвязи внутри каждого направления развития будут обогащены горизонтальными взаимосвязями между ними. Конечно, каждая образовательная область имеет свои, присущие только ей задачи. Вместе с тем, задачи, относящиеся к разным образовательным областям, могут быть тесно связаны между собой (образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура»)  способны интегрироваться на общем содержании. В рамках нашей темы мы можем довести до сведения детей то, что здоровое питание невозможно без овощей и фруктов, а если человек будет употреблять здоровую пищу он сможет успешно заниматься физкультурой и спортом.

 Так, задачи образовательной области «Чтение художественной литературы» перекликаются с задачами образовательных областей и «Познание» они дадут представления о разнообразии видов овощей и фруктов, об условиях и способах их выращивания (расширение кругозора и обогащение представлений ребенка об окружающем). Образовательная область «Коммуникация» (общение по поводу прочитанного, овладение образцами литературной речи), «Социализация» (формирование представлений о чувствах, эмоциональных состояниях, личностных качествах людей). В процессе бесед, обсуждений, наблюдений за явлениями окружающей жизни («Познание) развиваются навыки свободного общения друг с другом и со взрослыми («Коммуникация»). В процессе знакомства детей с окружающим миром («Познание») дети узнают о профессиях взрослых («Труд»), о правилах безопасного поведения в быту, в природе («Безопасность»). На этих примерах видно, как определенное содержание, целостное по своей сути, может способствовать решению задач разных образовательных областей.

В разных видах художественной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде) решаются задачи развития творческих способностей детей, приобщения их к искусству. Однако одновременно (как и в любой другой продуктивной деятельности) развиваются такие компоненты трудовой деятельности, как умение поставить цель, спланировать способ ее достижения, подобрать необходимые материалы, достичь результата; воспитывается ценностное отношение к собственному труду и труду других людей (задачи, относящиеся к образовательной области «Труд»). Изменив способ организации детей, объединив их в подгруппы для создания коллективных работ, можно создать условия для формирования навыков их взаимодействия друг с другом (задачи, относящиеся к образовательной области «Социализация»).

 Особая организация продуктивной деятельности может способствовать и развитию речи, если дети рассказывают о своей поделке или рисунке, придумывают дальнейшее развитие сюжета, разыгрывают диалоги с созданными персонажами и пр. (образовательная область «Коммуникация»). Кроме того, включение детской поделки в игровую ситуацию способствует развитию самодеятельной сюжетно-ролевой и режиссерской игр детей (образовательная область «Социализация»).

Планирование должно опираться не только на задачи, возрастные особенности, специфику деятельности, но и на успешность освоения детьми предыдущего материала.

Для этого педагогам рекомендуется вести в свободной форме дневниковые записи, отмечая как личные успехи детей, так и возникшие проблемы. Подобная рефлексия позволяет педагогу глубже узнать своих воспитанников, отметить их достоинства и заметить недостатки, которые он может скорректировать сам или с помощью других специалистов. Это необходимо и для проведения мониторинга.

 Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе планирования образовательного процесса  по многим показателям повышает его, результативность:

1. Интегрированный образовательный процесс способствуют формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.

2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника, то есть не идет в разрез с самой природой ребенка.

3. У детей формируется познавательный интерес, так как в интегрированный образовательный процесс включены представления из различных образовательных областей.

4. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

5. Интеграция способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность, которые обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе.

6. Интегрированный образовательный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

7. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и

сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем:

-  содержательный результат — становление общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира;

- дидактический результат — овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире;

- воспитательный результат — мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей, механизмов исследования, экспериментирования, творчества.

 «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов и явлений, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…»

К.Д.Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".

    Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...

Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»

образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...

Реализация обраровательных областей в различных видах детской деятельности (сообщение на педсовете).

Специфика дошкольного образования заключается в том, что развитие ребенка ведется по пяти образовательным областям, через виды детской деятельности близких к игре. Обучение и развитие проводится в сов...

Конспект занятия непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на основе принципа интеграции образовательных областей.Значение меда в жизни человека

«Социально-коммуникативное развитие» - Развивать умение ребенка взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;- Познакомить с трудом пчеловода, прививать трудолюбие; - Формировать основы бе...

конспект непосредственно-образовательной деятельности с применением эффективности интеграции образовательных областей через активные виды детской деятельности

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо формированию у дошкольников анализу ситуаций (причинно – следственные связи)...

Образовательный процесс с «Вдохновением»: поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности, взаимодействие взрослых с детьми на основе технологий программы «Вдохновение»

Образовательный процесс с «Вдохновением»: поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности, взаимодействие взрослых с детьми на основе технологий программы «Вдохнове...