Консультация для педагогов «Использование игровой деятельности в формировании социально-личностной готовности детей к школе»
консультация на тему

Имамова Раиля Рамилевна

Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах предшкольной подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Использование игровой деятельности в формировании социально-личностной готовности детей к школе»

Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах предшкольной подготовки.

Ход консультации

Психогимнастическое упражнение «Пожелания».

Участники стоят в кругу и передают игрушку, сопровождая ее добрым пожеланием для стоящего соседа слева.

Выступление старшего воспитателя.

В ФГОС ДО прописано, что деятельность детей в детском саду, регламентированная по типу учебной, не соответствует возрастным и психологическим особенностям ребенка дошкольного возраста. Психологически оправданным является использование различных видов детской деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста одним из таких видов деятельности является игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры.

Игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности. Именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка. К сожалению, игра родителями чаще всего рассматривается как развлечение, то есть просто досуг, как избыточный элемент, как пустая трата времени, педагогами же, в основном, - как средство обучения. Но игра для ребенка – это всегда спонтанное, непредсказуемое, активное пробование себя или предмета игры, это всегда какая-то загадка, импровизация, неожиданность, сюрприз. Если даже эта игра по строго обозначенным правилам, все равно непонятно, кто выиграет, и интрига в том, чем все закончится, что будет дальше? Это отличает игру от любой другой деятельности. Такая деятельность очень важна потому, что дает возможность ребенку пробовать себя, проявлять инициативу, совершать выбор и, соответственно, нести за него ответственность.

Игра, в широком смысле слова, охватывает очень много детских деятельностей и имеет позитивное влияние на становление самостоятельности, инициативности и личности ребенка. Все другие занятия не могут заменить того развивающего эффекта, который несет свободная, самостоятельная, инициативная игра.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью этого возраста и определяет зону ближайшего развития самоконтроля (произвольности) как одного из главных новообразований дошкольного возраста и составляющей социально-личностной готовности детей к школе.

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть не нарушать правила, если он желает играть и не хочет разрушить игру.

Игра «Светофор»(проводится с воспитателями)». Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015., с 60

В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования оказываются наиболее трудным «испытанием» для импульсивных, нетерпеливых дошкольников. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание легко вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу, желанием быть первым и лучшим. Постепенно нетерпеливость и импульсивность, проявляющиеся в установке выиграть любой ценой, ослабевают. В основе этих позитивных изменений, несомненно, лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.

Проводится игра «Эстафета зверей». Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015., с 74.

Настольная игра «Лото»

Это пример игры с правилами и одновременно игры – соревнования. Эта, на первый взгляд, элементарная игра чрезвычайно полезна для детей с импульсивным поведением. От ребенка одновременно требуется: быть внимательным и собранным; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра у него есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша и т. д.

На примере этой игры можно также показать универсальные способы усложнения игры с правилами:

• подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности, наблюдательности (например, прежде чем закрыть фишкой каждое число в верхнем ряду, теперь необходимо подложить под фишку красный бумажный квадратик или заполнять одновременно не одну, а две карточки);

• внести дополнительные запреты (два-три, и тем самым усилить элемент произвольности в игре (например, запретить переспрашивать ведущего какую цифру он назвал; при наличии у себя на карточке названной цифры не выкрикивать «У меня! Мне!», а молча поднять руку);

• ввести в игру новые формы организации ее участников (например, штрафы-санкции за нарушение игровых правил);

• ввести в уже известные традиционные правила элементы творческой активности, то есть усложнить игру за счет сознательного придумывания самими детьми новых правил.

Вместе с детьми, отличающимися импульсивным поведением, к играм с правилами целесообразно привлекать и их недисциплинированных сверстников. В заданных игрой обстоятельствах, под воздействием игровых правил, прежде свойственные детям недисциплинированность, безответственность, эгоистичность постепенно нивелируются и пробуждаются желаемые качества, такие как выдержка, организованность, ответственность.

Длительные совместные игры со сверстниками благоприятно сказываются на детях с импульсивным поведением, потому что в групповой заинтересованной деятельности традиционно присущие им торопливость, необдуманность, поспешность, желание непременно добиться успеха со временем уступают место формирующимся представлениям о ценности коллективных достижений. Вхождение такого ребенка в роль на длительное время способствует становлению его целеустремленности, а необходимость постоянно согласовывать свои действия с другими игроками помогает ему избавиться от излишней торопливости, суетливости, стать более сосредоточенным и внимательным.

Игра «Разведчики» Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015., с 63

Коллективные дидактические игры. Как показывает практика, сегодня многие дети, поступающие в школу, не владеют в достаточной степени навыками коллективного взаимодействия со сверстниками. Нередко можно видеть как конфликтность, нежелание или неумение детей договориться между собой приводят к распаду совместных занятий и игр. Преодолеть эти искажающие личностное развитие ребенка недостатки и сдерживающие эффективную подготовку к школе возможно, если включить его в совместную дидактическую игру с другими детьми. Взаимодействие со сверстниками в процессе игры ставит такого ребенка перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить свое мнение, учесть пожелания партнеров и скоординировать с ними свои действия.

В ряде исследований показано, что сутью совместной деятельности в игре является ориентация ребенка не на объект деятельности, а на координацию своих действий с другими играющими. Видение в сверстнике равноправного партнера, с которым можно достигнуть взаимопонимания, а также отношение к себе как к равному партнеру – вот то новое, что приобретает в коллективной дидактической игре ребенок.

От обычных дидактических игр, которые в работе со старшими дошкольниками чаще носят интеллектуально-развивающий характер и ориентированы, прежде всего, на овладение ими конкретными знаниями, предпосылками предметных учебных действий, коллективная дидактическая игра отличается тем, что в ней приоритетной задачей все-таки является развитие у играющих навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов.

Второе отличие состоит в том, что в коллективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а основной целью игрового процесса.

Игра «Собери кораблик» Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015., с 64.

Участвуя в серии подобных игр, прежде упрямые, эгоистичные или, наоборот, застенчивые дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии со сверстниками. Важно и то, что сложившаяся в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания становится личностно значимой для ребенка и в дальнейшей повседневной жизни.

Психотехнические игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, обретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Наиболее приемлемы в этих условиях психотехнические игры, объединенные в специальные пары. Первая игра в каждой паре – освобождающая или расслабляющая (например, «Зоопарк», а вторая – мобилизующая (например, «Канон»).

Игра «Зоопарк» Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015., с 65.

Таким образом, в процессе игровой деятельности у детей формируются: мотивация к обучению в школе, произвольность, самооценка и такие интегративные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, а также коммуникативная речь, свободное общение, как с детьми, так и с взрослыми, без которых невозможно ожидать безболезненного перехода детей в новые условия и постепенного вхождения в учебную деятельность.

Рефлексия

Участники встают в круг, передавая мяч по кругу, высказывают свои мнения и вносят пожелания и предложения относительно сегодняшней встречи.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015.

3. Л. А. Пенькова, З. П. Коннова, И. В. Малышева, С. В. Пыркова. Развитие игровой активности дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

4. Вершинина С. Е., Деркунская В. А. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стан...

Влияние игровой деятельности на формирование социально-личностного развития дошкольника.

Актуальность: Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами.Игра для дошкольников является ...

Консультация для педагогов «Использование театрализованной деятельности как средства обогащения словарного запаса детей».

Консультация для педагогов  «Использование театрализованной деятельности как средства обогащения словарного запаса детей»....

Консультации для педагогов «Использование дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей»

              Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои...