Консультация для педагогов «Использование театрализованной деятельности как средства обогащения словарного запаса детей».
консультация

Чистякова Татьяна Николаевна

Консультация для педагогов  «Использование театрализованной деятельности как средства обогащения словарного запаса детей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №109 г. Пензы «Планета детства»

Консультация для педагогов

 «Использование театрализованной деятельности как средства обогащения словарного запаса детей».

Подготовила: воспитатель Чистякова Т.Н.

Пенза 2019

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что знакомство с различными видами театра, а также театральные постановки для детей и с их участием, играют важную роль в их развитии, приобщают детей к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, развивают речь, учат ребенка лучше понимать окружающий его мир.

Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир.

Ознакомление с различными видами театра и театрализованная деятельность, позволяет решать многие задачи программы детского сада: одной из самых важных для дошкольников является развитие речи и повышение речевой активности. Разнообразие различных видов тетра, тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, повышает речевую активность, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Таким образом можно сделать ВЫВОД: что все вышесказанное дает основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.

Знакомясь с различными видами театра, а также участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Цель: Ознакомление с различными видами театра для повышения речевой активности.

 Задачи и методы:

  • последовательное знакомство с видами театра;
  • поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
  • совершенствование артистических навыков;
  • работа над речью и интонацией;
  • коллективные взаимодействия;
  • умение сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

Следует выделить некоторые принципы.

1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.

2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

- детского и взрослого искусств;

- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

Реализация цели и задач:

Знакомство детей с театральной куклой бибабо, и театрализованными играми, начиная с младшей группы. Дети смотрят драматизации, инсценировки в исполнении воспитателя и детей старших групп.

Со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. В качестве основы - этюдный тренаж. Этюдный тренаж - это работа актера над собой. Этюды и упражнения помогают малышам развить память, внимание, воображение, умение двигаться на сцене, общаться с партнерами.

В средней группе кукольный спектакль объединяется с игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр - там есть ширма и за нее можно спрятаться.

В старшей группе дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

Подготовительная группа - театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.

Совершенствуется всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрализованного искусства; развивается творческая самостоятельность: игровая, песенная, танцевальная импровизация, а также импровизация на детских инструментах; углубляются знания о предметах, куклах, декорациях; расширяется, активизируется словарь детей; воспитывается культура речевого общения; закрепляются навыки импровизации знакомых сказок. Следует побуждать детей придумывать новые сюжеты; искать выразительные средства для создания образа, используя позу, мимику, жест, речевую интонацию; воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи; совершенствовать песенное мастерство; развивать творческую самостоятельность, побуждать передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, создавая яркий образ героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства развития речи, обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Предлагаемый материал способствует развитию речи и обогащению словарного запаса в игровой форме. Ненавязчиво, просто и доступно поможет ребенку преодолеть речевой барьер в общении....

Личный творческий план. "Речевые игры, как одно из средств активизации и обогащения словарного запаса детей подготовительной логопедической группы". 2015 - 2016 учебный год.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного раз...

Консультация для родителей «Использование метода системного подхода для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Данная консультация познакомит родителетей с тезнологией ТРИЗ, повысит их компетентность  в сфере инновационных технологий, познакомит с методикой проведения дидактических игр....

План работы воспитателя по самообразованию "Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста" на 2021 - 2022 учебный год

План работы воспитателя по самообразованию "Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста"...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей"

В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отли...