праздник " Деревенские посиделки"
методическая разработка на тему

Федощенко Людмила Григорьевна

Продолжать знакомить с обычаями и традициями русского народа , дать представление о различном характере народных песен игр, хороводов,развивать эстетическое восприятие, воспитывать любовь к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_na_den_otkrytyh_dverey.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник "Деревенские посиделки"

Цель: продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа; дать представление о различном характере народных песен,игр, хороводов; развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений; коррекция памяти, внимания; воспитывать любовь к народному творчеству.

Оборудование: макет лома с завалинкой, зеркало, вышитое полотенце, деревянная посуда, русская печь (макет), стол, пяльцы, прялка, музыкальные инструменты, плакат с пословицей "Не красна изба углами, а красна пирогами", конфеты и блины для угощения, русские народные костюмы.

Класс красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д.

Ход праздника

/ Хозяйка встречает гостей с хлебом солью /

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, гости желанные. На Руси в далёкие времена, когда жили наши прабабушки и прадедушки дорогих гостей встречали хлебом с солью. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома. / Хозяйка рассаживает детей Г Хозяйка: На завалинке, в светёлке Иль на брёвнышках каких Собирали посиделки Пожилых и молодых При лучине ли сидели Иль под светлый небосвод - Говорили, песни пели И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир I Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Хозяйка: Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем  ли слышно, всем ли места хватило?        

Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места! да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1). Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить - обо всём не тужить!

. 3) Дом вести - не лапти плести.

4) Хозяюшка в доме, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли. Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прскря и гея - хватит с Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование. / Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»

Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей). Раньше из ниток делали мартинички. Мартинчки это соединённые пояском две куколки, скрученные из ниток - белая и красная. По традиции мартиничку прикладывали на одежду близким людям 1 марта и носили до тех пор, пока не увидят первого аиста. После чего пускали по воде или повязывали на ветку цветущего плодового дерева и загадывали желание. Дети сами сделали мартинички и хотели бы подарить нашим гостям. /Дети дарят гостям подарки /

- Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете.

/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно(ответы детей) Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит. Печь избу согревает, да освещает.

Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.

Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Голос: Это я, запечный житель.

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Голос: Зовут меня - известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.

Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята, хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой. Домовой, приходи к нам домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее. / Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-а-сте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя: Ну...так и быть - слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой - Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады - Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем < Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения.С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/

Кузя: У меня для Вас тоже подарочек есть. Вот, глядите! (выноси т из-за печки решето)

Хозяйка: Кузя, да ведь это же обыкновенное решето.

Кузя: Моё решето - чистое волшебство, в нём песни, да пляски, да равные сказки.

Хозяйка: А какая там сказка? (заглядывает в решето и достаёт оттуда лисьюруковичку) Да это ж лисья рукавичка! И что это значит, Кузя.

Кузя: А вот что. Решето, решето, свежим лыком обвито. Обвито-обвито, снегами умыто! Хочу, чтоб сказка к нам явилась!

/ Звучит русская народная мелодия. В зал входит девочка в костюме лисы. В руках у нее корзина с рыбой.

Лиса:

Ох, устала я, устала –

Возле реченьки гуляла

Мужичка перехитрила И всю рыбу утащила!

Волк: (выбегает) Здравствуй, Лиса, рыжая краса!

Лиса: Как дела, зубастый?

Волк: Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса: Где был?

Волк: На рынке.

Лиса: Что купил?

Волк: Свининки.

Лиса: Сколько взяли?

Волк: Шерсти клок...

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

Лиса: Кто отгрыз?

Волк: Собаки! Ну, а ты-то где бродила?

Лиса: Рыбку в проруби ловила.

Только хвостик опустила,

Видишь, сколько наловила... (показывает корзину с рыбой)

Волк: Рыбки тоже я хочу (тянется к рыбе, но Лиса быстро прячет корзину за спину)

Лиса: Так поймай, я научу.

Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке.

Хвост свой в прорубь опускай И всё время повторяй:

- Ловись, рыбка, большая и маленькая.

Волк: Ну, спасибо, Лисавета!

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи.

Лиса: (показывает, кричит вслед) Не забудь, слова скажи.

Волк и Лиса уходят из зала /

Хозяйка: И правда, Кузя, твоё решето волшебное. А что там у тебя ещё есть (заглядывает в решето и достаёт красивый платочек)

Кузя: Есть у меня одна игра, собирайся, детвора!!! Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь.

/ Кузя играет с детьми в игру «Дятел»!

Правило: играющие выбирают «Дятла», который стоит в центре круга, все остальные ходят по кругу и поют:

Ходит дятел ищет Зёрнышко пшеницы,

Не нашёл и долбит сук Раздаётся в лесу стук:

Тук, тук, тук.

После этого дятел берёт палку и стучит, а все считают про себя. Кто первым назовёт количество ударов тот обегает вокруг дерева и становится дятлом./

Кузя: (поглаживая живот) Что-то мне есть захотелось... испекла бы ты мне, Хозяюшка, колобок, что-ли.

Хозяйка: Рада бы испечь, да мука закончилась.

Кузя: Аты по амбарам помети, по сусекам поскреби, авось, и наберёшь на колобок.

Хозяйка: Что ж, пойду посмотрю, может, чего и напеку.

Кузя: А я Вам пока загадки загадаю:

  1. Чудо, чудо сошлось с кругом:

Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)

  1. Под крышей четыре ножки, под крышей - суп, да ложки. (Стол)
  2. Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша)

Хозяюшка, ну что, скоро ли будет колобок готов?

Хозяйка: Скоро, скоро, уже зарумянивается!

Кузя: 5) Веду я внучка по всем комнатам за ручку. (Веник)

Кузя: Скоро ли будет колобок?

Хозяйка: Из печи достаю.

/ Хозяйка выходит, ведя за руку ребёнка, в костюме колобка. /

Хозяйка: По полочке поскребла, горсть муки-то набрала, на сметане замесила, вот Колобок какой получился.

Кузя: Ой, да какой пышный, румяный! (дотрагивается до него и отдёргивает руку). Ой, горячий какой! Пускай остывает.

/ Дети исполняют песню «Колобок», Слова: В. Татаринова,

Музыка: Г. Струве (ребёнок-Колобок танцует) Ансамбль ложкарей.

Кузя: Вот это Колобок. Какой он у тебя шустрый, да ладный получился. Жалко мне его есть. Эх, буду голодным ходить...

Хозяйка: Кузя, а в твоём решете ещё остались чудеса?(заглядывает в решето и достаёт пирожок) Да это же пирожок!

Звучит русская народная мелодия. В зал входит воспитатель в костюме медведя с коробом за спиной.

Медведь: (подойдя к пеньку) Сяду на пенёк, съем пирожок!

Машенька: Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси ребяткам угощенье!

Медведь: Ишь, какая глазастая. Высоко сидит - далеко глядит.

/ Медведь идёт дальше, останавливается у пенька /

<

Медведь: Сяду на пенёк, съем пирожок!

Машенька: Не садись на пенёк, не ешь пирожок!

Неси ребяткам угощенье!

Медведь: (подходит к хозяйке) Вам Машенька короб с пирожками прислала. /Хозяйка и Кузя раздают детям пирожки/

Хозяйка: Спасибо, Михайло Потапыч. Машеньке кланяйся от нас. Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет.

Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку.

Прошу всех к столу.

Анализ: На основе данного сценария был проведен праздник. Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: воспитанники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, игры, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества.

Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"

Сценарий фольклорного праздника в сборнике межрегионального научно - практического семинара г. Воронеж "Деревенские посиделки"...

сценарий праздника "Деревенские посиделки"

сценарий праздника "Деревенские посиделки"...

Сценарий детского народного фольклорного праздника «Деревенские посиделки»

Проведение подобных развлечений, способствует приобщению   детей  к русской народной культуре, к её обячаям, традициям, воспитывает у детей чувство патриотизма, любви к их малой Родине....

Сценарий праздника 8 марта для детей подготовительных групп "Деревенские посиделки"

Сценарий разработан для детей подготовительных групп и включает в себя предварительную работу.  В течение месяца дети в группах изучают историю русской куклы (тряпичной), вместе с воспитателями и...

Сценарий праздника «Деревенские посиделки» на тему «Завалинка»

Викторина для родителей: стихи, песни, русские нарародные игры. Дети знакомят родителей с традиционными видами росписи....

Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"

Приобщать детей к русской народной культуре....