Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

 

      Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, сменяются жизнью, наполненной множеством требований, и ограничений .В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом.

      Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya.docx60.81 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план образовательной деятельности

дополнительной образовательной услуги «Будущий первоклассник»

для детей 1-го года обучения (старшая группа).

Занятие

Ход занятия

Материал

Дата

Интеграция

Октябрь

Занятие № 1, стр. 142

Жукова стр. 4

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Изучение буквы А»

2) Упражнение «добрый клубок»Цель: Сплоченность детей в группе, формирование доверительных отношений (О.Алесенко)

3)Физминутка «Мы писали, мы писали»

4) Определить –что лишнее и объяснить почему?

5) Подобрать обобщающее слова к предложенным группам слов.

6) Выбрать соответствующую заплатку для ковра.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – предметные картинки, схема ковра и заплатки к нему…

1 неделя

Изодеятельность:

Графическое изображение буквы А

Социализация:

Упражнение «Добрый клубок»-цель:формирование желания общаться, быть активными

Занятие № 2, стр. 143

Жукова стр. 5

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1)Обучение грамоте «Изучение буквы У»

2) Упражнение «Минута шалости» (О.Алесенко)

3)Физминутка «Кузнечики»

4) Назвать впереди стоящие и последующие числа.

5) Решить – правильно ли проведено сравнение?

6) Сравнить рисунки, догадаться чего не хватает на 2-ом рисунке. Нарисовать эти предметы в квадратах.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – слова (из букв).

Раздаточный – рабочие листы с цветными карандашами.

2 неделя

Познание (Математика)

Повторить счет от 1 до 10.

Изодеятельность:

Графическое изображение буквы У

Занятие № 3, стр. 144

Жукова стр. 9-10

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Выучить скороговорку.

2)Обучение грамоте «Учимся читать слитно буквы А,У»

3) Физминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»

4) Игра «Назови эмоцию» (И.Кришталь)

5) Решить числовые задания.

6) Решить логическую задачу.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – карточки с цифрами.

3 неделя

Развитие речи:

Повторить скороговорку

Физическое развитие: повторить физ.минутку «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Занятие № 4, стр 145

Жукова стр 6

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1)Обучение грамоте «Изучение буквы О»

2) Упражнение «Маленькое привидение» (О.Алесенко)

3.Физминутка: « Мы ногами топ-топ»

4) Решить логическую задачу.

5) Задание на внимание – определить какого слона нарисовала девочка, а какого мальчик.

6)Подобрать к предложенным словам множественное число.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный –  картинка рисующих детей и 2 варианта изображения слона.

Раздаточный – такая же картинка, но в мелком изображении.

4 неделя

Физическая культура

Физминутка:« Мы ногами топ-топ»

Изодеятельность: Графическое изображение цифры 1

Ноябрь

Занятие № 5, стр. 146

Жукова стр 7.

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1Обучение грамоте «Изучение буквы М»

2) Упражнение «Ласковое имя» (И.В.Шевцова)

3) Физминутка (занятие 2)

4) Узнать предмет по заданным признакам.

5) Определить, что лишнее и объяснить почему?

6) Сосчитать по заданным вариантам.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – предметные картинки

1 неделя

Изодеятельность:

Графическое изображение буквы М

Социализация: повторить упражнение «Ласковое имя» для снятия агрессии

Занятие № 6, стр. 147

Жукова стр. 11-12

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Выбрать из Приложения одно из стихотворений, разучить его.

2)Обучение грамоте «Учимся читать слоги с буквой М»

3. Физминутка (занятие 1)

4) Продолжить перечень предметов и назвать обобщающее слово.

5) Решить логическую задачу.

6) Дорисовать узор.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Раздаточный – рабочие листы, цветные карандаши.

2 неделя

Развитие речи:

Повторить стихотворение

Изодеятельность: Графическое изображение цифры 2

Занятие № 7, стр. 171

Жукова стр.8

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1)Обучение грамоте «Изучение буквы С»

2) Упражнение "Морские волны" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.) 

3)Физминутка (занятие 3)

4) Чего больше?

5) Решить задачу.

6) Решить, что должно быть в пустом квадрате.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – предметные картинки и буквы, схемы квадратов.

3 неделя

Познание (математика)

Повторить счет от 1- до 10

Развитие речи:Д/игра «Узнай предмет по описанию»

Занятие № 8, стр. 148

Жукова стр. 16-17

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Выучить стихотворение.

2) Обучение грамоте (Учимся читать слоги с буквой С

3. Физминутка (занятие 4)

4)Упражнение «Снежинки» (И.В.Шевцова)

5) Узнать предмет по заданным признакам.

6) Продолжить перечень предметов, подобрать обобщающее слово.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – буква Ш.

4 неделя

Развитие речи: повторить стихотворение

Социализация: повторить упражнение «Снежинка» для улучшения психологической атмосферы в группе

Декабрь

Занятие № 9, стр. 148

Жукова стр18

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1)Обучение грамоте «Изучение буквы Х»

2) Попросить детей назвать как можно больше слов, в состав которых входит буква Х или которые начинаются на Х.

3) Физминутка «У оленя дом большой».

4) Подобрать к предложенным словам множественное число.

5) Определить правильно ли проведено сравнение.

6) Подобрать заплатку для ковра.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Раздаточный –

Рабочие листы с изображением ковра и заплаток, цветные карандаши.

1 неделя

Физкультурное равитие: Закрепить физминутку «У оленя дом большой»

Изодеятельность: Графическое изображение цифры 3.

Занятие № 10, стр. 149

Жукова стр. 19

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1)Обучение грамоте «Читаем слоги и слова с буквой Х)

2) Упражнение «Да и нет» (И.В.Шевцова)

3) Физминутка «Кошка»

4) Определить какая картинка лежит за второй картинкой, какая за третьей и т.д.

5) Найти что лишнее и объяснить почему?

6) Узнать предмет по заданным признакам.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – предметные картинки с изображением цветов, птиц и животных.

Раздаточный – рабочие листы, цветные карандаши.

2 неделя

Изодеятельность:

Графическое написание букв Х.

Развитие речи: Д/игра «Четвертый лишний»

Занятие № 11, стр. 150

Жукова стр.20

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Выучить скороговорку из Приложения.

2)Обучение грамоте «Изучение буквы Р»

3) Физминутка:»Снег идет»

4) Определить правильно ли проведено сравнение.

5) Решить – что лишнее и объяснить почему.

6) Посчитать количество предметов на предложенных карточках.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – предметные картинки, карточки с количеством предметов.

Раздаточный – рабочие листы, цветные карандаши.

3 неделя

Развитие речи: повторить скороговорку

Познание (математика) повторить счет от10 до1.

Занятие № 12, стр. 151

Жукова стр.21

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Читаем слоги  и слова с буквой Р»

2) Попросить детей назвать как можно больше слов с буквой Р

3) Физминутка: «Мои руки»

4)Упражнение «Придумай сказку» (Шевцова И.В.)

5) Подобрать заплатку для ковра.

6) Установить как называются детеныши у заданных животных.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Раздаточный –

Рабочие листы, с изображением ковра и заплаток.

4 неделя

Социализация.

Учимся сочинять сказки с разными окончаниями (развитие воображения)

Изодеятельность:графическое изображение цифры 4

Январь

Занятие № 13, стр. 151

Жукова стр 22

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Изучение буквы Ш»

2) Упражнение «Коровы, собаки, кошки» (О.Алесенко)

3) Физминутка (занятие 9)

4) Определить какой предмет изображен на карточке, лежащий за третьей, за четвертой и т.д.

5) Ответить на вопрос – чего в магазине больше – электроприборов или телевизоров?

6) Нарисовать на второй стороне шарфа такой же узор, как и на левой стороне.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – Предметные картинки с изображением листьев различных деревьев..

Раздаточный – рабочие листы, цветные карандаши.

2 неделя

Изодеятельность:

Графическое изображение буквы Ш

Познание (математика): повторить счет от 1 до 10

Занятие № 14, стр. 152

Жукова стр23

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1)Обучение грамоте «Читаем буквы С-Ш в слогах и словах»

2) Упражнение «Передай маску» (О.Алесенко)

3)Физминутка (занятие 10)

4) Определить правильно ли проведено сравнение.

5) Решить логическую задачу.

6)Продолжить перечень предметов, назвать их обобщающим словом.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – предметные картинки.

3 неделя

Социализация:

Повторить упражнение «Передай маску»-снятие непродуктивных настроений

Изодеятельность: графическое изображение цифры 5

Занятие № 15, стр. 153

Жукова стр 24

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1)Обучение грамоте «Изучение буквы Ы»

2)Упражнение «Только вместе» (Шевцова И.В.)

3) Физминутка (занятие 12)

4) Назвать числа заданного варианта

5) Решить правильно ли проведено сравнение.

6) Дорисовать кружочки в квадратах по заданию.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – цифры.

Раздаточный – рабочие листы, цветные карандаши.

4 неделя

Физическое развитие:закрепить физминутку: «Мои руки»

Познание (математика)

Повторить счет от 10 до 1

Занятие № 16, стр. 153

Жукова стр.25-26

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Изучение буквы Л».

2) Разучить поговорку

3)Упражнение «тихие и громкие голоса» (Шевцова И.В.)

4) Физминутка (занятие 11)

5) По предметным картинкам определить какой предмет изображен перед четвертой, третьей, пятой картинкой.

6) Определить на какой картинке расположено самое меньшее количество предметов? Самое большое количество предметов?

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – предметные картинки c изображением школьных принадлежностей.

Раздаточный – рабочие листы, цветные карандаши

5 неделя

Обучение грамоте: повторить прочтение слогов с буквой Л

Развитие речи: повторить скороговорку

Февраль

Занятие № 17, стр. 154

Жукова стр27

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Читаем буквы Ы,Л, в слогах и словах)

2)Попросить детей назвать слова, которые начинаются с буквы Л или слова, в состав которых она входит.

3) Упражнение «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»(О.Алесенко)

4)Физминутка «Цапля»

5) Узнать предмет по заданным признакам.

6) Работа с раздаточным материалом – дать ребенку 10 карандашей и попросить разложить их на две кучки, чтобы в одной было на два предмета больше, чем в другой.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – предметные картинки.

Раздаточный –

цветные карандаши.

1 неделя

Познание (математика):

Закрепить счет от 1 до 10

Физическое развитие: повторить физминутку «Цапля»

Занятие № 18, стр. 154

Жукова стр28

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1Обучение грамоте «Изучение буквы Н»

2) Предложить детям назвать как можно больше слов с буквой Н

3)Физминутка «Зарядка»

4)Упражнение «Волшебная палочка (Шевцова И.В.)

5) Определить какое число пропущено

6) Ответить на вопрос – Отец сына или один и тот же человек?

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – цифры.

2 неделя

Изодеятельность:

Графическое изображение буквы Н.

Развитие речи: назвать слова с буквой Н

Занятие № 19, стр. 155.

Жукова стр 29-30

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Читаем букву Н в словах и слогах»

2)Упражнение «Доброе утро» (Шевцова И.В.)

3)Физминутка «Три медведя»

4) Определить что лишнее и объяснить почему?

5) Карточки со словами, содержащих букву К

разделить на 2 группы.

6) Решить логическую задачу.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный –предметные картинки с изображением зимней одежды и предметов содержащих букву Й.

Раздаточный –

Рабочие листы, цветные карандаши..

3 неделя.

Физическое развитие: повторить физминутку «Три медведя».

Социализация:

Повторить упражнение «Доброе утро» для снятия агрессии.

Занятие № 20, стр. 156

Жукова стр 31

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Изучение буквы К».

2) Игра «Волшебная подушка (О.Алесенко)

3)Физминутка «Веселый счет»

4)Продолжить перечень предметов, назвать их обобщающим словом.

5) Назвать цифры по заданным вариантам.

6) На рабочих листах дорисовать, что должно быть в пустом квадрате.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – цифры

Раздаточный – Рабочие листы, цветные карандаши.

4 неделя

Изодеятельность: графическое изображение цифры 6

Развитие речи: называть заданные предметы обобщающим словом

Март

Занятие № 21, стр. 157

Жукова стр 33

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Изучение буквы Т»

2) Попросить детей назвать слова, которые начинаются с буквы Т, или слова, в состав которых она входит.

3) Упражнение «Я сильный – я слабый» (" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.) 

4) Физминутка (занятие 17)

 5)Узнать предмет по заданным признакам.

6) Написать в клетках ближайших соседей заданных чисел.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный –предметные картинки, схемы с цифрами, отдельные цифры

Раздаточный – рабочие листы с изображенными цифрами, цветные карандаши.

1 неделя

Развитие речи:

Д/игра «Узнай предмет по описанию»

Изодеятельность: Графическое изображение буквы Т

Занятие № 22, стр. 158

Жукова стр33

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте « Читаем буквы Т в словах и слогах»

2)Игра «Давай поругаемся» (О.Алесенко)

3)Физминутка (занятие 19)

4) Узнать предмет по заданным признакам.

5) Нарисовать фигуру, которая должна быть в пустой клетке.

6) Установить – какая картинка не похожа на другие.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – карточки-схемы, буква Ю.

Раздаточный – рабочие листы, с нарисованным заданием, цветные карандаши.

2 неделя

Обучение грамоте: закрепить прочтение слогов с буквой Т

Математика: продолжить логическую цепочку

Занятие № 23, стр. 159

Жукова стр 34

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Изучаем букву И»

2) Игра «Веселый страх» (Шевцова И.В.)

3)Физминутка (занятие 18)

4) Дать определение словам, что такое – теленок, медвежонок.

5) Дорисовать узор в пустой клетке.

6) Определить что лишнее и объяснить почему?

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – карточки с согласными буквами.

Раздаточный – рабочие листы, с нарисованными в них узором, цветные карандаши.

3 неделя.

Изодеятельность:Графическое изображение буквы И

Развити речи: Д/игра «Четвертый лишний»

Занятие № 24,

стр. 159

Жукова стр 35-36

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Читаем букву И в словах и слогах»

2)Упражнение «Воздушный шар» (И.Кришталь)

3) Физминутка (занятие 20)

4) Узнать предмет по заданным признакам.

5) Дорисовать узор в пустой клетке.

6) Решить какая картинка лишняя и объяснить почему?

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – схемы квадратов.

Раздаточный – рабочие листы, цветные карандаши.

4 неделя

Изодеятельность:Графическое изображение цифры 7

 Социализация: повторить упражнение «Воздушный шар» для снятия мышечного напряжения

Апрель

Занятие № 25, стр. 160.

Жукова стр 37

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1Обучение грамоте «Изучаем букву П»

2) Упражнение «Избавление от тревог» (О.Алесенко)

3) Физминутка (занятие 2)

4) Работа на листах – раскрасить квадраты так, чтобы маленький квадрат был между красным и желтым, а желтый рядом с синим.

5) Решить логическую задачу.

6) Дорисовать пустой квадрат, в соответствии с заданием.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – схемы квадратов.

Раздаточный – рабочие листы с нарисованным заданием, карандаши.

1 неделя

Изодеятельность:Графическое изображение буквы З

Познание (математика): повторить цвета

Занятие № 26, стр. 161

Жукова стр 38

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Читаем букву П в словах и слогах»

2) Упражнение «Путешествие на облаке» (И.Кришталь)

3) Физминутка (занятие 9)

4) Узнать предмет по заданным признакам.

5) Раскрасить треугольники в соответствии с заданием.

6) Дорисовать вторую половину бабочки по образцу.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный –схемы треугольников и бабочки.

Раздаточный – рабочие листы с нарисованным заданием, цветные карандаши.

2 неделя

Физическое развитие :повторить физ.минутку:»У оленя дом большой»

Развитие речи: придумать слова с буквой П

Занятие № 27, стр. 162

Жукова стр 39

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1) Обучение грамоте «Изучаем букву З»

2) Назвать как можно больше слов имеющих букву З

3)Упражнение «Водопад» (Шевцова И.В.)

4) Физминутка (занятие 11)

5) Определить что лишнее и объяснить почему?

6) Работа на листах – раскрасить мячики в соответствии с заданием.

7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – предметные картинки с изображением животных и птиц.

Раздаточный – рабочие листы, цветные карандаши.

3 неделя.

Изодеятельность:графическое изображение цифры 8

Социализация: повторить упражнение «Водопад» для снятия напряжения

Занятие № 28, стр. 191

Жукова стр 40-41

Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет.

1)Обучение грамоте «Читаем букву З в словах и слогах»

2)Упражнение «Улыбка» (О.Алесенко)

3) Физминутка (занятие 12)

4) Найти что лишнее и объяснить почему?

5) Узнать предмет по заданным признакам.

6) Работа на листах – дорисовать узор в пустой клеточке.

. 7) Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание

Демонстрационный – схемы, буквы

Раздаточный – рабочие листы, с нарисованным заданием.

4 неделя

Обучение грамоте: повторить прочтение слогов с буквой З

Изодеятельность:графическое изображение цифры 9

Приложение:

Занятие №1:

Упражнение: «Добрый клубок»

 Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом слова приветствия ребенку, стоящему слева.

Физминутка: «Мы писали»

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Затем пальчики сожмем,

Сядем и писать начнем.

Занятие №2:

Упражнение: «Минута шалости»

Ведущий по сигналу удар в бубен и т.п. предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется прыгает, бегает и т.п. повторный сигнал ведущего через 1-3 мин. Объявляет конец шалости.

Физминутка: «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Энергичные движения плечами.

Стоп! Сели.

Травушку покушали

Тишину послушали.

Приседание

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

Прыжки на месте.

Занятие №3:

Скороговорка:

Ура-ору, ору-ура.

Физминутка: «Быстро встаньте – улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели-встали, се6ли-встали

И на месте побежали.

Упражнение: «Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Занятие №4:

Упражнение: «Маленькое привидение»

Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить. Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Физминутка: «Мы ногами топ-топ»

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора!

Занятие №5:

Упражнение: «Ласковое имя»

Воспитатель спрашивает имя ребенка, затем просит всех детей сказать его ласково.

Занятие №6:

Стихотворение: Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки – 
Надо согреться
Бедной осинке.

И. Токмакова

Занятие №7:

Упражнение: «Морские волны»

По сигналу педагога "Штиль" все дети "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".

Занятие №8:

Стихотворение: Золотой дождь

Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели
И по ветру полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам,
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!

М. Лесовая

Упражнение: «Снежинки»

Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:

складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;

  • снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
  • в третий раз проделывает то же самое;
  • и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.

Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.

Обсуждение

Участники сравнивают, какие снежинки у них получились — одинаковые или разные,непохожие.

Ведущий обращает внимание участников на то, что хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность.

Занятие №9:

Физминутка: «У оленя дом большой»

У оленя

Дом большой,

Он глядит в свое окошко:

Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучит.

Стук, стук.

Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Занятие №10:

Упражнение: «Да и нет»

Ход игры: Дети располагаются по кругу. Водящий передавая мяч кому-то из детей, задает вопрос , на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов : «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. (Например: какого цвета зубы? Тебя зовут Таня?)

Физминутка: «Кошка»

Вам покажем мы немножко,                          бесшумная ходьба на месте

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,             высокие лёгкие прыжки, с ноги на                      

                                                                                                                           ногу

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно.                          Прыжки на двух ногах на месте

Скок да скок, ещё подскок,

А потом мяукнет: «Мяу!»                       Громко мяукают и садятся на места

Я в свой домик убегаю!»

Занятие №11:

Скороговорка:

Вышел Лев из-за горы
И, подумав, молвил:
-РРРЫ!

Подлетели какаду:
-Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рраскидаю?
Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал:
-Я просто РРРРРАД!

Физминутка: «Снег идет»

Снег идет, снег идет.

Дворник улицу метет.

Стороной народ идет

Веселей, веселей!

Заниматься нам не лень.

Мы немножко разомнемся,

За дела опять возьмемся.

Произвольная имитация движений.

Занятие №12:

Физминутка: «Мои руки».

Мои руки – это волны,    руками изображают волну, движение вперед

Ветер гонит их вперед.    делают резкое движение руками вперед.

Мои руки – крылья чаек,     поднимают и опускают руки через стороны,                      

                                                плавно, кисти расслаблены.

Небо их к себе зовёт.       Поднимают руки перед собой, вверх.

Мои руки – рыбки в море, соединяют пальцы рук треугольником перед собой

Плавают туда-сюда.        Делают плавные движения руками то в одну, то в              

                                                                                                      другую сторону.

Мои руки – это крабы,      руки перед собой, пальцы сгибают и опускают

                                                                                       вниз; пошевеливают  ими.

Спустимся на дно морское:          приседают.

Там кораллы, словно ветки,    раскрытые ладони поднимают вверх

Раскачалися без ветра.         Плавно покачивают руками.

Вот приплыл конёк игривый,             ходят на месте, высоко поднимая ноги,  

                                                             опуская и поднимая голову.

Как змея, ползёт мурена,           делают волнообразные движения рукой

И акула проплывает.                Делают из рук большой рот.

На ходу заснула, верно.          Кладут руки под щеку.

Упражнение: «Придумай сказку»

Ведущий показывает картинку, на котором может быть изображено, что угодно, а игроки должны по очереди сочинить сказку, о том, что нарисовано на картинке.

Занятие №13:

Упражнение: «Коровы, собаки, кошки»

Инструкция: Пожалуйста, встаньте и расположитесь широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. (По очереди шепчите детям на ухо: "Ты будешь коровой", "Ты будешь собакой", "Ты будешь кошкой".)

Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Через минутку я попрошу вас "заговорить"так, как "говорит" ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые "говорят" так же, как вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Дальше, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других детей, "говорящих" на вашем языке. Готовы? Все закрыли глаза? Помните, что во время хождения по комнате глаза должны оставаться закрытыми. Навострите уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой... Начали!

Занятие №14:

Упражнение: «Передай маску»

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Посмотрите все на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (На несколько секунд зафиксируйте на лице какое-то выражение. Медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение Вашего лица).

А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как толь-ко у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он "передает" своему соседу слева. Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяем выражение лица соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и "передаем" его соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

Занятие №15:

Упражнение: «Только вместе»

Инструкция:

Разбейтесь на пары и встаньте спина к спине. Сможете ли вы медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. А теперь сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить с какой силой вам нужно опираться на спину партнёра, чтобы обоим было удобно.

Анализ:

  • С кем тебе вставать и садиться было легче всего?
  • Что было самым трудным в этом упражнении?

Занятие №16:

Поговорки:

Ложь злодею нужна, а правда – миру.
Ложь ложью погоняет.
Ложь не живуча.
Ложь человека не красит.

Упражнение: «Тихие и громкие голоса»

Материалы: Полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок, который предварительно Вы можете как-нибудь оформить.

Инструкция: Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разговариваете, играя во дворе? Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в группу и начинаем работать? Почему в группе нам нужны тихие голоса?

Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в группу, вы можете сложить свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетиком детей и собрать в него все громкие и шумные голоса?

Занятие №17:

Упражнение «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»

Цели: Нередко бывает, что все дети одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредоточению, а более медлительные дети получают больше времени для размышлений.

Инструкция: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: "Раз, два, три..." На счет "три" вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.

— Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели? Другие возможные вопросы:

— Как называется наш садик?

— Как называется улица, на которой стоит наш садик?

— Сколько учеников в нашей группе?

И т.д.

Для того чтобы побудить детей к сотрудничеству, Вы можете в заключение дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем Вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: "Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три!"

Физминутка: «Цапля»

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля…

Узнаете? Это…

                            (Цапля)

                                                    (произвольная имитация движений)

Занятие № 18:

Физминутка: «Зарядка»

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять,

Наклонится – три четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Соответствующие движения.

Упражнение: «Волшебная палочка»

Материалы: Возьмите палочку или прутик длиной примерно 40 см и покрасьте его серебряной или золотой краской. Когда краска высохнет, Вы можете дополнительно украсить палочку блестящей бумагой или цветными ленточками.

Инструкция: Сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребенок, у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные должны будут внимательно слушать до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам, что хорошего случилось с ним на прошлой неделе. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.

Другие возможные вопросы:

— Что было для тебя на прошлой неделе самым трудным?

— Хотел ли ты на прошлой неделе что-нибудь сделать, что пришлось отложить на будущее?

— Было ли на прошлой неделе что-нибудь, что ты делал действительно с удовольствием?

Следите, пожалуйста, за тем, чтобы каждый ребенок получил слово.

Занятие № 19:

Упражнение: «Доброе утро»

Дети вместе с педагогом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга  Доброе утро Саша…Оля… и т.д., которые нужно пропеть.

Физминутка: «Три медведя»

Три медведя шли домой:             (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой,            (поднимают руки над головой)

Мама с ним - поменьше ростом,                  (руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто                                            (приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,         (дети имитируют игру с погремушками)                                                                                              

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

Занятие №20:

Упражнение: «Волшебная подушка»

Ведущий. Я принесла волшебную подушку. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать рассказ словами: «Я хочу...» Все остальные будут внимательно его слушать.

Физминутка: «Веселый счет»

Один-два – все вставайте,

Три-четыре – приседайте,

Пять-шесть – повернитесь,

Семь-восемь – улыбнитесь.

Девять-десять – не зевайте,

Свое место занимайте.

Занятие №21:

Упражнение: «Я сильный, я слабый»

Ведущий. Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения.

Саша, вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...

Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие № 22:

Упражнение: «Давай поругаемся»

Цель: Игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения.

Помогает трансформировать негативные эмоции в конструктивное взаимодействие. Также способствует развитию творческого мышления и расширению словаря ребенка.

Педагог предлагает ребенку «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами. Потом психолог предлагает «хвалить» друг друга, называя разными цветами.

Занятие № 23:

Упражнение: «Веселый страх»

Цель: коррекция тревожности, страхов.

Психолог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Дети предлагают свои варианты.

Занятие №24:

Упражнение: «Воздушный шар».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Ход игры: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

Занятие № 25:

Упражнение: «Избавление от тревог»

Цель: снятие тревоги, беспокойства, подготовка к ожидаемой стрессовой ситуации.

Необходимое время: 5-10 мин.

Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Занятие № 26:

Упражнение: «Путешествие на облаке»

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе...

Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Занятие № 27:

Упражнение: «Водопад»

Педагог: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

Занятие № 28:

Упражнение «Улыбка»

Педагог. У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

Что чувствуете вы сейчас?

(Ответы детей)

Использованная литература:

  1. «Практикум по детской психокоррекции:игры, упражнения, техники»- Ростов на Дону,Феникс,2007г.

2.Жукова Н.С. «Букварь»- М,:ЭКСМО, 2012г.

3.ЛютоваЕ.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и  аутичными детьми».- СПб., Речь.2007

4.Фопель К. «Привет, ручки!» подвижные игры для детей 3-6 лет – М.: Генезис,2005г.

5. Чередникова Т.В. «Проверьте развитие ребенка:105 психологических тестов»-СПб, Речь. 2007г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, посредством организации различных видов детской деятельности.

Выстуление на педсовете. Отчет о работе по самообразованию. Сопровождается презентацией....

Кружковая работа с детьми младшего дошкольного возраста на основе интеграции различных видов детской деятельности «Ладушки в гостях у любимой бабушки»

Программа «Ладушки в гостях у любимой бабушки» разработана для знакомства детей 1-й младшей группы с русским народным фольклором. Художественная система русского фольклора богата и своеобр...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Школа грамотного пешехода»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 85 комбинированного видаКрасногвардейского района Санкт-Петербурга...

Программа дополнительного образования на основе интеграции различных видов детской деятельности «Образ числа» Тема: «Учимся считать»

Цель: формирование математических понятий и представлений о количественном и порядковом числе, развитие кругозора ребёнка, его интеллекта, личностных качеств.Задачи:- Познакомить  с натуральным ч...