Проект "Если добрый ты"
проект (средняя группа) на тему

Першина Татьяна Васильевна

Паспорт проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_dobryy_ty_.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро,

Учат злу- в результате будет зло, ибо ребенок не рождается

Готовым человеком, человеком его надо сделать!»

В.А. Сухомлинский.

Тема проекта: «Если добрый ты»

Направленность проекта: Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.

Актуальность проекта: В. А. Сухомлинский говорил: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?

В словаре В. И. Даля написано: «Добрый - делающий добро другим, отзывчивый…Добрый - благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, добросердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, отзывчивый, чувствительный, веротерпимый, милосердый, ласковый…».

Не для кого не секрет, что из нашей жизни исчезают такие понятия,
как доброта, отзывчивость, великодушие, взаимопомощь, дружба. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Поэтому формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальным.
Воспитание доброты -  одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному, стремление прийти на помощь в трудную минуту. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства, накопление знаний об окружающем мире, в процессе расширения круга общения, накопления социального опыта.

Чтение художественных произведений, действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку, совместные добрые дела – все это побуждает детей к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты. Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении и конечно в детском саду. Эти положения стали основой моего проекта.

Сроки реализации проекта: с 13 февраля-17 февраля 2017 года.

Участники проекта: Воспитатель Першина Т.В., дети средней группы в количестве 23 человек, родители.

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, среднесрочный.

Образовательные области:

  • Социально коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Формы работы: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.

Эпиграф проекта:

Добрым быть совсем не просто
Доброта не зависит от роста.
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
 

Социальная значимость проекта заключается в том, что он направлен на формирование важных, дефицитных в обществе нравственных качеств у детей: доброты, сочувствия, дружелюбия, взаимовыручки, взаимопомощи.

Цель проекта: воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей представление о доброте, создавать мотив быть добрым.
  • Развивать у воспитанников социально – коммуникативные способности: умение взаимодействовать с другими людьми, понимать чувства и мотивы поступков других людей, действовать сообща, сочувствовать и сопереживать, считаться с желанием и мнением товарищей, развивать взаимопомощь и взаимовыручку.
  • Воспитывать у дошкольников положительное отношения к доброте, желание совершать добрые поступки во имя блага окружающих.
  • Привлечь внимание семьи к проблеме воспитания доброты в детях.

Ожидаемый результат:

  • Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
  • Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
  • Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
  • Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
  • У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
  • Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей.
  • У родителей повысился интерес к жизни группы.

Формы организации проекта:

1. образовательная деятельность: ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.

2. совместная деятельность: дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, ролевая гимнастика, пальчиковые игры.

3. самостоятельная деятельность: трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

Этапы осуществления проекта:

Первый этап. Целеполагание. Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Второй этап. Разработка проекта.

  • Довести до участников важность данной темы.
  • Подбор методической литературы.
  • Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
  • Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
  • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
  • Разработка занятий, определение тематики бесед.
  • Подбор музыкального репертуара.
  • Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
  • Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью»..
  • Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым»..

Третий этап. Выполнение проекта.

1. «Просветительская работа с родителями по вопросам воспитания в детях чув     ства доброты» -  родительское собрание «Воспитание в ребенке чувства доброты», консультации для родителей «Как воспитать в ребенке доброту», «Будем  добры», памятки для родителей «Воспитание доброты - 10 заповедей для родителей», «Искусство наказывать и прощать», рекомендации для родителей «Разбуди в себе добро», «Заповеди родителям от ребенка».  (Приложение № 1)

2. «Педагогическая работа с детьми по расширению представлений о доброте, способствовать созданию мотивации быть добрым -  НОД «Дарите людям доброту»; беседа «Что такое доброта», «О добрых поступках и делах», «Как мы можем позаботиться о старших»; рассказ воспитателя «Как отличить плохой поступок от хорошего»; знакомство с произведениями художественной литературы: «Огурцы» (Н. Носов), «Синие листья» «В. Осеева), «Вежливое слово» ( Э. Мошковская), «Вовка – добрая душа» (А. Барто) С. Я. Маршак «Друзья-товарищи», Г. Остер «Вредные советы», В. Осеева «Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», ненецкие сказки «Айога», «Три сына», Е. Благинина «Подарок», «Как светлячок друга искал”; изучение пословиц и поговорок; рассматривание картин с изображением добрых и плохих поступков;  дидактические игры, упражнения «Комплимент», «Скажи больше вежливых слов», «Хорошо – плохо», «Оцени поступок», «Ласковое слово». «Клубочек волшебных слов», «Цветок доброты»; изготовление подарков для близких, друзей, детей младшей группы; просмотр мультфильмов «Приключения кота Леопольда», «Верните Рекса!», «Просто так», «Волшебное кольцо». «Кошкин дом», «Тигренок на подсолнухе», «По дороге с облаками»; прослушивание музыкальных произведений: «Доброта» Барбарики, «Дорогою добра», «Доброта» (из мультфильма про Фунтика), «Улыбка», «Дружба – это не работа», «Добрым быть на белом свете веселей», «Дружба крепкая не сломается», «Ярко солнце светит», «Если добрый ты», слушание звуков природы. (Приложение №2)

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-пространственной среды

13.02.

Ситуативная беседа «Мы защитники малышей». Прослушивание песни «Если добрый ты».

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Чтение стихов о доброте.

Конструирование «Домик для зайчика».

Анкетирование «Считаете ли вы важны воспитания доброты в ребенке».

Внесение дидактических игр «Что такое хорошо, что такое плохо», «Мамины помощники».

 Выставка книг о доброте, о плохих и хороших поступках.

14.02.

Беседа с детьми о «добрых поступках и делах».

Дидактическая игра «Мамины помощники».

Просмотр мультфильмов о доброте.

Рисование «Наши добрые ладошки».

Консультация «Будем добры».

Копилка добрых дел

15.02.

Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии».

Рассказ воспитателя «Как отличить плохой поступок от хорошего».

Заучивание пословиц, поговорок и мирилок о доброте.

Слушание песен о доброте.

Принести фотографии на тему «Наши добрые дела дома».

Родительское собрание «Воспитание в ребенке чувства доброты»

Альбом с пословицами и поговорками, мирилками.

16.02.

Словесная игра «Добрые и вежливые слова».

Дидактическая игра «Оцени поступок».

Сюжетно- ролевая игра «Семья».

Упражнения «Комплимент», «Скажи больше вежливых слов».

Чтение художественных произведений о доброте.

Слушание звуков природы.

Консультация «Будем добры».

Рекомендации «разбуди в себе добро».

Альбом со стихами о доброте.

17.02

Речевая ситуация «Как помочь котенку».

Дидактическая игра «Оцени поступок».

 Игровая ситуация «Ищем ласковые слова».

Сюжетно- ролевая игра «Пожарные».

Слушание песен о доброте.

Чтение произведений о доброте.

Заповеди родителям от ребенка.

Памятки для родителей.

Фотоальбом «Как мы помогаем дома».

Продукты проекта: методические разработки для воспитателей (анкеты, конспекты родительских собраний, памятки, консультации, картотеки, фотоальбом, планы – конспекты занятий).

Результат реализации проекта: мониторинг проекта показал, что поставленные цели были полностью достигнуты. 82 % семей отметили важность проекта и приняли активное участие в его реализации. 80% детей, участвующих в проекте, по наблюдениям педагогов, стали чаще проявлять доброту, сострадание, взаимопомощь, взаимовыручку.

Дальнейшее развитие проекта. Проект вызвал большой положительный отклик участников проекта. Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители считают необходимым продолжить работу над проектом в следующем учебном году. Планируется:

  1. Привлечение к участию в проекте педагогов, воспитанников и родителей всех групп детского сада.
  2. Привлечение социальных партнеров.
  3. Разработка и внедрение новых благотворительных акций.

Трансляция педагогического опыта будет осуществляться через:

  1. Официальный сайт детского сада;
  2. Распространение листовок и буклетов;
  3. Трансляцию опыта работы на общих родительских собраниях;

Заключение: 

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее - доброту. Доброта начинается с любви к людям.

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда дефицит.

Добрых людей не всегда понимают

Сердце у добрых сильнее болит!

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают,

И никакого спасибо не ждут!

Спешите делать добрые дела

 Добро посеянное Вами

Плодами на Земле взойдет

И мир наш лучше и добрее станет.

Список литературы:

1.Асмолов А.Г. Слово о толерантности. М. «МГУ» 2001. – 129 с.

2.Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М. «Психология» 2002. – 277 с.

3.Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5

4. Буре Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - СПб. - 1903-1909

6. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет.

7. Кон И. С. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с.

8. Коневская Е. М. Формирование морально-ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. - 2009. - N 6. - С. 31-34.

9. Куликовская И. Э. Духовно-нравственное воспитание ребенка // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2010. - № 2. - С. 92-106.

9. Лучинская Т. Н. Нравственное воспитание дошкольников 4-5лет средствами художественной литературы.

Уважаемые коллеги, воспитывайте в детях доброту!

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте, Она нам не дается с рождения, не передается по наследству, Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее-доброту. Доброта начинается с любви к людям.

«Спешите делать добрые дела

Добро посеянное Вами

Плодами на Земле взойдет

И мир наш лучше и добрее станет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта  –  это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»

С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на  сайт...

Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»

Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...

Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"

Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....

Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».

Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...